Люди и горы > Люди >

Автор: Михаил Деви, Екатеринбург

Памяти Алексея Болотова

Безумно тяжело писать про Алексея в прошедшем времени. Казалось, он всегда был с нами.
Мы не так часто виделись в городе, в основном на тренировках на Башне. Как всегда, немногословный и деловитый, чаше всего обменивались лишь парой коротких фраз между подходами: «ну, что, какие планы?», «когда уезжаешь?», «удачи!», ну и главное, перед каждым отъездом: «береги себя!» Не уберег…

Первое совместное восхождение мы с ним совершили в далеком 91 году, на Чемпионате России в Кодаре.

На второй горе он на обработке сломал ногу и не смог пойти на вершину. Но он отнесся к этому как к досадному недоразумению и вскоре снова был в строю.

В следующем году мы ходили на Чемпионат ВС в Саук-Джайляу, ну а потом наши пути на несколько лет разошлись.
Леха увлекся высотой, а мне больше нравились технические стены. Снова мы вместе попали в горы в 99 году, когда решили пройти отвесный стенной маршрут на почти семитысячник Талай Сагар в Гарвале.

Это было трудное восхождение для всех нас, после спуска с горы мы выглядели просто как команда инвалидов, только Лехе было все нипочем.

Следующим нашим совместным выездом была экспедиция на северную стену Жанну.
Суперсложная техническая стена, только на еще большей высоте.
В этой экспедиции я увидел Леху как реально сильнейшего альпиниста России, а может, и мира.
Он проделал огромный объем работы – занес больше всех грузов, пролез больше всех веревок первым, да еще и раненого Мишку Михайлова просто снес на спине до палатки по довольно крутому и опасному склону.

Помню наш очередной выход и ночевки вдвоем в палаточке на высоте 6000 метров во время непогоды.
Саня Одинцов говорит нам по связи – парни, даже в базлаге носу из палатки не высунешь, срочно валите вниз, а Леха говорит: хорошо, мы только грузы закинем на конец перил, а потом пролазит первым пять или шесть новых веревок в этот день.

Жаль, что во время финальной попытки Лехе не повезло и он не смог постоять на вершине Жанну.
Думаю, он был достоин ее как никто другой.

Впрочем, он никогда не унывал и не расстраивался, а может, не подавал виду. Да и что расстраиваться, он достиг того, что никому и не снилось – Чемпион СССР и России, дважды обладатель Золотого Ледоруба, восходитель на 11 восьмитысячников , в том числе по новым сложнейшим маршрутам.

Удивляло, как он в коротких перерывах между экспедициями умудрялся устраивать дела на работе и дома, вырастил двоих детей, заботился о родителях, обеспечил жильем всех членов своей семьи.

Были у нас и новые планы. Леха не раз мне говорил, как бы в шутку: «ездите тут по новым и интересным местам, а я все восьмитысячники топчу, хоть бы меня куда с собой позвал». Родилась идея совместного восхождения, да видно, не судьба…

На своем юбилее он сказал фразу, которую я уже не забуду: «парни, почему то с друзьями, которые нам больше всего дороги и нужны, мы общаемся не так часто, все откладываем на потом».

Ребята, не откладывайте друзей на потом …

Друзьям. Лешка Болотов

Лечь на дно

Юго-Западная стена Эвереста. 15 Мая 2013 года

Да и хлеб с ним!
Памяти Лехи Болотова

Лёха!

Экспедиция Дениса Урубко и Алексея Болотова по центру ЮЗ стены Эвереста. Страница Экспедиции

Высокое напряжение
Восхождение по северной стене п. Талай-Сагар (Пакистан, 6905 м)

Алексей Болотов. Интервью

Памяти Леши

Леха был и большим спортсменом и большим другом. Не знаю что важнее. Спортивность, стремление сделать то, что никто еще не делал, в нем всегда была. Не забуду, как он проплыл через порог Ревун на простом надувном матрасе. Давно, еще в институте. В "большую" воду, наши поймут что это такое. Сильно при этом ободрался, но проплыл. Ни для кого, просто для себя. Конечно не восхождение на Жанну ..... но не думаю, что найдется много желающих повторить это небольшое Лехино приключение. Плыл через Ревун он кстати без каски, наколенников и других подобных средств защиты. Ну а сколько человек считало Леху своим другом, показал вчерашний день. Море людей, море цветов, горе, боль и слезы. Я тоже никак не мог до вчера поверить что Лехи больше нет. Казалось вот он выйдет, улыбнется и скажет что все это шутка была. Никак не верилось, столько в нем жизни было. Но нет, не выйдет, это не шутка и Лехи в самом деле больше нет. Остается жить ..... и вспоминать его светлую улыбку, от этого легче как то становится.