Люди и горы > Е.В.Буянов >

Автор: Евгений Буянов, СПб

Дорога на Отортен. Часть 3

Ракурс на отрог от горы «905» (за которым выступает верх другого отрога) – соответствующий виду от места палатки на фото 1959 года. На фото Шура с фотоснимками-1959 и «жёлтый флажок Тимура» (фото Тимура)

Фото раскопа палатки: за отрогом горы 905 слева просматривается небольшой край следующего за ним бугра-отрога горы.
Фото с позиции в 10-20 м выше палатки по склону

Ракурс вида от места палатки на вершину 1017 (вещи, вынутые из палатки на площадке её раскопа). Видно, что часть лыжных палок была сломана обвалом

Примерно такой же ракурс на 1017 на современном снимке (на фото – Тимур)

Ступенчато-бугристый склон ниже верха отрога горы Холатчаль.

Палатка дятловцев стояла в зоне белых эллипсов (или близко к ним) ниже крутого осыпного сброса верха отрога – зона травянистых бугров и ступеней. Центр красного кружка – место установки красного флажка Тимура и Шуры в 150 м от туров Шаравина по склону. Центр жёлтого кружка – «жёлтый флажок Тимура» у одного из возможных мест палатки. Позиция фотографа при съёмке фото раскопа палатки по всем признакам – в зоне между двумя красными линиями, а палатка – на 10-20 м ниже. Нижний белый овал – зона положения «кратера» на фото поисковых работ

Зона, очерченная Сашей Кошкиным (КАНом) находилась за верхушкой дерева слева на снимке – примерно на середине между белым эллипсом и «турами Шаравина» (которые расположены левее края снимка)
Левее – овалами обозначены флажки А.Кошкина (красная лента на пихте и его малый красный флажок)

Ещё левее – жёлтый эллипс – красная лента скотча на пихте А.Кошкина, красный кружок – «пихта Шаравина» с флагом, красные овалы – «туры Шаравина»

Общее фото Тимура и Шуры с обозначением «его» контрольных точек

Я сам нашёл обозначенные флажками точки на снимках и сопоставил фотоснимки со своими отметками с фото Тимура и Шуры и пришёл к выводу, что обозначенные флажками контрольные точки совпадают. На фото Тимура и Шуры свои обозначения этих точек. Точка Т10 ВАБ – это, видимо, «место палатки по Борзенкову» (Владимиру Алексеевичу – отсюда и «ВАБ»). Кружки на фото – не очень чёткие, но их можно разглядеть при увеличении снимка. На их фото обозначены точки Т22 (жёлтый флажок), Т30 – место обнаружения котелка и «жёлоб» нечёткого осыпного кулуара. «Ёлочка со скотчем» - это пихта с «красной лентой», помеченная Сашей Кошкиным.

Насчёт этого фото поисковых работ, на котором, по моему мнению, просматривается раскоп места палатки, могу сказать вот что. Мои представления вначале здесь несколько поколебались, но после анализа фото похода я понял, что место это находилось очень близко к той «зоне палатки», в которую сместились мои представления после похода-2013. Кратер явно где-то в зоне«нижнего белого эллипса». Он находится немного ниже точек ВАБ10 и Т22, но по «месту» достаточно близок к ним. Я здесь пока не вижу каких-то значительных несовпадений расположения этого кратера и «места палатки» по другим фото 1959 г. с учётом видов дальних ориентиров. На фото – место раскопа палатки. Я сначала засомневался, но потом заново утвердился в этом выводе. При фотосъёмке фотоаппарат был приподнят дополнительно почти на 2 м – на толщину снежного покрова по сравнению с аналогичными фото в летнее время (кроме того, летом ещё примерно на полметра склон прикрыт травой, поэтому ракурс снимков меняется, - он «занижается»).

Я не собираюсь держаться за это фото, как за «неоспоримый факт», на котором видно «место палатки» и как за какой-то «главный» факт в пользу «схода лавины», возможный след которой просматривается левее раскопа. Для доказательства схода обвала-осова достаточно фактов и без этого фото. Но и полностью отбрасывать это фото, как факт, я не могу и считаю, что такие грубые «вольности» не должны допускать и другие. По нему видно, что этот «кратер» находился в 100-150 м правее «туров Шаравина» и, возможно, и несколько выше по склону – на 15-30 м. А фото места раскопа делались не непосредственно от «места палатки», а с точки в 10-20 м выше него по склону. Поэтому и вид дальних ориентиров по фото 1959 вполне мог соответствовать месту этого «кратера» на склоне. «Сомнения» - это еще не основания для того, чтобы пренебрежительно отбрасывать факт, как делали это те, кто не смог даже разглядеть на этом фото гору Холатчахль слева вверху, и возражал мне без всякого понимания, откуда и как этот снимок сделан. Это фото – такой же документ, как и все остальные фото 1959 года. И надо видеть на нём то, что есть, а не отбрасывать его на основе каких-то умозрительных заключений. Надо видеть реальную разницу между зимней и летней панорамами. Видеть, как этот кратер близок к «месту палатки», даже если «по месту» и не совпадает с ним по нашим представлениям сейчас.

В разговоре с Шурой я понял: он полагает, что я считаю этот «кратер» на фото главным и чуть ли не «единственным» фактом в пользу схода лавины. Но я не считал и считаю этот факт ни «главным», ни «единственным». Нет, - этот факт лишь один из «общей обоймы» фактов и факторов (групп фактов) в пользу схода обвала.

Утренние приготовления к выходу

7-го августа вся наша группа должна была начать спускаться вниз, чтобы утром 9-го уехать в Ивдель на машине, а вечером того же дня – на поезде в Екатеринбург. Для похода на Отортен осталось два дня – 5 и 6-е. Со мной выразил желание идти только Игорь Ивляев. Собрав накануне продукты и снаряжение, около 10 утра 5-го августа мы вышли. За перевалом дорога шла немного на спуск, обходя осыпи ниже горы Холатчахль. Затем она взбирается влево на кряж западнее вершины и плавно поднимается по кряжу в сторону горы Отортен. Самый нижний участок спуска мы срезали, перейдя ручей, текущий слева со склонов Холатчахля. У ручья набрали воды, - выше на кряже, на значительном участке, как я предполагал, воды нет (конечно, и леса на кряже нет, - здесь высоко, и среди этой тундры встречаются только маленькие пихты).

Взойдя на перемычку западнее вершины и пройдя пару увалов, остановились на обед. Так приятно отдохнуть после переходов и одно удовольствие варить на газе, на компактной горелке MFX (Multy Fuel EX). Небольшой котелок закипает моментально. Но суп, всё же, пришлось проварить 25 минут до готовки.

Как еду «переваришь» и ночью «на бок привалишь» - так и «перевалишь» (истина горных туристов)
Как соснёшь, поешь-попьёшь, так и на гору взойдёшь, ядрёна вошь! (истина альпинистов)

Подъём по кряжу некрутой. А небо хоть и хмурилось, но дождя не было. Условия для переходов были идеальные: не жарко и не холодно.

Игорь Ивляев

Приготовление обеда. Приятно скинуть сапоги и походить по мху в носочках…

Гора Холатчахль осталась позади…

Последний осыпной увал хребта по пути к Отортену.

Вершина горы Отортен – вид с юга

Для выхода к озеру надо обогнуть его справа, а прямо через него можно продолжить подъём к Отортену по южному отрогу

За тремя увалами хребта виднелись еще два, а за ними – вершина горы Отортен. Дорога перешла следующий увал и перед последним холмом, за которым виднелась гора Отортен, повернула влево, - в обход каменных осыпей на скате увала. Мы уклонились по дороге, хотя было лучше обогнуть осыпной холм (см. фото «последнего увала») справа и вдоль склона выйти к озеру «Лунт-Хусап» - «озеру горного гуся», от которого и происходило мансийское название горы Отортен: «Лунт-Хусап-Сяхыл», - «гора у озера гусиного гнезда». Название же на картах «Отортен» произошло от названия другой горы «От-Тархан-Сяхыл», - или «гора, от которой дует ветер», расположенной в нескольких километрах от Отортена. Ложное название «Не ходи туда» произошло, по всем признакам, от статьи Ивана Соболева «Легенды Северного Урала в № 11 журнала «Техника молодёжи за 2003 год. Холм можно было обогнуть и слева с выходом вправо на отрог, ведущий к Отортену. Но надо учитывать, что на этом пути по отрогу нет воды. У озера же вода есть, и наверняка есть удобные стоянки для ночлега.

Идти по дороге физически легче и проще, чем по мху потому, что дорога твёрдая и достаточно ровная. А мох проваливается, и идти по нему долгое время с рюкзаком достаточно утомительно. Осыпи курумников жёсткие, но неровные, и ходьба по ним требует внимательности и аккуратности. Во время дождя камни курумников становятся очень скользкими из-за намокания лишайников, которыми покрыты камни. Каждый может здесь выбрать свой путь, исходя из пристрастий «стиля ходьбы». Поскольку склоны некрутые.

Перед осыпным холмом дорога прошла понижение с заболоченным участком, - при желании здесь в ручейке можно набрать воду. За болотом дорога повернула влево и после спуска длинной дугой немного вправо постепенно взобралась на боковой отрог, разделяющий видимый внизу главный исток реки Елимы от его правого притока, текущего на запад со склонов Отортена. После выхода на отрог мы уклонились вправо – в сторону видимой вершины Отортена. На скате отрога горы остановились на ночлег, выбрав ровное место для палатки. На переходе имелся еще один заболоченный участок с небольшим ручьём, в котором при желании можно набрать воды. До большого ручья в ущелье там надо спускаться примерно на километр вниз с возвратом назад.

Закатный вид на запад

Вершина горы Отортен – вид с юга. Группа крупных скал располагается с восточной стороны вершины (на фото – справа), а с запада на пониженной части плато вершины – другая группа высоких скал (включая «Черные ворота») Утром после сборов вдоль склона отрога от Отортена взошли на вершину за час с небольшим. Вправо вышли к наиболее высокой группе крупных скал вершины. На две самые высокие скалы забрались и оставили записки в турах. На самой высокой скале тура не оказалось, а на другой высокой скале тур оказался пустым. Вершина Отортена – достаточно ровное плоскогорье, поросшее мхом, с выходами скал из чёрной породы. Западная часть его имеет понижение и там есть своя группа скал, стоящих на некотором отдалении от высокой, вершинной части. Здесь есть интересная по форме скала «Чёрные ворота». «По преданиям» с тем, кто пройдёт через них, случится несчастье. Чтобы «обмануть предание» мы прошли через них и туда и назад. «Предание» в отношении нас, видимо, состоялось в том, что на обратном пути немного «плутанули» не туда.
На вершине дул сильный ветер с небольшим запахом гари. О каких-то крупных местных пожарах мы не слышали. Кунцевич мне позже говорил, что это могли быть дымы от тлевших на Ямале торфяников, не гаснущих даже зимой. И над горами стояла сильная дымка, мешавшая нам в течение всего похода делать чёткие фотоснимки.

Группы скал вершины имели причудливые формы, - на это стоит посмотреть при осмотре. Они не такие крупные, как «болваны» плато Мальпупунёр (высотой до 80 м), - по высоте до 20 м. После обследования вершинных скал, мы спустились вниз на понижение западной части горы и осмотрели скалу «Чёрные ворота». С высоты хребта – вид на бескрайние дали гор Северного Урала. Дымка мешала видеть на большое расстояние, - особенно на север. Но вечером виды на запад просматривались достаточно далеко. На юг и на север главный хребет безлесен, но на меньшей высоте –горы под зелёным покрывалом смешанных лесов.

На вершинной скале Отортена.

Самая высокая точка вершины – восточная вершинная скала горы Отортен («Птицы»)

Озеро Лунт-Хусап в полуцирке южнее горы Отортен. Вид с вершинного гребня.Прямой путь к озеру лежит по левому скату видимого за озером отрога горы (мы поднимались по правому скату этого отрога и возвращались тоже по правому скату, огибая видимый на вершине отрога осыпной остров)

Крупные скалы вершины Отортена

Скалы на вершине Отортена

Скала «Чёрные ворота». У неё почему-то вспомнились строки Визбора:
«Через скальные «Волчьи ворота» Мы прошли по высокой тропе.
Было в них очень мрачное что-то, и хотелось идти и не петь…»

Игорь – с другой стороны «Черных ворот»

На этот раз такие лесные «прелести» нас одаривали нередко…

На обратном пути думали срезать часть перехода, но вначале получился выход немного «не туда». Разобрался, когда вынул карту, и пришлось вернуться. Но потом, всё же, срезали путь, и вышли на дорогу. Срезали также и при обходе горы Холатчахль в сторону перевала. На перевал Дятлова вышли уже в полной темноте, а к лагерю спустились с фонарями. Сильно устали, но остались очень довольны. Варфоломей! Не шляйся по ночам и не изображай «святошу»!..

Игорь перенёс трудности стойко, хотя ему пришлось нелегко. А мне было легче просто потому, что я к таким походным «приключениям» давно привык. Он, кажется, понял, что «романтикой туризма – не грех и заразиться», а на хорошее снаряжение «не грех и разориться»…

Мне стало ясно, что группе Дятлова на переход до Отортена требовалось уж никак не менее одного ходового дня. И на возврат к их лабазу – тоже. И еще как минимум полдня, а то и день – для выхода на вершину. Особенно с учётом кратковременности зимнего дня, а у нас при «летнем расписании» в этом отношении было больше ходового времени. Тем более, что дятловцам мог серьёзно помешать сильный встречный ветер, дующий на хребте. В общем, достаточно непростым и длительным было восхождение на Отортен в условиях зимнего лыжного похода. А «капризы погоды» здесь могли и существенно замедлить, и даже сорвать этот радиальный переход при значительном усилении ветра. В общем, на открытой части гор группа Дятлова попадала в ситуацию усложнённых условий похода, которая требовала затрат времени, сил и соблюдения осторожности. Я лучше прочувствовал проблемы их перехода, - пусть и в «облегчённо-летнем варианте» похода. У нас, конечно, никаких «особых» проблем на этом маршруте не было.

Сторонникам тяжёлых рюкзаков приятна тяжесть их оков!
С утяжелением штурмуем пики! Рюкзаки – это наши «вериги»…

Обратный наш путь в Екатеринбург прошел не без «приключений», но и без каких-то существенных происшествий. Данилка проявил живой интерес к «сказкам», и я на обратном пути кратко рассказывал ему разные мифы из Древнегреческой мифологии. По приезде в Екатеринбург его бабушка Маргарита пригласила меня посетить музей военной техники. Я вначале принял её за «маму», а не «бабушку», - одни ошибки в оценках «мастера Буянова» с этим «Данилой-мастером». Я проникся убеждением, что его «маму» я бы, наверное, принял при встрече за его «младшую сестру»…

После посещения музея Маргарита провезла нас на своей машине по вечернему Екатеринбургу, - как опытный водитель, я оценил её классное вождение! Экскурсия получилась замечательная. Я не думал, что в Екатеринбурге есть такой большой исторический музей военной техники. Я невольно сравнил его с двумя другими большими и знакомыми мне экспозициями под открытым небом в родных мне городах: в музее Артиллерии и инженерных войск в Ленинграде и музее на холме воинской славы в Саратове. Все три экспозиции – весьма крупные, но музей в Екатеринбурге по числу крупных экспонатов (стоящих на открытом воздухе), безусловно, самый большой (а внутреннюю экспозицию лёгкого оружия в павильоне мы не видели – павильон был закрыт).

На вокзале в Ивделе 09.08.13 г.: в верхнем ряду А.Алексеенков, С.Давыдов, М.Черепков, Ю. Шадрина, В.Ватто, в среднем ряду: Т.Воскобойников, Е.Буянов, И.Ивляев, нижний ряд: Д.Ведерников, А.Гайсин, Д.Антонов

Да, может кто-то посчитает, что всё, что мы делали – это «возня мышиная». Но мы занимались делом, которое нам интересно. И общались с людьми, с которыми было интересно. И благодаря этому вот такие походы и исследования получаются. Пью-тешествие!..
Вот что на этом пути и после него ещё шутливо сочинил про «болванов»:

«Болванам» (Отортена и плато Мульпупунёр)

Случилось нечто очень «странно»
Во всей истории Земли, -
Когда весёлые «болваны»
К «болванам каменным» пришли, -

Нам звёзды на небе сияли,
И грели свет-тепло костров
Нам скалы песни подпевали
Шальной мелодией ветров!

«Болванов» дружная семейка
Подсела вечером гурьбой:
«Привет, «болван» – чайку налей-ка,
И песню Визбора нам спой!..

Ударь по струнам – не жалей-ка!
Пусть песня камень размягчит
И наша длинная «скамейка»
Сердцами вместе застучит

Конфету, пряник, вафлю дай-ка, -
Куда собрались - поясни,
И анекдотец заливай-ка
И в стопку водочки плесни!

- «Пень-камень», - а не скучновато, -
«Мильоны лет» вот так стоять, -
Нахально лучше нагловато
В поход сорваться и сбежать?

- Что делать нам судьба такая –
Хрень долгожительством дана,
Стой в карауле не «стеная»,
Коль наша жизнь – и есть «стена»…

Но здесь есть добрые соседи, -
Чтобы пожрать, попить и спеть
То динозавры, то медведи
Приходят с нами посидеть…

Наш караул туристам важен, -
Всем посетителям – друзья, -
Мы ж «пни» - экзотика пейзажа -
А без неё никак нельзя!

В ней «обалденные» закаты,
Наряды белые зимой, -
Вам дан удел шагать, ребята, -
А «пням» мила работа: «Стой!..»
Буянов Е.В., МС СССР

28.07 - 10.10.2013 г.

В начало

ответ павлу швец

вы считаете "лавинную" версию "притянутой за уши". Ну, конечно! А вот "ракетно-кэгэбэшно-ракитинские" версии, ну ой, как достоверны))) Да будет вам известно, что первым "лавинную" версию озвучил Аксельрод. Учите "матчасть". Ну, или хотя бы ознакомьтесь с ней)))

Оставьте их - пусть покоятся с миром

А я вот абсолютный сторонник природной версии. Любой, кто был в горах в непогоду, знает, что при хорошей погоде и без экстрима (лавина) многие вещи будут казаться необъяснимыми. Но! И я хочу сказать - ну, как Вам не надоело. Оставьте уже этих несчастных дятловцев в покое!

Ответ Татьяне Руяткиной:

я бы уже давно оставил эту тему о дятловцах, но её не оставляют всякие лгуны и фантазёры. И дело здесь вовсе не в том, что я как-то "трогаю" погибших или добрую память о них. Дело в том, что опасную ситуацию, описанную на основе дятловской Трагедии многие туристы и альпинисты не видят, несмотря на многие публикации по теме. Вы посмотрите, - вот только в двух недавних статьях "Падая в Кусум-Кангуру" (Ручкина-Иванова, Непал, фото "Вторая ночёвка") и в отчёте С.Наседкина (поход по Памиру 2013 г., фото 26-2 - "Ночлег под перевалом Белецкого") мы видим ситуацию с подрезкой пласта при установке палатки (причём на фото Наседкина - на фоне свежих лавинных выносов на склоне!). Потенциально опаснейшие ситуации! Их видят?.. Сейчас мне стало известно о гибели двух украинцев - Баронова (ИО-неизвестны) и Верпатова В.С. в конце июля 1993 года под Хан-Тенгри в такой ситуации, - они подкопали склон и поставили палатку всего в 8 м от гребня. Но этого хватило, чтобы сошедший пласт снега придавил их насмерть. Мне рассказал об этом случае Цеханович Г.С., который со своей группой рядом с этой палаткой оборудовал снежную пещеру и спустился вниз на 500 м по высоте на плато для ночлега. А утром они обнаружили у палатки действия украинцев, которые вытаскивали своих погибших (видимо, палатка эта использовалась большой украинской группой как промежуточный лагерь на 5900). Может, кто-то из украинцев расскажет мне о подробностях этого случая - из таких Трагедий надо извлекать выводы (а вот от обвинений здесь я далёк, - я понимаю, что здесь очень велик удельный вес стихийных составляющих и случаи такие - пока ещё "несчастные", а никак не "рукотворные" Трагедии). Мне ясно, что у альпинистов ряд случаев со сходом малых пластовых лавин на биваки просто "замазывается" по уликам и обстоятельствам событий тогда, когда малая лавина вызывает сход большой и та уничтожает следы малой. А особенность пластовых лавин из снежных досок - это сход лавины как раз из-за малых повреждений пласта и малых нагрузок на пласт, которые провоцируют его разрушения по "большим" трещинам, начинающимся с малых. Ясно, что лавины при подкопке склона сходят далеко не всегда (пласт для этого должен "созреть" на слое глубинной изморози), но вот уж когда они сходят, - тогда "мало не бывает" и обычно в палатках погибают все. Катастрофы со сходом лавин и ледовых обвалов на биваки - из разряда самых тяжёлых (достаточно вспомнить самую тяжёлую альпинистскую катастрофу со сходом ледового обвала на "Сковороду" под пиком Ленина в 1990, когда погибло 43 человека (их только сейчас начинают находить). Ранее написано: Часть подписей к рисункам сдвинулась вниз на позицию, а две подписи - неверные (к фото "Утренних сборов" с подписью "Общее фото Тиму") и фото горы Отортен вблизи - там подпись из строчки текста: "Вершина горы Отортен - вид с юга" вместо подписи :"Закатный вид на запад". Я написал просьбу Клёнову внести исправления в подписи и они, видимо, будут внесены. Будет исправлена и схема "Полигоны России" в первой части статьи (уточнённый вариант выслан). По комментарию П.Швеца: приходится мне и такое выслушивать. От людей, которые мало что понимают и пишут и повторяют всякие гадости. Вроде лживых измышлений о "заказном" характере моих публикаций (их мне никто не заказывал - пусть не выдумывают) и "зарабатывании денег" на Трагедии (никто мне никаких "больших денег" за мои публикации не платит, кроме тех ничтожных и очень редких выплат за статьи, если они проходят в СМИ, - эти выплаты никак не покрывают мои затраты на проведённые исследования. За мои многочисленные публикации на м.ру я никогда никаких денег не получал, и имею с этих публикаций только "моральный капитал, заработанный "своим горбом". И я никому ничего не "навязываю", - это тоже выдумка в духе "мракобесия" (так неконкретно можно обвинить любого автора). Вот так пишут безапелляционные и завистливые обвинения в недобросовестном и манипуляциях поведении автора те, кто сам ничего "путного" сделать и написать, как автор, не может. Такие вот "обвинения" - "стук" в Интернете с целью дискредитации автора. К содержанию статей оно никакого отношения не имеет. Вот Швец как раз и написал то, что не потребовало от него никакой работы ума и сердца и которая хорошо характеризует ЕГО, а не меня и мои статьи. Если бы он внимательно статью прочитал и понял, он бы такое не написал. Мне пришлось пройти немалый путь, чтобы дать ответы на множество конкретных вопросов этой истории. Сейчас идёт "подбор осколков", которые только уточняют отдельные факты и фрагменты событий.

Автору статьи

Поначалу я читал Ваши публикации, как и всё, что связано с темой "дятловцев". Понял, что Вы отстаиваете свою лавинную версию и перестал вникать в многословные тексты. Мне лично эта версия кажется притянутой "за уши". Т.е., Вы сами назначили её, как единственно правильную и сами себя убеждаете... Почему Вас не смущают выводы специалистов о насильственном характере травм и многие другие нестыковки? Ну, да дело не в этом. Как известно, версий гибели Дятловцев более 50... Предствляю, если каждый автор версии будет выкладывать здесь свои многосерийные измышления ))) У "дятломанов", вроде есть свои форумы - пишите туда! Или уже прогнали? P.S. Мой первый коммент почему-то пропал, т.е. был заменен на этот. Но я от слова "хрень" не отказываюсь и от квадратных арбузов тоже...