Автор и фото: Олег Мотков, Москва

Лошади Иссык-Куля 1983

Созерцание. Архыз.2005 ч-б

Идем на пик Корженевской,7105м. Памир,1988
    Я прошел много экстремальных маршрутов и понял, что нельзя подходить к путешествиям только со спортивной мотивацией - т.е., только со стремлением к самоутверждению. Быть первым, превозмочь себя, показать себе и другим - вот я какой! - это узкий, подростковый и истероидный (т.е. с преобладанием демонстративного поведения) подход. Человек при этом больше ориентируется на свой фасад, персону, на свою частичную силу, а не на целостную самость. Есть в мире и иные области. Есть чувство единения с природой, стремление лучше понять ее и себя, есть желание строить свою жизнь более гармонично - во всех сферах, в том числе и в путешествиях.

Поэтому мне кажется полезным именно для экстремальщиков познакомиться с другим отношением к внешней и собственной природе, когда ты не хочешь чисто эгоистически что-то получить от нее (выжать максимум из себя, иметь полигон для самоутверждения), а лишь помещаешь себя в ее лоно, с чувством восхищения и благодарности, и остаешься в нем надолго в спокойном, полусознательном состоянии, безмятежно созерцая и размышляя об ее устройстве  и своей причастности к этому, никем не созданному,  бесконечному миропорядку.

Остановись, честолюбивый человек, оглянись, почувствуй красоту и гармонию вокруг себя и в себе! Расширь границы своих представлений, усмири гордыню, умерь свои неумеренные желания, возжелай душевного спокойствия и мудрости, меры во всем! И ты приобретешь больше, чем в сотне экстремальных мероприятий.

Спуск с Ушбинского перевала,1985

Да, иногда для той же гармонии нужны и экстремальные нагрузки, и риск - на границе жизни и смерти. Но только иногда! Основное же время жизни должно быть более уравновешенным и спокойным. Это особенно актуально для России, которая состоит в основном из акцентуированных, крайних личностей и не знает меры, золотой середины. Нам не хватает умения выбирать и строить срединный путь жизни, на котором только и возможно полноценное функционирование.

Хотелось бы закончить свой призыв словами Конфуция:

• Все добродетели человека составляют середину между крайностями ...
    добродетельность человека обеспечивает сохранение его жизни, беспутство же, заключающееся в нарушении “воли” Неба, ведет к гибели ... добродетельных людей безвременная кончина настигает реже, чем беспутных, и живут они в своем большинстве дольше последних. (Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М.: Изд-во МГУ, 1987)
  • Желаю всем легкости и спокойствия в душе

Кандидат психологических наук О.И. Мотков

это же очевидно!

"Я прошел много экстремальных маршрутов и понял, что нельзя подходить к путешествиям только со спортивной мотивацией ...Есть в мире и иные области. Есть чувство единения с природой, стремление лучше понять ее и себя, есть желание строить свою жизнь более гармонично - во всех сферах, в том числе и в путешествиях." Разве для понимания этого надо проходить много маршрутов? Это же очевидо с первого шага в горах! Иначе люди искали бы экстрима, лазая просто по стенам многоэтажек и пр.