Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Кавказ >


Всего отзывов: 4 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 3.50


Авторы: Игорь и Лариса Ширяевы

Притяжение Эльбруса



Эльбрус притягателен. Он все время меняется, и он всегда разный. Неустойчивая погода превращает созерцание Эльбруса в занятие сродни разглядыванию картинки в калейдоскопе. Только это калейдоскоп для взрослых: большой, настоящий, реальный и опасный. Затягивает…

Эльбрус создает иллюзию доступности. Вот он, совсем рядом, рукой подать. Не требуется высочайшей альпинистской квалификации. Очень много людей восходило на Эльбрус. Не все они были великими альпинистами. И к Эльбрусу не надо ехать далеко и дорого, как например, на тоже доступную в альпинистском смысле вершину Килиманджаро. Эльбрус реален по силам и деньгам, и это заводит, как доступная женщина горячего юношу.

Эльбрус льстит самолюбию восходителя. Западная вершина имеет высоту 5642 м – высочайший пик Европы! Восточная вершина – 5621 м. Записать эту высоту в свой послужной список приятно. Вершины разделены седловиной – 5200 м и отстоят друг от друга всего на 3 км. По альпинистской классификации Эльбрус оценивается как 2А снежно-ледовая, прохождение обеих вершин – 2Б. Кажется, что это по силам любому крепкому человеку. Азартно!

На Эльбрусе регулярно пропадают и гибнут, как отдельные люди, так и целые группы. Эльбрус опасен в плохую погоду даже для опытных альпинистов. Погода меняется мгновенно и непредсказуемо.




К Эльбрусу мы отправились на конях. Коням тоже тяжело. Хотя карачаевские кони хорошо адаптированы к местным горным условиям, конь в горах выглядит также хреново, как и человек.



Один из наших коней упал на тропе, задыхаясь и исходя пеной изо рта. Горная болезнь. Коня удалось поднять побоями, и он смог самостоятельно спуститься вниз. Спуститься равно жить.

Высота развития горной болезни для разных людей и разных условий очень различна. Трудно заранее угадать, когда, у кого и на какой высоте это случится. Некоторые начинают страдать от кислородной недостаточности уже на высоте 2000 м, другие же не чувствуют её эффекта даже на 4000 м. В высотном альпинизме существует термин «летальная зона», или «зона смерти». Основные причины смерти – отек мозга и отек легких. Причина смерти при отёке мозга – сдавливание набухшей коры головного мозга сводом черепа, вклинивание мозжечка в ствол спинного мозга. Причина смерти при отёке лёгких – массивное пенообразование, вызывающее асфиксию дыхательных путей. Прежде, чем организм погибает, он испытывает массу различных ощущений. Из приятных только одно – эйфория, и то не у всех. Все остальное мучительно: сильнейшая головная боль, рвота, сухой кашель с кровью, кровотечения, нарушения сна и пищеварения, нарушение координации, апатия – смерть. Подробно о горной болезни можно прочитать ЗДЕСЬ.



В 1998 году состоялась экспедиция по восхождению на Эльбрус на лошадях карачаевской породы. Использовали подковы с закручивающимися шипами и солнцезащитные очки для лошадей. Подробнее ЗДЕСЬ.



Ну, а мы продолжим наше более гламурное путешествие.



Эльбрус встретил нас холодом, грозой, ливнем и градом, величиной с крупный горох. Помогали плащи и широкополые шляпы, защищавшие лицо от возможных синяков. Лошадь – большая и теплая. Это тоже как-то помогало.


Всего несколько часов назад светило солнце, мы ели мясо яка и травили байки о лошадях и о женщинах. А сейчас наступил ад. Кони с трудом слушаются всадников и несутся по горам по направлению к убежищу. Главное – не вылететь из седла.




«Эльбрус по природе образования представляет собой потухший вулкан, и даже сейчас, находясь у его вершин, можно почувствовать характерный запах, исходящий из фумарол – каналов, расположенных на стенках кратера вулкана. Концентрация испарений бывает настолько высока, что может представлять угрозу для здоровья человека». Взято отсюда.

«Главная опасность на Эльбрусе, как и на других горах – плохая погода. Облака, иногда вместе с сильным ветром, «накрывают» гору, и некогда прозрачный до самого Черного моря воздух превращается в бушующий поток, несущийся со скоростью нескольких десятков метров в секунду. Видимость резко ограничивается, ориентиры исчезают, и человек остается во власти стихии, с которой ему предстоит бороться за жизнь. На высоте организм сильно ослаблен из-за нарушения снабжения кислородом. Как следствие, человеку с трудом даются любые движения, и он сильнее мерзнет. Недостаток кислорода также деструктивно влияет на мозговую деятельность, из-за чего критический подход к ситуации становится непосильной задачей.

Уставший и замерзающий человек засыпает очень легко. Граница между сном и реальностью, еще раньше размытая недостатком кислорода, окончательно теряется, и человек быстро погружается в забвение. Ни один сигнал организма не побеспокоит сознание до того момента, как настанут страшные последствия – все тело принимает сон как естественную, единственно правильную, фазу, и сознание мягко отдается во власть глубокого расслабления. Чаще всего - навсегда.

В мае 2006 года группа альпинистов из Москвы и Киева предприняла попытку восхождения на заветную гору. В результате непогоды, во время которой температура воздуха опустилась до -50 градусов Цельсия, на верхней части горы Эльбрус замерзли 11 из 12 человек. Ледяной ветер и отсутствие видимости не оставили никаких шансов на выживание группы. Единственный оставшийся в живых восходитель начал спуск раньше, чем остальная группа, из-за недомогания, которое почувствовал на пути к вершине. Эта случайность спасла его жизнь». Взято отсюда.

«Два энтузиаста, участника одного из наиболее популярных Интернет-форумов – альпинист из Норильска и сотрудница одного из московских банков, решили приложить максимум усилий, чтобы изменить ситуацию. Ими было предложено построить приют в районе седловины Эльбруса, чтобы у восходителей в подобной ситуации оставалась возможность выжить. Приют, по их мнению, должен быть минимально комфортным сооружением, но при этом обеспечивать защиту от ветра. Это дало бы шанс восходителям переждать непогоду в укрытии». Взято отсюда.

Этот проект был поддержан Федерацией Альпинизма России. Официальный сайт проекта ЗДЕСЬ.

«Статистика ПСО Приэльбрусья показывает, что ежегодно на Эльбрусе остается 5-15 человек. В основном, это люди, которые знали, куда шли».

«31.08.2010. Почти закончили. В 15.30 Мартьянов сообщил, что хижина почти готова. Завтра наверх отправится съемочная группа НТВ, а также несколько ребят, чтобы отснять хижину и спустить бивак. Наверху сейчас шестеро, остальные внизу.

01.09.2010. День рождения. Мы - те, кто внизу - считаем, что сегодня - день рождения нашей хижины. Потому что верим тем, кто наверху.
И сегодня рано утром наверх ушли все участники и съемочная группа НТВ. Наверху - не идеальная погода, но у нас - сильная команда. Они должны сделать съемки и снять основную часть бивака. Известно, что они точно дошли до седловины.
13:38 - ребята вышли на связь. Группа в полном составе спускается с седловины, все чувствуют себя нормально. 17:30: Все спустились с Горы. Все хорошо. Хижина родилась. :)

28.10.2010. Станция RedFox 5300 разрушена. Вчера горный гид Евгений Крутень сообщил печальную новость - он обнаружил разрушенный приют: купол отделен от основания и лежит рядом. Он же сделал представленные фотографии. К сожалению, последние два дня на Эльбрусе непогода, поэтому получить дополнительные подтверждения и новую информацию пока не удалось. В ближайшие дни по погоде запланирован выход местных гидов на седловину для дополнительного обследования, фотографирования и возможного закрепления купола.

На данный момент рассматриваются различные версии причин произошедшего. Пока рассматривается версия сноса купола сильным ветром в связи с ошибками проектирования или реализации. Команда 5300 опечалена, но, как обычно, конструктивна в планах. Хижину будем спасать». Взято отсюда.



Спасательный приют «Станция 5300» не простоял и до весны. Зимой его восстановить не реально. Что будет дальше – сомнений нет: энтузиасты похода в горы снова, как муравьи, будут тащить доски на себе, чтобы восстановить купол заново. А пока на Эльбрусе снова будут рисковать и гибнуть люди. Наверное, особенно много их будет, как всегда, в майские праздники.




Первое в истории официально зафиксированное восхождение на Эльбрус состоялось в июле 1829-го года.

«В этот период командующим на Кавказской линии был генерал Эммануэль. Придавая большое значение стратегически важному расположению Карачая, в труднодоступных землях которых "находили убежище все закубанские хищники", Эммануэль решил умиротворить этот оплот закубанских народов. Он принял сознательное решение покорить Карачай и Эльбрус, как центральный узел всего Северо-Западного Кавказа. Эльбрус мог в руках русских служить"буфером между покорными кабардинцами и непокорными закубанскими народами".

В восемь часов 22 июля сам генерал Эммануэль вышел из лагеря с небольшим конвоем и достиг высокого холма, откуда открывался величественный обзор Эльбруса. Он еще раз убедился в возможности достичь его вершины. В 11 часов, вернувшись в свой лагерь, генерал начал формировать караван, который должен был сопровождать ученых-натуралистов. "Вызваны были охотники. Вышло двадцать казаков и один кабардинец, по имени Киляр" (Потто, стр. 382). Когда отряд достиг черных гор, среди которых уже не было ни малейших признаков тропинки, не только академики, но даже казаки и проводник Киляр не решились доверить свою жизнь животным, и потому все спешились и вели лошадей в поводу (там же). Экспедиция заночевала на одной из площадок на черных горах. "Только на другой день - 23 июля - в самый полдень венгерский путешественник де Бесс заметил в телескоп на сверкающих покровах Эльбруса четырех человек, которые пытались достигнуть вершины горы. Трое из них скоро исчезли из виду, четвертый поднимался все выше и выше - и вдруг фигура его рельефно обрисовалась над самой короной Эльбруса. Тот был, как оказалось впоследствии, кабардинец Киляр, уроженец Нальчика" (там же, с. 383). Этот момент войска отметили тремя ружейными выстрелами. Киляр никого и ничего не видел (речь идет о Прометее у греков, о старике, прикованном к вершине горы за ослушание Аллаха, о скопище джинов у черкесов). На память о своем восхождении он принес черный с зеленоватыми прожилками камень, оказавшийся базальтом. Генерал Эммануэль приказал разбить его на две равные части, одну отослал в Петербург, другую вручил венгерскому ученому де Бесс для хранения в национальном музее города Пешта (часть современного Будапешта). Ученая экспедиция спустилась в лагерь в тот же день, 23 июля. В честь этого события генерал Эммануэль дал парадный обед, на котором присутствовали представители Кабарды, Карачая, Уруспия и других закубанских народов. Тост за императора Николая Павловича, покровителя наук сопровождался оружейным залпом. Поднимали тост за генерала Эммануэля, за ученых, за кабардинца Киляра, за фактическое присоединение Эльбруса к владениям Российской империи (Потто, с.385). Киляру вручили торжественно заслуженный приз. По приказанию генерала в память об этом выдающемся событии на скале вырезали такой текст (приводим полностью): "В царствование Всероссийского Императора Николая 1 стоял здесь лагерем с 20 по 23 июля 1829 года командующий войсками на Кавказской линии генерал от кавалерии Георгий Эммануэль. При нем находились: сын его Георгий, четырнадцати лет посланные Российским Правительством академики: Купфер, Ленц, Менетрие, Мейер чиновник горного корпуса Вансович, архитектор Минеральных Вод Иосиф Бернадацци и венгерский путешественник Иван де Бесс. Академики и Бернадацци, оставив лагерь, расположенный в восьми тысячах футов (1143 сажени) выше морской поверхности, всходили двадцать второго числа на Эльбрус до пятнадцати с половиной тысяч футов (2223 сажени). Вершины же оного достиг только кабардинец Киляр. Пусть сей скромный камень передаст потомству имена тех, кои первые проложили путь к достижению доныне считавшегося неприступным Эльбруса". Это же текст отлит на чугунной плите в г. Луганске в двух экземплярах, один из них хранится в Тбилиси, другой - в Пятигорском музее. Текст отлит и на арабском языке». Взято отсюда.

«По поводу вопроса о первенстве в восхождении на высочайшую вершину Европы – Эльбрус, должен разочаровать определенную категорию читателей. Экспедиция генерала Эммануэля являлась первым восхождением на Эльбрус в истории альпинизма Российской империи. А карачаевцы и балкарцы прекрасно помнят имя Джачи Джаппуева, поднимавшегося на Эльбрус задолго до экспедиции Эммануэля. Отметим, что это не попытка балкарцев оспаривать «первенство» покорения Эльбруса. Мы твердо уверены, что за многотысячную историю нашего проживания возле этой горы не один десяток, а может, и сотня мужчин – карачаевцев и балкарцев, восходили на ее вершину из чувства спортивного азарта или любопытства. Напомним, что русские этнографы XIX века писали, что балкарцы убеждены в том, что корабль библейского пророка Ноя (Нуха) остановился именно на горе Эльбрус, а не на Арарате. Его вершина торчала из воды и, останавливаясь на ней, киль корабля Ноя рассек ее пополам так гласят легенды. Как видно из сказанного, балкарцы и карачаевцы давно отдали «пальму первенства» в восхождении на Эльбрус пророку и праотцу современного человечества - Ною, о национальной принадлежности которого судить не приходится». Взято отсюда.

О дискуссии «Кто первый покорил вершину Эльбруса?» читать ЗДЕСЬ.

Летопись восхождений на Эльбрус по 1967 год ЗДЕСЬ.


«Так высоко война ещё не поднималась. 21 августа 1942 года гитлеровские войска установили на Эльбрус свои флаги».


О боях на Эльбрусе во время Великой Отечественной читать и смотреть ЗДЕСЬ.


В 1997 году 8 человек поднялись на вершину Эльбруса на высоту 5621 м на автомобиле Land Rover Defender 90.


«13 сентября в 20.00 на восточную вершину Эльбруса (5621 м) вместе с автомобилем Defender поднялись 8 человек, среди которых 5 альпинистов: Константин Брусков, Александр Коваль, Александр Копылов, Андрей Леонтьев, который заменил получившего травму Василия Елагина два водителя профессионала: Олег Богданов и Николай Никульшин и представитель фирмы «Автодом» Сергей Бабенков. Измерять это восхождения метрами было бы некорректным, более правильным будет ее считать 562 тысячи 100 сантиметров, за каждый из которых им пришлось бороться.

Спустя некоторое время эту акцию зарегистрировали как мировой рекорд и внесли в книгу рекордов Гиннесса.

Глядя на весь путь с вершины, хочется мысленно прокрутить события прошедших дней на пути к успеху. Изо дня в день: - ночь, холод, пронизывающий насквозь ветер, мерзкая жижа, летящая из-под колес, которой наш железный друг то и дело окатывал членов команды, страховочные веревки, натянутые как нервы. Все выше и выше машина устремлялась за облака на пути к победе. Все больше к усталости людей добавлялась нехватка кислорода, когда после физических усилий сердце бешено бьется внутри, пытаясь чуть ли не выскочить через глотку. И это долго еще будет сниться по ночам когда, закрывая глаза, слышишь, как скрежет стиснутых зубов сливается с ревом мотора и бешеным воем буксующих колес, запахом гари сожженной проводки и треском переломанной трансмиссии. Вообще что это – сон или явь? Мимо в полутьме в свете прожекторов как призраки проплывали скалы, бездонные ледниковые трещины, а выше нас только океан звезд на небе, а под нами простирался Большой Кавказский хребет. Мы сделали это и покорили Эльбрус…

Теперь спуск. Изначально планировалось, что автомобиль с вершины снимет вертолет. Но из-за переноса сроков восхождения единственный в тех местах летчик-ас, способный снять груз в 2,5 тонны с вершины Эльбруса, не смог принять участие в операции. Поиски замены успехом не увенчались, и тогда решено было спускаться своим ходом. Далее события развивались стремительно в своей трагичности. 10 октября часть команды снова поднялась на вершину. Чтобы запустить перемерзший двигатель, затащили на вершину автомобильный аккумулятор - это было потяжелее, чем пудовая гиря! Итак - все на пределе - нервы и страховочные тросы - мы начинаем спуск своим ходом, что по сути гораздо сложнее, чем приехать сюда, тем более сейчас середина октября. Приспустившись 11 октября с вершины на склоне крутизной 40 градусов, мы всей толпой последний раз переночевали в машине.

На следующий день шофер «профи» Николай Никульшин со словами: «Передай матери, что я ее люблю!» - попросил своего 16 летнего сына, активно участвующего все это время в проекте, выйти из машины. Он сел в машину, завел двигатель и... Видимо, уже надорванный во время подъема трос не выдержал, и машина, набирая скорость, устремилась вниз по склону, медленно переворачиваясь, увлекая за собой надежду на благополучное возвращение. В момент обрыва троса колеса находились на скользкой вулканической породе, а дальше начинался лед. Николай Никульшин до последней минуты, пытался разными способами остановить все быстрее сползающий автомобиль, но Defender - уходил в вечность, и ничто ему не могло помочь – наверное, такая у него была судьба! В последний момент Никульшин успел, как капитан покинуть «корабль».

Сегодня нам понадобилось всего лишь 6 часов, чтобы добраться сюда пешком, на машине мы ехали полтора месяца до вершины.

Что изменилось здесь с тех пор? Люди? Немного. Сама Гора? Вряд ли. Здесь все осталось по-прежнему, если не считать автомобиля Land Rover Defender, нашего напарника по связке, с которым мы делили все наши радости и невзгоды в заоблачных высотах, он нас привез на ЭЛЬБРУС, и над его останками мы как раз и склонились.

Уникальный проект компании «Автодом»: восхождение на серийном автомобиле Land Rover Defender-90 на «крышу» Европы - Эльбрус (5621 м) - это даже не «Camel Trophy», это гораздо круче в прямом и переносном смысле! Сам Land Rover или то, что от него осталось, лежит вокруг нас, мало напоминая прекрасную машину. Жаль оставлять его здесь - мы все вложили в него столько своей души! Мы будем обласканы лаврами и успехом первых «автоальпинистов», а Defender - главный «виновник» успеха, чья надежность, работоспособность и ремонтопригодность теперь просто вызывает восхищение - он всего этого не увидит.

Солнце идет к закату. Пора возвращаться вниз. Перехватывает дыхание в горле, и текущие на сильном ветру слезы остаются соленой горечью на губах. Все кончено! Мы спустились живые, но не все, так как последнее слово всегда принадлежит Горе!» Взято отсюда.





Воспоминания капитана команды и разработчик автомобильной части проекта Олега БогдановаЗДЕСЬ.
Еще об этом восхождении читать и смотреть ЗДЕСЬ.


Отзывы (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 3.50
Сортировать по: дате рейтингу

Сумбур и сумятится, или про все, что за 5 минут надыбали в интернете про Эльбрус...

- А Паваротти я не люблю... - Вы слышали? - Живьем Нет, но вчера сосед напел..................................... Мне всегда казалось, что материалы типа "Tufta" и откровенный технический фотобрак не должен попадать на страницы серьезного интернет издания.
 
А мне понравилось

Что-то знал, чего-то - нет. Большинство фотографий тоже понравились. Отправил ссылку друзьям Был на Эльбрусе 10 раз.
 
этому учат в школе

Владимиру. Приходится переделывать отзыв, потому что вы целиком заменили свой. Вы там смачно написали о "мужике Павлове", который нажил капиталец на ваших текстовых и фото- материалах в виде собственной публикации об эльбрусском автозабеге, на который сослались нынешние авторы. Я вам ответил на это (сейчас стираю детали), что этому активно учат в школе - фишке под названием защита проекта. Это когда вы дергаете из интернета текст и картинки по своей теме, аккуратно макетируете свой коллаж и ставите на нем свое имя, подавая это на внутренний или более высокий конкурс. Откуда надергано - никого не интересует, даже если налицо вопиющая разница между тем, как безобразно вы по обыкновению пишете диктанты с сочинениями и решаете задачки и насколько зателив и грамотен в вашем проекте текст. "Мужики Павловы" - это "опавливаемые" школьной методой подростки, только потом, когда уже сами. В данном реферате об Эльбрусе ссылки на источники ЕСТЬ. К остальному я не стал бы относиться так строго. Авторы не выставляются на конкурс и потому не должны встречать редакторских преград из-за недостатка качества их фот или текстовой подборки. Мне, например, отдельные авторские снимки (Эльбруса с запада) и некоторые архивные снимки (немцев) интересны уже как носители информации, а реферат в целом - да, не нравится. Но, согласен с Анной, у каждого свой оценочный ценз, у кого выше, у кого ниже. Ну а вопрос о критериях серьезности интернет-издания...))... - даже улыбнулся, представив, с какой скрупулезностью стала бы выбирать для себя крупицы серьезного из потока пожеланий редакция сайта, обратись она за ними к читателям. А что, пусть обратится! :)
 
С другой стороны

В редакцию постоянно приходят письма с вопросами "про Эльбрус".
Трудно вообразить, но есть люди, которые ничего об Эльбрусе пока не знают.
Просто они "новенькие", а мы старенькие. Статья для них.
Авторы никак не могут отвечать за мужика Павлова.

 

Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100