Автор:Екатерина Бушкина, Ташкент.

Дневник экспедиции на высшую точку Узбекистана

До недавнего времени не было точно известно, где находится Высшая точка Узбекистана. Большая часть населения и не задумывалась особо об этом… Хотя, вот я думаю, что знать, какая Высшая точка твоей Родины – хоть и не самое главное, но все же нужно, для общего развития. Многие жители Узбекистана были убеждены, что самая высокая точка - Большой Чимган (3309м, курортное место в Узбекистане, но отнюдь не высшая точка), кто-то предполагал, что она находится где-то на границе и выше 4000, кто-то думал что это знаменитый Хазрат-Султан, место паломничества верующих…

Недавние события прояснили данный вопрос, а именно:
4 июня этого года на высшую точку Узбекистана выдвинулась экспедиция, состоявшая из шести узбекских альпинистов:
Осипов Александр (руководитель)
Харманис Дмитрис
Кириллов Владимир
Зубарев Андрей
Скрипник Дмитрий
Бушкина Екатерина
9 июня безымянная вершина 4643 была покорена.

Итак, сначала о самой вершине:
Высшая точка Узбекистана имеет высоту 4643м, находится в Гиссарском хребте в Сариасийском районе Сурхандарьинской области, на узбекско – таджикской границе. В 1964 –м году было совершено первовосхождение на эту гору, ей было дано название – пик им. ХХII съезда ЦК КПСС. Но документов с той экспедиции не осталось, как не было обнаружено документов с других экспедиций. В последние 10 лет несколько попыток зайти на эту гору закончились неудачно, несколько лет назад на вершине побывало двое альпинистов – таджикистанец и англичанин, но документов о своем восхождении они так же не оставили. Сейчас пока эта вершина является безымянной, но уже поданы документы в Олий Маджлис на присвоение ей соответствующего названия. Подходы к вершине со стороны Узбекистана сильно затруднены, поэтому другие экспедиции пытались зайти на гору со стороны Таджикистана, так же и команда А.Осипова решила не искать пока самых сложных путей, а штурмовать гору со стороны соседнего государства. Успешно перейдя границу близ Самарканда, после семичасовой дороги, мы добрались до Таджикского поселка Сарытаг (близ о.Искандаркуль), там решили заночевать.

Сказочная страна

С этого поселка начиналось самое интересное. На следующее утро (5 июня) наша экспедиция отправилась в сторону реки Дикондора, взяв в аренду в поселке 6 осликов для перевозки тяжелого груза. Некоторые участники даже решили попробовать себя в качестве наездников

За день прошли 15 километров, до крайнего места, куда могли идти ослики. Это было настоящее путешествие по сказочной стране: зеленые склоны невысоких гор, под ногами цветы - от только пришедшей сюда весны, а совсем рядом – величественные снежные четырехтысячники… На высоте 3100м, в очень живописном ущелье реки Дикондора мы разбили лагерь.

Не все так легко дается….
Дальше предстояло нести весь тяжелый груз на себе… А это было:
тяжелое снаряжение, запас еды примерно на неделю, ну и конечно, личные вещи. 6 июня мы выдвинулись в путь, кое как разделив между собой тяжелую поклажу и еле-еле одев рюкзаки.

По плану участникам предстояло пройти 5 км по леднику, набрав при этом 1000м высоты. День выдался отличным, теплым и солнечным, мы видели следы горных козлов и, предположительно, снежного барса (!), старались заснять на фото и видео весь маршрут для облегчения последующих экспедиций, да и просто потому что такую красоту хотелось запечатлеть на память. Но высота действовала слишком сильно, да и груз был нелегким – идти было очень тяжело. Не дойдя километр пути, группа устроилась на ночевку на высоте 3800м. 7 июня еще полдня было потрачено на подход к запланированному базовому лагерю под самим маршрутом. Лагерь поставили в красивейшем цирке на леднике Дикон. Только жалко – саму вершину с лагеря видно не было… 8 июня трое участников экспедиции отправились на разведку маршрута, остальные отдыхали в лагере, мужественно борясь с горной болезнью. Лично меня тошнило по утрам, постоянно не было аппетита, зато была одышка и болела голова. Единственное средство от этой болезни я видела в работе – никакие лекарства все равно не помогали. Во второй половине дня погода начала портиться и наши «разведчики» спустились.

Штурм вершины
Наконец, 9 июня мы все дружно взялись за выполнение самой цели всей экспедиции – покорению высшей точки Узбекистана. Погода радовала всех – утро выдалось теплым и солнечным, без единого облачка.

На маршрут вышли двумя группами – более опытные Осипов и Харманис – впереди, для разведки остальной части маршрута и провешивания веревок, за ними все остальные. Восхождение прошло без происшествий, сам маршрут мы классифицировали как 3А к.тр. С гребня нам открылась незабываемая панорама на Гиссарский хребет , только вот жалко – на вершине со стороны Узбекистана было густое облако, ничего рассмотреть было невозможно. Сфотографировались на вершине только на фоне таджикских гор. Саму техническую часть маршрута я описывать здесь не буду, скажу только что провесили 5 веревок, снега было достаточно и он был относительно твердый так что весь маршрут прошли в кошках, на маршруте встречались следы предыдущих экспедиций – петли и туры. На вершину вся команда поднялась в 4 часа дня, там нашли тур, правда без записок, но неподалеку от вершины нашли рубашку, видимо, как доказательство того что на вершине кто-то уже побывал. Рубашку с вершины сняли вместо записки, оставили свою спортивную записку в туре, поставили два флага – узбекский и флаг спонсора Ucell, выпили шампанского (взяли его для торжественности, думали – будет красивый фонтан – но то ли такое шампанское, то ли высота подействовала – из бутылки показался только легкий дымок), отсняли море фото и видео материалов… и отправились вниз. В лагерь вернулись в 10 вечера, уставшие, голодные…но довольные!

Всегда мы должны возвращаться…
На следующее утро двинулись в обратный путь. Мы решили не терять лишнего дня на отдых на леднике, а восстановить свои силы на меньшей высоте, там где теплее и где есть растительность. Путь, при подъеме на который мы затратили полтора дня, вниз занял у нас 4 часа. Спустились быстро то ли потому что высоту стремительно теряли и соответственно самочувствие становилось все лучше и лучше, то ли так хотелось увидеть зеленый пейзаж, а может надоело тащить тяжелый рюкзак – хотелось быстрее его сбросить… На обратном пути нас застала гроза: немного посыпало градом и полило дождем, но это все казалось уже таким пустяком… Единственной мыслью было то, что хорошо что гроза началась когда мы уже спускались, а не в день восхождения. В общем погода была полностью на нашей стороне. Поставили лагерь снова на том же месте, на высоте 3100м, впервые отлично спалось ночью и вдруг проснулся аппетит после нескольких дней горной болезни… 11 июня рано утром (погода снова стала отличная!) Саша Осипов и Володя Кириллов вышли из лагеря в сторону поселка, взяв с собой только личные вещи. Дойдя до поселка они договорились с погонщиками и прислали нам 5 осликов, потому что донести весь груз вниз своими силами было невозможно. В это время остальная группа восстанавливала свои силы на 3100, я даже успела загореть J Спуск в поселок лично для меня был очень интересным – я стала профессиональной наездницей на осликах. Мы даже гонки устроили!

К вечеру 11 июня вся команда собралась в поселке Сарытаг. Попробовали таджикского плова, порадовались гостеприимству жителей горного поселка и, на ночь глядя, отправились в путь. Впереди нас ждало целых 7-8 часов по неровным, большей частью проселочным дорогам, часто идущим по самому обрыву над скалистой рекой Заравшан… Сначала мы пытались поддерживать бодрость духа дружными песнями, но сон взял свое – к утру спали уже все. В 6 утра мы были в приграничном таджикском городе Пенджикент, там нас накормили завтраком и проводили до границы, а во второй половине дня мы уже были в родном Ташкенте. Вот так закончилось наше путешествие в сказочную страну гор… В настоящее время идет составление паспорта маршрута и уже поданы документы в вышестоящие инстанции для того, чтобы этой горе дали название. Все участники экспедиции, а так же организаторы: Федерация Горного Туризма и Экстремальных Видов Спорта и компания Ucel остались очень довольны. Экспедиция была замечательной, очень дружной и душевной, мы вернулись победителями, принесли большой вклад не только в собственное развитие и опыт, а так же множество впечатлений, но и немалый вклад в развитие и процветание своей Родины!

Авторы фото: Владимир Кириллов, Дмитрий Скрипник и Андрей Зубарев.

Шоб мне так жить!

Пачаму мы не узбекские алпенисты,э? По фамильям вроде подходим. И бэлий жылэтик тожэ найдём... Катья, ищи ещё бугорки с рубашкой! Я тоже так хачу! Чтоб и туда- ишак, и оттудь- тож ишак! Отличный поход выходного дня!

Высшая точка Узбекистана

Ребяты, вы Дугобу совсем забыли, там и пятитысячники имеются. Не уж-то киргизы Шахимардан кругом обложили.

Замечательный рассказ!

20 - 30 лет назад именно в таком стиле и такими словами девочки описывали свои первые поездки в альплагеря. Катя! Ты прелесть! Жил бы в Ташкенте,- обязательно нашел бы время тебя поцеловать. Все бы так писали! А то вечно ноют, что что на границе машину разбирают, еще где-то рюкзак украли, гаишники в Киргизии деньги вымогают на каждом шагу, в горах ветер сопли через зад выдувает и снегу по самые шлакенбарды... Нытики! Нет, Катя, ты - лучше всех! ЦЕЛУЮ!