Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Николай Бандалет, Минск

Район пика Кызыл-Аскер - основные вершины, возможности первопрохождений и первовосхождений

2007 год был годом первых экспедиций альпинистов постсоветского пространства в район пика Кызыл-Аскер, Центральный Тянь-Шань, хребет Западный Кокшаал-Тоо , после «Золотого века» Советского альпинизма.
В том году сразу две экспедиции: наша (клуб «Хан-Тенгри», Минск) и Александра Одинцова посетили этот район после экспедиции Е. Ильинского 1988 года.
В промежутке между этими датами район несколько раз посещали иностранцы. Они разбивали базовые лагеря в районе ледника Комарова.
В 2009 году клуб «Хан-Тенгри», Минск совместно с клубом им. Демченко, Москва провел еще одну экспедицию в этот район.
Учитывая то, что в 2009 году в районе работало пять групп (три альпинистские и две туристские), небывалое число для этого района, нельзя утверждать, что район является белым пятном на альпинистко-туристской карте.
Но все же информации по району еще недостаточно. Не буду повторяться в подробностях об истории покорения, климате, труднодоступности и заброске.
Отмечу только то, что район является сложным в целом, именно в сочетании всех этих факторов.
Поэтому оптимальным, с моей точки зрения, является посещение этого района хорошо подготовленными горовосходителями и сплоченными командами, благо объектов для первовосхождений и первопрохождений здесь еще предостаточно.
Для более полного представления о Западном Кокшаал-Тоо, я выкладываю карту всего хребта в хорошем разрешении и панораму от пика Королева на Востоке до Кызыл-Аскера на Западе, снятую Дмитрием Супонниковым в 2006 году с перевала Кубергенты.

[карта] [панорама]

Надеюсь, и карта и панорама будут полезны будущим восходителям и путешественникам по этому прекраснейшему горному району. Карта нам была представлена польскими восходителями Михалом Кролом и Анджеем Соколовским в 2009 году под Кызыл-Аскером. Я не знаю автора этой карты, но названия вершин и ледников - это плод исследований различных восходителей, начиная с 30-х годов прошлого столетия. Первопрохождения:

В первую очередь конечно - это сам Кызыл-Аскер (5842м), главная вершина района и третья по высоте в Западном Кокшаал-Тоо. За всю историю на гору совершено четыре восхождения по разным маршрутам и еще было три попытки.

Первовосхождение на эту гору совершила команда К. Валиева в 1985 году. Легендарный состав сделал восхождение на гору по северо-западной стене в рамках чемпионата СССР по альпинизму в высотно-техническом классе, и в итоге команда заняла 4 место.
Линию маршрута на своей фотографии 1988 нарисовал Виктор Николаевич Седельников.

Еще одно восхождение с севера совершили британцы в 2009 году. Из короткой заметки не совсем понятно, куда совершили восхождение альпинисты Великобритании. Заметка, например, здесь гласит, что Dave Gladwin and Tom Stewart из Великобритании совершили первое восхождение по очень трудному северному гребню 1400m ED2 WI3/4, M6+/7 an UIAAVI.
Зная гору, смею предположить, что ими было совершено первое восхождение на Кызыл-Аскер Северный. Вот и все маршруты с севера.
Несмотря на суровость и величину северо-западной стены, все-таки основной интерес представляет юго-восточная стена Кызыл-Аскера.

При перепаде стены примерно 1300м - это уже полноценный объект бигвола. Впервые разведана и сфотографирована юго-восточная стена Кызыл-Аскера британским восходителем Линдсэем Гриффином (Lindsay Griffin) в 1997 году. В 2002 году двойка Guy Robertson and Ez Tresidder своей целью поставила прохождение юго-восточной стены Кызыл-Аскера.
Они поднялись примерно на 500 м по крутому снежно ледовому кулуару левее основного контрфорса стены, и остановилась из-за плохого состояния льда и снега. Это была первая попытка прохождения юго-восточной стены. А в это время связкой британцев Pete Benson и Matt Halls было совершено второе восхождение на вершину.
Маршрут был проложен с юга по кулуару между собственно Кызыл-Аскером и пиком Панфиловской дивизии с выходом на северную сторону и далее по северной стороне.
Маршрут, относительно не сложный (одна веревка VI категории сложности по шотландской системе) проходящий в основном по снегу и льду, был пройден за 18 часов.
Проблему юго-восточной стены Кызыл-Аскера решила команда Одинцов-Ручкин-Михайлов в 2007 году. Они залетели вертолетом прямо из Бишкека на небольшое озеро перед ледником Кызыл-Аскер.
После короткой акклиматизации команда перелетела под стену на китайскую сторону. И за девять дней прошли маршрут на Кызыл-Аскер по центральному ребру ЮВ стены. Пройти самый сложный маршрут по центру юго-восточной стены предприняли члены нашей экспедиции 2009 года Дмитрий Головченко, Сергей Михайлов и Сергей Нилов.
Всего 300 метров по высоте не хватило им до вершины.
Плохая погода в виде продолжительных периодических снегопадов помешала им довести дело до конца. Вот и все маршруты и попытки на Кызыл-Аскер. Здесь еще очень много линий для первопрохождений - хорошие маршруты на очень хорошую гору.

Еще несколько слов хочу сказать про спуск с вершины.
Очевидно, что самый простой спуск на север по крутому разорванному леднику, который начинается с самой вершины, на ледник Кызыл-Аскер Восточный на высоту 4100м.
Тройка Одинцов-Ручкин-Михайлов в 2007 году затратила 1,5 дня на спуск с вершины до базового лагеря у озера. Они отмечали плохое состояние снега на склонах во время спуска.

Пик Верный (5250м).

Черная гранитная стена слева от Кызыл-Аскера, если смотреть с севера, в верховьях ледника Кызыл-Аскер Восточный это и есть пик Верный. Вершина имеет свою интересную историю освоения и историю названий.
Более подробно все изложено здесь.
За всю историю на вершину совершено четыре восхождения по трем маршрутам и некоторое число попыток. Этому способствовало красота вершины и близость к базовым лагерям.
Первовосхождение на вершину совершила команда Казахстана под руководством Владимира Тугалева в составе Евгений Карпов, Алексей Иванов и Виктор Запятой в 1988 году.
В августе 2002 года связка шотландских альпинистов Blair Fyffe and Neal Crampton совершила второе восхождение на пик Верный по длинному и сложному северному гребню, два дня затратив на подъем и примерно столько же на спуск. Сложность отдельных участков маршрута они оценили ED+.
В 2009 года белорусско-российская команда составе Николай Бандалет, Дмитрий Головченко, Александр Малаховский, Сергей Михайлов и Сергей Нилов прошли новый маршрут по центру северо-западной стены, проложив самый сложный маршрут на гору. Надо отметить, что, несмотря на то, что протяженность северо-западной стены Верного меньше, чем юго-восточной стены Кызыл-Аскера, рельеф на Верном сложнее. Об этом говорил Сергей Нилов, участник восхождений на обе горы.

Вершина представляет собой снежно-ледовый купол. Спуск с вершины сначала пешком по гребню, а потом косыми дюльферами в сторону перемычки в гребне и от перемычки далее вниз в восточном направлении на ледник.

Третьей горой с моей точки зрения, которая представляет значительный интерес для восходителей, является Великая Китайская стена (the Great Walls of China).
Она расположена в южном отроге от Кызыл-Аскера на территории Китая и представляет три очень мощных скальных бастиона.

На гору совершено всего одно восхождение двойкой Guy Robertson and Ez Tresidder. Комбинированный маршрут Border Control (WI5 шотландская система VII/VIII A1) получился длиной 13 веревок и только три из них легче, чем V (WI4) по шотландской системе.
Маршрут проложен по правой части третьего самого дальнего от перевала бастиона по ледовым рекам. Связка не поднималась на вершину.
По словам Ez Tresidder это не было актуально и к тому же очень хотелось пить, с собой не было воды. Спуск по пути подъема.
Всe остальные стены, девственно чисты.
Откровенно говоря, стена впечатляет, даже больше, чем стена Кызыл-Аскера, хоть и короче. Перепад стены примерно от 500 до 700 метров.
Конечно, кроме этих трех гор есть и другие объекты для первопрохождений.
Наиболее популярным объектом среди иностранных альпинистов, посещавших район, является Охровая стена, расположенная над ледником Комарова Западный.

Стена имеет восточную экспозицию и представляет собой набор скальных бастионов разделенных снежно ледовыми кулуарами разных размеров. Здесь проложено достаточно много маршрутов. Характерным является прохождение маршрутов в легком стиле за один день.
Это позволяет сделать как длина стен, так и относительная простота спуска.
Самый сложный маршрут проложен испанскими альпинистами: Ak Saitan (“White Devil”— 600m, 6a+ A3+).

На леднике Кызыл-Аскер Восточный нужно отметить еще несколько объектов, кроме северо-западной стены Верного.
По ходу справа от Верного расположен длинный скальный бастион Кызыл-Аскера Северный, мы назвали его Забором.

Его стена имеет восточную экспозицию и длина маршрутов на него менее, длины маршрутов на Верный.
Но спуск не в пример короче и является частью спуска с Кызыл-Аскера. На нем тренировалась команда Одинцова в 2007 году, но прохождений стены не было.
Для любителей микста - северная стена пика Панфиловской дивизии. Эта стена запирает узкое ущелье в верховьях ледника Кызыл-Аскер Восточный.
Она полностью свободна для первопрохождений, так как казахстанская команда первовосходителей в 1980 году проложила свой маршрут на перемычку между пиком Верный и собственно пиком Панфиловской дивизии.
Еще одна вершина в районе ледника Кызыл-Аскер Восточный представляет некоторый интерес. Это пик Gronky.

Первовосхождения

Мы эту гору называли Большая Белая из-за огромной снежно-ледовой шапки на вершине горы. Стена западной экспозиции не разу даже не была в планах восходителей.
Первовосхождения.

Сразу хочу сказать, что объектов для первовосхождений в районе Кызыл-Аскер с киргизской стороны не очень много. Справа по ходу от ледника Кызыл-Аскер Западный совершены восхождения только на самые низкие вершины.
На остальные вершины, включая западное плечо Кызыл-Аскера (5632м), восхождений не было.

С китайской стороны все намного интересней. Напротив Великой Китайской стены (the Great Walls of China) через ледник Руднева вершина 5082. Прямо на вершину ведет относительно простой снежно-ледовый склон.
И таких вершин с китайской стороны не мало. Главный интерес все-таки представляют две большие горы 5464 и 5665.
Подход под них из киргизской стороны займет почти два дня. И на этих вершинах есть много места для полета фантазии.
Несмотря на то, что пик Белый (5697м) не является собственно вершиной района пика Кызыл-Аскер, но это самая высокая непокоренная гора Западного Кокшаал-Тоо.
На нее было несколько попыток.
Очень интересные фотографии сделал Jerry Dodrill в 2000 году с южной стороны пика Белый.
Не совсем понятно, к какой горе это относится, но стена впечатляет!

Заброска и подходы.

Следуя канонам подобной литературы, скажу, что самая лучшая заброска вертолетом. Он имеет массу достоинств и только один недостаток, но существенный. Автомобилем из Бишкека или Каракола два дня.
Два раза посетив этот район, скажу, что самым лучшим местом для базового лагеря является озеро Бивачное в долине ледника Кызыл-Аскер.
Ближе всего к любым объектам восхождений, уютно и просто великолепные виды. Нам дважды не удалось доехать до озера, и мы разбивали ВС в часе ходьбы ниже.

Дорога вообще там не простая, а до озера тем более. Но если посмотреть на фото из экспедиции 1988 года, то там вообще два автомобиля и, по словам участника той экспедиции Евгения Карпова, он не помнит особых трудностей и болот, правда старые следы автомобилей и порванные тросы встречаются.
Но сейчас болота там есть и, не смотря на это добраться туда реально. Шансы возрастут при заброске двумя автомобилями.
Два УАЗа или УАЗ и ГАЗ-66 или автомобили помощнее.
Если коротко охарактеризовать дорогу, то до заставы Орто Кашакасуу она терпима, от заставы до поворота собственно к горам плохая и последний участок экстремальная.
Все иностранные экспедиции разбивали базовый лагерь в долине ледника Комарова. Где точно, я не могу сказать.
По некоторым сведениям сюда заброска проще. Отсюда к вершинам на леднике Кызыл-Аскер дальше, даже если получиться организовать ВС максимально близко к леднику.

Подходы на Китайскую сторону через перевал Window Col (4700м) перевал простой, путь на него может быть достаточно тяжелым после обильного снегопада.
Ледник Руднева на Китайской стороне закрытый и сильно разорванный и надо быть осмотрительным при передвижении по нему.
Подход под северо-западную стену пика Верный сначала по левобережной морене, по ходу, ледника Кызыл-Аскер Восточный и далее переход на сам ледник. Это оптимальный путь.
Подход под северо-западную стену Кызыл-Аскера также не представляет трудностей. От озера под ледником Кызыл-Аскер идем, как и под Верный с дальнейшим пересечением ледника вправо.
Второй вариант переправа через реку и по правобережной морене ледника Кызыл-Аскер Западный с выходом на ледник.
Маршрут от озера Бивачное к перевалу Window Col идет сначала влево вдоль небольшого ручья и далее через небольшой ледник, преодолев некоторой перегиб, спускаемся на ледник Комарова Западный.
Если же не удалось доехать до озера, то оптимальный путь до него (озера) по многочисленным турам сложенным примерно посредине между рекой и склоном. Так вероятность попадания в болота минимальна.

Погода.

После двух экспедиций 2007 и 2009 годов сложились эмпирические представления о погоде.
Мы были в одном и тот же месяце, в августе, но погода была разная.
Конечно, там достаточно холодно и одежда и обувь должна быть соответствующей. В первый год все периоды непогоды были кратковременные, и погода менялась с калейдоскопичностью даже в течение одного дня.
Внизу особенно досаждал сильный ветер, а вверху в это время было очень холодно.
Во второй раз периоды непогоды были более длительные, а в общем было теплее, особенно следует отметить, что слабее дул ветер.
Но нужно быть готовым к выпадению значительного количества снега в любое время даже в базовом лагере.
А в целом хороший настрой погода реально не может изменить, так как горы вокруг просто изумительные.

Фотографии: Виктор Седельников, Татьяна Фролова, Дмитрий Головченко, Владимир Сиротин, Дмитрий Супонников (панорама), Jerry Dodrill и из коллекции экспедиции Александра Одинцова 2007 года.

Особая благодарность Виктору Николаевичу Седельнику и Ez Tresidder за помощь и предоставление материалов.

Читайте на Mountain.Ru:

Экспедиция Кызыл-Аскер 2009

Юго-восточная Киргизия, хребет Кокшаал -Тоо,
район в. Кызыл-Аскер ("Красная Армия" (перевод))