Автор: Сергей Дашкевич, Екатеринбург, «manaraga-team»
фото из архива автора

Сезон неоконченных восхождений 2011

Трудно описывать неудачные поездки. Настроя нет. Несколько раз я садился за написание этой статьи. Через час усилий, я понимал, что ничего не получается. Будущий отчет откладывался в долгий ящик. Находились более важные дела. В очередное межсезонье, когда занять себя решительно нечем, я таки выжал из себя этот опус.
Сезон 2010 вполне можно было считать для нас удачным. Все началось с нескольких успешных микстовых восхождений в Ала-Арче и продолжилось на Ерыдаге. На волне успеха хотелось продолжения. В конце сезона начали формировать планы на 2011 год.

Патагония — зима/весна

Миша Дэви предложил ехать в Патагонию. Я охотно согласился. Район мечты. Наверное, нет ни одного альпиниста, кто не хотел бы побывать здесь. Конечно же, мы хотели обязательно пройти новый маршрут и естественно максимально свободным лазаньем. Ни о каких платформах и провешивании перилами даже и речи не шло. Все аргументы и попытки нас вразумить Аркадия Серегина, опытного патагонца, упирались в не менее веские аргументы с нашей стороны. Но упустим подробности. Как и почему все сложилось не совсем удачно в той поездке, я уже описывал ранее. Остановлюсь подробнее на наших попытках куда-нибудь залезть.

Изучив на месте описания маршрутов на сайте Роландо Гарриботти, мы увидели возможность проложить свою линию по центру восточной стены вершины Пуансенот. Для реализации задуманного мы затащили кучу снаряжения и продуктов в снежную пещеру на Paso Superior. Рано утром еще по темноте мы двинулись в сторону стены. Соседние группы, имевшие целью залезть на Фиц-Рой по франко-аргентинскому маршруту, стартовали намного раньше. Они поспали всего пару часов и убежали на восхождение.

Начинать лезть по темноте нам не хотелось. Нужно было еще просмотреть маршрут на месте. Наши ожидания совпали с реальностью. По центру стены слева от существующей линии просматривалась система щелей и внутренних углов, которая выводила на гребень близко к вершине. Начинать нужно было по классике через снежную рампу, затем по полке траверсировать направо под центр стены. Рампа оставила положительные эмоции. Поскольку мы несколько запозднились с выходом, снег, прилепленный на скалы в процессе лазанья слегка подтаял. Этот переход очень четко ощущался, так как лезть нужно было по небольшому слою намороженного снега на скалы. На солнце эта конструкция переставала нормально держать. Тем не менее, мы справились и подошли под скальную часть стены.

Я настраивался на свободное прохождение. В связи с этим отказался одевать крюконоги. Надо сказать, что восточная стена Пуансенота крутая с самого начала. Нас ожидало две шикарных лазательных веревки до fr 7а+/7b. Все это удовольствие сопровождалось патагонским холодком. Думаю, на этих веревках мы потеряли много времени, хотя я и получил моральное удовлетворение. Далее пролез по углу-камину 10-15 метров, разорвав поларные штаны в попытках расклиниться. Здесь нас ожидал сюрприз. Щели, по которым предполагалось лезть, оказались залиты льдом. Стало ясно, что про свободное лазанье можно забыть. Мотивация заметно упала. Одел крюконоги и полез в ИТО.

Вечерело. До выхода на гребень нам оставалось еще около 4 сложных веревок. К утру возможно мы бы были на вершине. По спутнику нам пришел крайне плохой прогноз на ночь-утро. Решили дюльферять.

Вечером в пещеры возвращались клаймберы. Все они, как и мы, отступили, столкнувшись с трещинами на скале, которые были залиты льдом. Меня поразило, что народ сразу валил вниз в Чалтен, даже не отдыхая после горы. Мы же решили не верить прогнозам и все-таки попытаться куда-нибудь залезть. Благо, продуктов хватало еще на неделю.

Мы присмотрели возможный новый маршрут на восточную стену Val Biois – небольшая, но крутая вершина справа от Фиц-Роя. Стену справа налево пересекал логичный рельеф. На этот раз мы решили пойти с обработкой. Погода нам позволила поработать 2 дня по паре часов на горе. За это время мы развесили имеющиеся 4 веревки. Это было приятное микстовое лазанье. Правда в верхней части то, что казалось широкими щелями оказалось «дайкой» - это геологический термин. Крайне неприятная штуковина, когда нет возможности нормально застраховаться, так как щель забита чем-то вроде черной слюды. Для завершения маршрута нам требовалось еще день-полтора погоды. Ее мы прождали в пещере пока не кончились продукты. В решающий день, когда продукты закончились а просвет так и не наступил пошли снимать снаряжение. Подходил к концу наш выезд. Времени на последующие попытки не оставалось.

Так мы уехали ни с чем, оставив после себя два неоконченных восхождения.

Кызыл-Аскер - лето

На очередном тренерском совете решали куда поехать летом. Как то сама собой всплыла мысль о Кызыл-Аскере. По описаниям, это неплохой район с гранитными пиками и большими возможностями для первопроходов.

Одним из основных испытаний, описываемых всеми предыдущими экспедициями, является дорога в базовый лагерь. Это своего рода джиппинг с постоянным застреванием в болоте. В связи с этим, подходящим сезоном считается середина августа-сентябрь. Мы же решили сместить сроки поездки на июль. Основным доводом было то, что июль – самый сухой месяц в горах. Как оказалось впоследствии, мы не ошиблись. Застревали в солончаках уже на выброске.

В Кызыл-Аскере технически сложные стены сильно захожены с киргизской стороны. Со стороны Китая – большой простор для творчества. Чтобы попасть в Китай лучше всего использовать вертолет. Наши финансы не позволяли подобной роскоши. Пришлось ишачить самостоятельно. Переход в Китай – это целый турпоход. От базового лагеря нужно пройти около 30 км., 20 из которых по ледникам, проваливаясь в снег по развилку. То еще развлечение. Естественно, быстро подойти не удалось. Тропить по глубоким снегам с нашим грузом оказалось непростой задачей.

Когда мы таки установили АВС с китайской стороны, времени на задуманный bigwall-первопроход уже не оставалось. Могли не успеть вернуться во время… Решили лезть на вершину Great Wall of China. Стена имеет перепад около 700 метров, что позволяло рассчитывать на быстрое восхождение. По имевшейся у нас информации, все предыдущие восхождения на вершину совершались не по стене, а скорее по кулуарам. Мы присмотрели логичный маршрут в левой части стены правого бастиона. Маршрут выглядел крутой и с богатым рельефом. Можно было успеть за полтора-два дня.

Погода вроде стояла. С утра на мы быстро подошли и полезли. Как обычно, мне хотелось сделать именно свободное прохождение. Запомнилась веревка, на которой чтобы пролезть чисто пришлось оторвать сосульку с меня ростом, которая упала мне же на голову. Было много сложных веревок, думаю, до 6с. Я старался лезть быстро. Однако, у погоды были свои планы. Где-то в 2 часа дня пошел снег, периодически переходящий в снегопад. К этому времени мы пролезли уже где-то 2/3 маршрута. Снег быстро облепил скалы и дальнейшее продвижение стало очень медленным. Мы начали искать место под ночевку. У нас не было платформы. Мы взяли только гамак, который сами сплели накануне из репшнура. Ближе к вечеру под снегопадом мы таки нашли более-менее подходящее место, расширили полку гамаком и поставили палатку.

Получилась оригинальная конструкция. Вроде сидеть внутри втроем можно, но при нагружении края камни вываливались. Так мы и провели ночь в палатке, упершись ногами в отдельную петлю, чтобы не грузить край.

Всю ночь и весь следующий день шел снег. Мы сидели в палатке и тянули скудный запас продуктов. Популярна была шутка, что продукты у нас никогда не кончатся, так как каждый раз во время очередного приема пищи мы половинили оставшуюся часть, откладывая до следующего раза. Наши порции становились все меньше и меньше. Во второй половине дня от безделья провесили от палатки под снегопадом еще пол веревки по ледовой сопле. Сопля оканчивалась снежной полкой. Поскольку предыдущая полувисячая ночевка нас вымотала, мы переехали на эту полку.

Ночью снегопад усилился. Нас стало отжимать от стены. Пришлось вдвоем откапываться пока третий держал палатку чтобы ее не сломало снежной массой. Снег шел с такой силой, что вдвоем мы практически без передышки всю ночь откапывали палатку. Поменяться не получалось. В процессе смены нас так заваливало, что потом с огромным трудом выкапывались. К утру снег перестал сильно валить, но мы уже были измочалены. Когда ждать улучшения погоды было непонятно, а второй подобной ночи мы бы наверное не перенесли. Собрались, доели остатки еды и поехали вниз.

К окончанию спуска у нас осталась всего одна целая веревка, и та 8 мм. Все остальные оказались перебиты и перетерты об острые выступы во время спуска. Оценив сложившуюся ситуацию мы пришли к выводу: втроем с одной тонкой веревкой никуда не залезешь, времени на хождения до базы и обратно тоже не осталось. Решили эвакуироваться и попытаться что-нибудь сходить на Охровую стену. Во время спуска в базовый лагерь специально останавливались, чтобы оценить возможные варианты первопроходов. Нашли неплохой маршрут на пик Gronky. На том и порешили.

Спустя несколько дней мы втроем были под намеченной стеной с новыми веревками и в приподнятом настроении. На восхождение у нас был один день (машина, самолет), а значит всего один шанс. И мы его использовали, пройдя новый маршрут в классическом стиле комбинации свободного лазанья и ИТО. Экспериментировать со свободным лазаньем не хотелось, так как были реальные шансы не успеть, а сезон неоконченных восхождений уже до чертиков надоел. Вечером того дня мы прошли стену, а вот идти по снегам 200 метров до вершины уже не хотелось. Ушли траверсом в сторону спускового кулуара. Что сказать о маршруте? 400-500 метров (точно не помню) вертикальных гранитов. Шестерочный рельеф. ИТО A2. Лазанье под водопадом. Рукава, перемотанные лейкопластырем на манжетах чтоб не затекало. Без шлямбуров и дырок под скайхуки. Снаряжения после себя на маршруте не оставили. Нормально в общем.

На следующий утро в базе нас уже ждала машина. Мы возвращались счастливые после удачного восхождения. В голове сидела мысль - мы смогли таки поставить точку на «сезоне неоконченных восхождений»...

Экспедиции прошли при поддержке: фирма «Манарага» Министерство спорта и туризма Свердловской области компания «RedFox» веревки «Аскан»