Автор: Дарья Яшина, Н.Новгород

Миниатюры

Я не сахар

«Я не сахар, я – не сахар…» - твердил почти громко не молодой уже француз с острова Реюньон. Твердил изо всех сил, стараясь дышать через нос, спокойно, но сильно сбивался.
Ивас Клод пробирался по Папуа. Он принял участие в экспедиции, и пару дней назад покорил высочайшую вершину Австралии и Океании, пирамиду Карстенз. Под ногами хлюпало и скользило. Дождь лил не переставая уже целые сутки, заполняя собой все пространство, сползал по спине и скапливался в кроссовках. Тело отчаянно стремилось поскорее выбежать из условий экстрима и вернутся в уют цивилизации. Но мысли Иваса парили. Спокойно и размеренно. Он мечтал, как в скором времени сбудется МЕЧТА и он сможет покорить оставшиеся 5 вершин. Самых высоких вершин всех семи континентов мира.

Честно признаться, этот проект давно уже перестал представлять собой нечто особенное и невероятное. Это скорее имджевое хобби, не альпинистов, но людей ищущих, амбициозных.

Однако у француза свои задачи. Вот уже тридцать лет жизни он диабетик. Инсулинозависимый диабетик.
«В нашем обществе так принято, диабетики как я должны сидеть у телевизора, дома. Но у меня нет телевизора», - любит говаривать Клод, стремясь доказать миру и себе что границ, их нет. «Ну нельзя смотреть только перед собой. Вокруг ведь столько возможностей!».
Каждый день на своем маленьком острове Клод бегает на макушку небольшой горы. Два с хвостиком наверх и меньше часа вниз. Он очень хорошо выглядит для своих 56 лет. У него удивительной силы глаза.

Гора Акокагуа. Высшая точка Юж Америки.
Никто в группе восходителей не верит в то, что он болен. Всегда подтянутый. Всегда впереди…
Но Клод всегда проверяет сахар. Оттого и идет хорошо. Упал сахар - съел что-нибудь вкусненькое, поднялся- значит надо колоть инсулин. И так бесконечное, бесконечное множество раз на дню. Мало кто знает, но если француз не достигнет вершины Аконкагуа, то ему придется отказаться от мечты и от проекта в целом. Таково условие.

В экспедициях всякое бывает и пришел момент когда все шло к тому что Клод не достигнет вершины. Он плакал ночью в палатке, как дитя. А днем шел. Как вон шел.
«Я позвоню сыну и позову его к трубке. Восьмилетний малыш скажет мне: «да, папа». А я закричу - «SUMMIT!». И мы закружимся, задохнемся с ним в общем крике».
Француз мечтал только об этом. Мечтал, когда все уже было позади. И вершина. Он стоял на ней вчера.

Доказать миру и себе.

А в мыслях одна круговерть, действительно главное:
-Да, папа!
-SSUMMIT!!!…

Мендоза, февраль 2012

Всем взобравшимся на Килиманджаро посвящается

Как и все горы, Килиманджаро личность непростая. С характером, и довольно сложным. Но она добрая и благосклонная к новичкам. Как правило.
Но, как правило, люди едут сюда в предвкушении несложного приключения. Оттого первая встреча с горой удивляет или даже ошарашивает.
Но сейчас не о том.
Безумству, безумству храбрых…

У Янки ДЦП. Чего уж тут скрывать и таится. Такой диагноз видно сразу и он на всю жизнь. Можно плакать, можно таить злобу, можно прятаться от этого жесткого мира… А если мучительно хочется казаться и быть как все?
Да и что значит казаться как все, если ты и так такой.
Если ты любишь жизнь, учишься, познаешь, мечтаешь, осуществляешь, любишь…все как у всех… только вот чтоб в фитнес-зал пойти тебе надо справку от врача, что ты не упадешь, да в метро молодежь подшучивает….
«Мама с детства заставляла меня делать все самой, до тех пор пока не получится…»,- рассказывала Яна.
Мама мудрая.
И сейчас, когда Янка вздумала подняться на Гору, да ни какую-нибудь а на самую высокую в Африки, мама отпустила, конечно, сильно переживала, но препятствий не чинила.
И девушка отправилась к своей Мечте.

В чем-то жизнь это трагедия и надо набраться мужества выдержать ее..
У моих ног валялся инвалид. Скрючившийся маленький комочек жизни.
И снова хочется жалеть, и снова железо в голосе.
Удары по лицу и по сердцу. Они вспенивают душу, буровят глаза и заставляют подниматься вновь и вновь.
Существо извергает наружу, ненужное и лишнее.У организма даже нет сил переварить воду.
Какой-то крутой зарубежный гид кричит мне: «ведите ее вниз!», тыча пальцем на Янку…
«Она не дойдет!».
Никто не верил.
А она дошла.
Через такую боль и испуг, через преодоление и потерю смысла, через черноту отсутствия реальности, ожоги холода…просто на сильном стремлении И я горжусь этим человечком.

Как и всеми теми, кто точно так же преодолевал себя на этих склонах.
И сложно здесь почти всем, и больным и здоровым. И победа-то - личная.
Но вот Янкина победа, она прорыв. Просто что-то новое и сильное.
Символично что дело было прямо в канун нового года..
Быть может это немного раздвинет и наши границы…

Танзания, январь 2012

Килиманджаро - потенциально активный вулкан на северо-востоке Танзании, высочайшая точка Африки над уровнем моря (5895 м). Этот тот могучий вулкан расположен в 300 км к югу от экватора, на территории северо-востока Танзании, вулкан имеет целых три отдельных вершины, Шира 3962 м, Мавензи 5149 м и Кибо 5895м.

Отец ледяных гор

Большая, величественная гора Мустаг-Ата. Одна из самых высоких вершин Памира - 7545 метров. Снизу она смотрится совершенно не большой, не поражает, быть может от того что стоит особняком и сравнить-то ее собственно не с чем.
Но Гора большая. Действительно большая. В бескрайних, поверхностного легких склонах Мустаг-Аты таится опасность и смерть не одного альпиниста.

В этом сезоне Гора пустила меня на свою макушку дважды. Первый раз за компанию, прямо на третий день после приезда, сразу и без акклимухи. Второй раз медленно и степенно. Просто ушла пожить на гору на несколько дней, хотелось быть рядом, когда к вершине пойдут мои туристы.

И кто-то зашел. И кто-то отступил.
Но отчего-то из всего сезона запомнился не день вершины, а обычный рабочий день на горе.
В тот день плач раздирал Гору.
Девочка, хрупкая, маленькая в своем горе. Она сидела прямо на снегу в тоненьком «гортексе» и судорожно всхлипывала, сотрясаясь всем телом. Ее товарищи медленно и методично продолжали подъем, а он сидела, самая одинокая во всем мире.

Безумно радуюсь, что в термосе полно горячего чая. И он сладкий.
Девушка сначала отказывается, потом аккуратно берет и жадно пьет. Пригоршня конфет. Несколько дежурных фраз, о том, что в горах всем тяжело, о том, что она молодец, о том, что нельзя сдаваться, о том как правильно идти, чтоб было легче.
И вот она рассказывает мне свою историю. Она из Британии. Ей всего 18. Первый раз в горах и вообщем-то вовсе не хочет так высоко. У нее поморожены руки до волдырей. Но мать альпинистка тянет ее вверх.
Сейчас, когда у нее совсем нет сил, ей разрешили сесть и ждать возвращение всей группы.
Вот она и сидит. В тонком «гортексе» и обмороженными руками. Девочка смотрит на меня с завистью, смотрит на темп, на то, как мне легко дышать.
А я рассказываю ей, что я гид, что это мой 5ый семитысячник и добавляю что мне все так же тяжело как в первый раз. Рассказываю такие вещи, о которых никому прежде не говорила. Скорее даже придумываю:) Не хочу, чтобы она сидела и замерзала тут.
И вот девчушка встает на своих тоненьких ножках и начинает медленно нарезать «зиг-заги». Я иду, стараясь не бежать, оставаясь немного за ней, чтобы она чувствовала себя сильной.
И вдруг она начинает улыбаться, на каждом повороте, когда наши глаза встречаются. Лучше этой улыбки нет на свете...
Мы поднимаемся очень-очень медленно, а я все боюсь, чтоб она не остановилась и все удивляюсь, откуда столько упорства в этом маленьком существе…

И еще одна история случилась на этой горе. Их было двое. Муж и жена. Вроде бы тоже англичане. Пару лет назад они штурмовали Мустаг-Ату. Но что-то не сложилось. Они не достигли вершины. Сильно поморозились. Оба получили ампутации пальцев на руках. И вот в этом году пара вернулась к Горе. И на этот раз они взошли. Поставили палатку прямо на вершине, переночевали и спустились очень счастливые. Вроде как горе отомстили…

А Мустаг улыбался. Он ведь отец. Отец ледяных гор и поступки ребячливых людей на его склонах ему удивительны и смешны. Он хотел им сказать, что ему вовсе не нужен не один их палец, и тем более жизнь, а нужен лишь разум, осторожность, отсутствие глупых рисков.
Но они, похоже, не услышали.

«Быть может услышат другие», - подумал, отец ледяных гор.