Авторы Игорь и Лариса Ширяевы

Непальские дневники. Легендарный Cho La Pass.
Часть 3

Спуск с перевала Cho La Pass (5368 м) в крохотную горную деревушку Дзонгла (4830 м) запомнился не меньше, чем подъем. Если подъем от озер Гокьйо потребовал напряжения всех физических сил, то спуск измотал нервно. Почему? Вот об этом мы сейчас вам и расскажем. И покажем на фотографиях.

В общем, сидим мы на перевале и думаем, что трудности закончились. А что?! Высшая точка за всё время, проведенное на маршруте. Наш личный рекорд высоты. Позади подъем по стенке из огромных сыпучих валунов. Организм с трудом, но функционирует. В легких ощущение, что вдохнул мелкий песок с острыми гранями. Сердце подло болит за грудиной, словно сапогом на грудь наступили. Руки и ноги трясутся, как с перепоя. Но ведь жив же! Не сломался, не упал без сил, не забился под камень, не заскулил, не устроил истерику. Просто тупо дошел, непонятно на каком ресурсе. Теперь вниз! Теперь всё будет хорошо! Однако мы еще не знали, что такое спуск с Cho La Pass.

В плохую погоду здесь не ходят даже местные носильщики-шерпы. Ну, а нам с нашей московской хилостью тела, и в хорошую погоду несладко.

Самое неприятное, что по правую руку озеро. Обычное небольшое высокогорное озерко. Отвесный склон. Несколько десятков метров свободного полета. Острые камни. Лед. Черная вода. В гости к Богу можно попасть двумя способами: взмыть в небо и сорваться вниз. Полет. Но сегодня нам летать не хочется.

Гималаи устраивают выпускной экзамен своим студентам-треккерам. Полчаса смеси из животного ужаса, трясущихся конечностей и боли в травмированных частях тела. Экзамен сдан. Теперь мы уже просто спокойно спускаемся.

Есть силы фотографировать. Ведь потом себе не простим, если не снимем эту красоту.

Пройдя критический участок перевала, люди собираются в небольшую толпу, чтобы перевести дух и помолиться, кто как умеет. Потом эта куча народа разом двигается вниз и растягивается в караван, где треккеры, носильщики-шерпы и просто местные путники перемешаны, как овощи в салате. На какие-то минуты создается иллюзия, что Гималаи густо населены. А это просто люди сбились в кучу от страха. Через полчаса уже каждый идет сам по себе, и Гималаи снова становятся пустынными, безлюдными и величественными.

Плоский заснеженный ледник не представляет никакой технической сложности в хорошую погоду. Однако не стоит рисковать и сходить с тропы, даже если хочется сделать снимок с интересного ракурса. Особенно, если идешь без страховки. Под плоской поверхностью снега, местами скрываются невидимые трещины, глубиной в десятки метров. На дне острые камни. Знаменитый Бабу Чири Шерпа погиб во время 11-го (!) восхождения на Эверест, провалившись в трещину, когда он отошел в сторону от тропы, чтобы сделать красивое фото. Не будем искушать гималайских богов…

Дальше начинается бесконечный и нудный аттракцион, наподобие американских горок. Вверх-вниз-вверх-вниз… Снег-лед-камни-снег-лед-камни… Идем без кошек и веревок. Упражнение на координацию. Тренировка нервной системы. Убедительный повод помолиться. Случай, чтобы стать философствующим буддистом.

Несмотря на то, что мы спускаемся, места становятся еще более величественными. Перевалы и вершины перемешаны до состояния первобытного хаоса. Здесь очень легко заблудиться. В истории освоения альпинистами этого региона были случаи, когда люди шли на одну вершину или перевал, а приходили совсем в другое место. Как Колумб отправился к берегам Индии, а по ошибке открыл Америку, так и путешественники по Гималаям регулярно ошибались и принимали одно место в горах за другое. Мимо нашего перевала Cho La Pass тоже иногда промахивались. Что в общем-то, вполне понятно, глядя на фотографии…

Заблудиться здесь – пара пустяков!

На высоте около 5 тысяч метров начинается очередная тренировка нервной системы. Заснеженные и обледеневшие камни горной морены. Завидуем горным козлам!

На фото выглядит совсем нетрудно, но в реальности довольно трудоемкая тропа. Изматывают бесконечные движения вверх-вниз с рюкзаком. Камни попадаются довольно крупные. Часть камней покрыта снегом. Под снегом предательский лед. Обратите внимание на мелкие фигурки людей в правой части на фотографии ниже. Это немного дает представление о масштабе окружающего пейзажа.

На фото ниже справа по скользким камням ползут люди. Путь кажется бесконечным.

На фото ниже ГлавЕжж где-то в середине изматывающего пути. Один раз не Чо Ла Пасс…

А вокруг все красивее и красивее!

Согласно местным легендам, на каждом перевале, на каждой горе, скале и камне, а так же под ними живут духи-охранители. Для того, чтобы их умилостивить, сооружаются такие башенки из камней – туры.

Постепенно путь становится легче. Наверное, духи-охранители помогли.

А на фото ниже видно, что духи-охранители иногда отворачиваются и лишают путников своего покровительства.

Ну, что же… Пора останавливаться, делать перерыв и строить каменную пирамидку. А то можно и не дойти.

К предыдущей части ______________ Продолжение следует....

Обычный непальский перевал ...

Зачем столько 'драматизьма' в статье о переходе через обычный хоженый-перехоженый перевал ? Можно и не дойти, животный ужас, трясущиеся конечности, травмированное тело, люди ползут, духи-охранители и прочий кошмар. Может надо было бы немного побегать в парке перед выездом ?