Скалолазание > Люди >

Источник: SCARPA
Фото из архива Михаила Черникова

Михаил Черников: "Не бояться делать ошибки, они почти всегда будут"

С раннего детства каждое лето в деревне у бабушки с дедушкой.
Нас всегда было четверо -я с братом и две двоюродные сестры.

С удовольствием вспоминаю то время – большой двор, размером с футбольное поле, вокруг, как полагается, куча разных домашних животных – куры, утки, коровы, козы ну и т.д. Под ногами мягкий ковер зеленой травы толпа друзей, игра в прятки или какая-нибудь другая детская игра целый день на улице.

Очень любил лазать по деревьям: обязательно повыше взобраться и объедаться яблоками или вишней.
А порой просто залезть на какое-нибудь высокое дерево и полюбоваться природой вокруг.

Дааа... Детство – что надо!

В 6 классе на урок физкультуры зашел тренер по волейболу, рассказал про свой вид спорта, про бесплатные тренировки, про летние сборы, где речка солнце, песок, ну и т.п. Ооо, класс! – подумали мы.

Конечно, заинтересовавшись, пришли с друзьями на первое занятие учиться играть в волейбол. Тренер опоздал на полчаса, но тренировка прошла с интересом.
На вторую тренировку он опоздал уже на час – ну ничего, дождались, потренировались.

На следующей тренировке, в ожидании нашего тренера, один из друзей рассказал про скалолазание. Очень уж стало интересно, тем более занятия там тоже бесплатные и далеко идти не надо. В трех минутах ходьбы располагался СОК Энергия, где и произошло знакомство с тем, от чего до сих пор получаю огромное удовольствие,- скалолазанием.

С самых первых тренировок делал все упражнения и задания, которые давал тренер. Мне было очень интересно заниматься скалолазанием. Хотелось залезть все выше и выше.
Все время смотрел на ребят, которые уже лазали с нижней страховкой по трассам с крутым, на тот момент для меня, нависанием, карнизами и потолками. А я еще вертикальные до конца не долезал.

Первая грамота и большая плитка шоколада – награда за второе место на первых соревнованиях уже через пару месяцев тренировок и 2-ой юношеский разряд! Ух ты! - Пьедестал почета! Это было круто!

Мы с братом пришли домой и хвалились родителям своими шоколадками (он тоже занял второе или третье место в своей группе), а скорее тем, что сами их заработали, заслужили в честной соревновательной борьбе.
Грамоты, конечно, пригвоздили на стену и потом любовались ими … до следующих соревнований…

Очередное лето, но уже не деревня, а ростовская область - палаточный лагерь, речка, настоящие высоченные скалы, еда, приготовленная на костре. А потом еще одна поездка – Крым.
Целых три недели море, солнце, крымские фрукты и крымские скалы – это уже посерьезнее ростовской области.
Сколько новых впечатлений, новых фотографий.
Даже и не думал, что так может быть.

Заграничный паспорт нужен был уже следующим летом. Жизнь начинала меняться…, а кругозор стремительно расширяться. Все больше и больше стал отдаваться скалолазанию. Соревнования, тренировки, сборы, опять соревнования и снова тренировки. Даа… это мое!

Новая компания, новые друзья, а в будущем и новая семья…. Образовался большой коллектив, с которым каждый выезд на соревнования был как отдельная история. История, которую всеми вспоминали потом еще долгое время, ну или до следующих соревнований, сборов, какого-нибудь праздника или Нового Года, который мы проводили тоже вместе.

Нам было по 13 – 16 лет и было очень круто и весело…. На Новый Год начали собираться прямо по взрослому, как это было раньше у каждого с родителями – большой стол, много разных вкусных блюд. Придумывали какие-то конкурсы, игры, было много смеха и позитива. В общем, отдыхали по полной программе.

Первые годы были в основном развлечением. Лазали, общались, веселились и получали удовольствие. Одним словом, скалолазание для нас было тусовкой. К тому же практически каждый уезжал с соревнований с медалью, - это, конечно, очень приободряло и затягивало еще больше.

2004 год, когда стал тренироваться самостоятельно… самостоятельно с Женей Маламид, скалолазание постепенно становилось не только хобби, но и основной деятельностью моей жизни.
Одновременно с этим начал делать трассы, что очень, как оказалось, помогало для лазания и тренировок.

С этого момента начали появляться какие-то конкретные цели, пути к этим целям, да и вообще самостоятельность в спорте и в жизни.

Мы только начинали наши отношения.
У нас было общее увлечение.
На тот момент мой уровень лазания был значительно ниже уровня Жени, и мне это очень не нравилось.
Я стал тянуться за ней.
Именно благодаря моей Женьке 2004 год стал переломным в моем лазании…, да и вообще в жизни.

Сначала делал трассы только для неё. Через какое-то время уже для нас. А потом для всех, с кем мы тренируемся.

Мы вместе составляем планы тренировок, вместе тренируемся, вместе на сборах и соревнованиях. Мы с Женей уже более восьми лет вместе и столько же вместе лазаем.
Это огромное преимущество, мы всегда поддерживаем друг друга, исправляем ошибки и двигаемся вперед.

Огромное удовольствие подниматься на верхнюю ступень пьедестала вместе со своей женой! Ничего круче в соревнованиях нет!

Никогда не хотел соглашаться с этим. Первые пару раз напрягало, а потом наоборот, стало только заводить,- сначала в школе, потом в академии все время твердили о том, что надо заниматься чем-то одним. Мол, только в чем-то одном можно добиться успехов. То есть скалолазание ни о чем, нужно закончить хорошо школу, затем надо получить высшее образование, а это уже ни какие-нибудь там школьные уроки и добрые учителя, здесь нужно серьезно учиться. Но я хотел и хорошо учиться, и хорошо лазать.

Очень интересно получилось. Уже на четвертом курсе преподаватель принципиально не хотел ставить «четыре» по курсовой, только из-за того, что в спорте больше успехов, чем в учебе.

Но недолго переживал по этому поводу, хотя в зачетке были только четверки и пятерки.

После этой единственной «тройки», оставшиеся три семестра были на «отлично».

И это получилось совершенно неожиданно для меня.
Почти с отличием получил высшее образование.

Студенческие годы – отдельная история и для меня эта история оставила много интересных и веселых воспоминаний.

Сначала скалолазание, потом все остальное. С каждым годом новые схемы тренировок, нагрузка тяжелее.

Первая медаль на взрослых соревнованиях – бронза на Кубке России 2005 в Уфе.
Впервые увидел себя наравне с теми людьми, которые постоянно вставали на пьедестал. Почувствовал, что могу, что двигаюсь в правильном направлении.

Однако, следующий успех был только спустя год, в той же Уфе, но уже на Чемпионате России, и снова бронза.

Этот долгий перерыв заставил сделать необходимые выводы и медленно, но верно стал достигать все лучших результатов.

Я смотрел на многих преуспевающих скалолазов, сначала российских, потом и европейских, но никогда ничего не пытался скопировать, повторить за кем-то. Принцип действия у меня всегда был и остается такой – принимать всю приходящую информацию и отбирать отдельные моменты, те, которые больше нравятся или больше подходят для меня.

Порой бывает так, что если узнал как лезется новая для меня трасса, на кого-то посмотрел или рассказал кто-то, могу пролезть другим, не стандартным вариантом.

В юношескую сборную попал на скорость.
6 место – лучший результат в скорости на Первенстве мира в Амстердаме в 2000 г. Во взрослую сборную пробился в болдеринге.
9 место – лучший результат на этапе Кубка Мира в Гринделвальде (SUI).
Но в конце концов, остановился на трудности, и пока 4 место – лучший результат на этапе Кубка Мира в Шамони (FRA) 2012 г.

Самое запоминающее выступление все же остается пока в Любляне (SLO) на этапе Кубка Мира в 2009 г.
Почти неожиданно попал в финал.
Впервые находился в зоне изоляции перед финалом среди самых лучших.
И почему-то никакого волнения, никаких лишних мыслей.
Думал только о том, как я буду лезть трассу, как буду делать каждый перехват.
И как ни странно, пролез ровно столько, сколько посмотрел и продумал на просмотре.
Совсем чуть-чуть не дотянул до пьедестала – 4 место. Я просто не стал смотреть последние три перехвата.
Первый раз в финале и пролезть финальную трассу я никак не собирался. Много раз потом прокручивал этот момент, но наверное, по-другому быть не могло.

Многие спрашивают – как…? Очень просто – нужно четко знать, чего ты хочешь и хотя бы что-нибудь делать для реализации задуманного.

Не бояться делать ошибки, они почти всегда будут. Ты должен видеть весь путь к своей цели и в конце этого пути, конечно, свою цель. И, не сомневаясь, уверенно двигаться по своему пути. Можно научиться летать, если ты этого действительно хочешь!

Читайте:

Pro-съёмки в Арко. Портрет пятый.
Миша Черников

Чемпионат России 2013. Финалы болдеринга.
Интервью с двукратной чемпионкой России Ольгой Яковлевой.
Фоторепортаж

SCARPA Man :) Сергей Шаферов

Катя Андреева. "Моя жизнь как есть, без всякой политики"

Девушка-мечта.
Марина Коптева

Татьяна Шемулинкина
или просто Тусик

Интервью с серебряным призером чемпионата мира в болдеринге Олей Яковлевой-Нудьга