Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: А.Дубникова, Москва

Отчет о горном походе 2 к.с. по Альпам в августе 2013 г. Часть 1

Московский городской туристский клуб

ОТЧЕТ

 

о прохождении горного туристского спортивного маршрута

II категории сложности по Западным Альпам,

совершенном  группой туристов школы БУ при МГЦТК гор. Москвы

в период с 10 по 23 августа 2013 года.


Общее фото группы

 

Маршрутная книжка № 1/3-205

Руководитель группы Дубникова Анна Александровна

e-mail: prudki@ya.ru

 

1. Справочные сведения

 

1.1. Проводящая организация – Московский городской клуб туризма (МГЦТК), адрес: г. Москва, ул. Солженицина, д. 17, тел. (495) 911-39-81, e-mail: mosmkk@yandex.ru, www.mountain.ru .

 

1.2. Место проведения похода Западные Альпы, район Пеннинские Альпы Италия - Валле-д'Аоста и Швейцария - кантон Вале, массив Монте-Роза.

 

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

 

Дисциплина маршрута (вид туризма)

 

Категория сложности похода

 

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

общая

ходовых дней

горный

 

II

 

130

 

14

 

12

 

10.08.2013-23.08.2013

 

 

1.4. Подробная нитка маршрута и высотный график.

 

г. Милан – г. Аоста – пос. Glacier - пер. Fenetre de Durand 2797 н – оз.Tsoferiet – пер. Col de Lire Rose н/к – пер. Col du Mont Rouge 3325 - Col de Cheilon 3237 св. 1Б – лед. Cheilon – пер. Pas de Chevre 2855 1Б – пос. Аrolla – пер. Col de Bertol 3311 1Б лед. Mont Mine – пер. Col de la Tete Blanche 3589 1Б (через скалы Stockji) – пос. Zermatt - пер. Tcheodulpass 3280 1А в. Breithorn 4164, 1Б (радиально) – пос. . Breuil-Cervinia - пер. Col de Valcorniere 3072 1Аоз. Moulin – пос. Bionaz - г. Saint Vinsent – г. Милан

 


График высот

 


 

  1.5. Обзорная карта региона с указанием маршрута, подъездов и отъездов.

 


Схема маршрута

 

Синим показан основной маршрут, красным передвижение на автобусе и по канатной дороге.

Треки для OziExplorer и программы Google Earth можно скачать по ссылке: http://yadi.sk/d/AC1FozJEE8afH

1.6. Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

КТ

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.)

Путь и способ прохождения

пер. Col du Mont Rouge –

 

 

Col de Cheilon

 

 

в связке

 

Высота 3325 м

Ориентация север-юг

скально/ос.-снежный

Высота 3237 м

Ориентация север-юг

снежно-ледовый 3280 м

Прохождение с севера на юг.

Подъем: по ср. осыпи (камнеопасно).

Связаны закрытым Glaceier de Gietro

Спуск по снежному склону (30°)

Плотной группой, в касках.

 

пер. Pas de Chevre

Высота 2855 м

Ориентация запад-восток

скально-осыпной

Прохождение с лед. Cheilon в дол. пос. Аролла

Подъём: крупная и средняя осыпь 30° (?150 м), железная лестница 25 м (75°).

Спуск: тропа

В касках, плотной группой по осыпи, на лестнице верхняя страховка.

пер. Col de Bertol

 

 

Высота 3311 м

Ориентация запад-восток

снежно-ледовый

 

Прохождение из дол. пос. Аролла на лед. Mont Mine

Подъём: снежник, до 30° крутизной, есть камнеопасный участок.

Спуск на ледник пологий.

В касках, кошках, на леднике в связках.

пер. Col de la Tete Blanche

(через скалы Stocji)

 

 

Высота 3589 м.

Ориентация юго/запад-северо/восток.

снежно-ледовый-скальный

Прохождение с лед. Mont Mine в дол. р. Zmuttbach

Подъём: пологий закрытый ледник

Спуск через скалы Stocji: сначала тропа, 4-5 участков свободного лазания, при спуске на морену скалы 25 м крутизной ?60°

В касках, по леднику в связках, на участках свободного лазания с гимнастической страховкой, на скалах 60° перила, верхняя страховка

пер. Tcheodulpass

 

 

Высота 3301 м.

Ориентация зап-вост.

снежно/ледовый– осыпной

Прохождение со стороны долины пос. Церматт.

Подъем: по пологому снежному склону (25 гр, 100 м.) от канатной дороги, в кошках

Спуск тропа по пологому ск-ос. склону

в. Breithorn

 

 

Высота 4164 м.

снежно-ледовый

Восхождение со стороны плато Роза по северо-западному гребню. Подъем по закрытому леднику в связках, затем по крутому снежно- ледовому склону (30°, 450 м.)

пер. Col de Valcorniere

Высота 3072 м

Ориентация запад-восток

скально-осыпной

Прохождение из долины пос. Breuil-Cervinia в дол. оз. Moulin

Подъём: по скальному склону, via ferrata

Спуск: осыпной склон, тропа.

Прохождение перил на самостраховке, спуск по осыпи плотной группой.

 

1.7. Состав группы.

 

№    п. п.

Фамилия, имя,

Отчество

Год рождения

Туристская подготовка

Обязанности в группе

1

Дубникова Анна Александровна

1981

4 ГУ Фаны

2 ГР Алтай

Руководитель

2

Зотов Александр Юзефович

1969

5 ГР Тянь-Шань, Памир

Фотограф, рем. мастер

3

Ашкинази Марина Леонидовна

1980

1 ГУ с эл. 2 к.с. (1Б) Зап. Кавказ

зав.пит

4

Нежданова Анастасия Олеговна

1988

ПВД

Снаряженец

5

Салахова Надия Хасиятовна

1982

ПВД

Финансист, хронометрист

6

Терещенко Ксения Александровна

1979

2 ГУ Алтай, Тянь-Шань

медик

 

      1.8. Адрес хранения отчета: Москва, ул. Солженицина, д. 17, библиотека МГЦТК,  http://www.mountain.ru/mkk/biblio/

 

      1.9. Поход рассмотрен МКК ФСТ-ОТМ 177-00-56666252.

 

2. Содержание отчета

 

2.1. Общая идея похода сложилась из целей горной Школы базового уровня МГТК, участников и руководителя. УТП в Альпах ещё е проводилось, район подходит для проведения походов различных категорий, в том числе для 2 к.с. Идея участников – пройти обучение в походе, увидеть горы. Идея руководителя – провести поход в новом для него районе, желание увидеть основные достопримечательности Западных Альп - массив Монте Роза, и особенно вершину Маттерхорн, собрать новую и подтвердить имеющуюся информацию из немногих отчётов на русском языке.

 

2.2. Варианты подъезда и отъезда.

 

Отчасти сам маршрут планировался из Италии в связи с дешевизной авиа-перелёта Москва-Милан. По сравнению с другими городами Европы, в этом направлении можно приобрести билеты туда-обратно от 250 евро.

Добираться в Италию можно также и поездом или автобусом. Но самым удобным для таких туристов, как мы, и самым быстрым является самолёт.

Участниками были приобретены билеты разных авиакомпаний (из-за различных дат отправления обратно, у всех были разные планы в Европе по окончанию похода). Большая часть участников летели авиакомпанией Air Dolomiti (дочерняя а/к Lufthansa) http://www.airdolomiti.ru/ из а/п Домодедово Москва в а/п Orio Al Serio (BGY) Милан. Как выяснилось, эта авиакомпания продаёт билеты с минимальным набором услуг, то есть багаж оплачивается отдельно (при регистрации 50 евро), так же сдать дешевые билеты у вас не получится. В одну сторону у нас такой билет стоил 5 500 руб., туда-обратно 13 700 руб. Особо хочется написать о том форс-мажоре который случился за месяц перед вылетом – а/к Air Dolomiti сообщила о переносе рейса. Были предложены более ранние или поздние варианты. Позже мы вылетать никак не могли по причине потери целого дня на маршруте, а вылет на несколько часов раньше уже менял дату вылета, визы в тот момент были уже получены. В итоге были найдены пути корректировки визы, и мы вылетели раньше. Хоть всё и решилось, осадок остался, мы не советуем пользоваться а/к Air Dolomiti, как оказалось такие изменения у них не редкость.

Обратно многими были куплены билеты авиакомпании AirBaltic с пересадкой в Риге, стоимостью от 80 евро и выше. Тут полный набор неудобств: дополнительно оплачивается: еда (или не берётся), багаж (20 евро при покупке билета, либо 40 евро в а/п!), также здесь важно зарегистрироваться он-лайн, если вы этого не сделали в а/п с вас возьмут сбор 15 евро. Не очень понятно, насколько такие билеты выгоднее, но лично руководителю было интересно попасть ещё и в Ригу.

 

Подъезд из Милана к началу маршрута состоял из нескольких частей Милан-Аоста, и Аоста- пос. Glacier. Первая часть возможна на авто или жд. транспорте:

1) В Аосту плановыми автобусными перевозками занимаются две фирмы - http://www.savda.it и http://www.svap.it. Автобус ходит без пересадок 3-4 раза в день, занимает это 2,5 часа, стоит 16 евро. Подходящий для нас вариант с отправлением в 7 ч 15 мин и прибытием в Аосту 9 ч 45 мин.

2) Расписание поездов из Милана можно посмотреть на сайте http://italiarail.com. Электричками до Аосты необходимо ехать с двумя пересадками – через Chivasso и Ivrea, поезда ходят примерно раз в час. Суммарная цена всех трех билетов – 15,8 евро. Подходящий для нас вариант - отправление в 6 ч 18 мин либо в 7 ч 18 мин с прибытием в Аосту 9 ч 28 мин.

Вторая часть до конечной точки - пос. Glacier запланирована на рейсовом автотранспорте: автобус из Аосты до пос. Vaipelline отправлением в 10:35 прибытием в 11:00, оттуда автобус до пос. Glacier отправление 14:00 прибытие 14:20. Нужно заметить, по каждой долине в Пеннинских Альпах курсируют автобусы, всегда вовремя - по расписанию, которое доступно в сети.

 

Школой изначально был выбран вариант автобусной заброски, отправлением в 7 ч 15 мин. Но уже в Милане мы столкнулись с такой проблемой: заранее было невозможно купить или забронировать билеты на 23 человека. И при приезде на автовокзал за 30 мин до отправления билетов хватило только на 17 чел. Мы и были теми, кто не попал в автобус. Следующий автобус отправлялся слишком поздно – в 13 часов. Нами было принято решение - ехать электричками, успевали мы (с учётом переезда на метро от авто вокзала до жд) на электричку в 8 ч 18 мин. Это сбивало наши планы – на автобус в пос. Vaipelline мы не успевали, но был шанс нанять там такси, так мы и сделали. Наша миниатюрная группа вместилась в два легковых автомобиля, каждая машина стоила 25 евро (Aosta- Vaipelline). Из пос. Vaipelline до пос. Glacier, как и планировали, мы доехали на рейсовом микроавтобусе.

 

Выброска с маршрута из долины оз. Moulin до Аосты, планировалась либо на такси, либо опять же на рейсовом автотранспорте. В итоге, мы воспользовались автобусом от пос. Bionaz до Аосты (2,8 евро с чел).

 

Чтобы попасть в любую точку Европы и без проблем потом по ней перемещаться, нужна Шенгенская виза. Сделать визу в итальянском визовом центре достаточно просто. Сначала мы пытались сделать визу на основании письма, в котором был указан наш маршрут за подписью и печатью Федерации (у других групп была такая практика с получением виз у французов), но в нашем случае такое письмо даже не приняли. Поэтому, в итоге, мы бронировали проживание в отелях на весь срок маршрута на сайте booking.com (после получения визы, отказались от брони).

Итого для визы понадобилось:

·         бронь отелей на весь срок пребывания

·         билеты туда-обратно (их брони)

·              медицинская страховка для стран Шенгена (мед. страховка для туристов/альпинистов при н.с. в горах с большим покрытием чем шенгенская, мы предоставляли только её)

·              копия загранпаспорта

·              анкета с фотографией

·              справка с места работы

·              финансовая гарантия (в виде выписки со счёта либо копии кредитной карты)

·              квитанция консульского сбора (35 евро, кроме него отдельно берут за услуги визового центра 1200 руб.)

·              загранпаспорт и российский паспорт

          Более подробно всю информацию можно узнать на сайте http://www.italyvms.ru/. От визового центра остались только хорошие впечатления, тем более нам абсолютно спокойно откорректировали визу, когда а/к перенесла вылет на день раньше (при этом требовалось письмо от а/к или агентства в котором брались билеты, о том, что перенос вылета произошёл по вине а/к). Хоть виза и делается достаточно быстро (в лучшем случае, в течение 7 рабочих дней), залог успешного получения визы – своевременно заняться этим вопросом, мы это начали делать за 2 месяца до вылета.

 

          Информация о спасательных службах в районе:

В районе массива Монте Роза и Маттерхорна звонить о ЧП нужно по телефону 144.

Спасатели для долины Аосты: Aosta Valley Mountain Rescue: +39 0165 230253 Italy Valle d'Aoste Emergency. Вызов необходимо делать по номеру 118 www.soccorsoalpinovaldostano.it

Еще в некоторых источниках для долины Аосты фигурирует номер 800-319-319 www.regione.vda.it/protezione_civile. В других указывается, что 800-319-319 - это общий Civil defence, а именно Mountain Rescue по номеру 800-800-319. Возможно 800-й номер - это общий на всю Италию, а +39 0165 230 253 - это именно спасатели в долине Аосты. Так как ЧП у нас не было, проверить эти телефоны к счастью не пришлось.

В офисе высокогорных гидов (Societe della Gide Alpin) в пос. Breuil-Cervinia (Италия) по адресу via Carrel, тел: +33 01 66 948169 можно получить информацию о маршруте, его состоянии, прогнозе погоды. Но также на маршруте узнать ближайший прогноз погоды можно в любой хижине.

Адрес российского посольства в Милане: Via Sant Aquilino, 3, 20148 Milano, тел: 02 48750432, 02 48 705912, сайт www.rumilan.com/article.sdf/ru/we/indirizio

 

 

2.3.Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

 

Запасные варианты маршрута:

1)     В случае плохой погоды проходить пер Col de Riedmatten вместо Pas de Chevre.

2)     В случае дефицита времени, усталости участников или плохой погоды – отказ от восхождения на вершину Breithorn.

3)     В случае дефицита времени отказ от прохождения пер. Col de Valcorniere и завершение маршрута в пос. Breuil-Cervinia.

 

Аварийные выходы с маршрута:

В Швейцарии:

1)     В долину Val de Bagnes (пос. Mauvoisin - г.Sembrancher)

2)     В долину оз. Dix, в пос. Mache

3)     В пос. Arolla

4)     В пос. Zermatt

В Италии:

1)     К пос. Breuil-Cervinia

2)     В дол. оз. Moulin к пос. Valpelline.

 

2.4. Изменения маршрута и их причины.

 

Изменений на маршруте не было, нами пройдено всё, как запланировано с некоторыми несоответствиями запланированных стоянок. При составлении маршрута руководитель пользовался вычислением ходового времени по методике Андрея Лебедева: 1 час ходового времени расходуется на проход 3 км в длину и 1 час уходит на набор 300 м в высоту. Получилось очень реалистично, при планировании времени необходимо учитывать увеличение времени на преодоление группой сложного участка, или участка с технической работой. Ниже приведена таблица с рассчитанным временем.

 

 

Дни похода

Изменения в графике

Причины

7 день

Вместо ночёвки в пос. Церматт, ночёвка в дол. р. Zmuttbach

На выбранном пути спуска по долине, при выходе с морены на тропу (по конгломерату) было потеряно много времени и сил. В пос. Церматт мы спуститься в тот день не успели.

9 день

Вместо ночёвки в палатках возле хиж. Tcheodulo, мы переночевали в самой хижине.

На принятие такого решения повлияло ухудшение погоды и сильный ветер. К тому же в хижине группа смогла лучше отдохнуть перед восхождением на в. Breithorn.

10 день

Вместо ночёвки у оз. Сime Blanche, ночёвка ниже по долине недалеко от дамбы пос. Les Perrers.

Ночёвка у оз. Сime Blanche показалась нам совсем неудобной, имея достаточно времени было решено спуститься ниже и искать другое место.

11 день

Вместо ночёвки у oз. Cignana, ночёвка у oз. Grand Lac.

Имея запас времени мы подошли ближе к перевалу Col de Valcorniere. Это дало нам возможность лучше подготовиться к его прохождению. И само место ночёвки было скрыто от проходящих туристов, чего не можем сказать о oз. Cignana.


2.5. График движения. Сравнительная таблица заявленного (рассчитанного) и реального графика.


Дата

День пути

 

Участок маршрута

км

набор hсум

время

Участок маршрута

км

Перепад высот

набор hсум.

ЧХВ

11.08

 

1

Милан – Аоста Аоста – пос. Vaipelline – Glassier (1549) пос. Glassier – подход под перевал

авто

 

авто

 

6

 

 

 

 

+760

 

 

 

 

Милан – Аоста Аоста - Вальпелайн – Glassier (1549) Glassier – подход под перевал

жд

 

авто

 

5

 

 

 

 

1549-2325

 

 

 

 

+776

 

 

 

 

3 ч 20 мин

12

2

м.н. - пер. Fenetre de Durand 2797 н – оз.Tsoferiet

10

+487

5,4 ч

м.н. - пер. Fenetre de Durand 2797 н/к – оз.Tsoferiet

11

2325-2800-2196-2628-2580

+907

5 ч 45 мин

13

3

м.н. - Col de Lire Rose н/к - Col du Mont Rouge 3325 - Col de Cheilon 3237 св. 1Б – лед. Cheilon

6

+750

 

5 ч

м.н. - Col de Lire Rose 3115 н/к - Col du Mont Rouge 3325 - Col de Cheilon 3237 св. 1Б – лед. Cheilon

7,16

2580-3115

3100-3325

3237-3016

 

+760

8 ч

14

4

м.н. - Pas de Chevre 2855 1Б – пос. Аролла

7

+150

3 ч

м.н. - Pas de Chevre 2855 1Б – пос. Аролла

7,12

3016-2740

-2855-1900

+115

6 ч 45 мин

15

5

пос. Аролла – подход под. пер. Col de Bertol (полуднёвка)

5

+660

4,3ч

пос. Аролла – подход под. пер. Col de Bertol (полуднёвка)

8

1900-2705

+805

3 ч 55 мин

 

16

6

м.н. - Col de Bertol 3311 1Б лед. Mont Mine -  Col de la Tete Blanche 3589 – м.н. на лед. Stockijigletscher 3050

9

+850

6,5ч

м.н. - Col de Bertol 3311 1Б лед. Mont Mine -  Col de la Tete Blanche 3589 – м.н. на лед. Stockijigletscher 3050

8,9

2705-3311

3200-3589

3050

+995

8 ч

17

7

м.н. -скалы Stockiji 1Б – пос. Церматт, кемпинг

13

-1450

5 ч

м.н. -скалы Stockiji 1Б – дол. р. Zmuttbach

5

3050-2420

 

8 ч 45 мин

18

8

полуднёвка, пос. Zermatt – ст. Trockener Steg 2939

 подход под пер. Tcheodulpass

канатка

 

3

+1300

(канатка)

+360

 

 

2,5 ч

м.н. - пос. Церматт, кемпинг полуднёвка,

 

10,3

2420-1600

0

2 ч 55 мин

19

9

м.н. – в. Breithorn 4164, 1Б (радиально) - пер. Tcheodulpass 1А 3280 –оз. Сime Blanche

5,5 рад

5

+860

-1350

6 ч

пос. Zermatt – ст. Trockener Steg 2939 - хиж. Tcheodulo

4,5

1600-2930

3320

+390

2 ч

 

20

10

м.н. - - пос. Breuil-Cervinia (1900)– пер. Feretre de Cignana 2445 н/к - oз. Cignana

11

-600

+500

-200

5,6 ч

м.н. – в. Breithorn 4164, 1Б (радиально) - пер. Tcheodulpass 1А 3280 - пос. Breuil-Cervinia (1900)–– м.н. у пос. Les Perrers

18

3320-4164

1860

+844

8 ч 50 мин

 

21

11

м.н. - Col de Valcorniere 3072 1Адамба оз. Moulin

- переезд до г. Saint Vinsent

14

+870

-1100

7 ч

м.н. - - пер. Feretre de Cignana 2445 н/к - oз. Grand Lac

7,8

1860-2880

+1020

4 ч 45 мин

22

12

запасной

 

 

 

м.н. - Col de Valcorniere 3072 1Адамба оз. Moulin

- переезд до г. Saint Vinsent

17,8

2880-3072

1600

+192

9 ч

23

13

запасной

 

 

 

запасной

 

 

 

 

 

 

 

94,5 *1,2=

113,4 км

 

 

 

108,5 *1,2= 130,2 км

 

 

 

 


 

 

Часть 2 >>>>>>>>>>>>

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru