Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 3 к.с. по Джунгарскому Алатау летом 2010 г. Часть 1 из 2
ОТЧЕТ
о спортивном походе III категории сложности по Джунгарскому Алатау, совершённому с 21 июля по 06 августа 2010 года
Руководитель группы Большакова Т.Н. тел.: 8(499)264-08-86 Маршрутная книжка № 11/3-303
Москва 2010 г.
1. СПИСОК УЧАСТНИКОВ
2. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Вид туризма - горный
Район путешествия - Джунгарский Алатау (северный и центральный хребты)
Категория сложности - третья Количество участников - одиннадцать
Сроки проведения - 21 июля – 06 августа 2010 года
Продолжительность маршрута - 17 дней
Протяженность маршрута - 154 км
Маршрут группы:
Талдыкорган – слияние р. Аксу и Акбулак – пер. Карасай (1Б) – пер. Горной секции (2А) – пер. Макаревича (2А) – долина р. Аксу – пер. Аксу (2А) – пер. Карангсай (1Б)– долина р. Караарык – пер. Каратор (1Б) – пер. Занавес (2А) – пер. Дуршлаг (1Б) – долина р. Сарканд – долина р. Карасарык – Покатиловка
Пройдено категорийных перевалов: 8 из них: 2А – 4 1Б – 4
Максимальная высота - 3950 м (пер. Занавес)
Максимальная высота ночёвки - 3700 м (озеро перед пер. Занавес)
Маршрут утверждён МКК МГУ 6 июля 2010 года (в составе: Кодыш В.Э., Сергин К.С., Зеленцов Д.Ю.) 3. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА МАРШРУТЕ
Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась комплексом мероприятий в совокупности с достаточным опытом и квалификацией участников. 1. Планирование нитки маршрута проводилась с учетом возможных аварийных вариантов выхода (не более двух дней до поселков, кошей, лесничеств). Кроме того, мы брали с собой был спутниковый телефон на экстренный случай. 2. Постоянно обращалось внимание на выбор максимально безопасных и комфортных мест для привалов и ночлегов. 3. В темноте движение не производилось, в тумане – только по очевидной тропе (следам) плотной группой и при крайней необходимости. 4. График движения планировался с учётом днёвок и запасных дней на случай непогоды. 5. Темп движения выбирался соответствующий силам участников, при движении всегда сохранялся визуальный контакт. 1. Во время движения осуществлялось наблюдение за камнеопасными и лавиноопасными склонами. 1. Участники все время оказывали помощь товарищам при прохождении сложных участков, работе с верёвками, организации страховки и самостраховки. 1. Сложные участки проходились с предварительной разведкой и обработкой маршрута. 2. На маршруте постоянно осуществлялся контроль исправности состояния личного и общественного снаряжения, и его своевременный ремонт. 4. ПЛАН-ГРАФИК МАРШРУТА В 2010 ГОДУ (ВЫПОЛНЕННЫЙ)
5. ПЛАН-ГРАФИК МАРШРУТА В 2010 ГОДУ (ЗАЯВЛЕННЫЙ)
6. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЯ
Джунгарский Алатау – расположен в восточной части Казахстана и имеет протяжение с запада-юго-запада на восток-северо-восток вдоль границы Казахстана и Китая (Xinjiang-Uyghur Region, Arixang county) между р. Или и озером Алаколь. На востоке он отграничен Джунгарскими воротами (аналог Гибралтара, и также как Суэцкий и Панамский каналы не только геополитически, но и геоэкономически важный узел), от находящихся на территории Китая хребтов Барлык и Майли, на юге – отделен от Тянь-Шаня долиной р. Или. Общая протяженность Джунгарского Алатау около 400 км. К северу Джунгарский хребет резко низвергается к Великой Степи, в западные степи проникает веером постепенно понижающихся хребтов. Подобно хребтам Саур и Тарбагатай, Джунгарский Алатау по характеру природы занимает промежуточное положение между Тянь-Шанем, типичнейшей среднеазиатской горной системой, и горами юга Сибири. Район этот заслуживает большего внимания. Не малый по размерам – протяженность гор его в широтном направлении достигает 400 км, по высоте и оледенению он уступает лишь широкоизвестным высокогорным районам: Памиру, Тянь-Шаню, Памиро-Алаю и Кавказу. Как показали исследования гляциологов Казахстана, общая площадь оледенения хребтов Советской Джунгарии 1100-1200 кв.км т. е. почти вдвое больше, чем на Алтае, и составляет 60% оледенения всего Кавказа. Джунгария была белым пятном на карте туризма из-за жесткого пограничного контроля, но сейчас ситуации изменилась. Горный массив Джунгарского Алатау занимает особое географическое положение, находясь не только в центре континента, но и в сложной системе пояса гор. Джунгарский Алатау является его форпостом и располагается на границе планетарного ранга, которая разделяет Великие равнины Евразии и Высокую Азию. Нигде более нельзя увидеть исполинские снежные гребни поднимающиеся непосредственно над низменностью на 1800 метров над зрителем. В более высоком Туркестане, Тянь-Шане колоссальные снежные хребты видны лишь только с больших абсолютных высот, с трудных перевалов, но не так близко, с равнины. Природные зоны здесь отличаются потрясающим разнообразием. Спускаются со склонов ледники, в подножия горных пиков упираются степи, звенят прозрачные речки.. Некоторые пейзажи напоминают картины правдивого художника, бесстрашного искателя души гор Лагорио. Это одно из самых заманчивых мест для фотографов. С древних времён эту область называли «Семиречье»
– земля, которая на всех картах мира приметна большими водными массивами –
озёрами Балхаш и Иссык-Куль. Семиречье было когда-то воротами для вторжения в
культурные оазисы Средней Азии орд Чингисхана. Семиречье – это мост
из Сибири в Туркестан и обратно.
Эти области подчас не имеют ярко выраженных визуальных границ по историческим
причинам, что на протяжении веков служило предметом многочисленных научных
споров. В предисловии к «Очеркам Семиречья» В.
В. Сапожников писал:
«…Семиречье представляет для натуралиста особенный интерес, как связующее звено
между Сибирью с севера и Туркестаном с юга…». Возможно, в первой Таласской битве
с хуннами (36 г до н. э.) здесь оставили след даже римские легионеры
(пленённые в битве при Каррах). (Dubs, 1957).
Подъезды и подходы к началу маршрута. Из Москвы до Алматы самолетом авиакомпании Astana Air отправлением в 950 и прибытием в 1615. Время в пути 4 часа 25 минут. Разница во времени – 2 часа с Алматой. От аэропорта можно на рейсовом автобусе доехать до автовокзала и оттуда на междугородном автобусе, либо на маршрутке доехать до Талдыкоргана. Мы же ещё в Москве заказали микроавтобус через Ларису Штоппель (электронная почта: djungaria_l@mail.ru, телефоны: +7 705 712 4344, +7 701 950 2230) и нас встретили в аэропорту. Через нее же мы сделали пропуска в погранзону, регистрацию и оформили лесные билеты. Из Талдыкоргана до слияния рек Акбулак и Аксу нас довез Сергей Рузанов на Газ-66, заказ которого также происходил через Ларису. Обратный выезд из Талдыкоргана мы осуществляли самостоятельно. На автовокзале нашли маршрутку и сняли полный салон. Водитель отвез нас к своим знакомым, у которых мы и переночевали. До аэропорта добрались на рейсовом автобусе. Далее летели авиакомпанией Astana Air, отправление 1905, прибытие 2155
Выбор района путешествия – Джунгарского Алатау – определялся несколькими факторами: 1. Никто из участников в этом районе не был, и познакомиться с ним всем было интересно. 2. Джунгарский Алатау отличается малой альпинистской освоенностью. На многие классифицированные перевалы и вершины нет ни описаний, ни фотографий, поэтому было желание разведать некоторые из них. 3. При планировании нашего конкретного маршрута ставилось несколько задач: 1) Получить представление о новом районе, 2) Повысить спортивное мастерство, 3) Пройти технически полноценную и эстетически красивую «тройку». 7. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
В целом маршрут был пройден с соблюдением графика (см. выше).
Отличие пройденного маршрута от заявленного: 1) Вместо перевалов Сапожникова (1Б) и Аболина Вост (2А) был пройден перевал Горной секции (2А) – заявленный запасной вариант. 2) В конце маршрута мы отказались от прохождения пер. Галерка (1Б) и Туристов (1Б).
Остальная часть маршрута была пройдена полностью и в положенные сроки. Предлагаемое ниже техническое описание представлено в форме паспортов перевалов. Понятия «право», «лево» даются орографически, за исключением специально оговоренных случаев. Приводится «чистое» время прохождения участков, без учета привалов, перекуса.
22.07.10 Планировали занести заброску на р. Акбулак. Дорога идет по правому берегу р. Аксу, но мостов нет. По левому берегу вдоль реки не пройти. Приходится идти через отроги. Выходим в 8.45 и через 2 часа 20 минут оказываемся на перевале. Затем переваливаем еще через несколько отрогов. Движение затрудняется набегающим туманом. На спуске к слиянию один из участников подворачивает ногу. Идти дальше он может только полностью разгруженным. Челноком доносим рюкзак до слияния р. Аксу и Акбулак.
23.07.10 Слияние р. Аксу и Акбулак – р. Акбулак (пересечение с дорогой) Пострадавший участник с сопровождением отправляется вверх по р. Акбулак. Около пересечения реки с дорогой располагаются юрты. Надеемся найти там помощь. Группа выходит из лагеря в 15.15. За 1 час 5 минут доходим до первого притока р. Акбулак. Продолжаем движение по травянистому склону, выходим на хребет и по нему доходим до пересечения реки с дорогой. Пострадавшего участника обещают отправить на следующий день вниз на машине.
24.07.10 Отправляем пострадавшего участника вниз. Оставляем в юртах заброску. Выходим из лагеря в 14.20. Переходим вброд р. Акбулак (в месте пересечения с дорогой воды по колено). За 50 минут доходим до первого притока, который также переходим вброд. Продолжаем движение в сторону р. Карасай, набирая высоту. Через 1 час 45 минут подходим под вершину 3563 м. Спускаемся к реке по мелкой осыпи за 35 минут (Фото 1), и ставим лагерь на берегу р. Карасай. 7.1. Перевал Карасай
Категория трудности 1Б Высота 3680 м Характер маршрута снежно-осыпной Ориентация север-юг
Расположен в СЦХ Джунгарского Алатау. Ведет из долина р. Карасай в долину р. Коржун. Снята записка группы туристов Калужского турклуба от 04.09.2007 (со стороны р. Коржун II) под руководством Мельниченко В.И., маршрутная книжка № 0-51/90. Прохождение: 25 июля 2010 года. Описание дается от лагеря на р. Карасай (перед каньоном) Необходимое снаряжение: Ледорубы, кошки, верёвка основная (3?50 м – связки), обвязки, каски.
25.07.10 Выходим из лагеря в 7.35. Р. Карасай уходит в каньон, который обходится выше по мелкой слежавшейся сыпухе (Фото 2). Местами видна тропа. Продолжаем движение по левому берегу реки. Через 1 час долина становится шире и выполаживается (Фото 3). Местами долина заболоченна, встречаются озера. От второго озера за 1 час выходим по крупной морене на ледник (Фото 4). Ледник открытый. Идем по нему в кошках и за 1 час 25 минут доходим до снежника. Связываемся. Ледник закрытый, встречаются трещины. Бергшрунд обходим справа под скалами (Фото 5). Последние 15 метров подъема на перевал проходят по крупной осыпи (Фото 6) . Тур находится чуть западнее перевала, на скалах. Описаний этого перевала у нас не было. Мы ожидали, что это будет первопрохождение. Однако мы нашли записку Калужского турклуба от 4 сентября 2007 года. Прямо за перевалом озеро (Фото 7). Обходим его слева. Для этого приподнимаемся немного в восточном направлении. По снежнику подходим к ледовому лбу, надеваем кошки. Правее по ходу ледник становится положе, и мы без проблем спускаемся до морены. Продолжаем движение по левому берегу ручья (Фото 8), который ниже превращается в озеро. Уже внизу переходим ручей по камням. И в 18.30 ставим лагерь. Часть 2 >>>> |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||