Полезное > Снаряжение >

Автор: Cергей Коровяковский, Москва

Поход в горы - с чего начать.
Ещё о снаряжении

Спальник

Если, отправляясь в поход в горы нет острой необходимости еженощно испытывать себя на морозоустойчивость, очень рекомендую заранее озаботиться выбором спальника.

Для похода 1 к.с. вполне подойдёт спальник «до -10». Можно и теплее. А вот тоньше лучше не покупать.

Если спальник в какую-то ночь окажется слишком тёплым – не беда, всегда можно раскрыться. А вот если турист начнёт в своём спальнике околевать, тут проблеме помочь будет уже сложнее.

Материал спальника выбирается исходя из личных предпочтений.
К примеру, я постоянно пользуюсь пуховым, т.к. при равных теплоизоляционных свойствах с синтетикой, он заведомо легче (хотя и дороже).

Конструкция спальника так же зависит от личных вкусов – «кокон», либо «одеяло».

Большой разницы между ними нет. Но, в первом спать в одиночку теплее, а во втором – удобнее и теплее в коллективе. Кроме того, второй вариант можно использовать в различных непредвиденных случаях (в качестве накидки, пледа, одеяла, перины и т.д.).

Головной убор

Поскольку в горах часто бывает буквально сжигающее солнце, очень не лишним будет какой-либо головной убор. Какой именно – каждый выбирает сам. Главное, чтобы он был дышащим, и желательно с козырьком или полями.
И хотя я обхожусь без такового, это не повод подражать мне во всём. Особенно тем, на кого сильный солнцепёк очень действует.

Закончив рассказ о личном снаряжении туристов плановой группы, поговорим немного о том, что стоит взять с собой в том случае, когда группа идёт самостоятельно (в «самоделку»).

Палатка

Главная коллективная снаряга – палатка.

Свой будущий домик всегда нужно выбирать с особой тщательностью, т.к. ваша взаимная дружба с ним будет продолжаться долгие годы.

Собираясь в поход, нужно сразу определиться с количеством участников. И именно исходя из этого покупать палатку. Здесь принцип один – чем меньше в группе палаток, тем лучше. Поэтому на группу из 6 человек, вариант в 2 трёхместные палатки более предпочтителен, чем 3 двухместные.

В первую очередь это сказывается на суммарном весе снаряжения, и на возможности комфортно поставить лагерь на более маленькой стоянке. Кроме этого, чем меньше в палатке спит людей, тем там холоднее.

Конструкция палаток может быть двух основных типов – «купол»/«сфера»/«бочка», или «двухскатка».

У каждого вида есть свои «плюсы» и «минусы».

«Купол»

«плюсы»:

- хорошая ветроустойчивость,
- уже стоящую палатку можно очень легко перенести на другое место.

«минусы»:

- более медленная скорость установки (по сравнению с равнозначной двухскаткой),
- если в походе ломается (или теряется) стойка, все жители этой палатки автоматически становятся бомжами,
- достаточно высокая цена,
- очень большое разнообразие видов, что затрудняет правильный выбор для неопытных новичков.

«Двухскатка»

«плюсы»:

- очень быстро ставится,
- в случае потери (или ломания) стойки очень легко ставится на любых подручных палках, альпенштоках, трекинговых палках и даже ледорубах,
- невысокая цена,
- возможность (за счёт открытия второго входа) в случае резкого порыва ураганного ветра, моментально сбросить ветровую нагрузку.

«минус»:

- хорошо держит только ветер, дующий вдоль осевой линии палатки.

Здесь никаких рекомендаций не будет. Только личный опыт!

Что же касается меня, то пожив в разных палатках и испробывав все их «плюсы» и «минусы», я всегда с удовольствием возвращаюсь в свой проверенный родной двухскатный домик.

И ещё…

Забудьте об однослойных водонепроницаемых палатках (без тента, поэтому лёгких). Чудес не бывает - если она абсолютно не пропускает воду, то она и не дышит. А какая разница в какой луже плавать – от дождя или от конденсата.

Костровые принадлежности

Топор

В походе огонь, это жизнь! Поэтому не экономьте на топоре.
Сразу хочу сказать - то, что продаётся под видом различных туристких топоров, на самом деле имеет отношение к туризму, как балерина к космонавтам! Этим уродством очень хорошо иногда наколоть щепочек для растопки бани, или нарубить хвороста для небольшого дачного костерка. Если же вы отправляетесь на 10-15 дней в полностью автономный поход, без серьёзного инструмента не обойтись. Для этого идеально подходят небольшие плотницкие топоры.

Сразу совет – никогда топор не подбирайте по принципу «чем легче – тем лучше». Обратите внимание, у плотников, работающих целый день, топоры всегда имеют очень неплохой вес. И именно за счёт этого (а также за счёт отличной стали, заточки и грамотного баланса) таким топором рубить одно удовольствие – быстро и качественно.

Рукоять топора должна быть такой длины, чтобы им было удобно рубить как одной рукой, так и двумя (в среднем 30-40 см.).

Топоры на группу берутся из расчёта – 1 на 8…10 человек.

В дополнение к топору всегда можно взять цепную пилу. Только учтите, что это второстепенный инструмент, служащий лишь именно как дополнение к топору.

Продолжая говорить о костровых принадлежностях, стоит упомянуть тросик с крючьями. Не скажу, что это такая уж необходимая вещь, но… Если вам не в тягость тащить лишние 200-300 г. железа, то в некоторых случаях они смогут немного ускорить оборудование костровища.

И ещё одна действительно нужная вещица у костра – рукавичка (верхонка).
Чтобы дежурным не обжигаться о горячие котелки, очень хорошо пользоваться этими импровизированными прихватками. Для этой цели в поход и берётся пара обычных брезентовых строительных рукавиц.

К предыдущей части __________ Продолжение следует....<>

/a

О двухскатных палатках

"очень быстро ставится" Имхо, каркасная палатка ставится быстрее. Дуги воткнуты и можно стелить карематы. А для двухскатки ещё 6 камней прикатить надо. Скорость установки больше зависит от того, съёмный тент или совместный с палаткой. Последний случай также нередко имеет место в каркасных палатках (напр, Red Fox "Mountain Fox") и мне тоже очень нравится. " в случае потери (или ломания) стойки очень легко ставится на любых подручных палках, альпенштоках, трекинговых палках и даже ледорубах" - не такой уж плюс если в поход брать палатку, соответствующую предполагаемой ветровой нагрузке. "невысокая цена" - дешёвых китайских каркасных сейчас валом "возможность (за счёт открытия второго входа) в случае резкого порыва ураганного ветра, моментально сбросить ветровую нагрузку" - две трети современных каркасных палаток также с двумя входами. А из минусов Вы забыли упомянуть стойку посреди входа, которую регулярно сносят все выходящие из палатки. Проходил лет 20 с этими атрибутами мазохизма, но ностальгии - никакой. Вы - уникальный любитель этих раритетов.