Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Михаил Дмитриев

Хибины, лыжный поход с элементами (часть 3)

25 марта, 4-й ходовой день

Радиальный выход на кольцо Рисчорров

В этот день планировалось перебраться с рюкзаками на ту сторону хребта через простой перевал Умбозерский. С утра, однако, смущает то, что погода стоит по-прежнему прекрасная, а группа, принимая во внимание возраст и форму, после вчерашнего несколько подустала. В итоге Командир и Опытный Участник, изучив карту, за десять минут переверстывают план похода и назначают на сегодняшний день радиальный выход в район перевалов Северный и Южный Рисчорр. Особо крутым предлагается вариант «кольцо Рисчорров по верхам».

Фото 32. Опытный Участник Фото 33. Старый Инструктор

Пока группа собирается, Командир, проникшись порочным духом расслабления, вместе с Опытным Участником (фото 32) и Старым Инструктором (фото 33) кратковременно предается обычно несвойственному ему виду разврата (фото 34). Наконец, собираемся, выходим на дорогу и идем в направлении базы КСС. По дороге рассматриваем свой позавчерашний спуск с перевала Северный Чоргорр (фото 35).

   

Фото 34. Разврат Фото 35. Вид с востока на пер. Северный Чоргорр Дорога до базы опять удовольствия не доставляет. Далее идем по дороге под Рисчорры и примерно за переход добираемся до развилки, откуда одна долина идет под Северный Рисчорр, а другая – под Южный. Здесь разделяемся (фото 36). Большая часть группы идет на Северный Рисчорр и обратно. А Штурман и Реммастер, выражаясь словами Завхоза, идут «выгуливать командира» по маршруту перевал Южный Рисчорр - траверс г. Каскасвумчорр - долина под Северным Рисчорром.

Фото 36. Развилка под перевалами Рисчорр Фото 37. Подход под пер. Южный Рисчорр

Расставшись, меньшая часть группы за два перехода поднимается по постепенно сужающейся долине (фото 37) в цирк под Южным Рисчорром. По-прежнему везде следы снегоходов. Еще примерно час уходит на преодоление перевального взлета. Подъем не особенно крутой, но занудный. Идем зигзагами, иногда пробуем «елочку» и никак не дождемся, когда это кончится. Следы снегоходов доходят до половины подъема, где обрываются – для них здесь слишком круто. Наконец, выбираемся на перевал, куда вскоре с той стороны поднимается еще одна группа. Просто проходной двор. Перевал представляет собой широкую седловину. Фотографируемся (фото 38), снимаем лыжи, надеваем кошки и начинаем подъем в северном направлении на г. Каскасвумчорр.

Фото 38. На пер. Южный Рисчорр 39. Подъем с пер. Южный Рисчорр на г. Каскасвумчорр

Крутизна подъемов градусов тридцать, иногда немного больше (фото 39,40). Кошки, а у некоторых и ледорубы, кажутся нам адекватными мерами страховки, но рядом видим полузанесенную подъемную лыжню. Можно и так ходить. Во время подъема наблюдаем очень красивое, труднопередаваемое явление – снег перед глазами, под невысоким солнцем, светящим в спину, все время переливается редкими, но крупными и очень яркими, разноцветными искрами. Зачаровывающее перемигивание происходит медленно, как в каком-то мультике про волшебную зиму. Наверху подъем постепенно выполаживается, открывая вид на западный отрог плато (фото 41) и окружающие хребты с такими же широкими покатыми гребнями. Видим, как по противоположному, южному склону на соседнее плато с перевала Южный Рисчорр поднимается другая группа. Там подъем немного круче, но они залезают довольно резво. А вот и мы уже на своем плато (фото 42). Кругом величественные хребты, на востоке видно Умбозеро. Доходим до традиционной треноги, там со средним успехом пробуем звонить. Реммастер развлекается тем, что по старой памяти вскарабкивается на самый верх треноги и там позирует (фото 43).

Фото 40. На склоне г. Каскасвумчорр 41. Западный отрог плато Каскасвумчорр
Фото 42. На г. Каскасвумчорр Фото 43. Реммастер на триангуляторе

Отдохнув, идем на лыжах в сторону западного отрога плато, разделяющего долины ручьев Северный и Южный Рисйок. Постепенно спуск становится круче, и вот мы уже катимся вниз по отрогу. До конца отрога не доезжаем из-за чрезмерной крутизны, вместо этого в подходящем месте съезжаем с него вправо, по многочисленным следам. Спуск с отрога по левому борту долины ручья Северный Рисйок (фото 44) доставляет истинное наслаждение. Скатываемся в долину, а затем, лишь иногда отталкиваясь, добираемся до развилки долин, где мы несколько часов назад расстались с другой половиной группы. Солнце тем временем скрывается за хребтом, от этого резко холодает. Далее гораздо медленне идем обратно к базе – здесь спуски чередуются с небольшими подъемами, да и лыжи по буранке едут плохо.

Фото 44. После спуска в долину под Северным Рисчорром Фото 45. Перевал Северный Рисчорр

Добравшись до базы, видим свою группу, активно потребляющую разнообразные жидкости, очень удачно завезенные сегодня в магазин. Жажда опять мучит всех, особенно сходивших на траверс, но тут по ней наносится последний и решительный удар. В дело идут сначала соки, потом более крепкие напитки. Старый Инструктор радостно сообщает, что он купил тут все! Вино в пакетах хорошее, пиво «Кольское» тоже ничего. Такого развратного похода у нас еще не было. Обмениваемся впечатлениями – вторая половина группы довольна своей частью радиалки, см. фото 45, 46, 47.

Фото 46. Вид с пер. Северный Рисчорр на Ущелье Ведьм и Умбозеро 47. Замерзший водопад под перевалами Рисчорр

Отметим кстати, что в помещении столовой тоже установлен ретранслятор одного из сотовых операторов (работает только внутри), так что у некоторых участников даже получается позвонить. Со связью в Хибинах ныне проблем нет.

Утолив жажду и придя в прекрасное расположение духа, группа неспешно выдвигается обратно к месту ночевки. Командир, который с тоской думал о том, как будет опять тащиться четыре километра по уродской дороге, неожиданно обнаруживает, что все проблемы куда-то исчезли, идти хорошо, вокруг дивный зимний лес и вообще все здорово. Даже жаль, что до лагеря так близко. Позади, постепенно отдаляясь, маячат Реммастер и Разговорчивая Участница, о чем-то непрерывно болтающие. Постепенно все собираются в лагере, нет только этих двоих. Возникает некоторое беспокойство о них Командир пару раз кричит, призывая заблудших. От крика Опытный Участник в испуге шарахается в сторону. Придя в себя, он говорит, что ему показалось, будто рядом вдруг очутился незабвенный РМВ. Как всегда, ни одна бауманская группа не может обойтись без «постоянной Расторгуева». Отставшие материализуются лишь через полчаса – естественно, они за базаром умудрились прозевать поворот с дороги к лагерю.

Вечер опять проходит в тепле и неге, усиленной сбереженными Старым Инструктором запасами горячительного с базы. Завспирт в этом походе просто превзошел себя.

26 марта, 5-й ходовой день
Подход под перевал Западный Петрелиуса

С утра встаем поздно и собираемся неспешно. Привыкший к расслабляющему теплу печки Опытный Участник предлагает взять с собой дров, поскольку под Петрелиусом их гарантированно нет. Предложение принимается, мальчики берут по нескольку полешек. Выходим и уже в четвертый раз утюжим надоевший участок до базы. На базе Командир вдруг пугается, как бы своевольная группа опять не ломанулась в магазин, но участники в этот раз дисциплинированно игнорируют соблазны.

Продолжаем тащиться по дороге на юг вдоль ручья Кунийок, игнорируя, по настоянию Опытного Участника, все повороты направо. По его воспоминаниям, обязана существовать некая натоптанная лыжня, ведущая из долины Кунийок в долину ручья Петрелиуса перед самым началом хребтика Пачвумчорр, разделяющего эти две долины. Идем то на лыжах, то пешком. Ни тот, ни другой способ удовольствия не доставляет. Удивительно, как раскатанный снегоходами снег может быть настолько неудобен для передвижения. Наконец, добираемся до начала хребтика (он справа, за ручьем), но никаких признаков обещанной ломовой лыжни не видим. В итоге находим какой-то след в сторону ручья, съезжаем вниз по крутому склону и перебираемся через ручей по снежным мостам. Подъем на тот берег тоже по крутякам и кустам. Наверху подсекаем буранку, ведущую в северо-западном направлении, что нам и нужно. Через километр она сходится с другой дорогой, идущей с северо-востока. Похоже, это одно из проигнорированных нами сегодня ответвлений, идущее напрямую почти от самой базы. Один-два лишних километра мы сегодня сделали.

Продолжаем идти по постепенно набирающей высоту лыжне в сторону перевалов Петрелиуса. Проходим поворот на перевал Южный Чоргорр. Встречаем группу, возвращающуюся из радиалки на перевал Восточный Петрелиуса. Они говорят, что на его противоположной, определяющей стороне висит мощный карниз. Наконец, через полтора перехода после переправы через Кунийок, решаем встать недалеко от границы леса. В ручье, под крутым противоположным берегом, пробив тонкий лед, набираем воды. В общем, опять прекрасные условия проживания.

Вечером беспокоит начинающая портиться погода. На крайний случай у нас есть вариант отхода в Кировск по все той же буранной дороге через простой и нудный перевал Кукисвумчорр, он же «Труба», но пользоваться им очень не хочется. Отдельные участники проявляют нервозность по поводу того, успеют ли они завтра на поезд и т.д., но Старый Инструктор гасит очаги беспокойства спокойными и оптимистичными речами. Ложимся спать, положившись на Мать-Моржиху и прочих местных духов.

Предыдущая часть ____ Продолжение следует....


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100