Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Интервью >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Алексей Трубачев, г. Москва

Интервью с начальником Эльбрусской ПСС Борисом Османовичем Тиловым

Над высокогорным посёлком Терскол плотной пеленой висел мелкий моросящий дождь. Серые клубящиеся облака скрывали соседние вершины. Сыро и грустно в такую погоду в горах. А наверху чудовищной силы ветер шлифует потоками снега чёрный базальт скал, яростно уничтожая на своём пути все проявления жизненного тепла…

Имея в запасе несколько дней, мы решили не торопиться с началом восхождения и подождать улучшения погоды здесь, внизу, в комфортных цивилизованных условиях посёлка. Таким образом, благодаря погоде у нас появилась возможность задать несколько вопросов начальнику спасательной службы Эльбрусского района Борису Османовичу Тилову – человеку очень интересному и, как правило, постоянно занятому решением вопросов спасательной службы. Но в этот раз всё сложилось благоприятно, и Борис Османович смог уделить нам несколько минут. Встреча состоялась на спасательной станции, в кабинете начальника службы.

Алексей Трубачёв: Борис Османович, я хотел бы немного ввести читателей в курс дела и начать нашу беседу с нескольких общих вопросов. Как давно Вы работаете в спасательной службе этого района? Какие тенденции в развитии туризма и альпинизма на Кавказе Вы могли бы особенно отметить за это время? В каком состоянии всё это находится на данный момент, и какие перспективы Вы видите на будущее?

Борис Тилов: В Эльбрусской ПСС я работаю уже более 20 лет. За это время очень много изменилось как на Кавказе, так и в целом по России. Я работал здесь ещё во времена СССР, в то время через Приэльбрусье проходило множество популярных туристических маршрутов. Часть из них уходила в Грузию, к Чёрному морю. Теперь, к сожалению, такой возможности нет – у России с Грузией сложные политические отношения, следствием которых является ужесточение пропускного режима. Попасть в Грузию сейчас можно только через пропускной пункт, имея визу. Это очень неблагоприятно для туризма в нашем районе, так как на южной стороне Кавказского хребта находится очень много (гораздо больше, чем с нашей, северной стороны) исторических памятников, интересных природных объектов… Всё это сейчас недоступно для большинства любителей активного отдыха. Ну и с развалом СССР, конечно, приезжающих к нам людей стало меньше. В упадок пришли туристические базы, альплагеря. Хотя в последнее время активность предпринимателей повысилась: строятся новые базы, гостиницы. Предпринимаются попытки восстановления старых объектов… В общем, мне кажется, что тенденция положительная. Я надеюсь, что вместе со стабилизацией экономики России туризм на Кавказе будет развиваться. Мы, кавказцы, народ гостеприимный и всегда рады новым гостям…

А.Т. Борис Османович, насколько сейчас доступны для восхождений альпинистские маршруты в Главном Кавказском хребте, какова криминогенная обстановка в пограничных районах?

Б.Т. Кроме Ушбы, находящейся на территории Грузии, альпинистские маршруты на северной (российской) стороне Главного Кавказского хребта доступны для восхождений. Как известно, граница между Россией и Грузией проходит между вершинами Шхельда и пик Щуровского таким образом, Ушба, находящаяся в южном отроге, оказывается отсечённой границей. Жаль, ведь в прошлом это был один из самых популярных альпинистских объектов района… Хотя, конечно, альпинисты продолжают ходить на эту гору, но всё это делается неофициально. Криминогенная обстановка конкретно в районе Приэльбрусья не отличается от общего фона всей нашей республики, я бы, даже, сказал, что у нас спокойнее. Мы заинтересованы в привлечении сюда туристов, поэтому за порядком мы следим очень внимательно, стараемся, чтобы у людей, приехавших сюда, оставались только положительные впечатления.

А.Т. Борис Османович, как вы считаете, какой из объектов в зоне Вашей ответственности является наиболее аварийным?

Б.Т. Конечно это Эльбрус! В основном, все несчастные случаи происходят именно там. В этом сезоне (мы беседовали в начале августа – А.Т.) произошло уже десять случаев со смертельным исходом, и все они произошли на Эльбрусе. В ущельях Адыл-су, Адыр-Су, Шхельда – в местах, где сосредоточены сложные альпинистские маршруты, - тоже были аварийные ситуации, но там, к счастью, всё заканчивалось более удачно. Трупы пока были только на Эльбрусе…

А.Т. Сколько человек, в среднем, гибнет на Эльбрусе ежегодно?

Б.Т. Я могу сказать, что, в среднем, за год на Эльбрусе гибнет от 15 до 20 человек. Это составляет около 80% общей статистики по району. Причина, на мой взгляд, заключается в том, что на Эльбрус, в отличие от сложных альпинистских маршрутов, идут люди неорганизованные, плохо экипированные, иногда даже не дающие себе труда зарегистрироваться и получить консультацию в спасательной службе. Можно сказать, что несчастные случаи на 95% происходят с так называемыми «дикими» туристами, не имеющими ни достаточной квалификации, ни маршрутных документов. Даже если такие люди уже не впервые здесь, в горах, они своей самоуверенностью подвергают большому риску себя и окружающих.

В этом году был случай, когда группа, совершавшая восхождение на Эльбрус с запада, потеряла одного участника - девушку. Мы нашли её труп на высоте 5000м, а ещё одного потерявшегося участника пострадавшей команды подобрали замерзающим, но живым...

Эта группа не была зарегистрирована, никто не знал, куда они идут, какой маршрут, какие сроки… В аварийной ситуации руководитель группы, оказавшийся, мягко говоря, человеком неопытным, не смог правильно оценить ситуацию и, в результате, по его вине погиб человек… Ребята шли на восхождение, не соблюдая очевидных правил акклиматизации, которая оказалась недостаточной, и на высоте 5200 у девушки началась горная болезнь. Нужно было немедленно сбрасывать высоту, идти вниз, а вместо этого они организовали ночёвку, провели ночь на высоте 5300 и на следующий день, несмотря на плохое самочувствие, поднялись на вершину, откуда девушка, страдавшая горной болезнью, сорвалась вниз, на юг. Спускаясь в тумане, группа потеряла ещё одного человека… Это самый стандартный сценарий несчастного случая на Эльбрусе. Причина его - переоценка собственных возможностей, недостаточная квалификация руководителя, слабая морально-физическая подготовка участников.

А.Т. То, о чём мы сейчас говорили, касается, в основном, наших, российских граждан, которые пренебрегают элементарными правилами поведения в горах. А что с альпинистами из других стран? Какая доля несчастных случаев происходит с иностранцами?

Б.Т. Как это ни странно, иностранцы, у которых культура альпинизма должна быть более развита, чем у россиян, попадают в аварийные ситуации чаще, чем наши соотечественники. Ситуацию можно оценить на примере этого года – из десяти погибших семь - иностранные граждане, а это 70%…

А.Т. В средствах массовой информации говорилось о том, что на Эльбрусе в этом сезоне погибла группа альпинистов из Канады. Не могли бы Вы более подробно рассказать об этом случае?

Б.Т. Ситуация была довольно стандартная. Несмотря на предостережение гидов, двое канадских альпинистов после восхождения на Западную вершину Эльбруса решили самостоятельно подняться на Восточную. Основная группа в сопровождении двух гидов осталась ждать на Седловине. Канадцы поднялись, но, когда они начали спуск, на Восточную вершину село облако, пропала видимость. Дул сильный юго-западный ветер, и канадцев увело на северные склоны Эльбруса. Там множество трещин, спускаться можно, только зная дорогу и, даже в этом случае, только при достаточной видимости. Их так и не нашли… Поиски велись с вертолёта, были задействованы спасательные службы как с Юга, так и с Севера, предупреждены местные жители, туристы… Но, как и многие из тех, кто пропал на Эльбрусе, они пропали навсегда… Никто не сможет сказать, в какую из десяти тысяч бездонных ледовых трещин упали канадцы… Последний раз их видели на полпути между Восточной вершиной и Седловиной. Ребята шли вниз.

А.Т. Борис Османович, и, всё же, что на Ваш взгляд является наиболее распространённой, главной причиной несчастных случаев на Эльбрусе?

Б.Т. Во-первых, самое главное - это отношение восходителей к Эльбрусу. С виду Эльбрус - очень простая гора. И многие заблуждаются, считая, что так оно и есть. Восхождение начинают поздно, идут, теряя последние силы, до самой вершины, на спуске попадают либо в непогоду, либо в темноту. Результат один – сбиваются с пути и гибнут в трещинах. Или замерзают. Ещё одна причина – резкая смена погоды. Погодные условия на Эльбрусе могут измениться буквально за полчаса. Ориентироваться при отсутствии видимости очень сложно, а сбиться с пути очень легко. Результат тот же - трещины… Тысячи трещин глубиной более ста метров… Провалиться в них очень легко, найти пострадавшего практически невозможно.

Был случай, когда альпинисты, спускаясь на юг, ушли далеко на север, в сторону Пятигорска. Их нашли в 15 километрах от Эльбруса. При этом руководитель группы поднимался на Эльбрус 40 раз… Это говорит о том, как сложно ориентироваться на Эльбрусе в непогоду. Заблудиться может даже опытный гид, что же говорить о людях, впервые столкнувшихся с этой горой… По причине плохой погоды от восхождения на Эльбрус отказался Тенцинг – первовосходитель на Эверест. Этот факт говорит сам за себя….

Следующая причина – недостаточная акклиматизация. Многие переоценивают свои силы, торопятся взойти. И иногда даже восходят. Но сил на спуск уже не остаётся, портится погода, темнеет. Вероятность, что человек доживёт до следующего утра, если он не дошёл до базы, очень мала…

А.Т. Как Вы считаете, насколько важно использование высококачественного снаряжения для уменьшения риска несчастного случая?

Б.Т. Конечно, нельзя сказать, что использование дорогого снаряжения может компенсировать недостаток личного опыта, но, безусловно, хорошее снаряжение существенно повышает уровень вашей безопасности. К примеру, сейчас многие пользуются портативными GPS – навигационными системами. Этот прибор помогает найти дорогу даже в условиях полного отсутствия видимости. Но поможет он только в том случае, если вы умеете с ним обращаться не только в комнатных условиях, но и в условиях экстремальных, когда ветер может поднять человека в воздух, а пурга сокращает видимость до полуметра...

А.Т. Какой сезон в Приэльбрусье является наиболее аварийным?

Б.Т. Я бы сказал так: где-то с 20 декабря до начала следующего ноября. Особенно много работы спасателям доставляют праздники – Новый Год, майские, ноябрьские. Естественно, что в моменты особенного наплыва народа вероятность каких - либо ЧП значительно повышается.

Наиболее спокойными можно назвать ноябрь и декабрь – это время у нас считается межсезоньем.

А.Т. Различается ли специфика Вашей работы в зависимости от сезона?

Б.Т. Как ни странно, такой зависимости не наблюдается – как летом, так и замой мы работаем с альпинистами, горнолыжниками, фрирайдерами, сноубордистами, любителями хелиски (катания на лыжах с заброской вертолётом). Места у нас дикие, возможности для создания аварийной ситуации большие. Достаточно просто не вернуться в гостиницу вовремя, и на место предполагаемого происшествия приходится высылать спасотряд. К счастью, большинство пострадавших в подобных случаях удаётся найти в окрестных кабаках – это места, которые, как правило, мы проверяем в первую очередь. Но, к сожалению, часто ситуации оказываются действительно серьёзными и очень далёкими от шуточного исхода… Будьте аккуратней в горах!

P.S. Вот так закончилась наша беседа с Борисом Османовичем Тиловым. На следующий день от дождя остались одни воспоминания. Ярко светило солнце, на фоне глубокого синего неба ослепительно сияли белоснежные вершины Донгуз-Оруна и Накры… В тот день мы поднялись на «Приют 11» и ещё через два дня, следуя всем наставлениям начальника спасательной службы, совершили восхождение на обе вершины Эльбруса. Сам я никогда не питал иллюзий по поводу этой коварной горы и надеюсь, что этот небольшой рассказ предостережёт кого-то от необдуманного и рискованного поступка. Пусть великолепие горных вершин как можно реже омрачается тёмной тучей трагедии….

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru