Экспедиции
2001: "Воронья"

Новости

Автор: Владимир Илларионов, Севастополь

Алексндр Коннов об истории исследования пещер Крыма. Спелеология, как образ жизни

Александр Коннов в экспедиции на Мердвене. 2013 год

Полвека в спелеологии

В 66 лет Александр Коннов задумался о том, все ли он сделал, чтобы стыдно не было. Человеком себя считает везучим. Две дочери – гордость. Четверо внуков – надежда. И с работой всегда везло. Потому что делал то, что нравилось. И всегда любил своё дело. И когда работал на Севастопольском предприятии «ЭРА», и когда служил в Советской Армии, и когда служил в милиции. И теперь, когда вот уже двадцатый год работает в должности нотариуса. А все потому, что всегда старался быть с людьми в ладу и приносить им пользу. Воспитан Александр на книгах. Он считает, что это и о нем Высоцкий написал в «Балладе о книжных детях»: «…мы же книги глотали, пьянея от строк». Героические, приключенческие, научная фантастика – вот какие книги были главными воспитателями. Ну и, конечно, строгость и любовь мамы не дали шанса пойти другим путем, кроме как служение Родине и людям.

Вместе 47 лет

Александр Евгеньевич вспоминает: «1963 год. Настало время зарабатывать и помогать семье. Мама одна воспитывала нас троих детей. Я был старший. Техническое училище и работа на заводе – через это прошли многие. В этот период появились друзья, с которыми мы вместе уже более полувека. Тогда же, в середине шестидесятых, увлекся спелеологией. И больше всего в этом деле меня привлекли люди. Настоящие! И это увлечение осталось на всю жизнь».

После службы в Армии по комсомольской путевке был направлен от предприятия на службу в милицию. Двадцать лет этой службы дали понять, что быть юристом - это призвание. Но… 1994 год. Настало время перемен. Решил стать нотариусом. В течении всех 20 лет крепла уверенность в том, что юрист обязан сделать всё необходимое для защиты законных прав и интересов гражданина и человека. Работая нотариусом и заведующим Третьей Севастопольской государственной нотариальной конторой, Александр Конов убедился в правильности своей позиции и своих принципов. На том и стоит.

Забот и сейчас хватает на каждый день. Но Александр не расстается со спелеологией. Выезжает на исследование пещер. Делится богатым опытом с молодыми спелеологами. Наравнее сними спускается в пещеры. Освоился в новом для себя виде спорта. Стал лидером ветеранского спортивного ориентирования. Не пропускает ни одного старта. Призер и победитель республиканских и городских соревнований.

Зона активной спелеологии

Спелеология досталась нам от далеких предков

Спелеология возникла на заре существования человека, - считает Александр Конов. Наверное, первобытные исследователи искали в пещерах укрытие от диких зверей, от непогоды, создавали там жилища и запасы продуктов. Но как наука спелеология впервые упоминается только в 18 веке. В Крыму были обитаемые пещеры уже в период Кизилкобинской культуры. Системные исследования той же Кизил-Кобы начались в первой половине 20 века. А в Севастополе началась спелеология со Скельской пещеры вблизи Байдарской долины в ущелье реки Узунджи. Тогда в Севастополе появились отдельные энтузиасты подземного мира. Их усилия долгое время были разобщены и серьезных результатов не давали. Спелеология, как коллективное времяпровождение, как активный отдых, оформилась в 1962 году на базе Севастопольского приборостроительного института. Студенты и молодые преподаватели СПИ провели первые коллективные выходы в пещеры, приняли участие во Всесоюзном слете спелеологов. А уже в 1963 и 1964 годах секция спелеологии СПИ принимала активное участие в мероприятиях союзного значения. Под эгидой Крымского института минеральных ресурсов наши спелеологи занимались проблемой питьевой воды пещерного происхождения. Среди исследователей был и Александр Конов. Активно изучали подземные потоки воды, дебет источников, температурные и химические характеристики карстовых рек. Интерес представляла и зависимость подземных водоисточников от времени года и климатических особенностей районов водосбора пещер. Находки и исследования спелеологов-любителей были использованы учеными. Сейчас правительство АРК вновь вернулось к программе использования подземных рек. Но конкретики в практическом применении накопленных знаний пока нет.

В Севастопольской спелеологии с начала 90-тых годов было относительное затишье. Нужно было хлеб насущный сыскать. Но с 2000 года спелеологи вновь вернулись к активной исследовательской работе. Казалось, что в спелеологии Крыма открытий больше не будет. Полуостров пройден весь вдоль и поперек, и не раз. Но за пять лет севастопольцы открыли ряд новых подземных полостей. Три пещеры находятся в Байдарской долине и они очень перспективные. А на Ай-Петри пещера Красная Шапочка обещает продолжение в подземной реке. Есть перспектива и у пещеры имени Артура Григоряна. Новые потоки воды приведут в новые залы. И находки севастопольцев пополняют кадастр пещер Крыма.

Коннов в пещере

Недавно появилось новое направление в современной спелеологии – спелеодайвинг. Исследователи, вооруженные аквалангами, проныривают затопленные водой ходы и попадают в новые открытые пространства. Так недавно у села Родного в гроте Анна спелеологи в 5 метрах от входа в пещеру пронырнули озеро и обнаружили новый ход. В этой пещере таких сифонов пройдено уже пять. Мероприятия рискованные, но позволяют исследователям и в наши дни проходить туда, куда еще не ступала нога человека.

Друзья и товарищи Александра Коннова, зная о его давнишнем увлечении спелеологией, задают вопрос о степени риска в исследовании пещер. И он отвечает, что любой экстремальный вид спорта, будь то альпинизм или скалолазание, спелеология или пешеходный туризм несут в себе и риск, и остроту приключений. Нужно правильно соизмерять свои возможности, степень подготовки физической и психологической со сложностью выбранного маршрута. В пещерах есть свои особенности. Узкие проходы нередко нужно проползать и даже на выдохе. Вдохнешь – застрянешь в пещере. Удержишь выдох – выйдешь из узости. Этому нужно учиться. Новичок, попав в такую ситуацию, может растеряться и рискует самостоятельно не выбраться на свет Божий. Спелеология никогда не была уделом одиночек. Это коллективный вид спорта. На успех в пещере может рассчитывать только хорошо подготовленная группа с современным надежным снаряжением. Группа должна быть оснащена осветительными приборами и запасом питания к ним, средствами связи с внешним миром. А теперь еще и спелеодайверы стали проникать в предельно узкие ходы на 10-15 метров. Дайвер идет один, но со страховкой. И здесь крайне важна слаженность действий исследователя и группы сопровождения. Права на ошибку нет. Так что, спелеология – не для слабонервных.

Коннов с друзьями

Спорт или экскурсии?

Конечно, многих манят красоты пещер, которые в городе не увидишь. Но для массового посетителя в поисках красивых картинок есть хорошо оборудованные пещеры на плато Чатыр-Дага. В Севастополе – Скельская пещера. Там риск для здоровья сведен до минимума. Прогулка в такой пещере сродни посещению музея. Только холоднее и мокро постоянно. Но есть и сталактиты, и сталагмиты, и цветы каменные, и натечные драпировки. Но там где работают спелеолги-спортсмены, на глубине 200-300 метров под землей, красот значительно меньше, а физическая и психологическая нагрузки огромные. Пещеры Кристальна, Севастопольская, Пастушья, Григоряна и Дружба в севастопольском регионе – тому яркие образцы. Туда можно попасть только под руководством опытного инструктора после курса серьезной подготовки.

Коннов с кинокамерой.1971, гора Мердвень

Дорогое удовольствие для одиночек

Сегодня спелеология остается уделом узкого круга энтузиастов. Массовым видом этот спорт никогда не станет. Во-первых, не каждый сможет себе позволить покупку комплекта снаряжения для штурма пещеры в 500 метров глубиной. А такие пещеры в Крыму есть. Или экипироваться на 12 километров ходов Красной пещеры. Александр Евгеньевич считает: «Даже наша Узунджа ставит сложные вопросы экипировки для спортивных групп. Не догонит спелеология по массовости футбол. И даже пешеходный туризм ей не догнать. Но, может быть, это и к лучшему. Спелеология останется видом деятельности, будь то спорт или исследования, для самых продвинутых энтузиастов. Сегодня наступило своеобразное равновесие между количеством пещер и количеством людей, желающих и способных их посетить». В Крыму к 1980 году было открыто более 800 пещер. Сейчас уже около тысячи. Вроде бы и много для маленького Крыма. Но для массового посещения они не годятся. И антропогенная пропускная способность у них ограничена. А потому когорта спелеологов едва ли увеличится в обозримом будущем.

Коннов. Годы службы в милиции

Жену нашел в пещере

С 1965 года, когда Александр Коннов пришел в спелеологию, он не разу не пожалел о своем выборе. Новичков-перворазников водят в довольно простые и не очень красивые пещеры. Там много жидкой грязи и мало красивых натеков и сталактитов. Дескать, вот если они переживут такое приключения, то из них получится спелеолог. Александра поразили не каменные красоты, а люди. Такие, как Гена Шнайдер. Романтик, песенник, светлой души человек. Царство ему небесное. Такими были многие в секции. Среди них и Александр Назаров, Боря Коган, Коля Лапин, Александр Нагирняк. Все они настолько тепло и с заботой относятся к новичкам, что это сразу завораживает. И уйти из такого коллектива уже невозможно. Но была еще одна особенность в секции спелеологии. В те времена в туризме и спелеологии среди новичков было много девушек. Даже на горной тропе встречаешь группу. А в ней впереди идет инструктор парень-здоровяк, а за ним топают человек 10-15 девчонок с рюкзаками. Так, или почти так, и у спелеологов было. В походе 3-4 паря и 10-12 девчонок. А рюкзаки килограммов под 50. Не каждый утащит такой груз. За девушками приходилось постоянно ухаживать, часть поклажи брать на себя. Вот так и свою жену Александр Коннов, в прямом смысле слова, вытащил себе из пещеры Уральской. И вместе с ней живет 46 год. И даже внуки Конновых знают эту романтическую историю. Тогда, в 1967 году, зимой была экспедиция в пещеру Уральскую. Трое парней и семь девчонок в группе. Колодец глубиной 70 метров. Спускались по веревкам, а подниматься нужно было по лесенкам. Не было тогда самохватов или жумаров. Валентина Коноваленко вниз-то спустилась. А вот наверх подняться уже сил не было. Александра Коннов оказался уже наверху колодца и пришлось ему «на ура!» с воплями и криками вытягивать девушку из пещеры. И с тех пор они вместе.

Коннов. На пути к Храму Солнца на Ильяс-Кае

Карстовая страна – страна чудес

Спелеологические районы Крыма – это поля карстовых воронок. Иногда с лесом, иногда с голыми скалами. Нельзя говорить о том, что Крым маленький, уютный и совершенно безопасный. На Караби-яйле или на Ай-Петри, на Тропан-Баире в тумане легко заблудиться среди карстовых воронок. «Даже опытные путешественники не гарантированы от ошибок. А одинокий путник имеет еще больше шансов заплутать. А потому и в спелеопоход нужно идти только в серьезной группе под руководством опытного инструктора. И вовсе не лишним будет зарегистрировать свой выход в Контрольно-спасательной службе», - говорит Коннов.

Во времена спелеодебюта Александра в подземном спорте уже начали применяться тросовые металлические лестницы. Но еще кое-где встречались одновременно и веревочные лестницы с деревянными ступеньками. Такая лестница, в свернутом состояние, была клубком диаметром в метр. Тяжеленная. Года три еще Александр видел этот пережиток прошлого. Даже таскал его по тропе. Но потом ее оставили где-то в тайнике на яйле в районе Трапан-Баира. И забыли где. Потеряли. А жаль. Для музея был бы ценный экспонат. В городе рыбаков и военных моряков особого труда не составляло разжиться рыбацким капроновым фалом от 10 до 12 миллиметров. Вот он-то и стал основой спелеоснаряжения в конце 60-тых. В те времена настоящие альпинистские карабины с муфтами выпускала только Ленинградская судоверфь. И распределяли их строго по альплагерям ВЦСПСа. Купить простому смертному карабин было невозможно. Делали своими руками на Севморзаводе, на «Парусе», на «Эре». Опытные станочники гнули заготовки, точили, сверлили, клепали и… испытывали свои изделия. Саша Коннов впрягся в эту работу. Качество было высоким.

Коннов. Тренировка на Каламите

Технический прогресс отставал от энтузиазма исследователей

Свет для пещер был самый разный. Изобретали, кто что мог. Самыми популярными были светоотражательные конуса от разобранных квадратных карманных фонариков, прикрученные на каску, трехвольтовые лампочки, сумочка для батареек под одежду через плечо и провод. Додумались даже до полуторавольтовых лампочек при разрядке батарей. Мировая техника прошляпила, а мы – использовали во славу спорта.

Карбидные газовые фонари были долго в обиходе спелеологов. Вплоть до 2005 года с ними ходили. Надышался Саша Коннов ацетиленом вдосталь. Все они, эти аппараты, изготавливались на местных заводах в свободное от работы время. Самой большой роскошью были шахтерские аккумуляторные фонари. Предмет вожделения любого спелеолога.

Александр Коннов вспоминает: «Из одежды носили спортивное трико, фланелевые рубахи и рабочую заводскую робу. Роба тяжелая, но как только грязью обмажется, то и почти не промокает. В пещере сыро и одежда играет важную роль в безопасности. Позже стали у водолазов и подводников шерстяное белье прикупать. Еще позже – гидрокостюмы сухого типа. А связь обеспечивали телефонными полевыми аппаратами с тяжелым стальным проводом. Сегодня трудно в это поверить, когда современная экипировка весит как пушинка, когда есть средства связи, когда светодиодные фонари обеспечивают любое освещение, а газовые горелки позволяют в течение всей экспедиции готовить пищу под землей».

Коннов. У входа в пещеру. 2012 год

В большом коллективе спелеологам всегда легче. Взаимовыручка – основное качество группы. Отдельная тема – общий котел и продукты питания. В среду на секции собрались, - говорит Александр, - обсудили маршрут и рацион, распределили, кому что покупать и нести. Не дай Бог забыть что-то из раскладки. Сразу попадаешь в штрафники и наряд на кухню получаешь вне очереди, дрова собираешь, костер поддерживаешь, посуду моешь. А вниз под землю, может быть, уже и не успеешь сходить. И никто не роптал.

Нотариус Александр Коннов. 2012 год

Главная пещера Коннова

На счету Коннова 20 серьезных экспедиций в сложные пещеры. Особо запомнилась шахта Каскадная, куда Александр шел еще молодым спортсменом, но впервые уже руководителем группы. Это была многодневка на 7 ноября. С учетом праздничных дней выходило 3-4 дня. Каскадная (ныне – 300 метров) была тогда пройдена до глубины 256 метров. Пещеру группа успешно прошла. А еще и помогли сборам крымских горноспасателей своим снаряжением в проведении тренировки под землей. Спасатели «сбегали» вниз-вверх. А группа Коннова, в составе 6 ребят и 4 девушек, все это снаряжение наверх вытягивала. А потом еще и тащила на себе 5 километров до автодороги. Но ветераны спелеологии до сих пор с благодарностью вспоминают ту экспедицию.

В заключении беседы Александр Евгеньевич улыбнулся: «И поэтому, наверно, мне везет на добрых, порядочных людей, которые верят в меня, и я верю в них. К сожалению, я не могу назвать всех Вас, но всех помню. Спасибо, что вы со мной. Мне дороги слова Юрия Визбора: «…жизнь удалась». Добавил бы к ним свою подпись «С любовью к Человеку, А. Коннов»

Ветеран спелеологии Коннов

Илларионову

Спасибо. Потомкам в пример и что не забывали.