Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Балдин Александр Михайлович

«Альпинизм многого требует, но еще больше он дает» -
эти слова физика, академика и мастера спорта альпиниста
Александра Михайловича Балдина, можно смело ставить
в качестве девиза всей его многогранной жизни.

Балдин Александр Михайлович (1926, Москва – 2001, там же). Родился в Москве на Красной Пресне. В годы Гражданской войны его отец был командиром и комиссаром в знаменитой Азинской Железной дивизии (Азинская дивизия – по имени ее командира Владимира Мартыновича Азина: последнее полное название - 24-я механизированная Самаро-Ульяновская, Бердичевская, ордена Октябрьской Революции, трижды Краснознамённая, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого Железная дивизия). Юность и студенчество Александра Михайловича пришлись на суровые, голодные годы войны и послевоенного восстановления. После паровозостроительного техникума, стал студентом Московского института инженеров транспорта. Уже в эти годы он осознал свое призвание к научному творчеству. В 1946 г. среди других студентов-отличников он был приглашен продолжить образование во вновь созданном Московском механическом институте боеприпасов, (Московском инженерно-физическом институте).

В 1949 году после окончания МИФИ (по специальности физик-теоретик) он был направлен в Физический институт имени П.Н. Лебедева АН СССР (1949-1968). Начиная с 1961 года, он уже работает в Дубне, в Объединенном институте ядерных исследований (с 1968 он и директор Лаборатории высоких энергий). Его путь ученого и руководителя науки включил все возможные ступени творческого роста: Инженер-физик, младший научный сотрудник, доктор физико-математических наук, руководитель сектора теоретиков, профессор, член – корреспондент с 1972 года. Академик АН СССР (1981), академик РАН СССР (1991), лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, основоположник нового направления в ядерной физике - релятивистская ядерная физика, выдающийся ученый в области физики элементарных частиц и атомного ядра. Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени, Ордена Знак Почета, Ордена Дружбы Народов, За заслуги перед Отечеством, 4 степени, Золотого Ордена Заслуги (Польша), Кирилла и Мефодия, 1 степени (Болгария), Золотой полярной звезды (Монголия) и других.

При такой загруженности на чисто научном поприще у А.М.Балдина оставалось (еще находилось!) время для занятий спортом и особенно - альпинизмом. В большей степени к занятиям альпинизмом его подтолкнуло типично бытовое обстоятельство. Дело в том, что всю войну Александр провел в Москве, где было холодно, голодно и предельно трудно выживать. Он учился, работал и ходил на ночные дежурства тушить немецкие бомбы-зажигалки. К концу войны, при поступлении в институт, он выглядел типичным «хилым интеллигентом» - так он охарактеризовал себя в одном из интервью спортивной газете. В альпинизм он пришел по характерным институтским обстоятельствам – там была сильная секция альпинизма и многие студенты занимались альпинизмом. Именно это обстоятельство, подтолкнуло его в первые студенческие каникулы (1946) отправиться в горы и совершить первое свое настоящее восхождение. (Отступление – с тех пор, каждый свой отпуск он старался проводить в горах). С тех пор более двадцати лет жизни физик-теоретик А.М. Балдин отдал альпинизму, работал инструктором и тренером. Участвовал в сложнейших восхождениях на вершины Кавказа, Памира, Алтая. В 1952 году становится Чемпионом СССР за восхождение на Чатын по правому ребру Сев. стены, 5Б к.с. в составе команды Бориса Арнольдовича Гарфа. В 1956 году ему присвоено звание «Мастер спорта СССР» по альпинизму.

Слева – вершина Чатын-тау. В центре небольшая вершинка –
Малая Ушба, справа – Северная и Южная вершины Ушбы.

А.М.Балдин - уже инструктор альпинизма, но пока еще не академик.

Свое последнее серьезное восхождение академик совершил в сорок лет. Потом уже вместе с детьми занимался горным туризмом, горными лыжами. Зимой - хотя бы иногда бывал на катке, обязательно бегал на лыжах, которыми в Дубне увлекаются, чуть ли не все. Благо, условия для этого великолепны: хоть с порога дома становись на лыжи - и в лес. В то лето, когда родилась первая дочь, Балдин был утвержден руководителем сложного восхождения на Памире. Группа уехала в горы, а Александр Михайлович, разрываясь между работой и семьей, которая жила на даче и нуждалась в постоянной помощи, выкраивал крохи свободного времени для поддержания своей спортивной формы. Так вот, чтобы не подвести товарищей, он придумал себе необычное упражнение. Натягивал между двумя деревьями тонкую прочную веревку, взбирался на нее, вставал и, балансируя, ходил от дерева к дереву. Тут самым трудным было подтянуться на руках и встать на веревку, а потом, когда она раскачается, не сорваться на землю, устоять. Самое привлекательное в этом - удержаться, когда все кажется безнадежным, ухитриться сохранить равновесие, когда уже почти сорвался... Тут, как в горах, работают все мышцы, а воля напряжена до предела.

Уже в преклонном возрасте он с гордостью говорил, что до сих пор регулярно ходит по веревке (!). Некоторые считали это чудачеством пожилого человека. Но это далеко не так – Балдин просто снова чувствовал себя в горах и пытался сделать невозможное.

А..М.Балдину в свое время задавались различные вопросы о сочетаемости занятий большой наукой и горовосхождениями, и насколько при этом оправдывались личные надежды?

Он с присущей ему прямолинейностью говорил: «Думаю, что мои студенческие устремления стать сильным получили подтверждение самым неожиданным образом. В 1957-1958 годах я работал научным сотрудником в Бермингемском университете в лаборатории Рудольфа Пейерлса. Дел было много, о занятиях альпинизмом я и не помышлял, старался по возможности тренироваться на стадионе. И вдруг, к моему удивлению получаю приглашение Джона Ханта посетить Северный Уэльс и принять участие в праздновании пятой годовщины первого восхождения на Эверест. Каким-то образом Хант узнал, что в Бирмингеме работает советский альпинист, да еще в прошлом чемпион страны, и решил со мной познакомиться. В ту пору начали налаживаться контакты между альпинистами наших стран, англичане готовились приехать к нам на Кавказ, и, разумеется, информация из первых рук их очень интересовала. Но оказалось, что простого рассказа о наших горах им было мало. Я понял это, когда хозяева вежливо предложили: «Не хотите ли пройтись по нашим стенкам в связке с Джорджем Бендом?»

В знаменитой экспедиции Ханта, Д. Бенд участвовал только в заброске грузов. Но чуть позже он сам стал восходителем экстра-класса. А.М.Балдин уже давно не бывавший в горах, чтобы не терять лица, ответил вежливым отказом: «…мол, я физик и вообще нетипичный альпинист». Но хозяева не отступали, и пришлось принять приглашение.

К личному удивлению Балдина все получилось вполне прилично. После пребывания в СССР Хант выпустил книгу, где, в частности, описал встречу в горах Уэльса. Посмотрев, как советский физик проходит стенки, англичане, по его словам, пересмотрели состав своей команды, значительно усилив ее.

В народе существует далеко не умная поговорка: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет» - этот умник точно, не знает, что среди тех, кто ходил и продолжает ходить в горы, умнейших людей больше, чем в любом другом виде спорта. Если, конечно, считать умными людей, получивших известность за свой интеллектуальный вклад в науку, искусство, политику и управление государствами. Первые встречи с горами, первые восхождения – как первая любовь остаются на всю жизнь!

Выдающийся математик ХХ века академик А.Д. Александров на вопрос – зачем ходят в горы, отвечал: «…В альпинизме мне нравится решать сложные задачки: как найти простой путь на трудную вершину, как проложить маршрут в лабиринте ледовых трещин. Кроме того, в горах собираются те, кто мне интересен: рабочие, музыканты, врачи – мне очень уютно в таком неформальном коллективе. И такое общество – факт моей жизни. Спорт интересен для меня тем, что заставляет преодолевать себя, а тем самым помогает полнее проявить свою личность. Поэтому, конечно, альпинизм – явление духовное. Он важен не для чего-то, а и сам по себе – как любовь, как творчество».

Не давай себе поблажки! – эти слова нельзя рассматривать как лозунг. Это своеобразный стиль поведения в альпинизме. А.М.Балдин однажды вспоминал показательный в этом плане случай. На одном из восхождений группой, в которой был уже сформировавшийся ученый, руководил, ставший впоследствии известным альпинистом – Лев Филимонов (заслуженный мастер спорта, многократный чемпион Союза и пр. и пр.). Погода была - хуже не бывает – уже четыре дня группа блуждала, иной раз, кто нибудь проваливался в трещины, наконец на плато под снегопадом поставили палатки. В те времена спальные мешки у группы были не те, чем пользуются сейчас – промокли в момент. В четыре часа утра группу будят. Только чуть-чуть согрелся, а надо опять куда-то идти, лезть. А внизу, там лагерь альпинистский, причём даже видны его огоньки. Там танцы, девушки, красота гор, нарзан бьёт из-под каждого камня, а мы? Что мы вообще тут делаем, зачем сюда забрались? А наш Филимонов уже выкопал пещерку небольшую, разжёг примус, варится каша. Видя наши постные физиономии, он говорит каждому и всем вместе: «Ты, главное, поблажки самому себе, окаянному, не давай». Это сказал человек, который был тогда во много раз сильнее каждого из нас - духовно и физически. Слова будущего асса советского альпинизма остались девизом на всю жизнь.

1947 год – второй год занятий альпинизмом. А.Балдин на 2-й Западной
вершине Шхельды-тау (Центральный Кавказ)

В те далекие времена, когда молодой Александр Балдин начал заниматся альпинизмом, одним из видов активной тренировки были соревнования по футболу … в альпинистских связках! На фото – А.Балдин ведет свою команду к победе!

1951 год. А.М.Балдин был руководителем группы метростроевцев при восхождении на вершину Шхельда-тау. На фото он запечатлен у тура на вершине.

Диплом 1 степени которым Всесоюзный Комитет по делам физической культуры и при Сосете Министров СССР наградил А.М.Балдина по итогам чемпионата СССР по альпинизму за 1 место в классе технически сложных восхождений –Чатын-тау по северной стене в 1952 году.

1953 год. Памир. Бивак при восхождении на пик Щербакова . Ночевка на высоте 6200 метров. Справа сидит А.Балдин.

1956 год. Алтайская экспедиция – А.Балдин «погонщик мулов».

В 1956 году группа альпинистов, в которую входил, будущий профессор и руководитель первой советской экспедиции на Эверест Евгений Тамм - забралась в глухой уголок Алтая, куда пока никто из альпинистов не попадал. Даже местные бывалые охотники сюда не забирались. Красота вокруг невероятная - голубые озера, стаи диких лебедей, в зеркальных водах отражаются снежные вершины, одна другой прекраснее, и все безымянные(!) никто еще туда не поднимался. Альпинисты покоряли вершины одну за другой и каждой из них, по праву первовосходителей давали имена. Видимо, подобного рода ощущения можно назвать счастьем.

Слева-направо: вершины Сказка, Мечта и Красавица. На переднем плане – одно из Шавлинских озер

Во время Алтайской экспедиции 1956 года в северо-чуйском хребте А.М.Балдин с группой совершили первопрохождение на вершину Красавица по Вост. контрфорсу Сев. стены 5А к.с. Эти места еще называют районом Шавлинских озер, по одному из самых красивых озерных комплексов в Чуйских Альпах. Вечно заснеженная вершина Красавица получила имя еще в перовой половине прошлого века от Бориса Николаевича Делоне. Две ближайшие вершины, покрытые вечными снегами и льдами носят названия – Сказка и Мечта.

В свое время академику Александру БАЛДИНУ корреспондент «Спорта в СССР» задал не простой вопрос:
«Согласитесь, для многих сочетание «теоретическая физика» и «спорт» представляется несколько неожиданным. Тем более, когда речь заходит о таком трудном, требующем огромной физической нагрузки виде спорта, как альпинизм...»

Ответ Александра Михайловича остался актуальным и для нашего времени:
«И все же какая-то связь здесь есть, хотя в двух словах об этом не скажешь. У Альберта Эйнштейна есть объяснение того, почему ученые стремятся к фундаментальным исследованиям. Смысл его высказывания примерно таков: тяга к науке сродни ностальгии горожан по нетронутой природе. Жителям города хочется вырваться из душной сутолоки улиц к рекам, озерам, лесам, чистому воздуху горных вершин, приобщиться к каким-то вечным, непреходящим ценностям. Занятия наукой, по словам великого ученого, приносят человеку те же ощущения. Мне кажется, что и альпинизм, подобно науке, одаривая спортсмена неповторимой красотой, необычными ощущениями, дает возможность понять какие-то вечные истины и ценности».
П.П.Захаров (по материалам «Спорт в СССР», публикациям Л.Плешакова, Альпклуба СПб, Livehat ru, Persona rin. Ru, Sport necropol. Ru, Wicipedia. Ru, dic academis. Ru. Фото: источники Интернета, Altay-aktru. ru).


Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:

Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100