Руководитель: Г.Сальников, Новосибирск

Новосибирское отделение туристско-спортивного союза России
Секция горного туризма Спортклуба Новосибирского госуниверситета

О Т Ч Е Т

о горном походе пятой категории сложности в районе Фанских гор,
совершенном в период с 7 по 29 августа 2012 г. по маршруту:

Маршрутная книжка О-151-12
Руководитель: Георгий Сальников
sge@nmr.nioch.nsc.ru

МКК СФО рассмотрела отчет и считает, что маршрут соответствует
5 к. с. и может быть зачтен всем участникам и руководителю

Отчет использовать в библиотеке

г. Новосибирск, 2012 г.

Краткая характеристика района похода

Фанские горы - это вполне обжитый район, давно и хорошо исследованный, освоенный туристами и альпинистами, воспетый Юрием Визбором. По нему доступно масса информации, в том числе и в Интернете. Много отчетов по походам различных категорий, есть и целые обзоры. С точки зрения туристской классификации Фанские горы достаточно полно охарактеризованы в "Перечне высокогорных перевалов" под ред. Анатолия Джулия, М., 2001 г. (здесь и далее - "Классификатор"). Наиболее качественный обзор района в Интернете с кратким описанием ряда новых, недавно пройденных перевалов составлен Анатолием Джулием он же является автором целого ряда отчетов о походах в Фанских горах, доступных в Интернете (http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/Juliy_Fany-2000/otchet/, http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/Juliy_Fany-2003/). Чтобы не повторять хорошо известные факты, кратко перечислим характерные особенности Фанских гор, оказавшие влияние на наш выбор именно этого района и нитки маршрута.

• Фанские горы - район легкодоступный: на заезд в горы уходит мало времени.
  • В этом районе можно организовывать походы любой категории сложности.
  • Это район компактный: маршруты характеризуются умеренным километражем. В относительно короткие сроки можно успеть посмотреть большую часть района и пройти много перевалов.
  • Это умеренно высотный район, не требующий от участников специального высотного опыта.
  • Это район с технически сложными препятствиями преимущественно скального характера. Здесь можно приобрести скальный опыт, который во многих других районах получить труднее.
  • По сравнению со многими другими, Фаны - более теплый, малоснежный, и в целом "комфортный" район.
  • Фаны - район исключительно живописный и не похож ни на какие другие. Здесь есть на что посмотреть, и много теплых озер, в которых совершенно необходимо купаться.
Надо сказать, ранее в Фанских горах никто из группы ни разу не был, в том числе и руководитель. За время прохождения маршрута мы подметили некоторые дополнительные особенности этого района, которые оказались для нас несколько неожиданными.
  • Для Фанских гор характерны сравнительно малые расстояния при очень глубоких долинах. Это приводит к огромным наборам высоты по косогорам на подходах к перевалам. Весной и зимой может иметь место опасность лавин, перекрывающих всю ширину долины.
  • В Фанах очень непривычные осыпи: тонкий слой маленьких округлых камешков на подложке из жесткого конгломерата. На такой осыпи легко поскользнуться, как на шарикоподшипниках, и будет больно. Смотрите под ноги!
  • Фанские скалы непривычно теплые и шершавые. Сначала по ним очень приятно лезть без перчаток: не холодно рукам, и хорошо держат на трении. А через неделю, или около того, с пальцев и ладоней начинает слезать кожа, или на коже образуются болезненные трещины. Не пренебрегайте защитой рук, лезьте в перчатках!
  • Теплая погода в Фанах приводит к тому, что снег очень рано начинает раскисать даже на значительных высотах (скажем, на 4500 - уже в 8 утра). Это делает неудобным движение по фирновым склонам и создает повышенную камнепадоопасность на границах фирна и скал. Вставайте по утрам как можно раньше!
По рассказам старожилов, раньше Фаны славились очень устойчивой погодой в конце лета. Похоже, что в последние годы наблюдается тенденция к ее ухудшению. В нашем походе дождь бывал почти каждый день после обеда. Это дополнительно стимулировало к ранним выходам.

Поскольку, как уже было сказано, никто из группы раньше не был в Фанских горах, нам вполне подошел бы для первого знакомства любой стандартный маршрут в наиболее известной части района. Учитывая некоторую специфику группы, а именно, ее малочисленность и сравнительно высокое для похода 5 к. с. отношение Ж : М = 2 : 4, что предполагало повышенный вес рюкзаков, мы стремились проложить нитку маршрута с минимальным километражем, чтобы как можно меньше таскать тяжелые рюкзаки и больше лазить. Тем самым, нам мало подходило то, что делают многие - связка узла Фанских гор с Гиссарским хребтом: это сильно увеличивало бы километраж. У нас также не получалось посетить Куликалонские и Маргузорские озера: они находятся несколько в стороне от центральной части района туда можно было зайти, только специально потратив ходовые дни, так что путь наш туда не лежал. Напротив, восхождение на высшую точку района - пик Чимтарга - хорошо смотрелось на заключительном этапе маршрута. Популярное кольцо вокруг Малой Ганзы идеально сочеталось с акклиматизацией в начале похода. Озера Алаудин и Искандеркуль удобно было рассматривать как начальную и конечную точки будущего маршрута. Осталось логичным образом распределить между этими местами несколько технически сложных перевалов. Тут нам очень помогли с информацией опытные корифеи, знатоки и ценители Фанских гор, спасибо им за это! Что у нас получилось в результате - оценить предоставляется благосклонному читателю...

Заезд в Фаны не представляет проблем. Путешествие начинается из г. Душанбе. Ни виза, ни загранпаспорт россиянам не требуется, но нужно проверить, чтобы в паспорте не было недостатков, таких как отсутствие прописки, или истекший срок документа. В аэропорту нужно внимательно заполнить таджикские миграционные карты и проследить, чтобы на паспортном контроле их проштамповали, иначе вероятны проблемы при обратном вылете. Пропуск в погранзону для Фанских гор не требуется, но регистрация на время пребывания в Таджикистане нужна. С помощью умелого туроператора регистрацию можно оформить быстро. Нашим туроператором была Елена Лоренц, фирма "Asia Discovery", ул. Исмаила Сомони, 126-33, 734064 Душанбе, Таджикистан, тел. +992(372)379176, моб. +992(907)521121, asia-discovery@yandex.ru, asiadiscovery@mail.ru, http://asiadiscovery.tj/. Отношение местных жителей к россиянам, как в столице, так и в горах очень доброжелательное.

Туристов и альпинистов в Фанах много, в том числе иностранцев. Однако мы не так часто встречали по дороге группы. Видимо, благодаря тому, что основная часть нашего маршрута проходила по относительно менее посещаемой части района, где сосредоточены наиболее технически сложные перевалы 3А.

Справочные сведения о группе и маршруте

Проводящая организация:

23 ходовых дня
7 - 29 августа 2012 г.

Нитка маршрута:

а/б "Вертикаль-Алаудин" - оз. Алаудин - оз. Мутное - пер. Казнок Вост. (1Б, 4040) - р. Казнок - лед. Малая Ганза - пер. Гусева-Мухина Зап. + Зеленоград (2А, 4700), п. Малая Ганза (2А, 4958, радиально) - лед. Сурхоб - пер. Гусева-Мухина Вост. + Седло Ганзы + Траверсный (2Б, 4700) - р. Сувтор - пер. Сурх + Линкор (1Б, 4400) - р. Норват - пер. Имат (3А, 4518) - лед. Имат - пер. Фанская Сказка ложная (3А, 4400, радиально) - р. Имат - лед. Сурхоб - пер. Ход Кентавра (3А п/п, п/в, 5000) - оз. Мутное - пер. Дон + Мирали (2Б-3А, 5060), п. Чимтарга (2Б, 5489, радиально) - р. Правый Зиндон - оз. Большое Алло - р. Левый Зиндон - пер. Двойной (1Б, 4287) - р. Ахбасай - р. Арг - оз. Искандеркуль

Определяющие препятствия:

препятствие название к. с. подъем спуск
перевал Имат 3А, 4518 скалы сн-лд-ск
по пути
подъема

Маршрут рассмотрен

МКК Сибирского Федерального округа, шифр 154-00-666656555, г. Новосибирск, Красный пр., д. 98/1, т. 8-383-2163788, ф. 8-383-2363814,
http://www.no-tssr.ru/, http://www.govor.ru/, govorum@online.ru

Отчет, фото- и видеоматериалы к нему доступны

в МКК СФО у автора

007 - N: Екатерина Полянская

Подробная нитка маршрута

Заявленный основной вариант маршрута

Оз. Алаудин - пер. Казнок (1Б) - пер. Зеленоград (2А) - пер. Гусева-Мухина Вост. + Седло Ганзы (2Б) - пер. Сурх + Линкор (1Б) - пер. Имат (3А) - пер. Фанская Сказка (3А) - пер. Зард (1Б) - траверс пер. Адиджи - Енисей - Замок (3А) - пер. Мирали (2Б) - п. Чимтарга (2Б, радиально) - пер. Блок (3А) - оз. Искандеркуль.

Заявленные запасные варианты маршрута
  • К пер. Имат (3А) - обход через пер. Джиджик + Зинах (1Б). Этот запасной вариант не потребовался, пер. Имат был пройден.
  • К пер. Фанская Сказка (3А) - обход отрога по рекам. После радиального восхождения на перемычку пер. Фанская Сказка, не найдя истинную спусковую седловину, группа воспользовалась этим запасным вариантом и обошла низом пер. Фанская Сказка, а также следующий неопределяющий перевал Зард (1Б).
  • В случае невозможности прохождения траверса пер. Адиджи - Енисей - Замок (3А) был предусмотрен канонический спуск с пер. Адиджи (3А) в долину Алаудина или обход через пер. Седло Бодхоны (2Б). Этот запасной вариант не потребовался. Группа прошла траверс Адиджи - Енисей - Замок (участок от Енисея до Замка - п/п) согласно основному варианту.
  • На случай неблагоприятных условий была предусмотрена возможность отказа от радиального восхождения на п. Чимтарга (2Б). Этот запасной вариант не потребовался, группа совершила восхождение на п. Чимтарга согласно основному варианту.
  • К пер. Мирали (2Б) - пер. Чимтарга (1Б). Этот запасной вариант не потребовался, пер. Мирали (через Дон) был пройден.
  • К пер. Блок (3А) - пер. Двойной (1Б). Потеряв время на разведку пер. Фанская Сказка, группа подошла к пер. Блок с отставанием от графика. Чтобы не опоздать в Душанбе на самолет, группа была вынуждена воспользоваться этим запасным вариантом и пройти пер. Двойной.
  • Был предусмотрен предпочтительный вариант спуска с пер. Седло Ганзы (2Б) через пер. Траверсный (1А). Группа воспользовалась этим вариантом. Он не только позволяет безопасно обойти бараньи лбы при выходе из перевального цирка, но и чрезвычайно красив сам по себе. Настоятельно рекомендуем такой вариант прохождения пер. Седло Ганзы и другим группам. Хотя спуск с пер. Седло Ганзы при этом технически упрощается, суммарная сложность связки пер. Гусева-Мухина Вост. + Седло Ганзы + Траверсный все равно соответствует 2Б.
  • Была предусмотрена дополнительная возможность радиального восхождения на п. Малая Ганза (2А) или Большая Ганза (2Б). Группа совершила восхождение на п. Малая Ганза.
  • Был предусмотрен предпочтительный вариант подъема на пер. Мирали (2Б) траверсом гребня через пер. Дон. Группа поднималась на пер. Мирали именно по этому варианту. Считаем путь подъема на пер. Мирали в лоб прямо из цирка объективно весьма опасным и настоятельно рекомендуем проходить его через Дон.

Пройденный вариант маршрута

А/б "Вертикаль-Алаудин" - оз. Алаудин - оз. Мутное - пер. Казнок Вост. (1Б, 4040) - р. Казнок - лед. Малая Ганза - пер. Гусева-Мухина Зап. + Зеленоград (2А, 4700), п. Малая Ганза (2А, 4958, радиально) - лед. Сурхоб - пер. Гусева-Мухина Вост. + Седло Ганзы + Траверсный (2Б, 4700) - р. Сувтор - пер. Сурх + Линкор (1Б, 4400) - р. Норват - пер. Имат (3А, 4518) - лед. Имат - пер. Фанская Сказка ложная (3А, 4400, радиально) - р. Имат - лед. Сурхоб - пер. Ход Кентавра (3А п/п, п/в, 5000) - оз. Мутное - пер. Дон + Мирали (2Б-3А, 5060), п. Чимтарга (2Б, 5489, радиально) - р. Правый Зиндон - оз. Большое Алло - р. Левый Зиндон - пер. Двойной (1Б, 4287) - р. Ахбасай - р. Арг - оз. Искандеркуль.

Отличия между основным заявленным и пройденным вариантами
  • Группа поднялась на две различных (ложных) седловины пер. Фанская Сказка (3А), но так и не нашла истинной седловины, с которой можно было бы относительно безопасно спуститься на другую сторону. Чтобы сохранить время для прохождения последующих определяющих препятствий маршрута, группа воспользовалась заявленным запасным вариантом, спустилась с пер. Фанская Сказка по пути подъема и обошла соответствующий отрог низом. Поскольку в этих условиях следующий неопределяющий пер. Зард (1Б) был бы нелогичен и отнимал бы драгоценное время, группа сочла целесообразным обойти и его, подойдя сразу под взлет определяющего пер. Адиджи.
  • Потратив время на безуспешные поиски безопасного пути спуска с пер. Фанская Сказка и последующий обход отрога, группа подошла к пер. Блок (3А) с отставанием от графика. Чтобы не опоздать на самолет, группа была вынуждена отказаться от его прохождения и воспользоваться заявленным запасным вариантом обхода через пер. Двойной (1Б).

Материальное обеспечение группы

Общественное и личное снаряжение, ремнабор и медицинская аптечка комплектовались согласно обычным требованиям к проведению сложных горных походов. Некоторой особенностью можно было бы считать наличие спутникового телефона системы "Thuraya" (вес 250 г). Спутниковый телефон мы имели с собой на всякий случай как собственно телефоном мы им не пользовались и носили в выключенном состоянии. Все снаряжение функционировало весь поход безукоризненно. Малочисленность группы и сравнительно высокое отношение Ж : М = 2 : 4 привело к несколько увеличенному против обычного весу рюкзаков (более 10 кг общественного снаряжения на "мальчика") и оказало определенное влияние на построение нитки маршрута.

Страховка на время прохождения маршрута оформлялась в страховой компании "Согласие", страховой агент Мамонтова Валентина Васильевна. Страховка была двойная: от несчастного случая плюс на медицинское обслуживание. Насколько надежную гарантию выплаты обеспечивает именно эта страховая компания, мы, к счастью, сказать не можем. Всегда уделяя особое внимание требованиям безопасности на маршруте, мы всеми силами старались избежать прецедента наступления страхового случая и гордимся тем, что нам это удалось!

Расчет продуктов на весь поход был стандартным: 600 г на человека в день. Бензин брали в пластиковых бутылках из-под минеральной воды в количестве 20 л. При этом около 3 л было сэкономлено.

В течение похода мы пробовали потреблять этакие "ништяки", называемые "Бодрячок", в виде леденцов (по 2 шт. в день - утром и в обед), либо в виде настойки (по 10 капель утром в чай). "Бодрячок" - это такой натуральный продукт из особого таежного меда. В определенных местах и в определенное время пчелы собирают мед, богатый антиоксидантами и "бодрящими" веществами. По замыслу, одни содержащиеся в этом продукте компоненты должны способствовать насыщению крови кислородом, а другие - снимать мышечную усталость. Мы не можем предоставить проверенных научных данных, в какой степени это снадобье на самом деле способствует акклиматизации и/или повышает резвость ног. Во-первых, сам по себе наш маршрут был спланирован таким образом, чтобы способствовать акклиматизации и не изнурять излишними перенапрягами, а во-вторых, рядом с нами не шла контрольная группа, не потребляющая "Бодрячок". В то же время, мы действительно не испытывали в походе ни сколько-нибудь заметной "горняшки", ни сколько-нибудь изнурительной усталости. По-видимому, все-таки оно работает!

Особо интересующиеся могут ознакомиться со всеми подробностями материального обеспечения группы из файла lena3.xls, прилагающегося на DVD диске с электронной версией отчета. В этом файле находится полная раскладка продуктов питания на поход.

Весь поход, включая расходы на дорогу, страховку и продукты питания, обошелся приблизительно в 27 тыс. р. на человека от Новосибирска до Новосибирска.

Специальное групповое снаряжение
Основные веревки 10 мм 4 шт. (50, 50, 60, 45 м)
Расходная веревка 8 мм 1 шт. (30 м)
Репшнур 6 мм 1 шт. (60 м)
Крючья скальные 19 шт. разных
Крючья якорные 6 шт.
Закладухи 9 шт. (закладух - 6, френдов - 3)
Оттяжки 5 шт.
Крюконоги, крюколесенки 1 комплект
Фифи скальные 1 пара
Ледобуры 13 шт.
Ледосброс 1 шт.
Щит-снегосброс 1 шт.
Карабины общественные 26 шт.
Лавинная лопата 1 шт.
Снежная пила 1 шт.
Выколотки (прочищать ледобуры) 3 шт.
Специальное личное снаряжение
Айсбайль (ледоруб) 1 шт.
Кошки 1 пара
Страховочная система 1 шт.
Зажим (жумар) 2 шт.
Спусковое устройство 1 шт.
Карабины личные 5 шт.
Каска 1 шт.
Стремена 1 шт.

Большая часть снаряжения на маршруте интенсивно использовалась, так что лишнего у нас оказалось совсем немного. Не потребовалось снаряжение для установки ИТО, хотя крюконоги было удобно использовать вместо обычных стремян. Наличие второго зажима и стремени у каждого участника пригодилось для подъема по перилам на некоторых крутых скальных участках. Хотя Фанские горы принято считать малоснежными (таковыми они были и в нашем походе), тем не менее, один раз пришлось воспользоваться даже щитом-снегосбросом. Это было на спуске с перевала Имат. Фирн в том месте оказался довольно жестким, запихать в него вместо щита, к примеру, лебедевский "парашютик" было бы, пожалуй, проблематично...

График движения

Все "лево" и "право" указаны орографически километраж с учетом районного коэффициента 1,2. Схема Фанских гор Славы Завьялова в масштабе 1:100000 с отмеченным на ней маршрутом и местами ночевок помещена здесь. На маршруте мы пользовались в основном великолепными картами Вадима Ляпина в масштабе 1:50000, lcarta@mail.ru, http://www.risk.ru/users/lcarta/. К сожалению, его карты являются предметом интеллектуальной собственности без права свободной публикации в других источниках.

дата день пути участок маршрута км характер пути, метеоусловия
7.8 1 а/б "Вертикаль-Алаудин" - оз. Алаудин 4 Тропа. Облачно.
8.8 2 оз. Алаудин - оз. Мутное - подход под пер. Казнок 9 До оз. Мутное - торная тропа за Фагитором тропа по моренам, местами теряется, местами угадывается. Погода с утра ясная, после обеда пасмурная, время от времени небольшой дождик.
9.8 3 прохождение пер. Казнок Вост. (1Б, 4040) - р. Казнок - подход до поворота на р. М. Ганза 6 Подъем: снег, осыпь (200 м, 30 - 35°), то и другое местами смерзшееся, местами раскисшее. Спуск: тропа по осыпи, уходящей в каньон (800 м, 20 - 30°). В каньоне местами простое лазание, страховка не требуется. Вдоль р. Казнок - тропа по левому берегу. Погода с утра ясная, после обеда пасмурная, время от времени небольшой дождик.
10.8 4 подход под пер. Гусева-Мухина Зап. 5 Три пояса бараньих лбов. Первый обходится слева по ходу по осыпи и конгломератам (500 м, 35°), второй - справа по ходу по травянистому склону и заросшим скалам (~100 м), третий - справа по ходу по осыпи и жесткому фирну (200 м, 30 - 35°). Местами несложное лазание, страховка не требуется. На фирновом склоне могут пригодиться кошки. Ледник в перевальном цирке обходится по моренам слева по ходу. Погода с утра ясная, после обеда пасмурная, вечером кратковременный, но сильный мокрый снег с ветром.
11.8 5 прохождение пер. Гусева-Мухина Зап. + Зеленоград (2А, 4700), рад. восх. на п. М. Ганза (2А, 4958) - лед. Сурхоб 6 Подъем на седловину пер. Гусева-Мухина Зап., с него на вершину п. М. Ганза, траверс склона до седловины пер. Зеленоград - по фирну ( 20 - 35°) в связках и кошках. Спуск с пер. Зеленоград - 2 веревки налево под скалами, затем 1 веревка прямо вниз по льду (50 + 50 + 45 = 145 м перил), далее в связках и кошках по фирну на три такта, а затем по осыпи (500 м, 35 - 40°). Погода с утра ясная, после обеда пасмурная, время от времени небольшой дождик.
12.8 6 прохождение пер. Гусева-Мухина Вост. + Седло Ганзы + Траверсный (2Б, 4700) - р. Сувтор 7 Подъем на седловину пер. Гусева-Мухина Вост. - 4 веревки по льду (50 + 50 + 60 + 45 = 205 м перил), траверс до седловины пер. Седло Ганзы - широкий осыпной гребень, спуск с пер. Седло Ганзы через пер. Траверсный - осыпь. Погода с утра хорошая, перед обедом шквал с сильным ветром, мокрым снегом и градом, потом на короткое время стало ясно, но вскоре снова пошел мокрый снег, внизу в долине переходящий в дождь, так и не закончившийся до ночи.
13.8 7 подход под пер. Сурх 11 Слабо натоптанная тропа. Погода с утра ясная, после обеда дождь до ночи, как в предыдущий день.
14.8 8 прохождение пер. Сурх + Линкор (1Б, 4400) до пер. Имат 8 На перевалах - заснеженная осыпь (~200 м, 20 - 30°) в долине идти по левому берегу. Погода с утра облачная, после обеда сильный дождь со шквальным ветром.
15.8 9 разведка и предварительная провеска подъема на пер. Имат 2 Подход под взлет - осыпь (400-500 м, 30 - 35°). Дальше скальные стенки, чередующиеся с крутыми осыпными кулуарами. Предварительно провешено 4 основных веревки (50 + 50 + 60 + 45 м) + 30 м расходной веревки, итого 235 м перил по скалам. Погода весь день хорошая.
16.8 10 подъем на пер. Имат (3А, 4518), разведка спуска 3 Пройдены 5 веревок, провешенных в предыдущий день далее навешены еще 2 веревки по скалам и 1 веревка по крутому фирну. От места выхода на гребень до седловины идется в связках и кошках. Для спуска на саму седловину желательна страховка (участок несложных скал 10 м). Итого на подъеме использовано порядка 8 полных веревок (7 по скалам, 1 по фирну), 405 м перил. Для спуска с седловины на снежную полку через бергшрунд предварительно навешена 1 веревка. Погода весь день хорошая.
17.8 11 спуск с пер. Имат - лед. Имат - прохождение ледопада пер. Фанская Сказка 3 Пройдена провешенная в предыдущий день веревка через бергшрунд, далее короткий траверс по фирновой полке в связках и кошках. Затем 3 веревки по льду, 50 - 55° (верхняя крепилась на щите-снегосбросе, следующие две - на ледосбросах). Далее 5 веревок по крутому фирну ( 45 - 50°), местами с выходами голого льда, крепили на ледорубах, снимали с нижней страховкой. Следующая веревка (крепили на ледорубе, снимали с нижней страховкой без рюкзака) выводит на скальный пояс. Еще 1 веревка - горизонтальные перила по скалам. Последняя веревка - спуск через нависающий скальный сброс, далее вниз по фирну в связках и кошках на три такта ( 30 - 35°, 200-300 м). Итого на спуске с пер. Имат навешено 12 веревок (9 снежно-ледовых, 3 скальных), 615 м перил. До ледопада под пер. Фанская Сказка - сильно разорванный ледник, трещины лучше обходить слева по ходу. По ледопаду набор высоты ~300 м. В ледопаде навешено в разных местах 2 веревки по льду. Погода весь день хорошая.
18.8 12 подход под перевальный взлет пер. Фанская Сказка 2 Умеренно разорванный ледник, набор высоты ~200 м, 10 - 20°. Погода весь день хорошая.
19.8 13 подъем на ложные седловины пер. Фанская Сказка (3А, 4400, рад.), поиски истинной седловины 2 Выход на балкон Фанской Сказки - в связках и кошках (~200 м, до 35°). По балкону можно ходить. С балкона на 1-ю ложную седловину - 4 веревки (200 м, скалы 50 - 60°), спуск назад по пути подъема. Траверс дальше вправо по ходу по простым скалам без страховки, далее выход на 2-ю ложную седловину - 3 веревки по скалам (полки, стенки, отдельные участки до 80°), 1 веревка по фирну ( 40°), спуск назад по пути подъема. Погода днем хорошая, ночью дождь.
20.8 14 спуск с пер. Фанская Сказка ложная - р. Имат - р. Сурхоб 16 Спуск с балкона до ледопада - по пути подъема. В ледопаде навешено 4 веревки по льду ( 40 - 60°, 3 сняты с нижней страховкой, последняя - на ледосбросе). Итого при радиальном выходе на пер. Фанская Сказка и в ее ледопаде использовано 14 веревок (7 по скалам, 1 по фирну, 6 в ледопаде), 710 м перил. Зону трещин на леднике обходили справа далее все время по правому берегу долины р. Имат. В долине тропа, внизу летовка, возле которой мост на левый берег р. Имат, от нее же тропа вверх по правому берегу р. Сурхоб, выше переходящая по мосту на левый берег. Погода пасмурная, но без осадков.
21.8 15 подход под пер. Адиджи 8 Морены, осыпь. Погода весь день хорошая.
22.8 16 прохождение пер. Ход Кентавра (3А п/п, 5000): подъем на седловину пер. Адиджи - траверс до седловины пер. Енисей - разведка и предварительная провеска подъема на п. Кентавр 4 Подъем на седловину пер. Адиджи - в связках и кошках по фирну (~250 м, 30 - 35°). Траверс до седловины пер. Енисей - большая часть по фирну ( 20 - 30°) участок голого льда (~120 м, до 40°) проходили со страховкой через ледобуры (использовано 11 пунктов страховки). До предвершинного гребня п. Кентавр предварительно провешено 4 веревки по скалам (50 + 50 + 60 + 45 = 205 м перил). Погода весь день хорошая.
23.8 17 прохождение пер. Ход Кентавра (3А п/п, п/в, 5000): подъем на п. Кентавр - траверс хребта до пер. Замок - оз. Мутное - оз. Алаудин 20 Пройдены 4 веревки, провешенные в предыдущий день затем навешена еще 1 веревка горизонтальных перил по скальным полкам вдоль предвершинного гребня слева по ходу от него и 1 веревка вертикальных перил по скалам до выхода на вершину. Дальнейший траверс до спуска с пер. Замок в основном в связках и кошках, за исключением одного участка, где через скально-ледовую вершинку провешена 1 веревка. Спуск с пер. Замок - в связках и кошках (снег - лед, ~700 м, 10 - 30°), далее осыпь, в долине Алаудина - тропа. Итого при прохождении пер. Ход Кентавра использовано порядка 10 веревок (3 по льду, 7 по скалам), 475 м перил. Погода хорошая, но рано утром и поздно вечером очень ветрено.
24.8 18 полудневка оз. Алаудин - оз. Мутное 8 Тропа. Весь день сильный ветер, время от времени с дождем.
25.8 19 оз. Мутное - подъем на пер. Дон 5 От озера по очень крутой тропе (700-800 м, 25 - 35°), далее по леднику и фирновому склону (~300 м, 25 - 30°). Погода весь день хорошая.
26.8 20 подъем с пер. Дон по гребню на пер. Мирали (2Б-3А, 5060), рад. восх. на п. Чимтарга (2Б, 5489) 6 Под скалы - фирн (~100 м, 30°). Прохождение скального пояса - 4 веревки (50 + 50 + 60 + 45 = 205 м перил). Большая часть снежно-ледового гребня (крутизна 30 - 35°) проходится в связках и кошках, на участке голого льда навешено 2 веревки (100 м перил, 45 - 50°). Выход на седловину - траверсом снежного склона ( 25°). Большая часть подъема на п. Чимтарга - в связках и кошках по фирну (крутизна до 25 - 40°), спуск по пути подъема. Скальный пояс п. Чимтарга на подъеме проходится слева по ходу, на спуске - прямо вниз по стене (и подъем, и спуск - по 1 веревке, 50 м перил). Итого на пер. Мирали (без учета восхождения на Чимтаргу) потребовалось 6 веревок (4 по скалам, 2 по льду), 305 м перил на самой Чимтарге - 2 веревки по скалам, 100 м перил. Небо весь день было сильно затянуто облаками, часто налетал густой туман.
27.8 21 спуск с пер. Мирали - р. П. Зиндон - оз. Б. Алло - оз. Верх. Алло 14 В верхней части пологий ледник (300-400 м, 15 - 20°). В нижней части ледника - два пояса бараньих лбов (300-400 м). Проходится без страховки, но с предварительной тщательной разведкой пути спуска. Верхний пояс лбов проходится правее, нижний - левее ледового кулуара. Дальше начинается тропа, местами теряющаяся в курумниках. Оз. Б. Алло обходится слева по ходу, прижим проходится поверху. Погода весь день хорошая.
28.8 22 оз. Верх. Алло - пер. Двойной (1Б, 4287) - р. Ахбасай - р. Арг 20 Тропа, морены. На осыпном перевальном взлете (200 м, 25 - 30°) короткие участки натечного льда, для уверенного прохождения вырубили несколько ступеней. Спуск осыпной (~200 м, 25 - 30°). По р. Ахбасай тропа по левому берегу в месте слияния с р. Арг тропа теряется. Через р. Арг переправились по березе, дальше участок очень плохой тропы через конгломератный прижим (существует хорошая тропа, но она проходит значительно выше). После прижима и переправы по крупным камням через боковой приток - торная тропа по левому берегу р. Арг. Погода весь день хорошая.
29.8 23 спуск до оз. Искандеркуль 17 Торная тропа, через р. Арг - мосты. После кишлака Сарытаг - дорога. Погода весь день хорошая.

Итого: 23 ходовых дня 186 км (162 км за вычетом километража, пройденного более одного раза по одному и тому же пути). Дневок - нет (одна полудневка). Навешено за поход 59 веревок, 2960 м перил из них 32 веревки, 1625 м перил - по скалам.

Техническое описание перевалов

Все "лево" и "право", если не оговорено особо, считаются орографически. Время везде указано местное душанбинское (UTC+5), которое отличается от московского на +1 час. Это же время выставлено и в полях информации EXIF цифровых фотографий. Светлое время суток от 515 до 1930. Средняя продолжительность одной ходки 40 минут. Чистое ходовое время мы не приводим. Его бывает так сложно оценить, а главное, оно не очень-то привязано к реальности: ведь никто же все равно не будет пытаться проходить маршрут "чисто" - без привалов, без перекусов, без необходимых разведок, без передышек на "чесание репы", наконец! Кроки и паспорта давно классифицированных и хорошо известных перевалов не приводятся. Мы рассчитываем на то, что достаточно подробное описание и информативные фотоматериалы, тем более при наличии богатой информации из других источников, делают их фактически излишними. Паспорт нового перевала Ход Кентавра, пройденного нашей группой впервые, приведен в дополнительном разделе. Ссылки на фотографии по тексту технического описания указаны в примечаниях на полях.

Пер. Казнок Вост. (1Б, 4040)

Перевал Казнок Вост. ведет из верховьев долины Алаудин (от оз. Мутного) на р. Казнок, в низовьях имеющую название р. Арг. Координаты седловины по данным Вадима Ляпина: N 39°10.574', E 68°14.278' высота по данным Ляпина 4089 м, по Классификатору - 4040 м. Категория сложности: 1Б. Ориентация: северо-восток - юго-запад. Характер: снежно-осыпной со стороны оз. Мутного, чисто осыпной со стороны р. Казнок. Перевал пройден группой со стороны оз. Мутного. Описание дается от оз. Мутного до р. Казнок.

Пер. Казнок Вост. является одним из наиболее популярных перевалов в Фанских горах благодаря тому, что он представляет собой один из наиболее технически простых путей с оз. Алаудин на оз. Искандеркуль, при этом проходящий через цирк оз. Мутного с весьма живописными видами на высочайшие вершины Фанских гор п. Чимтарга (5489) и п. Энергия (5120). Один соседний с ним орографически эквивалентный перевал Казнок Зап. имеет категорию сложности 2А, другие - Мазалат и ВАА, хоть тоже 1Б, но из-за находящегося со стороны р. Казнок труднопроходимого каньона ведут в обход этого каньона далеко налево, в верхний цирк лед. Малая Ганза. Для нашей группы основной целью прохождения неопределяющего перевала Казнок Вост. была первая стадия высотной акклиматизации (до 4000 м). Поэтому, хотя ВАА и Мазалат ведут к следующему перевалу на нашем маршруте по более прямому пути и с гораздо меньшей потерей высоты, мы выбрали именно пер. Казнок Вост., позволяющий после его прохождения быстро сбросить высоту и заночевать достаточно низко.

8 августа, выйдя в 625 по хорошей тропе с тяжелыми рюкзаками от оз. Алаудин и пройдя в 1005 мимо оз. Мутного, мы в 1100 остановились на обед на Фагиторских стоянках, находящихся рядом с озером под стенами п. Фагитор. Пройдя к этому моменту 5 ходок и набрав уже около 700 м высоты, мы несколько устали, было довольно жарко, поэтому, устроив небольшую сиесту, мы вышли с обеда только в 1320. Чтобы подойти под пер. Казнок Вост. от оз. Мутного, нужно подняться на большой моренный вал (набор высоты около 250 м). Вероятно, это можно проделать в различных местах, но обычно ходят как раз через Фагиторские стоянки, далее вверх вдоль отрога, в котором находится п. Фагитор, а поднявшись на вал, забирают правее по ходу, оставляя хорошо заметную снежную седловину пер. ВАА слева. Впереди ориентиром служит имеющий характерную форму п. Змея, за который заходить не следует (там находится пер. Казнок Зап.).

008 - P: подход к перевалу Казнок Восточный со стороны Мутных озер

После Фагиторских стоянок тропа продолжается, но она уже далеко не такая набитая, как в долине, и местами теряется в камнях. Дойдя за полторы ходки к 1430 до отрога п. Змея и сходив на разведку в верхний перевальный цирк,

009 - N: заход в верхний цирк перевала Казнок Восточный со стороны Мутных озер

мы встали на ночевку прямо здесь, на морене. Ночевать в верхнем цирке было можно, но это была бы более холодная ночевка на льду, а не на камнях, да и с точки зрения акклиматизации набирать еще лишнюю сотню метров по высоте было нецелесообразно, тем более, что в этот день мы и так уже набрали почти километр, да и перевал наш уже совсем рядом.

9 августа мы вышли в 630 и быстро поднялись по осыпному галстуку в верхний ледовый цирк, общий для перевалов Мазалат (по ходу налево) и Казнок Вост. (направо).

010 - P: верхний цирк перевала Казнок Восточный со стороны Мутных озер

Под взлет пер. Казнок Вост. подошли в 710. Подъем на перевал с этой стороны технически простой, но не очень приятный. Набор высоты на взлете около 200 м, крутизна 30 - 35°. Можно выбирать путь либо по снегу, либо по осыпи. И там, и там - круто и неудобно.

011 - N: подъем на перевал Казнок Восточный

Фанские горы - район теплый. Фирн начинает таять очень рано. Соответственно, снег на перевальном взлете уже начал раскисать, под ним местами просматривался мокрый натечный лед. Осыпь тоже местами перемежалась с натечкой, местами - с грязью. На соседних склонах уже намечались первые признаки возможных камнепадов. Не дожидаясь, пока признаки камнепадов станут явными, мы надели каски и за 50 мин поднялись на перевал, выбирая путь по возможности посуше и почище. На седловине пробыли с 800 до 840, фотографировали живописные панорамы вокруг, а также самих себя.

012 - N: группа на перевале Казнок Восточный на фоне пиков Энергия и Чимтарга

Сняли записку группы туристов Нижегородского горного клуба под рук. К. Сидоренко от 02.08.2012,

013 - записка с перевала Казнок Восточный

прошедших перевал во встречном направлении. На седловине можно ночевать, натапливая воду из снега.

На спуск с перевала в сторону р. Казнок ведет тропа, хорошо заметная на осыпном склоне.

014 - N: спуск с перевала Казнок Восточный

Первоначальное направление спуска - от тура траверсом южного склона в направлении седловины соседнего перевала Казнок Зап. Не доходя этой седловины, тропа плавно поворачивает прямо вниз. Осыпной склон постепенно сужается и входит в каньон.

015 - P: вход в каньон на спуске с перевала Казнок Восточный

Нижняя половина пути спуска проходит по этому каньону. Технических сложностей там нет. Время от времени приходится преодолевать короткие стенки, но они не страшные и легко пролазятся с рюкзаком без страховки.

016 - P: каньон на спуске с перевала Казнок Восточный

Осыпь здесь малоприятная, как и во многих последующих местах в Фанах: мелкие шарообразные камешки, лежащие тонким слоем на жестком конгломерате. По таким камешкам быстро не побежишь, а если побежишь, то поскользнешься, как на шарикоподшипниках, и как следует приложишься о конгломерат задом. Общий перепад высоты на всем спуске порядка 800 м, крутизна 20 - 30°, пологих мест, где можно было бы ночевать лежа, нет. У реки мы были в 1030, потратив на спуск чуть меньше 2 часов.

017 - N: выход из каньона перевала Казнок Восточный, вид от реки

В этот же день мы прошли по левому берегу р. Казнок чуть дальше вниз по течению, не спеша пообедали, искупались в речке и остановились на ночевку у входа в долину лед. Малая Ганза, где также заложили небольшую заброску. Сразу подниматься дальше вверх было нежелательно: для наилучшей акклиматизации после прохождения перевала нужно переночевать на небольшой высоте.

Пер. Казнок Вост. представляется вполне надежным для прохождения в любом направлении. На перевальном взлете со стороны оз. Мутного нужно на всякий случай остерегаться мелких камешков, которые могут прилететь с соседних склонов. Со стороны р. Казнок прохождение каньона может усложниться вплоть до необходимости применения перильной страховки в холодное время года, если крутые участки каньона окажутся покрыты натечным льдом (что летом маловероятно).

Пер. Гусева-Мухина Зап. + Зеленоград (2А, 4700) + рад. восх. п. Малая Ганза (2А, 4958)

Связка перевалов Гусева-Мухина Зап. + Зеленоград (2А, 4700) находится фактически в восточном плече п. Малая Ганза. Оба эти перевала ведут на так называемое плато Ганзы, проходящее от п. Малая Ганза до п. Большая Ганза к востоку от основного хребта: один - с северо-запада, с лед. Малая Ганза (левого притока р. Казнок), другой - с северо-востока, с северной ветви лед. Сурхоб. Можно пройти пер. Зеленоград и без связки с пер. Гусева-Мухина Зап., но принято считать, что связка удобнее и безопаснее, чем прохождение отдельного перевала. Пер. Гусева-Мухина Зап. сам по себе, без связки с каким-нибудь еще перевалом, насквозь проходить ни в коем случае нельзя, т. к. его юго-восточный склон непрерывно простреливается обильными камнепадами, не оставляя никаких шансов пройти там живым. Поскольку с "седловины" - с плеча п. Малая Ганза - имеется технически простой путь на расположенную рядом вершину Малой Ганзы, восхождение на нее почти всегда сочетают с прохождением перевала. Популярно также прохождение всевозможных траверсов вдоль плато Ганзы до самого п. Большая Ганза или до какой-либо промежуточной точки. Все такие маршруты технически не слишком сложные, довольно высотные и изобилуют очень живописными видами на все 360°.

Связка пер. Гусева-Мухина Зап. + Зеленоград пройдена группой с лед. Малая Ганза на лед. Сурхоб (с запада на восток, по определяющей стороне на спуск) в сочетании с радиальным восхождением на вершину п. Малая Ганза. Кроме художественной, группа преследовала и еще одну важную цель при прохождении этой связки - вторую стадию высотной акклиматизации (до 5000 м). Поэтому, хотя на наш следующий перевал можно было легко пройти по плато Ганзы, вообще не спускаясь на ледник, мы все-таки избрали полное прохождение со спуском, чтобы в процессе акклиматизации заночевать на меньшей высоте. Описание прохождения связки дается от р. Казнок до лед. Сурхоб.

Подъем на пер. Гусева-Мухина Зап.

Перевал Гусева-Мухина Зап. ведет с лед. Малая Ганза (левого притока р. Казнок) на плато Ганзы. Хотя он официально классифицирован как 2Б от лед. Малая Ганза до южной ветви лед. Сурхоб, полное сквозное прохождение такого перевала совершенно невозможно из-за гарантированной тотальной камнепадоопасности его юго-восточного склона. Координаты седловины по данным Вадима Ляпина: N 39°09.947', E 68°17.445' высота по данным Ляпина 4641 м, по Классификатору - 4700 м. Категория сложности: 2А (в связке с пер. Зеленоград). Экспозиция со стороны лед. Малая Ганза: северо-западная. Характер: снежно-ледовый. Пройден группой на подъем с последующим спуском через пер. Зеленоград. Описание дается от р. Казнок.

10 августа в 545 мы начали подъем к перевалу Гусева-Мухина Зап. Подход к нему довольно задничный. Ущелье Малой Ганзы последовательно перекрывается тремя поясами бараньих лбов. Все они проходимы без страховки, но с определенными физическими и психологическими напрягами.

Первый пояс бараньих лбов проходится слева по ходу от огромного скального выступа (справа - водопад).

018 - N: первый пояс бараньих лбов в ущелье Малой Ганзы

Приходится, выпучив глаза и упершись рогом, лезть вверх по крутому (до 35°) склону, представляющему собой осыпь с конгломератами во всевозможных сочетаниях. В одном особенно крутом месте пришлось даже вырубить в конгломерате несколько ступеней. По этому косогору набирается примерно половина всего перепада высоты до верхнего перевального цирка - около 500 м. Перед следующим поясом бараньих лбов наблюдается некоторое выполаживание, но не такое, чтобы было удобно хотя бы сидеть, не говоря уже о том, чтобы поставить палатку. Воды здесь тоже нет.

Второй пояс бараньих лбов проходится справа по ходу по скалам, густо заросшим бурьяном. Подход к ним по крутому ( 30°) травянистому склону вправо вверх, в самый угол.

019 - P: второй пояс бараньих лбов в ущелье Малой Ганзы

Здесь по скальным полкам можно взлезть наверх. Приходится именно применять технику лазания (с использованием рук), но скалы несложные, так что можно аккуратно подняться по ним с рюкзаком без страховки. Общий перепад высоты около 100 м, из которых 50 м - по заросшим скалам. После этого скального пояса довольно обширное пологое пространство, есть где удобно отдохнуть или даже поставить палатку, течет ручей. Сюда мы поднялись в 920.

Третий пояс бараньих лбов проходится также справа по ходу - косым подъемом по крутому снежнику.

020 - P: третий пояс бараньих лбов в ущелье Малой Ганзы

И здесь можно обойтись без перильной страховки, но наверняка пригодятся кошки. Набор высоты около 200 м, крутизна 30 - 35°.

К 1015, пройдя все три пояса бараньих лбов, мы вышли на ледник и в 1145 чуть повыше остановились на обед. Здесь уже ровно. Хорошо видна тропа, ведущая с перевала ВАА траверсом осыпных отрогов прямо сюда, в обход всех этих бараньих лбов.

021 - S: вид назад с места ночевки на леднике Малая Ганза

Как уже раньше было сказано, нам эта тропа не подходила, т. к. не предоставляла бы возможности после акклиматизации отдохнуть на меньшей высоте. Выйдя в 1430 с обеда, мы по правым (орографически) боковым моренам за полчаса подошли до самых дальних безопасных площадок и в 1500 остановились на ночевку. Лезть на перевал в это время было бы неблагоразумно, а подходить к нему еще ближе - нецелесообразно и небезопасно (либо ночевка на снегу, либо угроза ледового обвала с п. Малая Ганза, либо угроза камнепада с пер. Енисей). К тому же за день мы и так уже подошли совсем близко к перевалу, набрав при этом добрый километр высоты. Места ночевок здесь удобные, по леднику на краю морены текут ручейки, где можно брать воду. Вечером сюда внезапно налетел снежный заряд с сильным ветром, но не столько замочил, сколько напугал: главные тучи прошли западнее нас.

11 августа мы вышли как можно раньше, в 525, чтобы успеть подняться на перевал, пока не раскис фирн. За ходку подошли под самое начало кулуара, ведущего на собственно пер. Зеленоград.

022 - N: подъем на перевал Гусева-Мухина Западный

Оставив его слева по ходу, в связках и кошках начали подъем по характерному фирновому гребню на плато под п. Малая Ганза, являющееся "седловиной" перевала Гусева-Мухина Зап. Набор высоты от ледника здесь около 400 м, крутизна умеренная ( 20 - 25°), трещины легко обходятся.

023 - N: характер подъема на перевал Гусева-Мухина Западный

На перевале мы были в 735. Седловина широкая, много места для ночевки. Спуск с "перевала" в сторону южной ветви лед. Сурхоб целиком не просматривается, но уже в этот ранний час хорошо слышно почти непрерывное грохотание обильных камнепадов в его кулуаре и видно, откуда валятся обломки скал.

024 - S: крестом помечена непроходимая по камнеопасности сторона перевала Гусева-Мухина Западный; вид с перевала Гусева-Мухина Восточный

Сняли записку группы туристов клуба "Вестра" (г. Москва) под рук. С. Титова от 09.08.2012,

025 - записка с перевала Гусева-Мухина Западный

спускавшихся на лед. Малая Ганза по пути нашего подъема. Немного отдохнув и полюбовавшись окружающими видами,

026 - N: вид с перевала Гусева-Мухина Западный на плато Ганзы: слева Большая Ганза, справа Малая Ганза

мы налегке сходили на вершину п. Малая Ганза и в этот же день через пер. Зеленоград спустились на лед. Сурхоб.

Восхождение на п. Малая Ганза (2А, 4958)

Мимо пика Малая Ганза (2А, 4958) не проходит практически ни одна туристская группа, оказавшаяся на перевале Зеленоград или Гусева-Мухина Зап. У нас тоже было запланировано взойти на эту вершину. Описание дается от седловины пер. Гусева-Мухина Зап.

11 августа, выйдя налегке с седловины пер. Гусева-Мухина Зап.

027 - N: группа на фоне пика Малая Ганза на перевале Гусева-Мухина Западный

в 820, мы примерно за час в связках и кошках поднялись по пока еще достаточно твердому фирну на вершинный гребень Малой Ганзы.

028 - N: вид с подъема на пик Малая Ганза

Набор высоты от перевала около 300 м, крутизна в нижней части 20 - 25°, при приближении к гребню постепенно возрастает, достигая 35°. Какая именно вершинка в гребне имеет наибольшую высоту, сказать на глаз сложно. Мы прогулялись по всем, от крайней северо-восточной, снежной, до крайней юго-западной, скальной, однако тура не обнаружили. Гуляли по гребню и фотографировались полчаса, с 930 до 1000.

029 - S: группа гуляет по вершинному гребню Малой Ганзы

Затем за 20 мин спустились с горы обратно на перевал (фирн уже подавал первые признаки раскисания) и пошли дальше в направлении седловины пер. Зеленоград.

Спуск через пер. Зеленоград

Перевал Зеленоград (Адмиралтейский) ведет с лед. Малая Ганза (левого притока р. Казнок) на северную ветвь лед. Сурхоб. Координаты седловины по данным Вадима Ляпина: N 39°10.126', E 68°17.440' высота по данным Ляпина 4586 (формально Ляпин дает 3586, но это явно опечатка), по Классификатору - 4350 м (очевидно, ошибочно занижена). Категория сложности: 2А. Ориентация: запад - восток. Характер: скально-ледовый. Определяющая сторона: восточная. Пройден группой по определяющей стороне на спуск, с подъемом через пер. Гусева-Мухина Зап. Описание дается до лед. Сурхоб.

В принципе, мы могли бы попасть отсюда прямо на наш следующий перевал Гусева-Мухина Вост. траверсом всего плато Ганзы, вообще не спускаясь вниз на ледник. Технически это даже гораздо проще. Но с точки зрения акклиматизации нам было бы пока еще нежелательно ночевать на такой приличной высоте. Поэтому мы планировали спуститься и заночевать ниже, проходя этот и следующий перевалы не в связке, а полностью, последовательно один за другим.

11 августа сразу после восхождения на п. Малая Ганза в 1020 мы в связках и кошках начали траверсировать фирновый склон с пер. Гусева-Мухина Зап. в направлении седловины пер. Зеленоград.

030 - N: траверс склона между перевалами Гусева-Мухина Западный и Зеленоград; вид с пика Малая Ганза

Особой сложности этот траверс не представляет, на пер. Зеленоград мы вышли в 1040. Седловина тесная, поставить палатку негде. Тур на перевале есть, но, увлекшись разведкой пути спуска, мы совершенно забыли про этот тур и записку из него не взяли.

Согласно описаниям, с пер. Зеленоград принято спускаться на лед. Сурхоб, уходя под скалами налево.

031 - N: спуск с Зеленограда (красная линия - по перилам, синяя - в связках)

По сути весь спуск находится за углом и с седловины не просматривается. Не исключено, что в условиях благоприятной снежной обстановки можно аккуратно спуститься на три такта без применения перил (хотя по описаниям перила вешают все). В нашем случае снег уже раскис, кальгаспоры не держали вес человека, а крутизна склона была слишком велика (до 50° под самой седловиной, ниже 40 - 45°), так что вопрос об отказе от навески перил даже не рассматривался. Кроме того, внешний вид склона предполагал возможную опасность камнепадов со скальных выходов справа.

Первая веревка была закреплена за выступ на седловине, почти сразу уходила налево за угол и дальше шла под самой скальной стенкой. Вторую веревку повесили на оставшихся от прошлых групп скальных крючьях и продолжали косой спуск влево вниз. Идти удобно по снегу, прижимаясь к скалам, иногда выходя на них. Встречаются многочисленные признаки старых дюльферов. Камнепадоопасности здесь нет, сброшенные участниками камни летят не в направлении движения, а прямо вниз. Все станции удобные, сверху защищены частично нависающими скалами.

032 - P: Катя Полянская на спуске с перевала Зеленоград

Третью веревку закрепили на ледобурах, сняли с помощью ледосброса. Дальше уже не так круто, можно спускаться без перил в связках и кошках, но только лицом к склону на три такта - раскисший плотный снег ненадежен и забивает кошки. Утомительный спуск на три такта выводит на осыпь слева от перевального кулуара. Осыпь тоже не подарок - камни на конгломерате, но лучше, чем по раскисшему фирну. Сброс высоты до ровного ледника по этому снежному и осыпному склону около 500 м, крутизна 35 - 40°. Потратив на весь спуск с седловины 3 часа, в 1340 мы вышли на ледниковые морены и, заложив в камнях небольшую заброску, заночевали тут же. Идти куда-либо еще необходимости не было: наш следующий перевал находился рядом.

Таким образом, группа прошла пер. Гусева-Мухина Зап. + Зеленоград в сочетании с радиальным восхождением на п. Малая Ганза, навесив на спуске с пер. Зеленоград 3 веревки (50 + 50 + 45 = 145 м перил), две из которых по скалам и одну - по фирну. Путь этот представляется безопасным и вполне надежно проходимым, в том числе и в противоположном направлении. Разве что если вдруг неожиданно подморозит, скалы бараньих лбов в ущелье Малой Ганзы могут покрыться натечным льдом, что усложнит их прохождение, вплоть до необходимости применения перильной страховки.