Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Николай Буш: моя любовь - Западный Кавказ

Буш Николай Адольфович. Русско-советский ботаник и географ. Путешественник и исследователь ледников Западного Кавказа. Автор многочисленных описаний результатов своих путешествий, монографий по ботанике и географии Сибири, Дальнего Востока и своей постоянной привязанности – гор Западного Кавказа. В период 1894-1911 гг. совершил одну поездку в Крым и одну – за границу, но актив его Кавказских путешествий имеет 11 экспедиций. Императорское Русское Географическое Общество за Кавказские экспедиции наградило Н.А.Буша медалью имени Пржевальского. В первых числах сентября 1919 года, он был арестован новой властью во время массовых чисток и арестов «кадетской и около кадетской публики» (выражение Ленина). Но за неимением реальных фактов его принадлежности к этой «публике», уже в конце сентября выпущен на свободу. В 1920 году избран членом-корреспондентом Академии Наук СССР.

Родиной Н.А.Буша является город Слободской Вятской губернии, где он родился в 1869 году. (Умер в 1941 году). До поступления в Казанский университет основным его увлечением было занятие, которое нынче носит название – краеведение. Будучи студентом публикует свою первую научную работу – «Материалы к флоре Вятской губернии и о самозарывающихся плодах» (к ним относится широкий круг растений, к примеру: пшеница, мятлик, ковыль, горох, фиалка, бешенный огурец, мак, тюльпан).

В период 1893-1895 гг. учился в Санкт-Петербургском Лесном институте. Дальше его путь в науке ознаменован такими вехами:

1900-1902 гг. - приват-доцент Юрьевского университета.
1902 г. - младший консерватор Императорского Санкт-Петербургского ботанического сада.
1903 г. - магистр ботаники (диссертация "Ranales флоры Кавказа").
1911 г. - доктор ботаники (диссертация "Rhoeadales и Sarraceniales флоры Кавказа").
1908-1911 гг. - преподаватель ботаники Санкт-Петербургских женских сельскохозяйственных курсах.
1909 г. - приват-доцент Санкт-Петербургского университета.
1911 г. - профессор Санкт-Петербургских высших женских курсов.
К моменту ареста, Н.А.Буш являлся сотрудником ботанического музея Российской Академии наук, заведующим кафедрой ботанической географии Петроградского университета.
1920 г. – член-корреспондент Академии наук новой России.
Его научные труды, описания маршрутов путешествий, путевые заметки – все это имело четкий стиль и, были понятны любому читателю, далекому от тонкостей науки. Примером таких описаний, сделанных молодым русским ученым и любителем горной природы, безусловно, являются первые описания его путешествий по Гвандре. Они понятны и близки даже сегодняшним альпинистам и туристам, избравших для своих путешествий, этот уголок Западного Кавказа.

Н.А.Буш за свою жизнь совершил множество исследовательских путешествий по горным районам Западного Кавказа с южной и северной стороны Главного Кавказского Хребта.

Наставником в науке и тонкостях путешествий для Буша в свое время являлся И.В.Мушкетов, а П.П.Семенов – Тянь-Шанский оказывал ему всяческую помощь, проявляя неподдельный интерес к его работам по Кавказу. Зная приверженность Н.А.Буша к горам Западного Кавказа, куда он уже не раз выезжал по личной инициативе, Императорское Русское Географическое Общество (ИРГО) командирует его в западную часть Кавказа, с целью проведения исследования растительности и ледников этого региона. Во всех его экспедициях (1896, 1897 и 1899 гг.) неизменным спутником и помощником был фотограф и сотрудник ИРГО Н.Н.Щукин. В походах исключительную пользу приносили его постоянные местные проводники Султан Байчаров и Ахъя Семенов. За эти годы Н.Буш осмотрел, измерил и описал практически все ледники Кубанской области и большинство ледников Сухумского округа. В южной части Западного Кавказа он прошел все ущелья системы реки Белой и Пшеху, проверил ледниковые системы Фишт. Затем объектами его исследований стал большой Бамбакский хребет, ущелья Чегс и Уруштен.

Отсюда его отряд перебирается в районы Большой и Малой Лабы и, наконец, путь исследователя привел его в систему Большого Зеленчука. Из его отчета видно, что до появления его группы в этой высокогорной области Западного Кавказа, ее никто не посещал. В этих краях единожды работала единственная экспедиция бывшего начальника Баталпашинского отдела ИРГО Н.Г. Петрусевича. (До 1936 года - станица Баталпашинская, затем стал город Сулимов (1936-1937), в предвоенные годы (1937-1939) - город Ежово-Черкесск. Так, за успехи в подавлении восстания народов Северного Кавказа, отметили наркома НКВД тов. Ежова. В 1939 году вернули название - город Черкесск, который стал столицей Карачаево-Черкессии). Результат экспедиции Н.Г.Петрусевича был более чем скромным – он отметил наличие небольших ледников в районе «высокой снеговой вершины Псышъ» (12427 футов – 3780 м). Подробному исследованию подвергся ледник Большой Софьинский, свисающий с большой безымянной вершины, которую, по словам Н.Буша, можно было бы назвать Софьей (ныне это вершина София - 3640 м).

Долина реки София, Софийский ледник и водопады Софийского ледника

Зима на Западном Кавказе. Вершина София. (Художник С.Дудко)

Дальше его путь пролегал к Большому Марухскому и Аксаутскому ледникам. В те времена Восточный Аксаутский ледник состоял из 5 больших ветвей. Всего же в этой ледниковой системе было 15 различной длины и мощности составляющих ветвей. По своей мощи и длине Восточная ветвь значительно превосходила Марухский ледник. Западный Аксаутский ледник лежал в глубоком ущелье. Его длина превышает длину Марухского ледника. В более отдаленные времена оба Аксаутский ледника являлись единой системой и имели большую общую часть, тянувшуюся вниз по ущелью Аксаут.

Поднимаясь вверх по реке Аксаут, группа Буша открыла довольно больших размеров реку, круто падающую с левого (по ходу) склону ущелья. Оказалось, что это истоки реки Большая Марка вытекающей из ледника значительных размеров, который Буш условно назвал «Восточным Больше-Маркинским». Поднимаясь вверх по этой реке, группа вышла в район вершины, своей высотой выделявшейся над окружающим ландшафтом. Это оказалась вершина Большая Марка, на которую в конце 30-х и до конца 50-х годов минувшего века, начинающие альпинисты альплагеря «Наука» («Алибек») совершали зачетное восхождение.

1 – перевал Бадук. 2- вершина Большая Марка (3758 м). 3 – перевал Арючат на который вышел Буш и с него увидел Б.Марку.

Из Аксаута Буш перешел в район реки Теберда и всех ее составляющих в т.ч. Аманауз, Бу-Ульген, Китче-Муруджу (Мурутчу). Система реки Теберда являлась наиболее исследованной до появления здесь Н.Буша. К этим исследователям относятся: Н.Я.Динник - известный в XIX веке гляционист (гляциолог), занимавшийся в основном исследованиями путей движения древних ледников Кавказа К.Н. Россиков и профессор И.В.Мушкетов подробно изучавшие этот район и представившие свои описания. Причем, Н.Буш серьезно сомневался в определении длины Аманаузского ледника, данной Н.Я.Динником т.к. последний не подходил близко к нему, а видел его издали, с поляны (Домбайская поляна) только нижнюю часть висячего Аманаузского ледника. Конечно, Динник видел не весь ледник Аманауз (Яманаус) и не мог точно определить его размеры. Подъем Буша в центральную часть ледника и тщательный его обмер, подтвердили эти сомнения – ледник имел в длину не менее 4 верст (примерно 4,5 км.) при ширине нижнего конца порядка 300 сажень (около 500 м). Ледник имел три самостоятельных ветви.

Язык Восточного Тебердинского ледника
(Фото Н.Н.Щукина 1898 год)

Перейдя в систему реки Кубань, Буш провел обследования ущелий До-ута - Рынджи и Джугутурлу-чатъ. Последний (по Бушу) - это правый приток До-ута (Даута, так теперь звучит это название). Для людей знакомых с названиями Домбайских вершин и ущелий, в данном случае слово «Джугутурлу-чатъ» до сих пор ставит их в тупик. Ведь в Домбае есть массив с близко подобным названием, который иногда называют Джугутурлючатской подковой или просто – «Джугами». Впервые это название прозвучало у Н.Я.Динника в работе «Горы и ущелья северо-западного Кавказа». («Природа и охота». 1. 1879). Более того, Буш впервые привязывает свой путь движения к конкретному ориентиру – горе Кашкадеръ высотой в 12551 фут (это несколько больше 3800 метров). Ставит он эту вершину, куда то в верховья ущелья Кичкинекол (скорее всего это ущелье Западный Кичкинекол), но точного указания места и перевода названия в его описаниях нет. Основываясь на сегодняшних картографических материалах в этом небольшом уголке, вершины с подобной высотой просто нет. Значит, здесь присутствует нам не известная ошибка или опечатка.

Верхний цирк и ледник Даутского ущелья. (Фото Г.Варгафтик)

Наконец Н.Буш появляется в границах центральной части Гвандры. Проведя свой мало численный, но очень дружный отряд от аула Учкулан вверх по ущелью Учкулан, заходя во все «попутные» ущелья, как слева, так и справа по ходу, он оказался в районе перевала Махар (Нахар). Здесь он сделал удивительный снимок озера и ледника спускающегося с перевала в озеро. Посетив это же место через два года, Буш обнаружил, что язык ледника отступил от озера на значительное расстояние и обрывался крутой стеной. В настоящее время подобного оледенения и озера подобного размера просто нет.

Озеро, ледник и перевал Махарский. (Фото Н.Н.Щукина 1897 г.)

Затем группа достигает конца ущелья Ак-Тюба (современное название - Ак-Тюбе). Здесь поздно вечером отряд Буша организовал свой ночлег. Утром Н.Буш был поражен открывшимся ему видом огромной снежно-ледовой вершины значительной высоты. Она своими формами и размерами никак не вписывалась в общий ландшафт района. (Это была Гвандра).

Нет ничего удивительного в том, что человек впервые увидевший эту большую покрытую снегами и льдом гору дал ей название – «Белая гора». В другом месте своего отчета он дает ей второе название – «Белая вершина». Высоту этой горы Н.Буш определил в пределах весьма близких к настоящей отметке - 3981 м. Из его описаний явствует, что Белая гора в то время была окаймлена единым огромным ледником, который питался многими языками, бравшими свое начало на северных склонах горы. Сегодняшнего раздвоения на ледник, стекающий с СЗ стороны Восточной Гвандры и ледниками, берущих начало на северных склонах массива, в то время не было и в помине. Это был ледник, про который Буш отметил, «…что его можно назвать «Ак-Тюба» (по названию реки стекающей отсюда вниз по ущелью). Промеры дали его длину более чем в 6 верст (без малого 7 км.), который единым (!) потоком спускался далеко вниз по ущелью Ак-Тюба. Кто недавно бывал в верховьях ущелья Ак-Тюбе, вспомнит бесконечные осыпи и размытые старые морены, заросшие кустарником

Ледник Ак-Тюбе. Вдали – перевал Ак-Тюбе, слева (по ходу) – Малая Гвандра и справа – Восточная Гвандра.
(Фото Н.Н.Щукина 1899 г.)

Массив Гвандры с севера: слева – Восточная, за седловиной – Центральная, справа – Главная вершины.
(Фото П.П. Захарова)

По ледникам Узункола, на которых Н.Буш побывал дважды (1897-1898 гг.), даны интересные сведения. Вот как он описывает знакомые нам два ледника ущелья Мырды: собственно ледник Мырды и ледник Западный Далар, берущего свое начало под перевалом Далар (последнего названия не было и в помине). По Бушу - «… это левый (орографически) ледник, названия которого нет на 5-верстной карте (того времени). Его можно назвать «Мырды» (по названию ущелья), который состоит из двух ветвей: левая, направленная с S на N, а правая - с SSO на NNW». Левая ветвь - это ледник, спускающийся с большого плато Мырды, а правая, расположена намного ниже левой ветви. Между обеими ветвями возвышается очень высокая гора в виде громадного купола с очень крутыми склонами, на которых не может удержаться снег». Конечно, под это описание подходит только вершина Кирпич. В те времена «обе ветви ледника Мырды, под стенами вершины-купола были соединены ледовой, достаточно широкой, перемычкой и вниз по ущелью Мырды спускался единый язык ледника». В 1897 г. конец его языка находился на высоте 7800 футов (примерно 2400 м). Буш поставил свой знак на большом валуне у нижнего края ледника: «I.VIII. 1897. До конца ледника 2 сажени» (примерно 4,5 метра). Скорость отступления этого ледника Буш определил, без малого в 15 м. в год. Похоже, что в те времена скорость отступления ледников на Кавказе вообще была значительно ниже нынешней, ибо, как можно объяснить факт (из описания Буша), что общий ледник Мырды сползал в ущелье до места, что ныне называется «бивак в березках». Выделенное место, где он ставил свой знак, как «…скопище огромных гранитных глыб и валунов», полностью соответствует их месту положению в ущелье, неподалеку от «бивака в березках». Это на добрых 500 метров ниже, нынешнего верхнего бивака Мырды (2900 м) на правой (по ходу) морене ледника Мырды.

Слева - Далар и пер. Далар, справа - Кирпич и пер. Мырды. «Бараньи» лбы под Кирпичем и огромное корыто под мореной, идущей к Далару – все было закрыто единым ледником, который своим языком, спускался в ущелье Мырды
(Фото П.П. Захарова)

Следует отметить характерную черту отчетов Н.Буша, в которых, начиная с описаний района Махара, Гондарая и переходя в Узункол, он отдавал какое то предпочтение этому району - так подробны сделанные описания, так скрупулезно показаны детали-ориентиры, отмечались «мелочи» вовсе не отвечавшие основной задаче его экспедиции. Но наряду с подробными и точными описаниями состояния ледников, Буш как будто не замечает стоящих у их истоков значительных вершин, если они не являются началом тех же ледников. Так в Мырды он «не увидел» западных стен Далара в ущ. Кичкинекол (он называл его правой орографической ветвью Узункола, т.к. тогда не было деления верхних ущелий на Мырды и Кичкинекол), кроме ледово-снежных стен Замка (тогда и этого названия не существовало) и собственно ледника Кичкинекол (тот же правый Узункол), в его отчете не отмечены видные вершины большой Кичкинекольской подковы: Фильтр, Замок, Двойняшка, Далар и Трапеция. Дело не в том, что тогда не было этих названий, а в том, что Буш не отметил их присутствия как границы обследуемого района.

Путешествия Н.А.Буша закончились в верховьях ущелья Уллу-Кам, где он осмотрел, исследовал, обмерил и подробно описал все встретившиеся на его пути ледники боковых ущелий вплоть до ледников Уллу-Кам, Уллу-Хурзук и Битюк - тюбе. Интересная деталь - Буш относит истинный исток реки Уллу-Кам не к леднику под вершиной Уллу-Кам-Баши, а к леднику Уллу-Узень (Уллу-Озень), «…т.к. он гораздо крупнее другого истока – Хотю-Тау». Буш называет эту реку то Хассан-хой-сурульген, то «Уллу-Кол», то «Уллу-Езень». Таким образом, Буш относит исток Кубани в дальний угол, образуемый ГКХ и отрогом Эльбруса, соединяющим Эльбрус с ГКХ. Здесь находился (по Бушу) «очень красивый, чистый, с гладкой поверхностью ледник Хассан-хой-сурульген».

Итогом 3-летних путешествий Н.А.Буша стало посещение 224 ледников (!) Западного Кавказа, из имевшихся в то время на северных склонах ГКХ - 230 ледников (!). Сведения по которым подробно изложены в отдельном издании (Н.А.Буш «Ледники «ЗАПАДНОГО КАВКАЗА». Записки Императорского Русского Географического Общества по Общей Географии, том XXXII, изданный под редакцией Ю.М.Шокальского. Санктпетербургъ. Типография Императорской Академии Наук. Вас. Остр. 9 л., №12. 1905).

Захаров П.П. – по материалам «Записок Императорского Русского Географического Общества».

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru