Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Алтай >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Груздев Константин, г. Сургут

«Джек, два Славы, три горы»

«Алтай не просто горы, леса, реки, водопады,
а живой дух, щедрый, богатый исполин-великан.
Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, цветов, трав.
Туманы, его прозрачные мысли, бегут во все страны мира.
Озера – это его глаза, смотрящие во Вселенную.
Водопады и реки – его речь и песни о жизни, о красоте земли, гор…»

Г.И. Чорос - Гуркин

28.08.05. Загружаясь в автомашину в Барнауле все поглядывают в предрассветное небо. Назревает дождь. «Чем хуже сейчас, тем лучше потом!» - бодрились старой истиной. Хлоп!- закрылся багажник. Бам, бам, бам! – закрылись двери. Все? Поехали!

Оп- па! В Сростках вырублены все могучие тополя, много лет принимавшие под своими кронами публику, жаждущую пирогов да меду. Вторая молодость. Непривычно: до неприличия голая улица.

Заехали в Горно-Алтайск, решили вопросы по размещению в а/л «Ак-Тру». Затем, «переплыв» огромную лужу, поехали по главной и единственной улице Маймы, в конце которой традиционная остановка для посещения кафе «Березка». В Усть-Семе стена ливня. Ничего не видно. Но и это не помешало стражам дорожной культуры устроить засаду за мостом через Катунь.

«Ваши 52 км/час, против 20. А-а!?» «Да, да, да. Нет, нет, нет. Больше не будем…»

Тихо вкатываемся в Курай. С надеждой смотрим в сторону степи, над ней должно быть вечно синее небо, а за степью - белые горы.

Нет. Колпак из свинцовых туч, белый снег проглядывает на Курайском хребте. Гор в районе Ак-Тру как будто вообще нет.

На краю поселка новая гостиница.


Курай. Кто к нам приехал!
На дверях замок. В соседнем доме живет хозяйка гостиницы, на дверях замок. Не домоседы курайцы! Разводим в чуме, стоящем во дворе гостиницы, костер. Греемся. Ждем. Через полтора часа заселяемся. Классический алтайский дом с печью на все комнаты. За окном не прекращается дождь. Телевизор делает последние попытки утащить наши мозги туда, откуда мы приехали. Дохлый номер. Теперь к нам ближе и интересней холодный дождь, лошади, пасущиеся в тумане вдоль Чуи, треск горящих дров в печи. Договариваемся с водителем Сашей о заброске. Утром он довезет нас до перевалки.

29.08.05. «УАЗик-головастик» без лобового стекла бодро помчал нас в Курайскую степь. Только сейчас подумалось, что надо было водителю очки горнолыжные дать, чтобы ему ветер слезу не вышибал. В небесах есть надежда на прояснение. Мост через Чую. Теперь его переехать - дело нескольких секунд. Памятны времена, когда к вам на перерез бежал человек с ружьем в одной руке, и с квитанцией сборов в другой. В степи смесь из древних курганов и остатков советских мелиорационных потуг – бетонных арыков и гнутых труб. Переезжаем через речку Тетё. Справа алтайская усадьба, слева, чуть в отдалении, в степи, стоит столетний лиственничный гроб с шаманкой бабкой Агапкой. Так, по крайней мере, называют ее в вечерних байках у костра.


Столб направлений
Перевалка. Ступив из кузова «УАЗика» прямо на мост через р. Ак-Тру тут же выдвигаемся в путь.

Долго ли, коротко, но через четыре астрономических часа мы были уже в продуктовом складе в альплагере. Нам отвесили гречки, риса, сахара и килограмм соли. «Соль хорошая!» заверил нас сторож-студент Слава «Первый». Он же завсклад. Он же отдающий команды сторожевому псу Джеку. Команды адресовались сразу и Джеку и нам. «Фу-у!! Не бойтесь! Не укусит!» Джек показательно мчался на «врага», клацал зубами под носом. Нам сразу не понравился этот хитрый лис. Пошли с гречкой и солью на Сачки.


Алтай растворяется
Там нам предстояло поселиться на десять дней. Увиденная картина потрясла нас. Все уголки кухни, которая летом располагалась в сенях, были завалены и посыпаны гречкой, макаронами, солью, морковью, луком и прочими яствами, оставленными предыдущими покорителями алтайских гор. А в загадочной большой миске были отваренные макароны с сухой фасолью! Сачки напоминали внезапно покинутый «летучий голландец».


Радуга на Сачках
30.08.05. Утром двинулись на ледник Большой Ак-Тру, к домику гляциологов на Голубом озере. По пути посидели на лавочке у камня с памятными табличками. К сожалению, количество табличек потихоньку растет.

Ледник покрыт свежим снегом. Относительно прохладно. Таяние прекратилось. Вершина Ак-Тру выглядит необычно – большая часть горы без снега. Это для тех, кто привык видеть белоснежную вершину Ак-Тру в мае, в феврале. Не долго думая прямо от озера уходим на вершину Ротари. Так сейчас называется Юбилейная. Кланг, бряк! Звенят черепитчатые камни под ногами. Немного выше, на обширных полях, лежит снег. Без остановок, за 1 час, поднимаемся на вершину Ротари. Из каменных перьев-дощечек сложен большой тур. На переднем камне процарапана надпись «Через тернии к звездам!» Да, путь подъема легко сойдет за марсианский пейзаж. Стоит отметить, что Ротари очень удачная вершинка для акклиматизационных и треккинговых подъемов. Подъем безопасный, путь логичный. С вершины замечательный обзор района. Прямо под ногами провал в сторону Курайской степи. Ощущение настоящей горы. Сверху просматриваем планируемые маршруты на Ак-Тру, 3А и Кызыл-Таш, 3Б.

Спускаемся к озеру, приступаем к водным процедурам. Температура воды - 4-5 градусов выше нуля. Просто обжигает! Эхо от крика купальщиков еще долго отражалось от окрестных гор.


Утро туманное
31.08.05. В этот день пошли проверять кошки и ледобуры на ледник Малый Ак-Тру. Непогода не улучшилась и не ухудшилась. Есть ли над головой тучи или их нет, а ветер непонятно откуда бросается дождем. С подозрением, как на новые ворота, смотрим на ледник. Такое ощущение, что он «убежал» с 2000 года метров на 100. Ледовая ступень, на которой когда-то проводились занятия, испарилась. Пришлось двигаться по леднику почти до скал Кара-таша.


Сентябрьские цветы
Кошки проверены и держат. Буры лезут в лед легко. Домой!

...Уже в течение часа наш Доктор пытается растопить печку в доме на Сачках. Совсем не детский дым валит из открытой форточки и дверей. В дыму мелькает копченая тень Доктора. Остальной персонал эвакуирован, и с берега дает советы: «Надо в трубу газету бросить зажженную. Чтобы тяга пошла». Непостижимым образом, Доктор оказывается у зрачка трубы. В трубу бросаются зажигательные газеты. Бесполезно. Трубочист проигрывает и отступает.


Берег, кедр
Все поочередно бегают в дыму в дом, поддевают теплые вещички. Тут-то и был разгадан секрет нескольких кучек обгорелых дров возле дома. Прежние наивные гости воодушевленно растапливали печь. Печь дымила в интерьер, и кашляющий кочегар, спасаясь, выбрасывал дымящие дровишки на воздух! Мы были очередными, кто наступили на эти грабли.
Прошла информация – эту печку может затопить только Слава «Второй». Другой Слава, из Курая.

Планы вначале сходить на УПИ по 2Б были в корне изменены по совету двух инструкторов, которые чудом зацепились за пустующий альплагерь.
Они жили отшельниками в домике недалеко от склада. Чтобы было не так далеко ходить по утрам за «кефиром и молоком». Восстанавливали, так сказать, расшатанные участниками нервы, за долгие пять смен работы в Ак-Тру.

-Первая ступень ледопада на УПИ - это Кхумбу! Не обошлось нынче и без спасработ. Там удовольствия нет. Сходите по льду 3Б на Кызыл-таш.

Здесь один инструктор выходит из разговора на внеплановую релаксацию.

………………
- Нет на Кызыл-таше маршрута 3Б.
- Не было до этого сезона, теперь есть. Первопроход сделан, затем еще две группы сходили. Вы четвертыми будете.

Будем.


Японский рассвет
01.09.05. Выход в 04.00. Бредем в темноте с фонариками по направлению на перевал Учитель. На перевальном плато ждем рассвета, просыпаемся окончательно.

Из остатков старой палатки кто-то соорудил и воткнул в перевальный тур импровизированный самурайский флаг. Длинная и узкая полоса брезента вдоль шеста. Вокруг лежит снег, из снега выглядывают желтые маки. На западном склоне гребня, в направлении на вершину Кызыл-таш, из камней выложены буквы. То ли ТГУ, то ли еще чего. Силен и свободен нынешний студент, что в выборе флага, что в выборе текста. «Ки-й-я-а-а!» - взошло солнце, продолжая тему.


Новый ледовый маршрут на
Кызыл-Таш
Идем искать спуск на ледник. Есть вариант правее и проще, но, спустившись, теряешь много высоты. Идем влево, в сторону маршрута на Кызыл-таш, 3А. Здесь спуск круче и сложнее, но ближе к началу маршрута 3Б. Из крутой осыпи навстречу торчат каменные перья. Спустились.


Страховка на льду
Язык ледника проходим в лоб, 5-7 сантиметров фирна держат. А вот и она, ледовая лопата, по которой проходит маршрут. Почти весь снег с лопаты сошел лавиной. По подмерзшим лавинным выносам, экономя две веревки, поднимаемся свободным ходом под бергшрунд. Связываемся, и после 8.00 начинаем работать. Маршрут проходит по центру ледовой лопаты.

На склоне 45-55 градусов местами летняя корка слоеного льда. При ударах ледовым инструментом ледяное стекло со свистом летит вниз. Решаем ходить небольшими галсами. Веревку чуть вправо, веревку чуть влево. На участке, где лед был еще в тени, приходилось отогревать вывернутые ледобуры, чтобы удалить лед.


Слева и вверх, вершина Кызыл-Таш
На девятой веревке выходим на выполаживание. Справа перевал Контейнер, слева и вверху вершина.

Дальше идет второй подъем, на котором с левой стороны лежит не съехавший снег.


По снежной доске к вершине
Еще холодно, и, не боясь подрезать снежную доску, идем попеременно вверх по снегу, глубиной около 40 сантиметров. У скал бросаем веревку, кошки и поднимаемся на вершину. Ура!

Время 11.40. Погода отличная. Снимаем записку, пишем свою. «…Привет следующим восходителям!» Далее вниз через перевал Контейнер, Голубое озеро. Домой!


Землетрясение
02.09.05. День отдыха. Сбор дикоросов. Жареные грибочки, компот из жимолости.
Трапезничаем за столом на берегу озера Сачки.

День через день постукивают ощутимые землетрясения. Тревожное состояние после этого длится минуту, полторы. Дальше – забыл. Жизнь продолжается! ( После нашего отъезда тряхнуло 4,6 балла!)


Скакун помощника
Бамс! Бамс! Вокруг печки сыпется глина с потолка! Нет! Это не землетрясение!
На чердаке дома кто-то долбает кувалдой печную трубу. Там оказался Слава «Второй» с помощником.

«Какие-то шайтаны напихали в трубу газет!»- ругается Слава «Второй».
«Ай, шайтаны!» - соглашаемся мы.
Через некоторое время в доме топится печь, становится уютно и тепло.


На разведку ледника Большой
Ак-Тру
03.09.05. День подхода под Ак-Тру и разведка ледника. Входим в хижину на Голубом озере. Теперь она снаружи квадратно-желто-черная.


Нижняя ступень ледопада
Ничего внутри не изменилось за последние пять лет. Из-под нар торчат доски, с помощью которых мы строили в январе 2001 года в снегу бунгало, типа подземного гаража. Для снежной пещеры снега тогда было мало. Нары, столик, полка, печка. Новые стекла в окнах, запененные по евротехнологии. Мыши все ушли на летние пастбища, а запах, к сожалению, оставили.
Бросаем рюкзаки, кипятим на берегу озера чай, уходим на разведку пути по леднику Большой Ак-Тру.

Везет, как новичкам. С ходу находим, кажется, единственно возможный путь между трещинами. В бездонные дыры стараемся не заглядывать. Чтобы не магнитило. На леднике лежит снег. Оставшаяся цепочка следов выведет нас завтра под маршрут.


На маршруте 3А Ак-Тру
04.09.05. Подъем в пять утра. Чем-то завтракаем. По вчерашним следам легко шнуруем ледник.


На горизонте Чуйская степь
Подошли под кулуары, ведущие на гребень между вершинами Ак-Тру и Стажеров. Ё-ё!! Выбрали кулуар левее того, который выводит на перевал. Снизу дыбится крупная сыпуха, дальше мелкая со скальными полками.

Прыг да скок! Вышли на гребень.

Погода не дышит. В небесах полная идиллия: ни ветра, ни облачка. Вверх по гребню три-четыре скальных участка чередуются со снежно-ледовыми перемычками. Вправо сбросы. Подходим под жандарм «Палец». Не перепрыгнешь. Относительно монолитный, размером с двухэтажку.

Влево его стенка плавно сходится со склоном аварийного снежно-ледового кулуара. Обошли жандарм справа, по полочкам.

Впереди знаменитый снежно-ледовый серп. Слева сбросы вниз до самого ледника, справа снежный карниз, под ним северо-восточная стена Ак-Тру.

Из-за отсутствия ветра на солнце наступило микроволновое пекло. При любой возможности взгляд уходит от солнца или вместе с головой втыкается в снег.

На льду лежит подушка из свежего снега. Для закручивания ледобуров чистится площадка.

Отрабатываем пять-шесть веревок. Выходим на купол.


Жандарм Палец и снежно-
ледовый серп

Жандарм Палец

Выход на купол вершины Ак-Тру

Вниз, с купола

Вдали вершина!


Вершина Ак-Тру

Вдали Иик-Ту
Рельеф на подходе к вершине изменился.

При землетрясении 2003 года улетел ледовый гребень. Сейчас по куполу подходишь прямо под вершинную снежную башню. С вершины, на север, висит угрожающий карниз.

Площадь вершины тоже какая-то усеченная. Цепляемся страховкой за треногу. Ура!


Левее – северная стена пика Маашей

Вид с вершины потрясающий. Погода театральная, студийная можно сказать.

Просматривается весь Горный Алтай, только Маашей спрятал от взгляда Белуху.

Вдали пик Иикту, массив Найрамдала, рядом Карагем, Буревестник, ДВС, УПИ и прочая компания.

На вершине к треноге прикреплена табличка, которую мы привинтили еще в мае 2000 года.

Добрые люди соскребли часть букв. Теперь там читается «гут телекомсеть».


Генеральный партнер экспедиции
Страховое общество Сургутнефтегаз.

Партнер экспедиции ОАО Сургуттел
На фоне «гут телекомсети» разворачиваем флаг генерального партнера экспедиции, одного из ведущих страховщиков России - страхового общества «Сургутнефтегаз» и вымпел партнера экспедиции - молодой и стремительно развивающейся телекоммуникационной компании «Сургуттел».

Кстати, информация для тех, кто соскреб буквы. В 2001 году фирма, которую поскребли, а точнее - ее головная компания, дала дуба. Смотрите, чего скребете, и думайте о последствиях!

Выкапываем из-под снега записку тюменских альпинистов. Пишем свою. Вниз!

Солнце сделало свое дело. При каждом шаге на кошке - трехкилограммовый подлип.


Останутся наши следы

Спуск с Ак-Тру по 2А

Решаем спускаться не по пути подъема, а по маршруту 2А, в сторону ледника.

Спускались попеременно и долго, на каждом шагу стуча ледорубами по кошкам. Буквально слышали, как трещали от ультрафиолета догорающие носы. Спустились по 2А до выполаживания ледника.


Карагем, Маашей
Остановились у россыпи камней среднего размера. Перекусили, пошли дальше вниз. Обходя трещины верхнего ледопада, ушли до упора вправо, под место спуска с Буревестника. Затем круто влево по срединному полю, до своих же утренних следов. Дальше - направо еще одно поле. На среднем ледопаде балансируем на узких косых перемычках между открытыми трещинами. Эмоций к концу дня – ноль! Последний ледопад простой, с закругленным солнцем рельефом.


От рассвета до заката
Все. Пришли.
Чтобы не растрясти впечатления о восхождении, мы не идем сразу вниз, в альплагерь, а останавливаемся и ночуем в хижине.

05.09.05. День отдыха. Фотоохота. Подкормка Джека, сторожевого пса, который в определенный момент остался один из административного персонала альплагеря. Да, и так бывает.

Слава «Первый», студент, уехал учиться. Слава «Второй» уехал в Курай на покос. Его помощник вскочил на коня и ускакал в неизвестность. Новый сторож где-то еще идет из Курая, присаживаясь на пеньки, попивая кефир и молоко. Джек пришел к нам на Сачки, и, как смог, рассказал, что он облаивал нас у спасательного домика по служебной необходимости, а не со зла. В чем честно признается и раскаивается, и готов по-собачьи облаять любого, кто приблизится к Сачкам. «Если честно, Джек, и мы тебя в начале посчитали за свинью. Ты уж нас тоже извини!» В завершении вопрос был урегулирован куском обветшалой колбасы, которую забыли на кухне летучие голландцы - новокузнечане.


Перевал Учитель
06.09.05. Последний день в Ак-Тру.

Пошли подышать на перевал Учитель. Погоняли козлов. Нашли на перевале вертолетную площадку с пустой 200-литровой бочкой. У бочки болтался настоящий косой - рыжий заяц. Связи между бочкой и зайцем не уловили. Пожгли костер из дров, занесенных туристами. Трещал невидимый огонек. Дело было к обеду. Почему-то думалось не о вечном, а о зайце.

На обратном пути пошли искать приключения. С перевала не по тропе, а влево и вниз. Приключения нашли. Умотались на крутых травянистых склонах. Есть в альпинизме такая техника - хождение по травянистым склонам. Ее и применили.
Не все еще добежали до Сачков, как полил дождь.


На перевалке
07.09.05. Дождавшись наконец-то сторожа из Курая, часиков в 11, в сопровождении лучшей собаки Алтая, практически говорящего пса Джека, мы пошли вниз, на перевалку. По хозяйски «застеклив» оконные рамы домика на перевалке полиэтиленовой пленкой, быстро обжились. Собрали брусники, соорудили компот. Допили лекарство. То, что Доктор прописал.

Рано утром приехал Саша на «УАЗике – головастике».
И мы помчались по Курайской степи прямо на солнце.
Джек бежал за нами до тех пор, пока не уперся в стадо коров.
«Здесь кончается свобода», поняли мы его, и видели, как он повернул назад, в горы.

Сибирский спортивный клуб «БуерЪ» благодарит за оказанную поддержку:
- генерального партнера экспедиции, страховое общество «Сургутнефтегаз»,
- партнера экспедиции, ОАО «Сургуттел»,
- лично Якубовского Валерия Ивановича.

Благодарит за информационную поддержку – газету «Сургутская трибуна», газету «Мы вместе», спортивный журнал «Старт», телекомпанию «СургутИнформТВ», сайт www.mountain.ru.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru