Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Баровы – альпинистская семья отечественного альпинизма

Баров Кирилл Александрович (1917, Харьков - 2006,СПб). МС (1953). ЗТ Украины (1966). Инструктор методист по альпинизму 1 категории. «Почетный знак спасателя» №3. Член Союза Архитекторов СССР с 1946 г. Главный специалист по архитектуре Государственного проектного института «Горстройпроект». Отец Кирилла Александровича был актером Московского Художественного театра, а затем и Русского драматического театра в Харькове. Он трагически погиб в 1920 году и весь груз воспитания Кирилла и двух его сестер Татьяны и Наташи взяли на себя их дедушка – Синельников Николай Николаевич (руководитель, режиссер и актер этого же театра) и молодая мама литературовед Вера Николаевна Барова.

Н.Н.Синельников - дед Барова, 1934 г.
Кирилл Александрович Баров получил прекрасное воспитание в артистической среде. Архитектором же он стал в предвоенные годы. Его стаж работы во Всесоюзном проектном институте составлял более 60 лет (!). Был период, когда его назначали Главным архитектором, был автором и строил города Курской Магнитной Аномалии, ему пришлось восстанавливать разрушенный землетрясением Ташкент, строил новый город на БАМе – Ургал.

А потом грянула война. Он стал непосредственным участником и инвалидом Великой Отечественной войны. И в ратном труде Кирилл Баров отличался своим мужеством и умением. Его боевые заслуги отмечены орденами: «Отечественной войны» 1 степени, «Красной звездой», «Знак почета», «За мужество» и, медалями: «За восстановление черной металлургии юга», «За строительство Ташкента», «Освобождение Харькова» (50 и 60 лет).

Пройдя Отечественную войну, находясь в рядах действующей армии, на передовой, в составе Гвардейского 225 полка противовоздушной обороны, он участвовал в победоносной битве на Курской дуге в рядах Казачьей конно-механизированной группы генерала Плиева освобождал Румынию, Венгрию. Закончил войну взятием Праги в начале мая 1945 года. У него были все предпосылки для продолжения армейской карьеры. Но Кирилл Баров выбрал альпинизм. Главным девизом в его жизни было постоянное движение, непрерывное действие. И всей своей деятельностью в альпинизме он более чем успешно доказал действенность этого девиза.

В 1933 году Баров К.А. впервые попал, как он говорил, в «альпинистские горы». До этого они всей семьей: мама – Вера Николаевна, две сестры – близнецы Таня и Наташа, и Кирилл – прошли немало горных маршрутов Крыма, в их активе уже были походы через Кавказские перевалы: Клухорский, Крестовый и Бечо. Но – это были туристские маршруты. Там-то мама, открыватель многого нового и давняя любительница путешествий и перевела интерес своих детей с прохождения «мимо» вершин к самим восхождениям на них. Барова Вера Николаевна, на протяжении всей своей жизни являла образец истинного поклонения горам. Именно она привела всех троих своих детей в горы и всячески поддерживала у них стремление к восхождениям и инструкторской деятельности. О состоянии дел в альпинизме тех далеких лет Кирилл Александрович вспоминал примерно так:

«В те времена никакого особого снаряжения у нас не было. В Харькове, где я жил, в лабораториях мы делали ледорубы, другое снаряжение и, даже горные лыжи. Когда нам с приятелем Шурой было по 15 лет, мы пилили в лесной глуши ясеневый ствол, высушивали его, кололи, и делали лыжи по обрывкам картинок в журналах. Канты тоже делали своими руками. Для их крепления к лыжам были нужны мелкие надежные шурупы – для этого мы вывинчивали в трамваях медные винтики. Фирменные крепления «Кандахар» для нас тогда были пределом мечтаний».

Альпинизм в жизни семьи Баровых занимал особое, в большей мере, почетное место. На семейных советах, обсуждались итоги минувшего сезона каждого из Баровых, результаты их инструкторской деятельности, планы на следующий сезон. Руководила такими «посиделками» их мать Вера Николаевна Барова. На такие вечера собирались все Баровы: Кирилл Александрович, его жена альпинистка Гребнева Инна Константиновна, сестры Наташа и Татьяна. Причем часто замечания «руководителя» таких посиделок и пожелания бывали настолько точны и объективны, что у стороннего человека могло сложиться впечатление о ее личном участии во всех альпинистских семейных делах Баровых. Но злой рок не обходил стороной эту уважаемую в альпинистских кругах семью – обе сестры Барова погибли в горах.

К.Баров с женой И.Гребневой. 1962 год

Горное кредо, которое сформулировал К. Баров и всецело исповедовала вся альпинистская семья Баровых, складывалась из простых, но мудрых составных, эти составные и сегодня не могут никому повредить:

- Маршрут должен быть потенциально безопасным, чтобы не идти туда, где постоянно идут камнепады или ледовые обвалы. Не таким, чтоб проскочить его в какое-то удачное время и получить «золото» на соревнованиях. Маршрут нужно делать для других.
- Логичность. Маршрут должен выводить на вершину или как можно ближе к ней, без искусственных «заворотов» во имя набора трудностей.

Интересно и полезно суждение Барова о маршрутах высших категорий сложности. Он говорил: «Мы тоже делали восхождения - и шестерки в том числе. Но шестерки, которые после нас начинали ходить, повторять! Наш маршрут. Крест Ушбы до сих пор многие ходят. Потому что это красиво, интересно. А рядом, на Южной Ушбе с севера пройдено 11 «золотых» маршрутов, все сплошь 6А к.с. Но многие из них не повторены. Потому что один раз идти на риск ради золотой медали - возможно. Но больше это никому не нужно. Маршруты должны быть и сложными, которые не каждому по плечу, но для тех, кто готов совершенствоваться в своем развитии, они должны быть проходимыми»

1938 год. Здесь Кириллу Барову 21 год. Караугомское плато.

1971 год. К.А. Баров на склонах пика Коммунизма.
(Здесь ему 54 года).

Еще в довоенные годы Ушба стала своеобразным крестом семьи Баровых. Мать Баровых решительно поддерживала идею сына о прохождении сложного маршрута на Ушбу. «Крест» Ушбы повторял жизненный крест семьи – он был сложен, труден в осуществлении и опасен одновременно. Когда Кирилл Александрович стоял у истоков горноспасательной службы в СССР, то он стал автором (1962) известного во всем мире жетона «Спасательный отряд», который своими очертаниями повторяет два мотива – Ушба и крест. Жетон «Спасательный отряд» самого Барова имеет № 3. При создании эскизов различных значков на горную тематику и оформлении отчетов, К.Барову активно помогала его жена Инна – они вместе делали эскизы, чертежи и макеты. Так был выполнен жетон «Спасательный отряд» в натуральную величину. «Крест» Ушбы был крестом всей его жизни. Гибель любимой сестры Тани на этой горе в 1938 году поставила перед ним своего рода обязательство - в память о Тане пройти «крест» Ушбы. Лишь спустя более 20 лет, он совершил первопрохождение этого сложнейшего и красивейшего маршрута. Он четырежды выходил на него, но каждый раз различные объективные обстоятельства заставляли группу, руководимою. Баровым, поворачивать назад. «Лишний риск» не был характерен для всей альпинистской деятельности Кирилла Александровича.

Маршрутный крок «креста» Ушбы.
Авторский рисунок К. Барова

Жетон «Спасательный отряд.
Автор К. Баров

Знаменитый «Крест Ушбы» (подъем по ледовому склону с заходом на северную и южную Ушбу и со спуском опять же по ледовому склону на ледник Гуль в Сванетию), известный в альпинистском мире как «маршрут Барова», долгое время не могли повторить другие именитые восходители.

Группа альпинистов впервые прошедших маршрут «крест Ушбы» в 1962 году:

Баров К.А.. 1961 год.

Чатынян Агван

Петров Эрик. 1960 год.

Лебедев Владимир

В спортивном активе К.А. Барова не мало сложных и интересных восхождений: пик Коммунизма и пик Корженевской (оба восхождения в 54 года), пик Ленина, Адай-хох, Мамисон, Зарамаг, Ушба и множество других.

Интересна позиция К.А. Барова в отношении наград в альпинизме, в т.ч. и медалей в соревнованиях. Он на эти вопросы отвечал со всей своей прямолинейностью:
«Если занимаешься спортом, награды, конечно, нужны. И мы в свое время задумались, как оценить, сравнить соревновательный момент в альпинизме?! Первенство Союза по альпинизму, например, – как определить первое, второе и третье места? Как определить, кто лучше? Одни сходили на гору в жутких, более сложных условиях и получили третье место. А другая группа, прошедшая маршрут в хороших погодных условиях - получила золото! Мы рисовали графики, придумывая критерии оценок, чтобы сравнить крутизну склона, количество забитых крючьев. Пожалуй, именно тогда соревновательный альпинизм «засуществовал». С условностями, которые все время увеличиваются. Но, этот спорт стал финансируемым государством».

Вместе с этим он был безаппеляционен в определении роли спортивного руководителя в альпинизме: «Спортивный руководитель, должен показывать личный пример во всем, особенно в спортивных делах. Но если спортивный руководитель является тренером или инструктором, то и тренером должен быть образцовым, в первую очередь как воспитатель, а уж потом как учитель».

Как-то Абалаков пригласил К.А.Барова работать начальником учебной части в лагерь «Спартак» (ныне – «Шхельда»). А там инструктора - сплошные заслуженные, чемпионы, мастера. Абалаков зная кредо Барова, все же спросил, что делать то будем. Ответ Барова был лаконичен:
«Нужно всех разогнать, в том числе и вас, Виталий Михайлович. Вы и Ваша команда не умеете преподавать, вы только создаете великие иконы, на которые мы все молимся. А как дотянуться до этих икон…?»

1961 год. Прохождение перемычки между
вершинами Ушбы. (Фото К. Барова)

Баровы – сестры: Татьяна (1916-1938) и Наталья Александровны (1916-1952) были членами большой альпинистской семьи: их старший брат - Кирилл Александрович Баров, был лучшим альпинистским методистом на протяжении всей своей жизни и прекрасным спортсменом.
Все трое обладали настоящим художественным даром, поэтому со временем, обе сестры стали студентками Харьковского художественного института. 1935 г. Западный Кавказ. Домбай. Сюда в Украинский альпинистский лагерь во вторую смену приехали две девушки, выглядевшие так молодо, что их поначалу считали школьницами.
Это были Таня и Наташа Баровы, сестры-близнецы, студентки Харьковского художественного института. Ловкостью, смелостью, быстрым освоением альпинистских навыков, а главное упорством в занятиях, они сразу обратили на себя внимание инструкторов лагеря. Во второй половине смены сестры уже стали помощниками своих учителей. Им поручали готовить снаряжение, их вызывали первыми пройти новый маршрут на учебных скалах, первыми демонстрировать только что объясненные инструктором приемы. Благодаря своей бодрости, инициативе в учебной и общественной жизни лагеря, чуткости и отзывчивости они заслужили любовь и уважение товарищей.

1936 г. Сестер Баровых направляют для обучения во Всесоюзную школу инструкторов в Адыл-Су (Ц.Кавказ). Они оказались одними из лучших учеников Евгения и Виталия Абалаковых. После школы, которую Таня и Наташа окончили с отличием, руководство школы оставляет их в альплагере «Адыл-Су» для работы младшими инструкторами.
1937 г. Наталья и Татьяна Баровы, Дмитрий Молоканов и Александр Кауфман вышли из альплагеря «Джантуган» для совершения восхождения на Ушбу. Внезапно обрушившаяся тяжелая непогодас «подушки» Ушбы заставила группу повернуть вниз. В этот год сестры получили звание инструктора альпинизма. На их счету появилось не мало совершенных восхождений на вершины Приэльбрусья. Но главное, чем они отличались - это безграничная любовь к альпинизму, преданность и глубокое понимание государственного, морального и спортивного значения этого молодого вида спорта. На протяжении всей своей инструкторской деятельности, эти качества они прививали своим многочисленным ученикам.

1937 год. Курсанты школы инструкторов: Наташа Барова,
Таня Барова, Дима Молоканов и Саша Кауфман.

Основным, занятием сестер Баровых было искусство. Художницы вместе работали над портретом, пейзажем, оформлением спектаклей и главной площади Харькова к всенародному празднику. Даже дипломную работу они писали вместе. Это было то настоящее содружество двух художников, которое, не подавляя индивидуальности каждого, направляет общие усилия к созданию наиболее совершенного по содержанию и выполнению произведения. Вскоре альпинизм становиться их второй специальностью. В течение 3-4 летних месяцев они занимались только альпинизмом, работая инструкторами в альплагерях Приэльбрусья.

1938 г. Летом этого года сестры Баровы планировали совершение траверса Ушбы. 23 августа на разведку вышла двойка - Татьяна Барова и Дмитрий Салов. Они поднялись на Сев. Ушбу. В туре оставили записку, даже пару конфет для следующей группы. Спуск с вершины они начали по пути подъема, т.к. свою задачу, разведку состояния маршрута, они полностью выполнили. Часам к двум дня, при подходе к скалам Настенко, при совершенно ясном небе неожиданно разразилась циклическая гроза. Шаровые молнии летели над Ушбой поднялся вихрь. В это время, группа альпинистов совершавшая восхождение на пик Щуровского видела, как Ушба буквально горела ярким пламенем грозовых разрядов. Что было потом – никто не знает. К контрольному сроку они не вернулись. Почти месячные поиски не дали никаких результатов. Гибель сестры не отвратила Наталью от альпинизма и гор.

К 1940 г. Наталья Барова выполняет нормы 1-го спортивного разряда по альпинизму, после войны – ей присваивается звание старшего инструктора. Ежегодно выезжая в альпинистские лагеря «Молния», «Медик», «Родина», «Салют» (Цей, Сев. Осетия), она плодотворно и успешно проводит инструкторскую работу, за что получает от руководства многочисленные благодарности и почётные грамоты, а среди своих учеников завоевывает уважение и любовь. Одновременно она повышает свою спортивную квалификацию. Она активно совершает большое число восхождений различной категории сложности.
Но в 1950 году неосторожный камень при восхождении на пик Пассионарии в Цее нанес травму, в результате которой она не могла принимать участия в восхождениях и походах – она занимается только преподавательской деятельностью в лагере.
1951 г. Обострение болезни не позволило ей поехать в горы. Наташа, упорно работает над своим спектаклем и иллюстрациями к альпинистскому сборнику «На просторах родины чудесной». К этому времени она уже стала художником большого диапазона. Работала в живописи (портрет, пейзаж, главным образом горный) и в театре (на протяжении нескольких лет она работала в театре Русской драмы, где создала интересные оформления для ряда спектаклей), и в области графики. Член Союза художников, она участвовала почти во всех областных и республиканских выставках. На Шекспировской выставке Наташа – лауреат конкурса на лучшее оформление шекспировских пьес.
1952 год. Из-за обострения болезни полученной при ранении камнем в 1950 году умирает Наташа Барова.
Таня и Наташа Баровы были одаренными, волевыми спортсменками, хорошими инструкторами альпинизма. Они в совершенстве владели не только методикой преподавания техники горовосхождений, но и передали ученикам свою любовь к альпинизму

Памятуя о вкладе в историю Цейского альпинизма и отмечая их заслуги, в районе Западнее вершины Егорина в ГКХ двум вершинам присвоены названия в честь сестер Баровых: 1-я на востоке имени Натальи Баровой (3600м) и западнее в отроге ГКХ – 2-я вершина имени Татьяны Баровой (3590 м). В коротком северном отроге вершины имени Натальи Баровой находится оригинальная вершина, напоминающая лицо человека в шапке. Это вершина, посвященная имени Кирилла Барова (3600 м) - брата сестер Баровых.

Место положение вершин Натальи и Татьяны
Баровых и вершины К.А.Барова

*Захаров П.П. (С использованием материалов: А.М.Мацевитого, К.А.Барова, Е.Дмитренко. Ежегодник Харьковских альпинистов «На просторах родины чудесной», «Artru.Info», Книга А.Наумова «Кавказ. От Сбайского до Мамисонского перевала», «Infonature.RU». Фото из архива Баровых и А.Наумова).

Спасибо за замечательную серию

Пал Палыч, спасибо за серию рассказов об альпинистских парах. Замечательно!

Семья Баровых

Уважаемый Пал Палыч! Каждая новая статья. как воспоминание о замечательных людях, встреченных в горах. Только и повторяем "Да, были люди в наше время ..." Спасибо. ссылку отправила сотруднице Барова, проживающей в Мюнхене. Рыдает от счастья.