Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 2 к.с. по З.Кавказу в августе 2011 г. Часть 1
ОТЧЕТ
о
горном туристском походе по
Западному Кавказу, тур.
клуба МИФИ г. Москва
Маршрутная
книжка № 1/3 - 206
Нитка маршрута:
Заявленная:
Пос. Домбай – а/л Алибек – р. Алибек – пер. Алибек (1А) – Зеленые гостиницы – лед. Джаловчатский – лед.Сунахет – пер. Джаловчат (1Б) – лед. Двуязычный – оз. Турье – а/л Алибек – верш. Семенов-Баши (1Б) – а/л Алибек – пос. Домбай – р. Домбай – р. Кичи-Муруджу – пер. Кичи-Муруджу Центральный (1А) – р. Нахар-су – пер. Искровцев (1Б) – ущ.Рынджи – пер. МТИЛП (1Б*) – р. Уллу-Муруджу – пер. Назалыкол (1А) – р. Назалыкол – р. Джемагат – пос. Теберда.
Фактически пройденная:
Пос. Домбай – а/л Алибек – р. Алибек – пер. Алибек (1А) – Зеленые гостиницы – лед. Джаловчатский – лед.Сунахет – пер. Джаловчат (1Б) – лед. Двуязычный – оз. Турье – а/л Алибек – пос. Домбай – р. Домбай – р. Гедейж – пер. Гедейж (1А) – оз. Чёрное – пер. Межозерный (1А*) – оз. Голубое – пер. Межпупырный (1А) – пер. Панорама (1А, рад) – р. Уллу-Муруджу – пер. МТИЛП (1Б*) – ур. Рынджи – пер. Назлы-Рынджи (1Б) – р.Назалыкол – пер. Назалыкол (1А) – р. Уллу-Муруджу – р. Теберда – пос. Теберда.
Изменения в маршруте:
1. Вместо 2 кольца: р. Кичи-Муруджу – пер. Кичи-Муруджу Центральный (1А) – р. Нахар-су – пер. Искровцев (1Б) – ущ.Рынджи – пер. МТИЛП (1Б*) – р. Уллу-Муруджу – пер. Назалыкол (1А) – р. Назылкол – р. Джемагат – пос. Теберда. Реально пройдено: р. Гедейж – пер. Гедейж (1А) – оз. Чёрное – пер. Межозерный (1А*) – оз. Голубое – пер. Межпупырный (1А) – пер. Рыжее седло (1Б, рад)– р. Уллу-Муруджу – пер. МТИЛП (1Б*) – ур. Рынджи – пер. Назлы-Рынджи (1Б) – р. Назалыкол – пер. Назалыкол (1А) – р. Уллу-Муруджу – р. Теберда – пос. Теберда. 2. Не пройден траверс вершины Семёнов-Баши (1Б, альп) 3. Частью группы совершен незначительный радиальный выход на неопределяющее к.с. препятствие: пер. Рыжее седло (1Б) Изменения были согласованы с МКК (как возможные альтернативные варианты) до выпуска группы на маршрут.
Причины отклонений:
1. Отсутствие разрешения на пребывание в пограничной зоне при прохождении перевала Кичи-Муруджу Центральный (1А) 2. Погодные условия 3-го дня (сильный дождь целый день) заставили сделать незапланированную дневку, и как следствие, отмена восхождения на в. Семёнов-Баши.
Изменения маршрута несколько уменьшили его ходовую часть, однако, значительно увеличили его техническую сторону.
Для экстренных случаев были предусмотрены следующие аварийные выходы: · из долины р. Алибек - в а/л Алибек или в пос. Домбай · из долины Джаловчат, Аксаут до погранзаставы или поста МЧС · из долин Гедейж, Уллу-Муруджу, Назалыкол - в долину Теберды · из долины Даут - вниз по долине до аула Даут или еще ниже до Кубани Технические характеристики:
Продолжительность похода: 11 ходовых дней 100,1 км (120,1 км с коэфф 1.2) Основные препятствия: 9 перевалов: 4 – 1А 1 – 1А* 3 – 1Б(1 рад.) 1 – 1Б*. Максимальная высота: 3390 м (пер.Назлы-Рынджи) Максимальная высота ночевки: 3010 м Максимальный набор высоты: 1077 м Максимальный сброс высоты: 1498 м Суммарный набор высоты: 6119 м Суммарный сброс высоты: 6368 м Высотный график:
Выбор района путешествия.
Выбор района для похода начальной категории сложности был сделан, исходя из следующих преимуществ данного региона: o Хорошая транспортная доступность o Район подходит для походов первой-второй категории сложности (наличие большой базы отчетов, достаточного количества перевалов и препятствий необходимой сложности) o Общая высота района (позволяет при сохранении необходимого уровня физической нагрузки разнообразить маршрут, преодолевать большее число технический препятствий) o Новизна и относительная непопулярность района в настоящее время.
При планировании и прохождении маршрута мы руководствовались желанием выполнить несколько задач:
· Пройти хорошую спортивную «двойку» со строгим графиком движения и интересным маршрутом · Увидать и оценить красоту высокогорных муруджинских озер, по праву считающихся настоящей «жемчужиной» курорта · Разведать актуальное состояние верховьев ущелья Рынджи для похода будущего года.
Исходя из вышеперечисленного, и был построен (изменен) маршрут движения группы. Организация похода.
Может быть разделена на несколько этапов:
1. Заезд в район путешествия
Поезда г. Москва - г. Невинномысск – г. Москва: o Москва-Казанская – Грозный o Москва-Казанская – Нальчик o Москва-Казанская – Владикавказ o Москва-Курская – Кисловодск o Санкт-Петербург – Кисловодск o Москва-Павелецкая – Кисловодск (по четным дням) o Санкт-Петербург – Махачкала (по четным дням).
Стоимость проезда в плацкартном вагоне колеблется в диапазоне 1900-2500 рублей в одну сторону.
2. От г.Невинномысск
a. До г. Черкеска два раза в день ходит электричка (около 5 утра и 15 дня). b. Прямо на платформе «дежурят» три-четыре водителя и настойчиво предлагают свои услуги по трансферту в любой уголок Кавказа за приличную плату. Имеет смысл торговаться (рейс к предгорьям в один конец стоит около 4500 рублей за один микроавтобус (2011 год)). c. Рейсовые автобусы – бюджетный вариант, но очень затратный по времени и синхронности перевозок (даже при предварительной проработке необходимо оставить запас времени с учетом возможный задержек и опозданий автобусов) d.
Заказной автотранспорт. В
настоящее время в интернете достаточно легко найти контакты. Группа
пользовалась услугами фирмы «Барс» (телефон / факс: (87872) 5-83-49 (87872)
5-83-48
3. Оформление пропусков в пограничную зону.
Возможно бесплатное оформление пропусков, однако их выдача завязана с расписанием работы Черкесского (Архызсского или Тебердинского отделения), что значительно усложняет (а порой даже вовсе исключает) активное движение первого дня похода. С учетом того, что наш поезд прибывал в Невинномысск ночью, и в Домбае группа была в 4 утра, оформлением пропусков занималась фирма «Барс» согласно тарифу 200 рублей за человека.
4. Отметка в МЧС
В поселке Домбай зарегистрировать группу можно в местном спасотряде (телефон для связи 8(87872) 5-81-38). При необходимости, можно сняться с учета по телефону.
5. Пропуск в заповедник.
Несмотря на пребывание в заповедной зоне, группа не оформляла пропуска у лесников. В фирме «Барс» объяснили, что пропуск в долине легко оформляется по факту встречи с лесниками (что собственно и произошло при выходе с пос. Домбай (к а/л Алибек) – сторожка рядом с пограничниками, лесник Миша обилечивает всех идущих наверх). Пропуск был выдан на два дня: по тарифу 100 руб. в сутки на человека. На спуске с пер. Джалаучат (та же самая застава) пропуск не был проверен. Дальнейшее движение (дол. р. Гедейж и Уллу-Муруджу) ко встречи с лесниками не привело.
6. Условия связи
Сотовые телефоны уверенно принимают сигнал в поселках Домбай, Теберда (оператор Мегафон, Билайн), на перевале Назалыкол.
Исходя из необходимости экономии времени (но не денег), оформление пропусков и трансферт группы до места начала похода мы поручили фирме «Барс» Бюджет мероприятий: 200 рублей – оформление пропусков в пограничную зону (на одного человека) 4500 рублей – стоимость трансферта (микроавтобус на 11 человек). Дополнительная информация.
· Поход проводился в августе 2011 года после бесснежной зимы. С соответствие с этим, общая картина локальных препятствий была отлична от стандартных (указанных в классификаторе или отчетах прошлых лет). Снежно-осыпные склоны стали просто осыпными, ледники – открытыми. Это немного усложнило маршрут, иногда приходилось (в том числе, руководствуясь логикой безопасного передвижения) преодолевать препятствия, отклоняясь от стандартных описаний. · Район, известный ныне, как горнолыжный курорт, пользуется небольшой популярностью у туристов. За время похода мы встретили всего лишь три «истинно» туристские группы. · Заповедный и приграничный пропускной режим благоприятным образом сказываются на местной экологии. В горах стало меньше мусора.
Строение отчета.
Отчет сформирован как последовательное описание локальных препятствий. Подобный стиль изложения несколько нарушает непрерывность описания общего движения, однако, облегчает автономное изучение каждого перевала. Деление ходовых дней в этом случае происходило из рациональных соображений (согласно стандартным общепринятым описаниям прохождения этих локальных препятствий) и возможности постановки лагеря и организации безопасного бивуака.
Принятые сокращения.
Всюду в тексте отчета приняты следующие сокращения: ч. – часы мин. – минуты р. – река а/л – альплагерь пос. – поселок ор. – орографически ЧХВ – чистое ходовое время ПХД – по ходу движения в. – вершина п. – пик г. – гора хр. – хребет пер. – перевал лед. – ледник оз. – озеро дол. – долина ГКХ – Главный Кавказский хребет
Чистое ходовое время.
Группа в походе была весьма разнородной по уровню физической подготовки участников, поэтому часто не удавалось соблюдать строгий график движения (45/15). Однако, для объективной оценки скорости преодоления локальных препятствий в «спортивном режиме» было решено указывать среднее время основной части группы (за исключением сильно отстающих товарищей). График «грязного движения» легко видеть в хронограмме, приводимой в конце каждого ходового дня (описания локального препятствия). ЧХВ – указано без учета привалов и перекусов.
Ориентирование.
Фактические GPS-координаты точек даны в системе «WGS 84» в формате ГГ.ММ.СС,С
Понятия «правый» и «левый» даются орографически (если иное не указано в тексте). Понятия «правее-левее» и «направо-налево» употребляются, наоборот, по ходу движения. Описание локальных препятствий 1 перевал Алибек.
Схема движения
Характеристики дня (01.08.10)
Зарегистрировавшись в местном спасотряде (телефон 8-87872-58-138), отправив SMSку в МКК Москвы о выходе группы, начинаем движение по маршруту. От поселка по долине идет хорошая гравийная дорога. При выходе из поселка дорогу перегораживает шлагбаум погранзаставы, рядом – вагончик лесника «обилечивающего» всех проходящих наверх. Представив положенные документы, продолжаем движение наверх по колесной дороге и за два перехода подходим к альплагерю (1ч.20мин. от пос. Домбай). Здесь, в столовой, оставляем продукты на второе кольцо (есть холодильник). Движение наверх по хорошей набитой тропе (много групп отдыхающих ходят на экскурсии к водопаду и Турьему озеру). Ответвление тропы направо (ПХД) к пер. Алибек на большой поляне с подъемниками так и не нашли, решаем подниматься другим (правым ор.) берегом р. Сулахат (Алибек). Обедаем у переправы, а затем за один переход по криволесью доходим до «Хижины» (1ч. ЧХВ от альплагеря или 2ч.20мин. от поселка – все время по хорошей отмакрерованной тропе). Здесь – развилка дорог и начало тропы на пер. Алибек. Через два перехода, сначала по лесу, а затем по луговине и средней осыпи правого (ор.) берега р. Сулахат (Алибек) начинаем искать площадки для ночлега (1ч.20мин. от «Хижины»).
Спускаться вниз не очень-то и хочется, поэтому переходим на левый (ор.) берег р. Сулахат (Алибек) (чуть выше ее слияния с двумя притоками) и на склоне разбиваем лагерь. Вода рядом, однако, характер рельефа (неровности и уклон склона) не позволяет рекомендовать это место для постановки лагеря (буквально в 30мин. подъема есть подходящие стоянки, но в этот день, ни сил, ни времени у группы уже не осталось). С ночевок хорошо просматривается цирк ущелья и путь дальнейшего подъема.
Ходовая часть
Характеристики дня (02.08.10)
От места ночевки за полтора перехода (50мин.) поднимаемся на зеленый бугор
и останавливаемся на отдых посередине травянистого склона пологих бараньих лбов, у пересыхающего ручейка. Выше тропа местами исчезает в осыпи, но подъем на перевал очевиден.
Перевальный взлет некрутой (300 м. до 25°), но состоит из «живой» мелкой сыпухи.
Перевальная седловина широкая, есть места под палатки, вода только в твердом виде (1ч.30мин. ЧХВ от ночевок). На перевале устраиваем посвящение новичков в горные туристы.
Спуск с перевала сначала некрутой (50-100 м. 20°) и уже подкисший снежник (в августе от него остались лишь небольшие островки),
затем осыпной склон с петляющей тропкой, приводящей за 20 мин. к небольшому озерцу (места для ночевок, купания)
Спуск в основную долину притока р. Джаловчат можно совершить двумя вариантами. Первый: левее (ор.) ручья, вытекающего из озера, глиссером по снежникам (в начале и середине сезона). Выбранный нами второй вариант: траверсом правого склона (ор.) долины (выше скальных срывов) до серпантина. Далее, широкими зигзагами по косогору (30° - самостраховка ледорубами и палками) тропка спускается в основную долину (30мин. ЧХВ от озера).
Отсюда правым берегом реки (хорошая тропа)
за 50мин. доходим до ночевок «Зеленые гостиницы» (1ч.40мин. от перевальной седловины). Большая зеленая луговина может служить отличным местом для базового лагеря (при организации школ туристской подготовки), однако, местами сильно заросла «лопухами».
Итоги, выводы, рекомендации по пер. Алибек. Перевал является эталонным препятствием 1А категории сложности. В более снежные годы подъем и спуск в обе стороны может быть существенно проще. Перевал можно рекомендовать для подов от 1 к.с.
Ходовая часть
2 перевал Джалаучат.
Схема движения
После обеда на стоянках «Зеленые гостиницы», переходим речку вброд на левый (ор.) берег (течение небыстрое, глубина менее полуметра). Чтобы не спускаться до Аксаута и не набирать высоту снова, решаем пересечь водораздельный гребень (в дол. лед. Джаловчат) через микроперевал.
Подъем по крутому, поросшему рододендроном склону (35-40°) весьма трудоемок,
однако, выручает русло пересохшего ручья, движение по которому плотной группой весьма приятно и безопасно (20 мин). Наверху – обилие ровных мест для стоянок, но воды нет. Спускаться в сторону лед. Джаловчат следует в обход бараньих лбов (правее или левее, но не прямо) плотной группой по крутому (30°) склону (средняя и мелкая осыпь). «Сыпуха», несмотря на свое название, не едет вниз вообще, чем сильно усложняет передвижение группы и ускоряет износ ботинок. Спуск лучше всего осуществлять размашистыми зигзагами в плотной группе (камнепадоопасно).
Через 1ч. 40мин. добираемся до морены ледника. Небольшая рекогносцировка - и группа встает лагерем чуть ниже места спуска на ровных песчаных площадках, но не у реки, а выше, на правом (ор.) склоне долины.
Здесь есть места под три палатки и достаточно чистые ручьи с питьевой водой. По некоторым описаниям, эти ночевки называются «нижними Джаловчатскими» (2ч. 15мин. ЧХВ от «Зеленых гостиниц»).
Примечание: переход через водораздельный хребет в этом месте следует осуществлять только в случае хорошей, а, главное, сухой погоды, так как склоны в обе стороны достаточно круты и могут представлять известную опасность. Вариант «переваливания» ниже был отклонен по совету группы, встреченной на обеде у «Зеленых гостиниц». Отсутствие тропы, травянистый косогор и криволесье, преодоленные по пути из долины ледника Джаловчатский (по их словам, 5ч. ЧХВ), послужили плохой рекомендацией этого направления.
Ходовая часть
Характеристики дня (03.08.10)
Погода в этот день заметно ухудшилась – с ночи шел сильный ливень с грозой, превратившийся ближе к обеду в затяжной моросящий дождик. Язык ледника Джаловчат стал обильно таять, куски льда вперемешку с материалом выветривания с громом отрывались от основного тела глетчера. Поток, вытекающий с ледника, сильно расширился и занял почти все дно долины. Вчерашний выбор места ночлега оказался верным, так как песчаные площадки у реки скрылись под мутными потоками. Проблем с питьевой водой нет, даже, несмотря на то, что все ручьи основательно замутнены, воду можно набрать непосредственно на леднике. Решаем сделать дневку и пожертвовать запланированным восхождением на вершину Семенов-Баши.
Характеристики дня (04.08.10)
От «Нижних Джаловчатских ночевок» дальнейший путь наверх очевиден – правым (ор.) бортом долины до ледника, сильно засыпанного камнями среднего и мелкого размера.
Обилие материала выветривания позволяет забраться по ледовому склону «в лоб» (25°), даже при отсутствии кошек. Ледник в это время (начало августа и абсолютно бесснежная зима) полностью открыт, трещин мало. В связи с отсутствием достаточного количества кошек движение осуществляем по центральной части глетчера (где он сильно засыпан камнями), а выход на правую (ор.) морену – непосредственно у бараньих лбов и небольшого водопада.
Двигаться по леднику после дождя без специального снаряжения сложно: заполированный водой неровный лед, обилие мелких ручейков заставляют быть внимательнее и выбирать место для каждого шага. Из-за обильного таяния правый борт ледника у самых скал сильно рассечен трещинами (в стандартных описаниях левый край называется осыпью, но погодные условия нынешнего лета выявили потенциальные трудности этого маршрута),
однако крупная осыпь позволяет без труда выйти к протоку-водопадам (1ч.35мин. от мест ночевок). Подъем по осыпи (25-30°) рядом с водопадом несложен и через 25мин. (2ч. от стоянок) выводит к «Верхним Джаловчатским ночевкам».
Ровные травянистые площадки могут служить хорошим местом для лагеря (около 8-10 площадок) и раннего восхождения. Отсюда открывается цирк перевала. Вопреки нашим ожиданиям, в нижней части лед. Сунахет полностью отсутствует снег, поэтому решаем отклониться от стандартного прохождения (подъем напрямую по языку ледника), и поднимаемся по серединной морене как можно выше, а, затем, выходим с нее на глетчер направо ПХД на его закрытую снежную часть.
Перед сходом с морены делаем небольшой привал (около 40мин. от «Верхних Джаловчатских» ночевок), и за 45мин. доходим до перевала по снегу. Трещины видны, и обходятся легким маневрированием или перелазом по большим каменным «пробкам».
Перевальный взлет - пологий склон ледника - характерного взлёта нет.
Перевальная седловина полуразрушенный скальный гребень, разделяющий ледники Сунахет и Двуязычный. Места под две палатки, воды нет, очень ветрено.
Спуск с перевала – снежно-ледовый склон (ок. 25°) у скал пик Квадратный (в августе – узкая полоса, прерываемая широкими трещинами).
С юга и востока грандиозная картина ледопада. Погода не располагает к долгому наблюдению красотами пейзажа и группа, связавшись, оперативно начинает спуск вниз с седловины, прижимаясь к скальным выходам отрога. Узкий снежник, перекрывающий ледниковые трещины у скал слева (ор.), основательно подтаял и обнажил крупные разрывы. Стандартные описания спуска (подъема) с перевала в эту сторону предлагают два альтернативных варианта. Первый – траверсом с седловины на ледник (до зоны, сильно изрезанной трещины – около 100м.), а затем спуск по линии падения воды (средний уклон 25°, открытый ледник) по льду, практически без трещин (нужны кошки!). Второй – по узкому снежнику вдоль скал п. Квадратный до пологой части ледника (спуск с пер. Квадратный), переправляться через трещины рекомендовалось по снежным мостам. В связи с отсутствием достаточного количества кошек первый вариант был отклонен сразу же (выход траверсом и продолжительный спуск по открытому леднику был возможен только при организации перил, а это бы сильно замедлило спуск). Выбираем второй вариант движения: сначала по снегу, потом переправы через две открытые, широкие трещины.
Характеристики разрывов: Первая трещина · глубина 6-10 м. (внизу хорошая снежно-ледовая пробка) · ширина 10-12 м. · перепад высоты (верхний и нижний край) 4-5 м. · организация перил, страховки – ледорубы (глубокий снег) · движение первого-последнего – кошки + два ледоруба · прохождение группой – перила на спуск и подъем.
Вторая трещина · ширина 15-20 м. · перепад высоты (верхний и нижний край) 4-5 м. · организация перил, страховки – вверху два сблокированных ледобура (лёд), внизу ледорубы (глубокий снег) · движение первого-последнего – по скальным полкам отрога п. Квадратный · прохождение группой – наклонная навесная переправа (без натяжения).
Переправляться через трещины ниже можно по снежным мостам или по разрушенным скалам (небольшие участки по 10-15 м. средней осыпи 20-25°) не развязываясь (страховка через ледоруб). Как только уклон центрального ложа ледника становится меньше (место совпадающее со спуском с пер. Квадратный), забираем направо и по центру ледника (тут меньше трещин) движемся по линии падения воды.
Общий курс – на скалы древних бараньих лбов (разделение языков ледника) направо (ПХД) и ниже. Здесь на камнях (2ч ЧХВ от седловины) устраиваем перекус (вода в ручьях на леднике). Тропу на спуск и тур заметили еще при подходе, и дальнейшее движение вниз не составляет труда: сначала по кулуарчикам между бараньими лбами, затем по гребню древней морены, заросшей травой. До Турьего озера 1ч.15мин. (3ч.15мин. от седловины).
Примечание: движение по ледникам в похожих походных условиях (малоснежная зима, август) заметно ускоряется при наличии кошек. По совету ММК они были исключены из списка личного снаряжения, у группы было только две пары общественных кошек. Отсутствие достаточного количества снаряжения диктовало особые условия преодоления локальных препятствий – периодически приходилось провешивать перила и чаще двигаться в связках.
Итоги, выводы, рекомендации по пер. Джалаучат.
Перевал является препятствием 1Б категории сложности. Снежная обстановка лета 2011 года и отсутствие достаточного количества кошек заметно усложнили преодоление следующих участков пути: · лед. Джалаучатский – открытый ледник с большими трещинами по всему правому (ор.) борту. Выход на осыпь (старые бараньи лбы) с водопадами под лед. Сунахет – трещины, заваленные крупными камнями. · лед. Сунахет нижняя часть полностью открыта (по «классическому» пути подъем возможен в кошках), подъем по осыпи серединной морены выводит к закрытой части ледника (толщина снежного покрова небольшая) с трещинами (переправа через каменные мосты, движение в связках). · лед. Двуязычный – крутой склон верхней открытой части ледника. Вариант движения по снежникам у п. Квадратный до выполаживания ледового склона (чуть дальше классического маршрута спуска) ближе к 2А к.с. из-за трещин ледника. Препятствие можно рекомендовать, как сильную ледовую 1Б. В список личного снаряжения группы должны быть включены кошки.
Ходовая часть
Характеристики дня (05.08.10)
После вчерашнего дня устраиваем полудневку с капитальной просушкой вещей на озере. Спуск до альплагеря (40мин. от ночевок на Турьем озере) – хорошая «магистральная» тропа в криволесье. Переправа на левый (ор.) берег через протоки (ручьи с левого (ор.) языка лед. Двуязычный) вброд не представляет труда (часто тут лежат бревна, за которыми следят экскурсоводы, но ненастье разрушило «сухие» переправы). Ниже – по хорошей набитой тропе в криволесье (около 1ч. ЧХВ от переправы до Алибека). В альплагере забираем заброску, перефасовываемся и спускаемся еще ниже. За полтора перехода (56мин.) по грунтовой (и местами гравийной) дороге спускаемся до поселка, где устраиваем перекус из «цивилизованной пищи». Отсюда еще три перехода по асфальтированному шоссе до впадения р. Гедейж (Гедыш) в р. Теберда. В хвойном лесу, недалеко от дороги (сразу за указателем «р. Гедыш» и мостом поворачиваем налево ПХД) можно найти несколько ровных площадок под палатки (2ч. ЧХВ от поселка).
Ходовая часть
3 перевал Гедейж.
Схема движения
Характеристики дня (06.08.10)
Начинаем движение правее (ор.) одной из проток р. Гедейж. Тропы, как таковой нет, но хвойный лес почти без подлеска не препятствует нормальному передвижению. Общее направление подъема понятно – набирать высоту по правому (ор.) борту долины в обход скальных выходов в лесу. Местами грунтовый склон достаточной крут (до 30°), что сильно сказывается на общем темпе движении группы. Хотя общая цель подъема ясна, но часто приходится делать разведку возможных вариантов движения (уходить выше или идти траверсом достаточно крутых редколесных косогоров). Решаем не руководствоваться имеющимся в нашем распоряжении описанием пути подъема, и еще до выполаживания долины спускаемся непосредственно к реке пообедать (3ч. 15мин. ЧХВ от ночевок). Воды до этого момента не было на всем протяжении подъема. Каньон уже не такой крутой, к реке спускаемся по буйным и высоким (более 1 м высотой) зарослям травы.
Передохнув и отобедав, поднимаемся обратно в хвойные островки – тут двигаться легче, чем просто по траве. Через пол перехода хороший лес заканчивается (30мин. от обеда). Характерный ориентир – ночевка в последнем хвойном «островке» с местом под одну палатку (может быть, лесника, хотя его присутствие здесь не совсем логично). Дальше – сложная борьба с высокотравьем и криволесьем. Частое «петляние» и обход рощиц из берез и осин сильно выматывает (напоминая зимнюю тропежку по глубокому снегу). Узкий каньон остался позади, но уклон и неровный характер рельефа не позволяет поставить лагерь непосредственно здесь. Погода начинает портиться, снизу в долину затягивает облака, видимость сокращается до 25 метров. Решаем подойти ближе к реке и поискать ровные места на противоположном (левом ор.) берегу (1ч. 30мин. ЧХВ от обеда). Ровные травяные «полки» находятся почти сразу после переправы – можно перейти по камням, на замочив ноги (1ч. 50мин. от обеда).
На этом месте (небольшой участок ровной поверхности) устраиваемся на ночевки (места для трех палаток маловато, приходится ставить их впритык друг к другу). Вода в протоке недалеко от лагеря.
Ходовая часть
Характеристики дня (07.08.10)
Утром погода прояснилась, и, оказалось, что дальнейший подъем к перевалу достаточно прост и очевиден – необходимо двигаться наверх по левому (ор.) берегу р. Гедейж. После преодоления склона из крупной осыпи (пологой устьевой ступени - поросшей травой морене древнего ледника) открывается картина перевального цирка.
Траверсировать склон по крупным камням не имеет смысла – легче спуститься и двигаться по пологому дну долины (хорошее место для лагеря, но вода немного ниже в ручье) по низкой траве (удобнее и приятнее). Травянистые полянки постепенно сменяются каменистыми сыпухами, и несложный осыпной взлет (не более 20° 200 м) приводит на широкую седловину перевала (2ч. ЧХВ от ночевок).
Перевальный взлет – осыпной склон 20° 200 м.
Перевальная седловина – травянисто-осыпная, широкая, есть места под 5-7 палаток, воды в жидком виде нет.
Спуск с перевала – снежно-осыпной склон ок. 20° (по факту – травянисто-осыпной).
Отсюда открывается отличный вид на Черное Муруджинское озеро и наши следующие перевалы: Межозерный и Межпупырный.
Спуск к озеру по средней осыпи и травянистому склону небольшой крутизны не представляет особых проблем, и через 20мин. группа обедает на морене, подпруживающей водоем.
Итоги, выводы, рекомендации по пер. Гедейж. Перевал является хорошим препятствием 1А категории сложности. Сложный (физически) подъем по лесу не позволяет рекомендовать это локальное препятствие для начала маршрута (тяжелыми рюкзаками и неакклиматизированной группой). Перевал выглядит логичным для походов от 1 к.с. по верховьям Муруджинских озер.
Ходовая часть
4 перевал Межозерный.
С места обеда (много мест для палаток) на морене Черного озера просматривается весь подъем на перевал
– сначала по берегу озера, затем по крутой осыпи рядом со снежником наверх. Хороший ориентир – двурогая вершинка, которая должна оставаться немного правее ПХД.
Перевальный взлет – осыпной, в верхней части крутизна скального склона (20-30 метров) доходит до 35°, поэтому применяем гимнастическую страховку. Этот участок представляет определенную сложность при прохождении перевала в плохую погоду и в обратную сторону, тогда может возникнуть необходимость в провешивании перил. Перевальная седловина – V-образный провал в хребте (35мин. от обеда). Мест для палаток и воды нет. Несмотря на все наши поиски, тур нигде не был обнаружен.
Спуск с перевала – прямо вниз – крутой скально-травяной склон, поэтому траверсируем хребет на север (150-200 м. простых скал) до некрутой осыпи, которая вырождается в травяной склон (менее 25°).
Большими петлями серпантина спускаемся на морену, подпруживающую Голубое озеро, где и устраиваем ночевку (20мин. от седловины). Хорошие и ровные места для палаток, однако, ночами может быть холодно и ветрено.
Итоги, выводы, рекомендации по пер. Межозерный.
Перевал соответствует 1А категории сложности. Участок скального склона на подъеме со стороны Черного Муруджинского озера в плохою погоду, а также при спуске в любую погоду, будет требовать наведения перил (петли вокруг скальных «зубьев»). Сложность локального препятствия в этом случае может увеличиваться до 1Б. Перевал можно рекомендовать для походов от 1 к.с. по Верхним Муруджинским озерам.
Ходовая часть
Часть 2 >>>>>>>> |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||