Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Риккардо Кассин – каким он был.
Часть первая

«Совершать восхождения без предосторожности - это безумие»
-постоянный девиз человека, которого знал весь мир.

Р.К. Риккардо Кассин (Riccardo Cassin) - один из самых известных и узнаваемых альпинистов мира ХХ века. В мире, наверное, не найдется человека, занимающегося альпинизмом, который бы ни разу не слышал это имя. С этим именем связаны события, которые помещают Кассина в узкий круг тех, кто писал историю мирового альпинизма. И в наши дни, не смотря на высокий уровень развития технологий и улучшение альпинистского снаряжения, многие маршруты, пройденные им еще в 1930-х годах, остаются тяжелым испытанием и проверкой мастерства для новых поколений альпинистов. Не только в горах, но и в повседневной жизни Рикардо Кассин всегда выделялся своей решимостью, силой и мужеством.

В 1930–1940 годах Рикардо Кассин (Ricardo Cassin) признается одним из наиболее сильных альпинистов во всем мире. Вот только некоторые из его самых сложных и знаменитых горных восхождений: North–East face Piz Badile (Bergell), North Face Cima Ovest di Lavaredo (Dolomites), pt. Walker (mt. Blanc), North Face of Grandes Jorasses. За этот период Ricardo Cassin было совершено несколько сотен новых восхождений в Альпийских горах, Андах, а также на Аляске.

Уважаемые читатели! Приготовьтесь к неожиданной цифре всех совершенных Риккардо Кассиным различных восхождений – их у него было в общей сложности – 2500 (!) и 100 из них – это первовосхождения!

Риккардо Кассин родился в начале января 1909 года в Сан Вито ал Талиаменто (San Vito al Tagliamento) в провинции Фриули, в бедной семье. Когда Риккардо было 3 года, его отец Валентино, вынужден был эмигрировать в Канаду на заработки. Рикардо был еще ребенком, когда его отец (в возрасте 29-и лет в ноябре 1913 года погиб при аварии на одной из шахт в Канаде). Оставшись без финансовой поддержки кормильца семьи, Рикардо провел свое детство с овдовевшей матерью и младшей сестрой в доме своего деда по материнской линии у реки Тальяменто, в местах, где уже бушевала мировая война.

Однажды, 9-и летний Риккардо увидел, что в реке проплывает пара сапог, он подбежал и пытался вытащить их на берег, но оказалось что сапоги были на трупе солдата… Риккардо, осилив свой страх, снял сапоги с убитого солдата, ведь дома его ждали голодные мать и сестра, а сапоги всегда можно было выменять на кусок хлеба.
Как в последствии вспоминал Риккардо: «В тот день, в ноябре 1917 года, через 4 года после смерти своего отца, я понял, что такое смерть. Для меня, 9-летнего ребенка, это был единственный случай в жизни, когда война помогла прокормить семью».

В 1926 году ему пришлось уехать в Лекко (Lecco), чтобы найти работу. Он работал по 12 часов в день и учился в вечерней школе. Прошло время, и он стал начальником цеха, а потом и директором компании занимавшейся электротехническими системами.

А вообще с раннего детства ему пришлось много поработать – он был то кузнецом, то механиком, то каменщиком. После того, как он устроился на работу каменщиком, в первое же воскресенье, один из трёх братьев – владельцев компании Emilio Possenti организовал для сотрудников туристический поход на гору Resegone (1875 м). Это был первый выход Риккардо в горы, и именно после этого похода Кассин полюбил горы и начал интенсивно тренироваться, а вся его последующая жизнь вошла в историю мирового альпинизма.

До начала занятий альпинизмом, Риккардо Кассин был активным боксёром, три года своей жизни посвятив боксу – до 1929 года он провел 50 боёв на ринге, в 17 из которых он одержал победу.
Риккардо не помнил, кто был его последним противником в ринге. Он подмечал:
«… что я тогда стал проводить больше времени в горах занимаясь альпинизмом, а бокс и альпинизм это очень разные по тренировкам и последствиям занятия. После скал мои ноги становились сильнее, но они резко теряли ловкость, я стал замечать, что недостаточно быстро двигаюсь по рингу… в итоге мне пришлось сделать окончательный выбор».

Любовь к горам уже обрела в нем силу. Кассин с друзьями начал совершать пешие прогулки на гору Ресегоне (Resegone), которая возвышалась над Лекко. Первые свои восхождения он совершил на гору Гриньетта (Grignetta), сначала по простым маршрутам. Но вскоре он начал прокладывать свои новые линии на вершину. Каждую свободную от работы минуту Рикардо уделял горам. Среди огромного количества восхождений совершенных им в окрестностях Лекко стоит упомянуть восхождение на башню Костанца (Costanza) в массиве Гриньетта, на Медале Краун (Medale Crown) и маршрут по впечатляющей Южной стене Сассо Кавалло (Sasso Cavallo).

Вскоре ему стало не хватать окружающих его гор для дальнейшего альпинистского развития, и он отправился в Доломиты. Там Кассин вновь повторил несколько сильных ранее пройденных маршрутов и приступил к освоению новых нетронутых.. В 1934 году совместно с Витали и Поцци он прошел новый маршрут по Юго-Восточной стене Пикколиссима ди Лаваредо (Piccolissima di Lavaredo). На следующий год вместе с Ратти он пролез новый маршрут по Юго-Восточному ребру Торре Триесте (Torre Trieste).

Любовь к горам по настоящему обрела в нем силу, когда в начале 30-х годов прошлого столетия Риккардо с друзьями организовал группу «Пауки из Лекко» (Lecco Spiders / Ragni di Lecco) под патронатом «Клуба Альпино Италиана» проповедующего экстремальный альпинизм.

Безденежье продолжало угнетать молодых людей и тогда, чтобы купить хоть что нибудь из снаряжения, они скинулись по 5 центов и купили веревку и несколько карабинов. Привязываться в ввосьмером к одной верёвке – не самая лучшая идея, тогда они решили установить очередь - первая двойка лезет наверх, потом скидывает верёвку вниз, следующая двойка её ловит и поднимается, и так далее.

Р.Кассин в 30-е годы. «Одна веревка на восьмерых…»

Молодой Кассин прокладывает свой первый маршрут «Cassin-dell'Oro Route» на вершине Медале, возможно, самый популярный маршрут по альпийским известнякам.

Риккардо Кассин (Riccardo Cassin) прокладывает путь на стене Cima Grande di Lavaredo

Герман Хубер (справа) в гостях у друга, Рикардо Кассина, на его даче, на озере Комо.

Вспоминая в кругу друзей свои альпинистские приключения, Риккардо однажды вспомнил случай, когда он сорвался и улетел на 40 метров - это был самый глубокий срыв за всю его альпинистскую жизнь. Он шел со своими другом Марио Де Оро-Бога по маршруту на Гринью по Дито Донес (по итальянской категории 6a+/5c/A0, или 5.9 A0/5.10c).

Риккардо шел первым на довольно сложном участке, когда произошел срыв, и он успел только крикнуть: «Держи!. Но Бога был слишком занят, раскуривая сигарету, а я всё летел, казалось, бесконечное время и, наконец, врезался в стену. С той поры с Марио я больше не ходил. Мы остались друзьями, но если он лез справа, я предпочитал идти слева».

В 1937 году у Кассина появилась новая цель - суровая и мрачная Северо-Восточная стена Пиццо Бадиле (Pizzo Badile). Его сопровождали Ратти и Эспосито из Лекко. Еще два человека из местечка Комо, Мольтени и Вальсеки, которые подошли под стену несколько раньше, присоединились к их команде. Второй день восхождения был полон труднейшего лазанья. Обстановку осложняли частые камнепады. Во время второй ночевки разразился шторм и начался сильный дождь, подвергший альпинистов тяжелому испытанию. На третий день, после многочасового лазанья под дождем, который постепенно превратился в град а, потом, и в снег, они вышли на вершину. Спуск в итальянскую сторону был очень трудным из-за холода и плохой видимости. Мольтени и Вальсеки так и не смогли его преодолеть...

Северо-восточная стена Пицц Бадиль – один из коронных маршрутов Риккардо Кассина

Альпинистская карьера Р. Кассина была долгой, даже – очень долгой. В 1987 (!) году он совершил восхождение в честь 50-летия первого восхождения на Бадиле (Badile). В возрасте 78 лет, он уже в который раз прошел этот маршрут, который увидел сам, и прошел его вместе со своими друзьями, неся в сердце воспоминания о прошедших годах и о людях, которых уже не было рядом.

В 1938 году Рикардо Кассин добавил в свою копилку еще одну Северную стену. За Доломитами настала очередь района Монблана. В поле зрения Кассина попала холодная и величественная Северная стена Гранд Жорасса (Grandes Jorasses).
Он задумал маршрут, являвшийся кратчайшим расстоянием к вершине Уолкер (Walker). Вместе со своими друзьями Эспосито и Тиццони, Кассин совершил одно из сильнейших своих восхождений. Оно заняло 82 часа, из них 35 ходовых. Маршрут изобиловал сложным лазаньем по скалам и льду, опасными участками скал припорошенных снегом.
В 1938 году Рикардо Кассин был удостоен золотой медали за спортивные достижения от Итальянского национального олимпийского комитета (CONI).

С этим восхождением была связана одна любопытная ситуация - стоит сказать, что команда Кассина ничего не знала о Шамони (Chamonix) и никогда до этого никто из них не посещал Walker Spur (ED- / 1200 м / 5+/A1) более того, они смутно представляли где находится Grandes Jorasses и по пути спросили дорогу у местного смотрителя.

Он махнул рукой и сказал: «Да где-то там …». Не узнав итальянцев, смотритель подумал, что это были туристы и, их вопрос был шуткой. Он был очень удивлен вечером, когда заметил свет в лагере, разбитом высоко в горах. И еще больше смотритель удивился, когда следующей ночью огни поднялись намного выше по склону горы.

Гранд Жорасс – северные стены

Gino Esposito, Riccardo Cassin, Ugo Tizzoni после прохождения Walker Spur

Кассин так рассказывал об этом восхождении: «Мы лезли прямо вверх по линии, не ища обходных путей. С собой мы взяли только всё самое необходимое, ничего лишнего. Мы спланировали все остановки, только плохая погода могла стать между нами и маршрутом».
Этот маршрут до сих пор считается одним из наиболее значимых, из совершённых в период между двумя мировыми войнами.

Риккардо Кассин рассказывает об одном из своих первовосхождений

.Следует отметить, что во время 2-й Мировой войны Риккардо Кассин возглавлял отряд партизан. На счету отряда и его командира не одно выигранное сражение при освобождении родных мест. Но война есть война и на ней бывают потери – так Риккардо в одном из боев потерял своего лучшего друга и напарника по восхождениям Витторио Ратти, который был убит 26 апреля 1945 года во время перестрелки с немцами. Кассин был с Ратти на первопрохождении маршрута на Чима Овест ди Лаваредо и на Пиц Бадиле и всегда вспоминал: «Ратти был единственным, кто не отставал от меня. Он был очень стойким в горах».

После окончания 2-й Мировой Войны Риккардо Кассин стал часто появляться в местечке Премано. Со всей своей любовью и страстью к альпинизму, Кассин помогал сыновьям своего друга Антонио Кодега, которые старались изобретать новое оборудование и расширить ассортиментную линию альпинистского снаряжения и аксессуаров, производимых отцом кузнецом Антонио Кодега. Стоит отметить, им это неплохо удавалось. Наверно этому способствовало то, что они были тесно связаны с фирмой «САМР», которая была основана в 1889 году в Итальянских горах Премана. Может показаться странным, но название фирмы «CAMP» абсолютно ничего общего не имеет с английским словом «camp» (лагерь). Это простое совпадение, ведь «CAMP», на самом деле, это аббревиатура: от «Construction Articles Mountaineering from Premana», что на русский язык переводится как «Конструкционные материалы для альпинизма из Премана».

В течение следующих 50 лет, компания «CAMP» разрабатывала новые альпинистские приспособления, такие как молотки и ледовый инструмент, кошки, закладные элементы, спасательное снаряжение, подъемные и спусковые устройства, ледобуры, крючья, карабины и так далее. Ассортимент товаров, выпускаемых фирмой «CAMP», постоянно расширялся. Завершающим моментом развития «CAMP» стала разработка туристического и бивачного снаряжения, в результате которого сегодня практически в любом магазине туристических палаток вы найдете модель производства фирмы «CAMP», кроме того, как профессионалы, так и просто любители активного отдыха с удовольствием пользуются рюкзаками, спальниками и одеждой этой фирмы он приступает к разработке нового снаряжения, за что по праву считается одним из отцов-основателей современной альпинистской индустрии.

В 1947 году Р.Кассин выпускает свои первые крючья, а в 1948 году – ледовый молоток.

В 1948 году Рикардо Кассин открывает свое собственное производство и, сразу же после этого, поистине ошеломляет рынок огромным количеством своих нововведений:

в 1949 году – ледоруб, в 1950 году – карабины, в 1958 году – первые титановые кошки.

Кроме «железа», Кассин в 1950 году создает первые стёганные пуховые жилеты (куртки-одеяла) для Гималайских экспедиций, которые начнут массово производиться 2 года спустя. В 1958 году Рикардо со своим сыном разрабатывают первый прототип страховочной системы, который поступит в массовую продажу 2 года спустя.

В начале 1980-х годов компания Кассина переехала из Лекко в Valmadrera, а в 1997 году компания «CAMP» выкупила права на товарный знак «CASSIN».

В пятидесятые годы ХХ века Кассин начинает путешествовать по свету, от Каракорума до Аляски, от Кавказа к Андам. Он принимает участие в разведке на К2, возглавляет экспедицию, которая приведёт Бонатти и Маури на вершину Гашербрума IV (7925м), делает первопрохождение по южной стене Денали в перуанских Андах - на Джиришанку (6126м) по западной стене. За Денали он получает поздравительную телеграмму от президента США Джона Фицжеральда Кеннеди.

Продолжение следует....

Обязательно коментарии оставлять чтобы аргументировать рейтинг?

Когда они излишни? Когда они излишни?