Руководитель: Щедринский А.В., Москва

Отчет о горном походе 1 к.с. по Архызу (З.Кавказ) в августе-сентябре 2010 г. Часть 2 из 2

Продолжение. Часть 1 здесь

27 августа, пятница. День 5. Переход через пер. Кяфар - озеро Кяфар.

Фото 45. Карта движения дни 4-5

Подъём в 6:30. Вчера мокли под дождём, и всю ночь шёл дождь - сушимся и в 9:05 выходим.

Продолжаем двигаться на Запад к перевалу. Здесь тропа вдоль реки наличествует. Ждём, когда же будет видно перевал. Он должен быть справа от той горы, что виднеется впереди вдали на фото 46.

Фото 46. Подход к пер. Кяфар по долине Кяфар-Агур

Подходим к концу долины. Тропа исчезает, и мы её теряем. По азимуту само озеро Кяфар должно быть где-то за большой горой слева, рядом с которой стоит огромный жандарм (фото 47).

Фото 47. Конец долины, путь на пер. Кяфар

Думаем, где проход к перевалу - справа или слева от жандарма? До него далеко, до перевала и озера ещё дальше, и небольшое отклонение в азимуте может изменить ответ на этот вопрос. Решаем подойти к жандарму: возможно, заглянув за него, мы увидим перевал с той или другой стороны от него.

Подойдя к жандарму, мы увидели, что заглянуть за него нельзя: перед ним понижение, ничего не видно. Но по азимуту скорей вправо, чем влево, да и русло должно начинаться там.

Проходим от жандарма направо - тоже ничего не видно, но похоже на путь к перевалу (фото 48).

Фото 48. Вид на путь к перевалу из-за жандарма

Судя по компасу, скорей всего, нам туда. Реки не видно - значит, либо мы очень бликзко к перевалу, либо идём не туда. Озера, из которого, судя по картам, вытекает Кяфар-Агур, тоже не было. Но по направлению - нам туда. Проходим за жандарм метров четыреста.

Фото 49. Вид на перевал Кяфар

Видим ведущую в сторону перевала тропу (фото 49) - где-то она возродилась. Впереди - седловина, очертания которой похожи на фоторафии перевала, которые можно найти в Интернете. Даже озеро, обозначенное на карте, здесь. Только вот река из него не течёт... Переходим на тропу на другой склон и продолжаем движение по ней. Однако вскоре, чуть выше, она снова пропадает.

Не забываем одеться потеплее прежде, чем восходить: наверху холодно и, возможно, дует.

Идём в самое низкое место седловины. Достигнув его, смотрим через скалы вниз(фото 50).

Фото 50. Вид на оз. Кяфар с седловины

Видим внизу озеро Кяфар, но не видим перевального турика, а спуск к озеру за скалами настолько крут, что о попытке его пройти не может быть и речи. Перевал - явно не здесь (фото 51)

Фото 51. Вид седловины у пер. Кяфар

Проходим вправо примерно метров сто - и видим тур, от которого снова начинается тропа! (фото 52).

Фото 52. Перевал Кяфар, начало спуска

Проход через перевал расположен у камня. Мы видели склон, идущий круто вниз, и не ожидали здесь встретить путь схода. Тропа, идущая вниз с перевала, траверсирует этот склон.

Время 12:30, от места ночёвки двигались 3,5 часа. нята перевальная записка от группы Криворожского Технического Университета, датированная 10 августа (рук. Евтехов В.Д.) - фото 53

Фото 53. Записка, снятая с пер. Кяфар (группы Криворожского ТУ, Украина)

Перевал Кяфар

Категория сложности: н/к.

GPS - координаты (в системе WGS84): N43 37.190 E41 09.921

Высота перевала по данным классификатора «Caucatalog»: 2798 м.

Высота по показаниям GPS: 2808 м.

Местоположение: хребет Чёрные скалы
Соединяемые долины: р. Кяфар-Агур - оз. Кяфар (р.Кяфар).

Ориентация склонов: З - В

Характер склонов: травянисто-осыпной.

Спуск с перевала по конской тропе, траверсирующей крутой склон (фото 54).

Фото 54. Тропа на спуске с пер. Кяфар

Через какое-то время тропа снова теряется. Идти прямо вниз слишком круто, траверсируем склон до более пологого места, где начинаем сходить вниз зигзагом (фото 55).

Фото 55. Путь спуска с пер. Кяфар к оз. Кяфар

Спуск с перевала до стоянки занял у нас два часа (в 12:30 мы вышли на перевал, в 14:30 пришли на место стоянки).

У озера делаем полуднёвку. Стоянку делаем здесь же, на северном берегу озера в месте, где из него вытекает р. Кяфар (фото 56).

Фото 56. Место стоянки у оз. Кяфар

Тут удобнее: меньше вероятности быть на пути у коней и хороший подход к воде. Любуемся природой, сушимся, отдыхаем.

Фото 57. Панорама оз. Кяфар

GPS-координаты стоянки (в системе WGS84):
N43 37.195 E41 08.955
высота по GPS 2346 м. Точка «Ночь 5» на карте фото 058.

Дует сильный ветер.

28 августа, суббота. День 6.

Озеро Кяфар - слияние р. Кяфар и Кызылчук - долина р. Кызылчук - оз. Глубокое - оз. Речепста.

Фото 58. Карта движения день 6
Встаём и собираемся специально не спеша: лишний час побыть здесь - одно удовольствие. Выходим в 11:25.

От места стоянке на северном берегу озера Кяфар и истока р. Кяфар нам надо дойти до слияния р. Кяфар и Кызылчук, где повернуть на Юго-Запад к пер. Речепста.

Найти место слияния очень просто: идём вдоль реки на Север, и первый поворот налево - наш (фото 59).

Фото 59. Путь от оз. Кяфар к слиянию рр. Кяфар и Кызылчук

Начинать движение от северного берега озера нужно по правому орфографическому берегу р. Кяфар: метров 500 прохода по правому берегу нет. По левому ведёт тропа, которая начинается правее стоянки (по ходу на Север) и огибает возвышенность на правом берегу.

Фото 60. Переправа вброд через р. Кяфар

Приблизительно через 1,5 км. переходим вброд реку в удобном месте (фото 60), но лучше переходить раньше, отойдя от озера метров 700 - как только будет удобное место (река широкая и мелкая, а на противоположном берегу видны лужайки). Это в районе, обозначенном стрелкой на фото 59.

Тропа иногда исчезает среди болота, где приходится искать путь. По пути переходим через несколько ручейков.

Реку Кяфар мы перешли в 12:20.

Ниже по течению река уже набирает силу (фото 61), и перейти её становится проблематично, к тому же там нет удобных проходимых мест для брода.

Фото 61. Водопад на р. Кяфар ниже по течению

Идти до слияния около 2 км., к слиянию рек подходим в 12:40 (наше ходовое время от стоянки 1 час 15 минут включая переправу) (фото 62).

Фото 62. Слияние рек Кяфар и Кызылчук: вид сверху
Далее продвигаемся по долине р. Кызылчук по направлению на Юго-Запад).

Фото 63. Слияние рек Кяфар и Кызылчук, вид на долину Кызылчук
Фото 63: так выглядит долина, нам туда прямо по направлению к горе вдали (на Юго-Запад). Переходить Кызылчук не надо, вдоль реки иногда появляется тропа. Долина примечательна красивыми видами.

Фото 64. Путь к озеру Глубокое

Фото 64: мы подошли почти к истоку р. Кызылчук. Если продолжать движение вдоль реки, то можно идти по тропе и выйти к озеру. Но для этого надо пройти неприятный участок тропы: с одной стороны прижимаются скалы (трутся прямо об рюкзак), а с другой стороны - высокий и опасный обрыв в реку. То есть пройти можно, если не бояться смотреть вниз, но мы выбрали другой путь, более безопасный. Мы забрались на скалы левее и там нашли более удобный путь, который выводил на озеро - только не к самому берегу, а на склон над озером.

Направление нашего пути показано стрелкой на фото 64, тропа же идёт вдоль реки и забирается на обрыв сбоку справа.

В 16:25, выходим к озеру (точка "Озеро Глубокое" на карте фото 58, где и было сделано фото 65) и останавливаемся на обед.

Фото 65. Озеро Глубокое

GPS-координаты точки (в системе WGS84):

N43 37.294 E41 06.703 высота по GPS 2600 м. (уровень воды 2580 м.).

За водой к озеру не спускались, можно было подойти к ручью у камней (там где осыпь на фото 065 слева). Удивительной красоты озеро и более удобное для ночёвки, чем верхнее озеро Речепста, где дуют ветры. Но оно ближе к перевалу, поэтому идём туда.

С южной стороны озера большой скалистый отрог (фото 66). Поднимаемся по крутому осыпному склону (озеро справа). Примерно в месте, обозначенном стрелкой, иногда выделяется что-то, похожее на тропу. Но это скорей удобный для восхождения путь, чем тропа. Склон крутой (до 40-45 градусов), скалистый, сыпется.

Фото 66. Путь подъёма по скалистому отрогу

Всего набираем 170 м. высоты (около 700 м. по горизонтали), далее подъём прекращается, идём на юг к озёрам по относительно пологому рельефу (фото 67).

Фото 67. Путь на Юг к озёрам от отрога

Проходим небольшое озерцо, сообщающееся с озером и выходим к оз. Речепста. На перевал идти поздно, и мы выбираем место ночёвки у озера (фото 68).

Фото 68. Озеро Речепста и место ночёвки день 6

На ночёвку становимся в 18:30. Если бы мы не стремились подойти сегодня как можно ближе к перевалу, мы бы заночевали у оз. Глубокое. Оно ниже, и ветер там слабее.

Место ночёвки указано на фото 068.
GPS-координаты (точка "Ночь 6" на карте фото 58 или 69):
N43 36.917
E41 06.717 высота по GPS 2772 м.

29 августа, воскресенье. День 7. Оз. Речепста - пер. Речепста - р. Речепста.

Задачей дня было выйти на перевал, спуститься с него и выйти на дорогу, ведущую в Архыз (внизу карты фото 69). Наш дневной путь на карте выглядел так:

Фото 69. Карта движения день 7

Мы хотели найти прямой путь к дороге на Архыз вдоль русла р. Речепста. Пройти там не удалось, а красной стрелкой показан вариант пути, которому мы должны были следовать, если не хотим делать крюк на Запад.

Подъём в 7:15. Перевал, судя по карте и компасу, должен быть где-то за вот этой горой (фото 70):

Фото 70. Путь от озера на пер. Речепста

Теоретически есть какой-то путь и слева, но мы выбираем путь, указанный стрелкой по следующим причинам:

а) он с виду проходимее

б) по карте так короче

г) с утра сделали короткую разведку - увидели, что в этом направлении, похоже, можно хорошо пройти. Вид может быть обманчив (а кто знает, что за перегибом, где не видно?), но, как выясняется впоследствии, мы не ошиблись.

Выходим в 10:30.

От места стоянки двигаемся в обход озера, оставляя его слева. Проходим мимо маленького озера, которое, судя по картам, должно сообщаться с ним притоком (фото 71).

Фото 71. Малое озеро у оз. Речепста. Вдали Зеленчукская обсерватория (на фото не видно)

На самом деле этого притока (уже?) нет - вероятно, озёра сообщаются под землёй. Мы можем пройти между большим и малым озёрами, оставив озерцо по правую руку. От озера движемся на Запад к перевалу.

Сразу же после того, как мы обошли озеро и повернули на Запад, мы увидели явный путь на перевал (фото 72 Фото нерезкое, увеличенного нет).

Фото 72. Вид на перевал Речепста

Перевал отсюда недалеко, нам на седловину.

Пройдя 1,1 км. и поднявшись на 119 м. от места стоянки на озере, мы легко достигаем седловины перевала Речепста (фото 73).

Фото 73. На седловине пер. Речепста

Время 11:20, от места ночёвки двигались 50 минут.

Перевал Речепста

N43 36.909 E41 06.180

Высота перевала по перечню ТССР: 3000 м.

Высота по показаниям GPS: 2891 м.

Местоположение: Абишира-Ахуба (основной хребет)
Соединяемые долины: р.Кызылчук (р.Кяфар) - р.Речепста (р.Архыз)

Ориентация склонов: С-Ю

Характер склонов: скально-осыпной.

Снята перевальная записка от группы ТК "Планета" г. Ростова-На-Дону, датированная 14 августа (рук. Назаренко О.В.) - фото 74.

Фото 74. Записка с пер. Речепста (ТК "Планета", г. Ростов-На-Дону)

Седловина перевала широкая, в хорошую погоду с неё открывается великолепный вид. Было бы замечательное место для стоянки, если бы не отсутствие воды и не ветер. Мы не смогли установить на штативе даже фотоаппарат, чтобы сфотографироваться группой: фотоаппарат просто сдувало вместе со штативом.

Вправо (на Запад) с перевала ведёт довольно заметная тропа (фото 75)

Фото 75. Тропа на сходе с пер. Речепста

Прямо (на юг) сходить невозможно, так как склон очень крутой. Идём чуть вниз на Запад, после чего траверсируем склон, не спускаясь. Пройдя первые 150 м. по горизонтали, мы сбрасываем 95 м. высоты, пройдя следующие 500 - только 75.

Пока идти можно только вправо, там виднеется более пологое место, где, возможно, можно будет сойти вниз (фото 76).

Фото 76. Путь траверса на сходе с пер. Речепста

Тропа с перевала распадается, но попадается множество мелких бараньих троп. Впереди по ходу виднеется большой скальный пупырь (на фото 76 прямо), за ним можно будет начинать спуск. Спускаемся, траверируя по зигзагообразной траектории. На фото 77 то, что мы видим внизу.

Фото 77. Вид на спуске с перевала

Река идёт от нас, затем, за лесом, она поворачивает на 90 градусов налево. Там начинается дорога на Архыз, куда нам и нужно попасть. Это прямо и чуть налево в восточном направлении, но в ту сторону по склону спуска нет. Идём на Запад.

Время 14:20, мы спустились в долину р. Речепста (фото 78).

Высота 2245 м.,

GPS-координаты (в системе WGS84): N43 36.190 E41 05.608.

Фото 78. Долина р. Речепста

Камера смотрит на Восток. Туда течёт река, а потом она поворачивает на Юг. Если идти на Юг, то придётся снова подниматься, а если есть путь по руслу реки - можно было бы спокойно выйти к дороге на Архыз прямо вдоль русла.

Фото 79. Предполагаемые направления движения до дороги на Архыз

Судя по карте и прошлогоднему опыту, южнее должна быть тропа, ведущая к дороге на Архыз. Тогда у нас два варианта: путь А (взять сильно западнее и выйти на тропу) и нигде не описанный путь Б - прорваться напрямую по реке.

Когда мы сошли к реке, мы были западнее линии "перевал - Б" (фото 79), но вариант А нам не понравился. Во-первых, это большой крюк. Потом, тропы рядом с рекой в пределах видимости не было, проходит ли она у реки - неизвестно. Сверху была видна тропа, параллельная реке, куда она ведёт - неизвестно, а, даже если туда, куда надо, то подниматься до неё метров 200 вверх. Не хочется.... Зато дорога на Архыз в пределах видимости, расстояние до неё 1 километр, серьёзных препятствий на пути не видно, а время в запасе - есть.

То есть если мы пробуем прорваться напрямую (1 километр всего-то!), максимум, что нам грозит - встретить непроходимое препятствие, в этом случае мы просто возвращаемся назад, теряем время, но в опасную ситуацию - не попадаем. А разведать прямой путь очень хочется.

И мы предпринимаем попытку прорваться напрямую.

Тому была ещё одна причина: мы увидели конскую тропу, ведущую как раз туда.

Идём вдоль русла вниз по реке и находим хорошую тропу, идущую в нужном нам направлении. Дорога на Архыз прямо, только она уже скрыта за возвышенностями.

Серьёзных видимых препятствий не видно (фото 80), была бы проходима лесная зона. Но туда нас ведёт хорошая конская тропа - может быть, дорога есть?

Фото 80. Предполагаемый путь прохода к дороге

Попутно обозреваем другие возможные варианты прохода. На противоположном склоне с другой стороны реки по склону идёт тропа, но подниматься на неё - высоко, склон очень крут, проходимость тропы оценить невозможно, а сама тропа, пройдя по склону около километра, теряется в лесном массиве.

Пройдя около 700 м. от поворота и слияния рек, входим в зону леса. Тропа забирает вверх от реки и доходит до оврага (фото 81).

Фото 81. Непроходимый овраг

Склоны его настолько круты, что переправиться через него было бы проблематично даже без рюкзаков. Чтобы идти дальше на Юг, надо переправляться через этот овраг. Если спуститься дюльфером, то дальше надо будет идти по непроходимому лесу. Или подниматься по непроходимому лесу вверх к началу оврага.

Возвращаемся назад.

Высота 2142 м.,

GPS-координаты (в системе WGS84): N43 35.648 E41 06.361 .

На предыдущей фотографии (фото 080) это место обозначено стрелкой с надписью «здесь мы не прошли».

Можно ещё попробовать прорваться километр по руслу р. Речепста, но перспектива такого спортивного упражнения (фото 82) почему-то совершенно не вдохновляет женскую половину нашего отряда. Ввиду отсутствия приемлемых вариантов принимаем решение возвращаться к месту обеда, переходить реку и идти вверх в поисках тропы к дороге на Архыз.

Фото 82. Вид на р. Речепста в направлении дороги на Архыз

В 16:40 подходим к месту обеда, и, поскольку наверху вряд ли будет вода и ровные места для палаток, решаем продолжать движение завтра. Ищем стоянку и, найдя нечто подходящее, разбиваем лагерь в 17:30.

Ужинаем и занимаемся хозяйством, в 21:00 отбой.

GPS-координаты места ночёвки (WGS84, см. точка «Ночь 7» на карте фото 069 и 083): N43 35.979 E41 06.215, Высота 2160 м. 30 августа, понедельник. День 8. р. Речепста - дорога на Архыз - р. Белая.

Фото 83. Карта движения день 8. Жёлтой линией обозначен наш путь до дороги на Архыз

Подъём в 7:05.

Осматриваем склоны: надо решить где подниматься.

Выходим в 10:10.

Проходим по берегу взад и вперёд, решая, где удобней идти вверх. Некоторые склоны кажутся пологими и легко проходимыми. Но всё становится ясным, если взглянуть на них сбоку (фото 84): камера направлена на Север (к пер. Речепста, откуда мы пришли).

Фото 84. Место стоянки и выбор места начала подъёма

В конце концов, подъём начинаем недалеко (200 м.) от места ночёвки (фото 85) Камера направлена на Юг, впереди за лесом - дорога на Архыз). Причина банальна: здесь есть удобное место для переправы, где легко выйти на противоположный берег. И подниматься вверх тоже можно вполне.

Фото 85. Начало подъёма

GPS-координаты места переправы (в системе WGS84):

N43 35.902 E41 06.219

высота 2106 м.

Сначала надо пройти через негустую растительность, после чего подъём становится удобнее (фото 86) В 12:32 мы на высоте 2338 м. (точка «12:32» на карте фото 83).

Фото 86. Путь подъёма вверх

GPS-координаты (в системе WGS84):

N43 35.766 E41 05.906

Лесная зона осталась внизу. Воды, как мы и предполагали, здесь нет. Зато есть черника.

Поднявшись ещё на 100 м. вверх, мы обнаруживаем конскую тропу, порой имеющую вид колеи, по которой проехали трактором (фото 87). Идём по ней в южном направлении.

Фото 87. Вид тропы к дороге на Архыз на возвышенности

Чуть дальше тропа выглядит уже так (фото 88) Тут идти уже лекго и быстро. Тропа поворачивает направо. Внизу видна река в месте, где выходит дорога, к которой мы идём (на фото 088 слева).

Фото 88. Тропа - продолжение движения

Поворачиваем по тропе направо. У подножия есть ручей с водой, причём превосходной. Нас обгоняет пастух с кавалькадой лошадей. Следуем по тропе за лошадьми (фото 89).

Фото 89. Поворот по тропе направо

Следуя по тропе, обнаруживаем, что тропа ведёт к кошу. Тропинок тут уже много, и мы решаем сходить на разведку. Прошли через весь кош, где стоят лошади, заглянули вниз в долину: здесь схода нет. Наша тропа идёт к кошу и там заканчивается.

Вернувшись с разведки, обходим кош справа и берём курс правее, на вот этот пригорок с соснами (фото 90) К нему идём по полю, пока не обнаруживаем тропу, приходящую к соснам с Запада. Не хотим подниматься на пригорок, огибаем его по тропе слева. Чуть ниже - очень красивые хвойные деревья.

Фото 90. Пригорок с соснами справа от коша

Продолжая движение по тропе, выходим на крутой обрыв с тропинкой вниз, которая спускается к лесовозной дороге, переходящей в дорогу на Архыз. Спускаемся к дороге и идём по направлению к Архызу. Проходим мимо слияния р. Речепста и Дукка, откуда будем возвращаться со второго круга. Справа мост через р. Речепста - Архыз (фото 91)

Фото 91. Подходим к мосту через р. Архыз

GPS-координаты моста (в системе WGS84):

N43 35.766 E41 05.906

высота 2338 м. (дорога идёт чуть выше).

Попуток нет. Идём дальше на Архыз (фото 92).

Фото 92. Дорога на Архыз

Дорога на Архыз не асфальтирована, но, наверное, это временно. По словам местных жителей, на Лунной поляне собираются строить горнолыжный курорт и гостинницу на 30 000 мест (?). Страшно подумать, что тут будет твориться, кому нужна эта гостиница и окупится она хотя бы в денежном выражении, не говоря об уродовании местной природы.

Ближе к Архызу идти становится невозможно: пыль, стройка, снующие туда-сюда тяжёлые самосвалы. К счастью, когда мы прошли почти 10 км. по дороге, мы таки поймали попутку и доехали сначала до Архыза, где забрали заброску. Тот же водитель, который нас подобрал, довёз нас и до погранпоста у р. Белая. Он отвёз нас чуть дальше погранпоста и показал удобную стоянку у реки, где часто становились группы (фото 93). Удобных стоянок было несколько, народу, к счастью, не было, стоянки были свободны и было тихо (не сезон). Река рядом, вода питьевая.

Фото 93. Стоянка у р. Белая и её обитатели

Отбой в 22:30.

GPS-координаты места ночёвки ( WGS84, точка «Ночь 30 августа» на карте фото 094 или 097): N43 28.370 E41 09.789, Высота 1662 м.

31 августа, вторник. День 9.

р. Белая. Днёвка. Поход на водопад, тренировка переправы по бревну.

Фото 94. Карта с местоположением стоянки

Стоянки распологались на берегу р. Белая, приблизительно 200 м. выше от слияния рек Псыш и Белая, около 500 м. севернее погранпоста. На стоянке можно было полюбоваться восхитительным видом на г. Пшиш (фото 95).

Фото 95. Вид на г. Пшиш

Только для этого надо было выйти на дорогу и пройти на Юг около 300 метров: мы находились в лесу.

В 11:55 надеваем каски и выходим к водопаду. От стоянки проходим 100 м. на Север вдоль реки, где находим бревно, пригодное для переправы. Завтра нам предстоит переправа с рюкзаками по бревну, и мы ещё не знаем, какому. Нужно потренироваться. Повторяем упражнение несколько раз: переходим через реку туда-сюда до тех пор, пока не приходит психологическое привыкание.

От реки находим тропу на водопад: троп много, но они в конце концов выводят к р. Белая, вдоль которой можно дойти до водопада Поднимаемся вверх по тропе, перелезая через валежник и выходим к водопаду на р. Белая. Это самый мощный водопад в Архызе (фото 96).

Фото 96. Водопад на р. Белая

GPS-координаты водопада в WGS84 (точка «Вдпд р Белая»):
N43 28.351 E41 09.497, высота 1737 м.

От водопада пошли выше (около 70 м.) Выяснили, что вверх от водопада надо идти не тропой, ближайшей к реке, а правее. Там не так круто. Это хорошо: иначе бы пришлось тратить время на разведку пути завтра.

В час дня возвращаемся на стоянку. Отбой в 20:45.

1 сентября, среда. День 10.

р. Белая - водопад на р. Белая - оз. Белореченское.

Фото 97. Карта движения день 10

Выходим по дороге, которую разведывали вчера. Переходим р. Белая по бревну, затем идём прямо на Запад, пока не начинается склон и тропа не поворачивает к р. Белая. Далее следуем по тропе.

В 9:23 проходим водопад (на фото 96).

От водопада берём правее и следуем вверх. Тропа круто идёт вверх, а дорогу часто преграждают лесные завалы (фото 98).

Фото 98. Лесные завалы на тропе на пер. Айюлю

Выше 2000 м. лесная зона заканчивается. Выходим на заросший травой луг.

Фото 99. Направление движения по лугу
Следуем прямо по тропе в направлении перевала. Перед подъёмом проходим мимо удобной стоянки, где часто останавливаются группы, преимущественно дикие, в результате стоянка сильно замусорена. Тропа уходит вправо.

Фото 099 сделано в районе стоянки, её GPS-координаты (WGS84):

N43 28.144 E41 08.473, Высота 2060 м. (на карте не обозначена).

Поднявшись с луга, рекомендуется ориентироваться на вот этот вот пичок впереди, отмеченный стрелкой на фото 100.

Фото 100. Движение от луга, пик впереди

Зона озера Белореченского начинается за ним, а его надо будет обойти справа.

Подойдя поближе и увидев ровное место у ручья, останавливаемся на обед. Мы прошли по горизонтали от места стоянки 4 км., набор высоты составил 790м.

Время 14:50, точка «1.09 обед» (фото 101)

GPS-координаты (в системе WGS84):

N43 28.289 E41 07.390,

высота по GPS 2451 м.

Фото 101. Обед и продолжение движения

Слева на фото - пик, отмеченный стрелкой на фото 100. Далее будем подниматься по склону справа по направлению к холмику перед этим пиком. На склоне проявляется тропа, на фото 101 показано направление движения.

Маршрут популярный, поэтому в ручье находим много консервных банок (фото 102). Позор оставляющим после себя на природе мусор.

Фото 102. Следы пребывания недочеловеков

Обед и отдых заканчиваем в 16:30. До озера надо подняться ещё на 300 м., при этом до обеда поднялись уже на 700. На перевал идти ещё сотню метров вверх. Принимаем решение идти до озера перед перевалом (Белореченское) и там разбивать лагерь - тем более, что неизвестно, сколько времени потребуется на поиск удобного места ночёвки за перевалом. Может уже стемнеть.

Стартуем и поднимаемся приблизительно на 170 м., где делаем небольшой привал. Уже открывается панорама на горы Кавказского хребта (фото 103).

Фото 103. Вид на горы Кавказского хребта

С Запада набегают тучи, начинает хмурится. Беспокоимся за погоду на завтра.

18:15 становимся у озера (фото 104).

Фото 104. Место ночёвки у оз. Белореченское и мусор, оставленный туристами

GPS-координаты места ночёвки в WGS84 (точка «Ночь 1.09» на карте фото 097 и фото 105):

N43 28.674 E41 06.788,

Высота 2749 м.

Озеро за спиной у фотографа. Оцениваем камнеопасность склонов и ставим палатки. Обратите внимание на кучу мусора у камня - следы пребывания предыдущих переночевавших.

Следов обвала нет, склон далеко, от склона нас отделяет канава, но уходить от защиты камня с мусором всё равно не хочется.

Дует ветер, погода портится. С перевала Айюлю спускается группа туристов из разных городов. Их записку мы снимем завтра на перевале.

После работ по обустройству лагеря ужинаем и ложимся спать уже затемно. Отбой был в 21:40. Всю ночь шёл дождь, а ветер что есть силы трепал наши палатки. Мы изнутри держали каркас, чтобы палатка не легла на землю. К счастью, выстояли.

2 сентября, четверг. День 11. Оз. Белореченское - пер. Айюлю - пер. Темиркулак - долина р. Большая Дукка.

Фото 105. Схема движения за день 11 на карте

Ночью рядом с нами шёл грозовой фронт. Нас зацепило немного, но шквальный ветер ночью нас изрядно потрепал. Утром всё ещё было пасмурно, капал дождь, и было не понятно, перестанет ли он или усилится. Находимся в палатках до половины девятого утра. Как только распогодилось, выскакиваем из палаток, собираемся и стартуем без завтрака, чтобы при приемлемой погоде проскочить перевал.

Сигналом к подъёму послужила радуга над перевалом Айюлю (фото 106).

Фото 106. Радуга над пер. Айюлю

Озеро Белореченское обходим справа по осыпи (фото 107).

Фото 107. В обход оз. Белореченское (справа)

От озера поднимаемся к перевальной седловине - отсюда она уже видна (фото 108).

Фото 108. Вид на перевал Айюлю

В 9:50 восходим на седловину перевала. Главный перевальный тур, судя по всему - тот, который повыше и с ломом, но записка почему-то обнаружена в соседнем туре. Нашу записку мы закладываем в тур с ломом (фото 109).

Фото 109. Перевальный тур с ломом

Снятая записка - от группы «Сборной СНГ» от наших вчерашних знакомых (фото 110):

Фото 110. Записка с пер. Айюлю от «сборной СНГ»

Перевал Айюлю

N43 28.896 E41 06.291

Высота перевала по перечню ТССР: 2890 м.

Высота по GPS 2874 м.

Местоположение: Хребет Габулу
Соединяемые долины: р.Дукка (р.Архыз) - р.Белая (р.Псыш)

Ориентация склонов: В-З

Характер склонов: снежно-осыпной.

Фото 111. Движение к озеру от пер. Айюлю

С перевала уходим влево на склон над озером (фото 111, озеро на фото не видно). Очень хочется взойти на перевал Темиркулак, но сомневаемся: погода может испортиться в любой момент, а нам надо успеть сойти в долину.

Женская половина команды не очень горит желанием идти на Темиркулак и с бОльшим удовольствием остаются у озера готовить обед. Нарушаем правило не оставлять однополых групп, берём рации и в 10:40 уходим на перевал.

Седловину перевала Темиркулак видно справа с перевала Айюлю и при спуске с него. Поднимаемся по травянисто - осыпному склону чуть левее седловины, а потом идём по хребту вправо на Восток (фото 112), пока в 11:10 не находим перевальный тур (фото 113).

Фото 112. Путь подъёма на пер. Темиркулак

Фото 113. Перевальный тур на пер. Темиркулак

Перевал Темиркулак

N43 29.264 E41 06.380
высота по GPS 3027 м.

Высота перевала по перечню ТССР: 3000 м.

Местоположение: Хребет Габулу
Соединяемые долины: р.Темир-Кулак (р.Дукка) - р.Белая (р.Псыш)

Ориентация склонов: С-Ю

Характер склонов: осыпной.

Седловина узкая, ветер был очень сильный.

На туре сняли записку от группы туристов "Пролетарка" из Твери под руководством А.Ходосенко от 21 августа (фото 114).

Фото 114. Записка с пер. Темиркулак (клуб «Пролетарка», г.Тверь)

В 11:40 мы уже вернулись к озеру. То есть подъём и спуск с перевала заняли 50 минут.

С перевала Темиркулак пробуем оценить варианты спуска в долину (фото 115).

Фото 115. Вид с пер. Темиркулак: варианты спуска в долину Дукка

Плюсы варианта А (за озеро и по дальнему склону): если там можно пройти, то мы сразу оказываемся на склоне, который продолжается в долину, с той стороны, с которой нам надо будет идти. Если вдруг из озера течёт река, нам её не надо переходить. Туда идёт тропа, которая теряется на берегу озера среди осыпи.

Вариант Б непонятен: ни снизу, ни свеху не видно, есть ли там проходимый спуск.

Пообедав, начинаем движение в долину. От места обеда пытаемся обойти озеро в направлении А, но вскоре убеждаемся, что дальше вдоль всего его берега - крупная осыпь, идти по которой крайне неудобно и медленно.

По пути А идти не надо.

Возвращаемся к месту схода с Айюлю и, пройдя по берегу озера, пытаемся реализовать один из вариантов: либо обойти озеро справа и выйти на путь А, либо спуститься в долину по пути Б. Идём смотреть что за седловиной Б: пока ничего не видно (фото 116).

Фото 116. Проходим на седловину за озерцом

До седловины идём по берегу вверх, проходим через седло и начинаем спускаться в долину. GPS-координаты этой седловины (WGS84):

N43 28.885 E41 05.863, Высота 2852 м.

Выйдя на седловипну, обнаруживаем, что здесь:

а) Пройти можно

б) Идти короче и удобнее, ЧЕМ в обход по левому берегу озера по пути А (фото 117).

Фото 117. Вид пути за седловиной

Идём вниз в долину по азимуту: спускаемся там, где возможно идти по этому направлению и вниз.

Чуть далее нас застаёт сильная гроза с градом

( GPS-координаты (WGS84):

N43 28.925 E41 05.269, Высота 2710 м.)

Мы еле успели сойти в ближайшую низину за камни, чтобы укрыться от ветра и чтобы при случае в нас не попала молния. Завернувшись в пончо, пережидаем непогоду. Гроза длилась почти час, в 14:30 продолжаем путь.

На фото 118 - дальнейший путь в долину. Встречаются непростые осыпные участки, но вполне проходимо. Вскоре начинают попадаться турики. Иногда появляется тропа. Судя по карте и GPS, где-то здесь скоро должно быть озеро, но, вероятно, его скрывают элементы рельефа.

Фото 118. Продолжение пути в долину Дукка

Проходим дальше в долину, и озеро становится видно (фото 119). На сходе к озеру встречаются камнеопасные завалы. Этот участок проходим в касках и побыстрее, чтобы на голову нам не свалилось что-нибудь.

Фото 119. Озеро над истоком р.Дукка. Правый склон камнеопасен.

Спускаемся к озеру и проходим по правому его берегу.

После этого в 16:45 встаём на привал после озера: отдыхаем.

Исток р. Большая Дукка

Мы прошли вдоль берега озера и стоим чуть ниже северного его края (фото 120). Река Большая Дукка вытекает из этого озера, но не непосредственно из него. Озеро отделяет от реки возвышенность, а вода просачивается из озера под землёй. Ручей, из которого начинается Большая Дукка, бьёт из-под земли.

Фото 120. Исток р. Дукка

Спускаемся вниз в долину р. Большая Дукка (фото 121). Теперь наша задача - пройти вдоль неё и выйти к дороге на Архыз. Сразу переходим на противоположный, левый орфографический берег реки. Ниже по течению это будет сделать проблематично.

Фото 121. Здесь начало долины Дукка

Пройдя по долине дальше, находим конскую тропу вдоль левого берега реки (фото 122). Один раз она переходит через реку, дойдя до болота. Болото следует пройти, не переходя реку, далее тропа найдётся через какое-то время. Вдали уже показался хребет Абишира-Ахуба - наша цель.

Фото 122. Чуть дальше уже появляется тропа

Время к вечеру, скоро смеркается, и пора искать место ночёвки. Здесь это не так просто, как кажется. С одной стороны, здесь есть река с чистейшей питьевой водой, но вместе с тем многие ровные места сырые, а там, где сухо, из земли торчат камни. Все более не менее ровные места находятся возле конской тропы. Рекомендуем место, где стояли мы (фото 124): нормальный спуск к реке и камни, которые можно использовать.

В 18:45 Встали на ночёвку.

GPS-координаты места ночёвки ( WGS84, точка «Ночь 2.09» на карте фото 123 / фото 105 ):

N43 30.514 E41 04.339,

Высота 2104 м

3 сентября, пятница. День 12.

р. Б. Дукка - тропа вдоль реки до дороги на Архыз - слияние р. Архыз и Дукка - ночёвка под хр. Абишира-Ахуба.

Фото 123. Карта движения день 12

Почти всю ночь шёл ливень с сильным ветром. Плюсом было то, что река была в глубоком русле, а следов прошедших селей не было.

Поднялись в 8:45 (спешить уже некуда), всё утро сушились (фото 124).

Фото 124. Место стоянки на р. Дукка

Вышли в 12:45.

С высоты участок нашего пути выглядит так (фото 125).

Фото 125. Долина Дукка

Видно тропу, по которой мы идём (обозначена стрелкой). Вдали - хребет Абишира-Ахуба. Здесь нет особых препятствий, тропа проходимая и уже не теряется.

По мере приближения к р. Малая Дукка тропа через 3 км. расширяется и становится как будто укатанная (фото 126).

Фото 126. Тропа становится шире

И вскоре после расширения тропы проходим мимо лесозаготовки на противоположном склоне (фото 127). С природой тут особо не церемонятся. Пить сырую воду из реки ниже по течению уже небезопасно.

Фото 127. Лесозаготовки на правом берегу р. Дукка

Достигаем слияния рек Большая Дукка и Малая Дукка (она впадает слева по нашему ходу) - фото 128.

Фото 128. Место слияния рек Большая Дукка и Малая Дукка

Река Большая Дукка после впадения в неё Малой Дукки становится просто Дуккой, которая течёт в том же направлении, что и Большая.

Обозначенного на картах моста через Малую Дукку нет. Более того: мы не обнаружили никаких следов существования оного в прошлом. Реку форсируем вброд и следуем дальше по тропе вдоль р. Дукка (ставшей теперь уже дорогой).

GPS-координаты слияния рек (в системе WGS84):

N43 32.901 E41 06.006, Высота 1864 м.

На картах тропа идёт все время по левому берегу р. Дукка. На самом деле за 400 метров до моста через Архыз и выхода из долины дорога пересекает р. Дукка, после чего через мост над р. Архыз (фото 129) дорога выходит из долины. Здесь она пересекается с дорогой на Архыз (отсюда и сделано фото).

На фото видно, что дорога выходит с правой стороны р.Дукка, а не с левой, как мы шли. В месте пересечения стоял мост.

Фото 129. Мост через р. Архыз у слияния рр. Дукка и Речепста

Мост был сломан (фото 130). Мост можно считать проходимым, если лезть по нему без рюкзаков, но пролёты висят под наклоном 45 градусов, так что с тяжёлыми рюкзаками по ним не пройти.

От слияния рек Малая и Большая Дукка до сломанного моста идём 2,2 км.

GPS-координаты сломанного моста (в системе WGS84):

N43 33.564 E41 07.360,

Высота около 1770 м.

Машины преодолевают реку вброд (есть дорога правее), при желании можно перейти вброд, хотя течение быстрое, и довольно грязно.

Мост решили перейти с помощью верёвки, закрепив её за арматуру, торчащую из бетона под мостом, с одной стороны, и за камень - с другой (фото 131).

Фото 130. Бывший мост через р. Дукка

Отсюда проходим 400 м. до моста через Архыз (на фото 129) и ещё 100 м. до дороги на Архыз, по которой мы уже проходили с перевала Речепста в 1 круге.

GPS-координаты моста через Архыз (в системе WGS84):

N43 33.687 E41 07.559,

Высота около 1765 м.

Фото 131. Форсирование моста через р. Дукка

Теперь нужно найти место для ночёвки: ночевать там, где стоят очень трезвые автомобилисты не очень хочется, да и вода там далеко. Проходим вдоль дороги по направлению к Архызу, осматривая окрестности (фото 132).

Фото 132. Дорога на Архыз, поиск места ночёвки

Время уже 18, и, пройдя около 650 м. по дороге, мы начинаем движение вверх на Север (к хребту Абишира-Ахуба), по дороге рядом с ручьём.

Ручей был мутный. Пройдя по кривой траектории около километра к хребту и перейдя ручей, набираем 111 м. высоты.

В 19:30 начинаем становиться на ночь, найдя ровные места для палаток с более не менее удобным спуском к воде (фото 133). Недалеко - кош с костром и музыкой, но идти больше некуда. Отбой в 21:00.

Фото 133. Место ночёвки день 12

GPS-координаты места ночёвки ( WGS84, точка «Ночь 3.09» на карте фото 123 / фото 136):

N43 34.132 E41 07.818, Высота 1876 м

4 сентября, суббота. День 13.

Днёвка. Смена стоянки.

Подъём произвольно, ждём когда придёт солнце, но оно не выходит из-за гор.

Через ручей и заросли от нас стоял кош с костром, музыкой и непонятными обитателями. Вода в ручье оставляла желать, а почва была усеяна конским помётом. Хотелось найти другую стоянку. В 10:25 утра отправили разведчика с рацией вверх по склону обследовать растущие там леса. В 12:15 он вернулся, и 4 километра скитаний по склонам дали свои плоды.

В 13:15 стартуем вверх к хребту на новое место (фото 134).

Фото 134. Под хребтом стоянка уютнее

Идти очень жарко, пройдя 120 м. вверх, устраиваем привал в тени деревьев.

По дороге встречаем местного чабана. Его зовут Шамиль. Он указывает нам на место между сосен и говорит, что лучше встать там. Его кош в полукилометре к Западу от этого места.

Проходим дальше вверх. Из всех осмотренных нами вариантов место, указанное Шамилём, действительно показалось нам самым лучшим. Здесь и становимся на отдых (фото 135).

Фото 135. Место стоянки, днёвка.

За водой надо идти вверх метров 50, но оно того стоит: очень чистая и вкусная вода. К ручью в этом месте приделан металлический жёлоб.

С места стоянки можно любоваться видом на г. София и окружающий её горный массив (видно на фото 135).

GPS-координаты места ночёвки в системе WGS84

(точка «Ночь 4.09» на карте фото 136):

N43 34.713

E41 07.939,

Высота 2091 м.

Фото 136. Место стоянки день 13 на карте

5 сентября, воскресенье. День 14.

Стоянка под хр. Абишира-Ахуба - слияние р. Дукка и Речепста, отъезд в Архыз.

Утром ещё можно наслаждаться природой и видом на г. Софию.

Фото 137. Вид на г. Софию с места стоянки
В 16:00 мы должны быть у слияния р. Речепста и Дукка (см. фото 129), где нас будет встречать водитель, который повезёт нас в Архыз. Собираем вещи, идём прощаться с Шамилем и чабанами и уходим вниз к дороге, до которой около 3 км. по прямой на Юг (фото 138).

Фото 138. Путь спуска с места стоянки к дороге на Архыз

Приезжаем в Архыз около 17:00, Снимаемся с учёта в МЧС, едим хычины.

Уезжаем поездом № 003 (Кисловодск-Москва) в 21:53. В ожидании поезда надо обязательно узнать из достоверных источников (дежурный по станции и т.п.) к какому пути он прибывает и с какого конца нумерация вагонов.

архыз 2013

Спасибо за подробные координаты и подробное описание с фотографиями. Идём летом, ваш отчёт возьмём как базовый! Пока он самый полный!