Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||
|
||||
Техника горных маршрутов (Продолжение)
Пример 2. Вся группа, кроме одного, считает, что закрытый ледник можно преодолеть без связывания по состоянию снежного покрова. Но один участник считает, что связывание необходимо, и руководитель обязан обеспечить эту меру безопасности, по крайней мере, для этого участника, а лучше - и для всей группы. Совсем необоснованно такие требования предъявляются редко. Таким образом, «планка безопасности» всегда должна устанавливаться на уровне не ниже того, который определяется всеми участниками и руководителем. Мне кажется, любой участник вправе остановиться, если группа и руководитель отказывают ему в обеспечении тех коллективных мер безопасности, которые он считает для себя необходимыми. Поскольку руководитель является общественным выразителем интересов всей группы и лично отвечает за безопасность всех, любые действия, нарушающие нормальный ритм похода, должны быть ненавязчиво согласованы с ним (если речь не идет о таком форс-мажоре, когда это невозможно). Если такого согласования нет, действия отдельных участников или малых групп выглядят как навязывание своей воли всему коллективу даже в том случае, если большинство коллектива эти действия поддерживает, но действия противоречат задачам группы или требованиям безопасности. К примеру, группе надо выходить, а некоторые начинают заниматься просушкой, затягивая выход (и в то же время «картинно возмущаясь», что им не дают просушить снаряжение). К примеру, группа настаивает переправляться вброд, не желая тратить время на навеску веревок, но руководитель видит, что переправа вброд опасна... Вообще участники должны беречь нервы своего руководителя, понимая, что на нем лежит большой груз психологического напряжения и ответственности за всю группу. Не надо навязывать ему свои решения и образ действий, не надо допускать мелких (и тем более, крупных) нарушений, которые крайне нервируют руководителя похода и очень сильно отвлекают его силы и внимание от выполнения задач проводки группы. Всякого рода отставания или опережения группы, задержки на сборах и привалах, плохое выполнение общественных обязанностей, порча и потери снаряжения и продуктов, - все эти «мелочи» изматывают психологически и не укрепляют доверие между руководителем и участниками. Трудно говорить о высоком доверии к нарушителям дисциплины. Недоверие вызывает опасения руководителя, что данный участник может в любой момент серьезно подвести и подставить под удар всю группу. Со своей стороны руководитель должен избегать мелочной опеки над малыми группами и отдельными участниками (но как этого не делать, если они допускают нарушения?..). Пример. Группа собирается остановиться на ночлег. Руководителю не стоит указывать участникам на конкретные места установки палаток, - они сделают это сами, исходя из личных представлениях об удобстве. В то же время руководитель обязан своевременно остановить группу на ночлег в подходящем безопасном месте, где есть сухие чистые площадки и вода. Если же участники не понимают причин, почему нельзя останавливаться в тех или иных местах, им надо это объяснить. Многочисленные нарушения дисциплины очень сильно отвлекают внимание руководителя от задач правильной проводки группы и могут явиться одной из причин его ошибок, потери ориентирования, выбора ошибочной техники и тактики преодоления препятствий. Надо помнить, что в не слишком опытных группах очень много всяких «НЕ», которые трудно отличить друг от друга... Вот первым выводом об одной из последних проведенных групп был вывод о ее "недисциплинированности". На фоне такого самомнения участников!.. Но после некоторого осмысления результатов похода, стало понятно: дело здесь не столько в "недисциплинированности", сколько в «недоученности», в «непонимании», «нетренированности», «незнании» и других «НЕ», которых еще хватало у группы второго года подготовки. Стало понятно, что еще не обучены они ходить организованным строем, не приучены вставать рано, в них не воспитан уровень высокой требовательности к себе... Вместе с тем многому они уже научились, но все же пробелы вполне соответствуют набранному опыту... И направления последующих «доработок» стали понятны. Несколько слов о режиме окончания похода. Здесь очень часто случаются конфликты и непонимание между участниками ввиду изменения личных планов. Если участники не оторвались от группы для удовлетворения личных запросов, они должны выполнять общественные обязанности по сохранению и транспортировке вещей, соблюдать дисциплину при передвижениях (не задерживать транспорт, не опаздывать, не подводить при совместных действиях), отрываться от группы только по договоренности на определенное время. Ведь товарищи несут за них моральную ответственность перед родственниками. Случается, группа добирается до курортного города, выгружает рюкзаки и... кто-то считает возможным «исчезнуть» на неопределенное время, полагая, что товарищи позаботятся и о его вещах, и будут ждать его сколько угодно, и ночлег ему организуют... Личные и общественные планы должны быть согласованы, и их выполнение должно быть строго обязательным для всех. Надо отметить, что группа обладает «повышенной сопротивляемостью не только в горах, но и в местах цивилизованных. Организованную группу, спаянную походной дружбой, очень непросто «обидеть» и уголовникам, и местным «правоохранительным» органам. Приходилось нам сталкиваться с проявлениями вымогательства со стороны и тех и других: на Кавказе немало «авторитетов», создающих свои, не слишком законные «МВД» и вооруженные группы. Надо помнить, что всякие местные «службы общественной безопасности» могут быть уполномочены местными законами только обратить внимание местного МВД на кого-либо, как на «подозреваемого». Но вот задерживать и отбирать документы они не имеют право, и их надо жестко поставить на место, обратившись в случае надобности к представителям официальной власти (милиционерам, пограничникам, спасателям). Во многом, конечно, стиль общения участников в группе определяется их представлением о дружбе и товариществе. В походе приходится выполнять немало весьма неприятной работы. Приходится работать в дождь, под снегом. Приходится выходить ночью под ливнем, чтобы закрепить или окопать палатку. Приходится вставать в очень раннее время, мыть грязную посуду, чинить повреждения снаряжения... Приходится брать в рюкзак дополнительную нагрузку, И выполнять многое другое, зачастую не самое приятное. Выполнять инициативно, без приказа, вместо отдыха и развлечений. И встречаются люди с весьма примитивным представлением о товариществе, - они считают, что все самое неприятное должны выполнять другие. Такие проявляют удивительную «недогадливость» о том, что нужно сделать. Только указание сверху или отчаянная просьба товарищей могут их на что-то «раскачать», да и то не сразу, и не всегда. Надо сказать, что такие люди очень многим себя обделяют. Одна из великих прелестей и заповедей похода - это осознание собственной пользы для коллектива. Осознание общественной значимости своего труда. Через это человек достигает очень многого. Думаю, без этого вообще человек никогда бы не стал человеком... Приведенные здесь соображения не претендуют на полноту, завершенность и безошибочность. Они отражают мнение автора на основе его походного опыта и его взгляд на стиль общения и руководства в походе. Стиль этот основан на товарищеском сотрудничестве всех участников похода (включая и руководителя), доверии и доверительности их отношений, отсутствие жесткого приказного тона и всякого рода «дисциплинарных разборок». Но нарушения походной дисциплины разрушают такие отношения и приводят к изменению стиля общения, обычно установленного изначально по отношению ко всей группе. Далее он должен несколько измениться с учетом личных качеств каждого участника (одному приказ достаточен в виде легкого намека, другому требуется подробное объяснение всех действий, а третий нуждается в «военной форме» приказа...). Конечно, изначально руководитель может попытаться установить и другой стиль общения, жестко-приказной (авторитарный), но полагаю, что это будет ошибкой.Подсознательное
Человек - сложнейший природный процесс. Поведение человека на 90-99 процентов является подсознательным, большинство своих действий мы производим как бы автоматически, не задумываясь. В подсознании заложены огромные программы действий: встать утром, позавтракать, пойти на работу..., а сознание при этом обращается к другим задачам. "Программы" эти формируются вместе с человеком с момента рождения. Они - результат развития (эволюционного, революционного...) поведения живых существ на протяжении более миллиарда лет. Человек проходит, повторяет все этапы этого развития с огромной скоростью еще до рождения и в раннем детстве. В подсознании откладываются и навыки, умения, управления, как двигательными процессами, так и мыслительной деятельностью. Техника, действия, определяемые в основном сознательными действиями, очень несовершенна, это - первый этап, начало "закладки фундамента".
"Чувственная" сторона подсознания, связанная с горным спортом, очень важна и она ценна "сама по себе", ее нельзя измерить "материальными категориями". В высоких эмоциях, порожденных путешествием в горах, во многом и есть разгадка вопроса, для чего надо ходить и почему ходят в горы.
Но ниже - речь не о "чисто эмоциональных" реакциях человека, а о тех "чувствах", которые прямо связаны с практикой похода, восхождения. Это не столько "чувства", сколько подсознательные ощущения, на основе которых могут формироваться определенные действия. "Ценность" этих ощущений определяется ценностью и глубиной тех поступков, которые они вызывают или которые они должны вызывать. Наиболее характерными и важными являются такие "группы ощущений", как подсознательная оценка окружающей среды: умение "чувствовать" рельеф, партнеров, состояние снаряжения. И самоощущение, - подсознательное умение правильно оценить свои силы, спланировать действия, чувство ответственности, тревожные ощущения ("чувство" опасности, страх и др.).
На основе подсознания формируются как система неосознанных, интуитивных действий, так и комплекс действий осознанных. Но осознанные действия на основе подсознательного ощущения могут возникнуть только в случае, если подсознательное ощущение возникает (например, ощущение опасности) и если сознание вскрывает его причины.
Правильное подсознательное ощущение возникает обычно на основе опыта сознательных действий. "Скороспелые" разрядники не всегда обладают необходимым опытом подсознания, который должен быть характерен для их уровня технической подготовки. Поэтому, "закрывающий" очередной разряд должен скромно понимать: он вышел только на уровень предыдущего разряда, и еще нельзя равнять себя с опытными разрядниками нового, "обретенного" класса.
Сложившиеся системы повышения квалификации в туризме и альпинизме в своем "подтексте", требованиях обретения определенного опыта, содержат элемент формирования правильных подсознательных ощущений и реакций. При наличии вдумчивого подхода и прилежания в практическом самообразовании, в подготовке каждого выхода, в ходе движения и последующего анализа допущенных ошибок, эта система приводит к правильным результатам, повышению квалификации. При поверхностном взгляде, формальной подготовке - нет.
Итак, подсознательная реакция возникла. Следующий этап - осознание своего ощущения. Это бывает очень непросто, но бывает очень важно и необходимо. Например, если возникает ощущение опасности. Для осознания необходимо возбуждение внутренних мобилизационных реакций:
|
||||
|
||||