Автор Линдсэй Гриффин, ВМС
Фото © Satyabata Dam
Перевод Mountain.RU

Васюки Парбат. Первопроход по западной стене

Не получив пермит туда, куда хотелось, а именно на Джанахат (Janahut), Малком Бесс и Пол Фигг (Malcolm Bass, Paul Figg) отправились на Васюки Парбат (Vasuki Parbat, Indian Gangotri), где совершили первопроход по западной стене и третье официально зарегистрированное восхождение на вершину (6792м) в целом.

Парни, получившие грант ВМС, акклиматизировались на склонах Бхагиратхи II с новозеландской альпинисткой Пет Диволь (Pat Deavoll), затем, втроём, подошли к западной стене, к линии неудачной попытки Мика Фаулера и Поля Рамсдена (Mick Fowler, Paul Ramsden).

Тогда, в 2008 году, на шестой день лазания Фаулер и Рамсден отступили с высоты 6400м по причине экстремально низких температур и недостаточной акклиматизации.

На третий день восхождения Бесс, Диволь и Фигг, оставив позади относительно несложные участки, были примерно до середины стены, когда Диволь решила спускаться.
Как только она ушла, Фигг получил прилетевшим увесистым камнем, но оказался в состоянии подняться к Бессу. Смеркалось. Отдышались. Продолжили подъём по всё более усложняющемуся рельефу. Холодало, не то слово. После полуночи нашли место под сидячую ночёвку. Устраиваясь, Бесс роняет камеру, Фигг свою не брал вовсе. Те имеющиеся несколько снимков с ними в верхней части стены сделаны с телефона офицером связи, хорошо известным индийским исследователем Сатя Дамом (Satya Dam).

Утром плохая фортуна обернулась к Бессу, он сорвался, пролетел метров десять, поранил голову. Поскольку чувствовал он себя не очень хорошо, решили – нет, не валить вниз - всего лишь взять день отдыха.

Следующим днём поднялись к отметке 6400м, откуда спустились Фаулер-Рамсден, пролезли две сложных верёвки по непокрытой снегом очень гнилой скальной башне. Это единственные два участка, где поджумарили баулы.

На седьмой день пролезли короткую скальную стену и ключевой участок, отличный микст, оцененный по шотландской категории VI, 7 (Scottish VI, 7).

На восьмой день достигли длинного серпантином идущего вершинного гребня, на девятый продолжили на север, через основную вершину к северо-западному ребру. В действительности, они прошли метром ниже высшей точки горы, оставив её нетронутой, в знак уважения к Васюки (Vasuki) – Королю Змей

Итак, уже без запасов пищи, ночуют ещё раз, спускаются дальше, используя встречающиеся старые перильные верёвки и анкера, вероятнее всего оставшиеся со времён французской экспедиции, в 10 вечера, падая с ног от усталости, возвращаются в базовый лагерь.

История восхождений на Васюки Парбат короткая

Первая зарегистрированная заявка датируется 1973 годом, три члена из команды ITBP (Indo-Tibet Border Police) поднялись на вершину. Команда сильная, но с подмоченной репутацией. Доказательств и подробностей они не предоставили, и Индийский Горный Фонд не засчитал восхождение.

В 2008 году – попытка Фаулера-Рамсдена (третья) до 6400м, вторая попытка в 1979 году – уэльская экспедиция (Nigel Cleaver's Welsh expedition) до 6320м, в альпийском стиле, по северо-западному ребру.

Второе зарегистрированное восхождение случилось в сентябре 1980 года. Японцы Кейсуке Накаи, Хироши Номура и Масахиро Номура (Keisuke Nakai, Hiroshi Nomura, Masahiro Nomura), провесив некоторое количество перильных верёвок на восточной стене, поднялись по ней к северо-восточному ребру, миновали далее обе вершины основную и южную (6750м). Ночевали пять раз до того, как поставить верхний лагерь.

Французы также предпринимали попытку по северо-западному ребру в 1985 году, завесили всё перилами, вышли к японскому маршруту, отступили с высоты 6200м.

Бесс и Фиг благодарят Мика Фаулера и Поля Рамсдена за советы, описания, за столь щедрый подарок, The Mount Everest Foundation, W.L Gore (Shipton-Tilman Grant), The BMC , The Alpine Club, DHL, Mountain Hardwear , and Wayfarer meals for financial and product support.