Горы мира > Алтай >

Автор:Юрий Ермачек , Екатеринбург

Триумф победы и трагедия в штурмовом лагере

30 мая 2010 года, в 14 часов дня, на вершину Белуха Восточная поднялись в полном составе все 13 участников-альпинистов Уральского Высокогорного Клуба.
Впервые, в нашей экспедиции приняли участие польские альпинисты.
Богуш Магрел, польский гид и Дорота Ярош:
она стала первой из женщин Польши покорившей Белуху!

Нашей радости не было предела. С вершины открывался великолепный вид на близлежащие горы. Светило солнце, было тепло.

Но как только начали спускаться, погода испортилась, подул сильный ветер, продувая всех нас насквозь.
К палаткам спустились в 20.30. Восхождение заняло 13 часов. Все продрогли и устали.
Пьем чай и согреваемся в спальниках, с намерением, завтра спуститься вниз. Ночью Сергей Ефимов сообщает, что ему плохо и надо идти вниз.
Но в 4 утра нас накрывает сильная гроза:
штормовой ветер со снегом и нет никакой видимости. Необходимо вести Сергея вниз, но это невозможно.
Внизу лабиринт трещин, без видимости и при таком сильном снежном ветре их не пройти.
Мы остаемся ждать улучшения погоды. Для Сергея гора не оставляет никаких шансов на спуск.

Буран не прекращается весь день, приходится откапывать палатки от снега каждый час.
Самочувствие Сергея ухудшается. Появились явные хрипы в груди.
Даем антибиотики и делаем уколы, но это не помогает. В легких все больше накапливается жидкость, все чаще ему приходится сплевывать мокроту.
В 23.45 Сергей умирает: пена из легких перекрыла дыхание. Сердце остановилось, пульса нет.

После пережитого шока от смерти … - готовим тело Сергея к транспортировке:
укладываем в спальный мешок, перекладываем на каремат и перевязываем все веревкой.
Вытаскиваем из палатки и присыпав снегом, обозначаем его местонахождение двумя лыжными палками.

Одна из загадочных территорий на территории России - Алтай.
В переводе с тюркского "Алтай" означает "золотые горы"
в древние времена он был центром великой культуры кочевников.
Сегодня многие ищут ворота в древнюю страну Шамбала, скрытую от людей, именно здесь.
Именно Алтай, находящийся на стыке Китая, Монголии, России и Казахстана станет центром цивилизации после того, как человечество разрушит самое себя, написано в древних манускриптах.
Самой высокой вершиной Алтая является гора Белуха (4506 метров), центр материка Евразия, равноудаленный от четырех океанов. Подъем на эту гору способен возрождать и очищать душу человека, говорят очевидцы!

Белуха - высочайшая двуглавая вершина Алтая в восточной части Катунского хребта - располагается на северо-востоке Восточного Казахстана на границе Казахстана и России..
Состоит из разделенных седловиной Западной Белухи ( 4440 м ) и Восточной Белухи (4506 м ).
На склонах Белухи крупные ледники (Менсу, Катунский, Большой Берельский, Черный, Капчальский, Мюштуайры, Ак-Кемский) общей площадью 70 кв.км дают начало реке Катуни и её притокам.
В 1995 г . правительством Республики Алтай был образован природный парк "Белуха".

Как добраться
Если в нескольких словах, то все маршруты к подножию Белухи начинаются в поселке Тюнгур.
До Тюнгура мы добирались на автомобиле. Из Бийска, по Чуйскому тракту, через Семинский перевал и, не доезжая, Туекты сворачивали направо на Усть-Коксу, Усть-Кан.
Между этими населёнными пунктами находится пост Акташского погранотряда, для въезда в приграничную зону нужны документы.
Машину оставляли в посёлке на турбазе. Дальше 45 километров пешком. Тропа вдоль Аккема только пешая.
Коней, для перевозки груза, предварительно нанимают в посёлке у местных жителей.

23 мая Турбаза"Высотник".
Наша команда на двух "Газелях" достигла Тюнгура. Погранпост проехали без проблем, наши пропуска были заранее готовы.
В них только дописали недостающих в списке наших участников.
В 20.00 вечера приезжаем на турбазу "Высотник", где уже готова баня.
Час парятся девушки, затем парни. В 23 часа торжественный ужин.
Не совсем приятная новость, что Газ-66 не поедет, слишком разбита дорога из-за дождей и нет лошадей, они все еще на пастбищах.
Тащить все на себе, через перевал Тузуяк, это слишком круто. Все устали с дороги, и в 24 часа идем спать.

24 мая "Три березы"
Спали все, после бани, очень хорошо, не хотелось просыпаться. В 9 утра завтрак.
Приходит коневод и обещает найти лошадей. Откладываем 120 кг груза:
продукты, веревки, кошки и обвязки. Остальное потащим на себе.
В 11 часов дня, вся команда уходит к перевалу, а я остаюсь дожидаться лошадей.
Только к 16 часам лошадей нашли. Загружаем груз и выходим.
За 4,5 часа приходим к "Трем березам", где нас уже ждут остальные. Пройдено 17 км.

25 мая. Водопад "Текерлю"
С утра находим прошлогоднюю заначку - котлы и треноги и оставляем заначку продуктов, по плану здесь ночевка на обратном пути.
В 8 утра все в сборе и выходим наверх. Погода второй день отличная.
Еще 17 км и мы на стоянках "Текерлю". Ужинаем и раньше обычного ложимся спать.

26 мая Озеро Аккем. Ущелье Ярлу.
Утренний подьем, завтрак и к 11.30 все участники достигают озера Аккем. Здесь, на метеостанции, заказываем баню на 17 часов.
Сами располагаемся с удобством на бочках МЧС. Вот уже третий год подряд, с радушием нас встречает местный старожил бочек, Владимир!
Пообедав, выходим в ущелье Ярлу, где находится место посадки всех НЛО.
За два часа сбегали туда и обратно, и в баню, сперва девушки, потом парни.
Радует, что зону клещей мы проскочили, их было не так много, потому что впереди шли лошади.
Нашему коневоду Егору, удалось провести лошадей через прижим и доставить весь груз к бочкам МЧС.
Поужинали, приготовив все на костре и попели песни под гитару. Гитара хранится здесь, на бочках.
Третий день отличная погода.

27 мая "Томские ночевки"
Оставляем очередную заначку продуктов и личных вещей и уходим наверх.
Много снега на леднике, к обеду он раскис и начал проваливаться под нами.
Но к 16 часам все все дошли до приюта. Ужинаем и проводим занятия.
Всем надо вспомнить, как работать с жумаром и спускаться дюльфером. Успеваем еще просушится.
Погода четыре дня радовала нас свой постоянностью.

28 мая Ледник Менсу
С утра хмарь и мелкий снег, видимость есть. За час подходим под перевал.
Еще вчера, поработать первыми захотели наши второразрядники по альпинизму Шубин Юрий (Барнаул) и Толстенко Алексей (Красноуральк).
Распределяем между разрядников менее подготовленных участников.
Навешиваем веревки и уходим на перевал. Снега много.
За нами увязалась с метеостанции собака. Сколько ее не гнали, она не отстает.
По нашим следам, она без труда, перешла перевал вместе с нами.
Немного отдохнув на перевале, начинаем спуск.
Находим большую трещину, через которую устраиваем прыжки и вдоль скал спускаемся вниз, на ледник Менсу.
Подходим под перевал и устанавливаем палатки.

29 мая Седло Берельского. Восхождение на пик Берельский
Хотели выйти раньше, но с утра была метель. Перенесли выход на два часа и вышли в 10 утра.
За один час поднялись на перевал Берельский, где встретились с узбекской группой альпинистов (Федоров Андрей - рук.).
До вершины им не удалось дойти, не взяли скального снаряжения.
Желаем им успешно спуститься и уходим наверх. Снега по колено, идем неспеша, часто сменяя друг друга.
Трещин много, но находим удобные проходы и мосты. Идем в связках.
К 16 часа поднялись на перемычку. Устанавливаем палатки, пьем чай.
Установилась хорошая погода. Решено провешать веревки по гребню.
Остальные совершат восхождение на Берельский. До вершины всего 20 минут хода.

30 мая Вершина Белухи
С утра отличная погода и безветренно. В 7.30 выходим наверх.
Первым работает Шубин Юрий(Барнаул), замыкает группу Евдокимов Виталий (Гурьевск).
К 11.30 (4 часа в пути), проходим скалы и выходим на снежное плато.
Еще три веревки по снежному куполу и мы на предвершинном гребне.
С 14.00 до 14.30 все поднялись на вершину. Погода отличная, безветренно, тепло.
Все горы внизу, как на ладони. Вместе фотографируемся.
Собака снова увязалась за нами, чуть не сорвалась со скал, вовремя поймали.
Ефимов Сергей посадил ее к себе в рюкзак, да так и занес на вершину.
Начинаем спуск по снежному куполу. Начинает дуть сильный ветер, через полчаса набежали облака.
Для спуска большой группы четырех веревок маловато, приходится долго ждать.
Только к 20.30 вечера все благополучно спустились к палаткам. Все продрогли. Устали.
Готовим чай и залезаем по спальникам. Завтра вниз.

31 мая Непогода
В 4 утра нас накрыла грозой:
вспышки молний, снежные заряды, штормовой ветер.
Все бы ничего, запасы газа и продуктов у нас на сутки, но только ночью Ефимов Сергей (Екатеринбург) пожаловался на плохое самочувствие.
В таких случаях, надо срочно сбрасывать высоту, но спускать группу в такую непогоду, в зону трещин, это равносильно самоубийству.
Уповаем только на здоровье Сергея и на то, что ухудшение погоды будет кратковременным.
По спутниковому телефону связываюсь с МЧС и сообщаю о случившемся.
Вертолет и спасотряд готовы к вылету, но только в хорошую погоду.
Связываемся со страховой компанией РОСНО и берем консультацию врача.
Больному нужен кислород. Состояние Сергея ухудшается, не помогают лекарства и уколы.
В легких накапливается жидкость. В 23.45 Сергей умирает, пена из легких перекрыла дыхание.

1 июня Аккем
В 4 утра подьем для всей группы. Ветер дует, но уже не так сильно, идет снег, нет видимости.
Тело Сергея уложили в спальник, на каремат и обвязали веревкой.
Обозначаем местоположение двумя лыжными палками. Собираем его рюкзак и оставляем при нем.
Связавшись веревкой начинаем спуск. По колено в снегу, медленно продвигаемся вперед.
В очках ничего не видно, чтобы определить какие-то очертания, надо идти без очков.
Часто останавливаемся, чтобы сориентироваться, иногда приходится возвращаться обратно.
После долгого спуска в тумане, мы выходим на Менсу. Здесь видимось уже получше.
Небольшой отдых и снова тропить снег. Пробиваемся к перевалу Делоне.
Три веревки идюльфера и самостоятельный спуск по склону. В 19 часов все спустились на "Томские ночевки".
Небольшой отдых и снова вниз. К 3 часам ночи все пришли на вагончики МЧС.

2 июня Спасотряд. Прижим.
Утром с метеостанции пришла Галина и сообщила, что вертолет готов вылететь из Горно-Алтайска.
По спутниковому телефону сообщаю, что погода установилась, будем ждать спасотряд.
К 13 часам вертолет прилетает и улетает наверх. Но поиски результатов не дали.
Вернулись на Аккем, сажусь в вертолет вместе со спасателями и вместе летим к Белухе.
Подлетаем к перемычке, вертолет зависает, спасатели выпрыгивают в снег и за 5 минут поднимают тело Сергея и его рюкзак в вертолет.
Снова садимся на Аккеме. Нам предстоит еще вернутся на базу "Высотник", где остались паспорта.
Вертолет улетает с телом Сергея в Горно-Алтайск.

Уходим вниз и после 8-часового перехода, останавливаемся ночевать за прижимом.
Передовая группа убежала вперед. Уже темнеет, поэтому не стали ее догонять.
У них котлы под комстер, у нас автоклавы и газ Продукты есть у всех.
Поэтому не беспокоимся о них и ложимся спать.

3 июня Турбаза "Высотник"
Утром подьем в 5 утра. Завтракаем и в 8 утра выходим вниз.
К 12 часам дня на "Три березы" должен привести лошадей коневод Егор.
Через час находим нашу передовую группу. У них все в порядке.
Уходим все вместе вниз и к часу спускаемся на поляну "Три березы".
Сдаем Егору кошки и обвязки, спальники, палатки и ботинки.
Вместе с Егором поедут верхом Богуслав Магрел и Кувшинова Женя, у нее сильно стерты ноги.
Остальные перейдут перевал Тузуяк на легке.
К 20 часам мы на базе.

4 июня Бийск - Барнаул
В 5 утра подьем, сборы. В 6.30 завтрак и в 7.30 выезжаем на двух "Газелях" из Тюнгура.
Заезжаем в Усть-Коксу, в отделение милиции, где пишем обьяснительные по поводу смерти Сергея.
Следователь снимает копии наших пропусков и паспорта Сергея.
На погранпосту отдаем наши пропуска.

Что привело к трагедии?
Ефимов Сергей имел первый спортивный разряд по альпинизму и имел большой опыт спасательных работ, так как был международным спасателем МЧС.
Просто так, без причин, такие альпинисты не умирают.
В группе были девушки и парни, намного слабее физически и технически.
Никто из группы, кроме Сергея, не заболел.
Выяснилось, что во время восхождения Сергей был одет в простую ветрозащитную куртку.
Не понятно, почему он оставил свою пуховку в штурмовом лагере.
С утра было безветренно и тепло, но после начала спуска с вершины, погода резко изменилась.
Подул резкий пронизывающий ветер. Даже тех, кто был в пуховках бил озноб.
Спуск занял 6 часов. Все это время Сергей терпел холод, никому ничего не сказал.
Вроде мелочь, но отсутствие пуховки привело к переохлаждению.
Вечером это было еще не заметно, но к утру это привело к пневмании.
Непогода не оставила шансов на спуск, высота ускорила оттек легких.

За время нашего похода узнаешь людей лучше:
рассудительный и спокойный, уверенный в себе, он всегда знал, что надо делать, помогал всем и советом и делом, скромный и гордый.
Имел все профессиональные качества спасателя.
Горы забирают лучших…

" И он застыл среди снегов, и между лунных облаков
Над ним гора плыла …"

Участники восхождения :
  1. Ермачек Юрий, Екатеринбург - МС - руководитель
  2. Гальцев Алексей, Екатеринбург - 1 разряд
  3. Ефимов Сергей, Екатеринбург - 1 разряд - (Дугоба-09)
  4. Евдокимов Виталий, Гурьевск - 2 разряд - (ТуюкСу-07,08, Белуха -08)
  5. Толстенко Алексей, Красноуральск - 2 разряд - (ТуюкСу -07, 08, Ленина - 08)
  6. Шубин Юрий, Барнаул - 2 разряд - (Туюк-Су, Дугоба, Ленина - 09)
  7. Вебер Елена, Новосибирск - 3 разряд - (Туюк-Су -06)
  8. Михалкин Евгений, Озерск - значок "Альпинист России" - (ТуюкСу - 09)
  9. Жилинский Денис, Одинцово - (Ленина - 08)
  10. Крохин Петр - Тюмень - новичок - (Эльбрус)
  11. Кувшинова Евгения - Новосибирск - новичок
  12. Maгрел Богуслав, Забковицы, Польша - гид Польского Высокогорного Клуба
  13. Ярош Дорота, Освенцим, Польша

илье и прочим, посвящается....

как бы это не выглядело, но к таким вещам надо быть готовым. Реакции организма могут быть непредсказуемы, скрытые инфекции- фатальны. Нарастающий отек легких не остановить спиртом. Спускаться в пургу? - ет Вы " вертикального предела" насмотрелись. Собирайте марки, господа!

Не дай Бог, побывать на месте руководителя. Кто на себе такое испытал, кидать камни в другого не будет

Руководитель сборов, который, в течение последних трех-четырех лет выкладывает отчеты обо всех восхождениях, не скрывая от суда общественности факты спасработ, сам по себе достоин уважения. Мало кто из руководителей альпмероприятий способен честно рассказать о НС, которые произошли на его сборах. Своей крутизной хвастаются многие, отчеты о «спасах» почти не публикуются. Думаю, не стоит обсуждать, коммерческие сборы были, или нет. Все сборы, которые проводятся в России- коммерческие. Профсоюзные путевки давно никому не дают. Стоит лишь надеяться, что опыт горовосхождений оппонентов Ермачека сопоставим с опытом самого Юрия Владимировича. А поскольку Ермачек- личность неординарная, яркая, харизматичная, находятся завистники и недоброжелатели. Но таких единицы, больше друзей.

Ну, чего напали?

Люди, во-первых, Белуха (если, конечно, не по Аккемской стене, о чём речь не идёт)2Б, а не 3Б. Так что значки - это уже нормально. Во-вторых, где вы видели, чтобы на четыре с половиной тысячи кислород носили. Это что Гималаи? И, вообще, случившаяся трагедия - всё же не вытекала, судя по описанному из каких-то фатальных ошибок. Это всё же трагическая случайность. Человек, идущий в горы всегда понимает, что скорая к нему там не приедет. Парню - вечная память, близким - соболезнованья. А на руководителя наезжать не надо. Ничего преступно халатного он не сделал. Какой-то истеричный отзыв Ильи Абакумова. Извините, может, Вы потеряли друга и Вам тяжело. Но спускать группу в таких погодных условиях - ещё неизвестно, чем это могло кончится. Тем более, сами многие заметили, что в группе не мастера спорта. К тому же вряд ли вопрос стоял так: или спускаем - или умрёт. Скорее всего о таком исходе никто не думал. Во избежании отёка лёгких спускают с 7-8 тысяч. Кстати, обычно тысяч до 5, и это уже считается ништяк. А тут всего четыре. Как мы любим крайнего находить.

Не первый случай, увы(((

На Победе года два назад у группы Ю. Ермачека тоже потеря была.. Не распознал состояние участника после Хана -не запретил подняться на Победу.. по медицине.. кстати, в полевых условиях пена при отеке может сниматься ингаляцией парами спирта. неужели там не знали...

SV D (все отзывы), 22.06.2010
Триумф и трагедия?

Пять баллов. Случается, что жизнь предоставляет шанс совершить что-то действительно достойное, настоящее, после чего можно сказать - не зря жил! Здесь - не случилось... Скорее наоборот. И что-то до боли знакомое читается, только то про восьмитысячники было... А интересно, это не коммерческая ли группа была? Вдогонку. Ничего преступно халатного? Честная статья, говорите? Какой триумф, какая статья - человека потеряли! Да это не статья - это полный бред! Сознательно принести в жертву своего товарища и целый день смотреть, как он умирает, и ничего не сделать? Как никто другой, руководитель понимал, что надо спускать больного. Не надо только про лабиринт трещин и пургу с камнями. Плавали. Даже волоком за несколько часов можно спустить пострадавшего на "сковородку" - почти километр! Риск для группы? Да! Но ведь были в составе группы мало-мальски опытные и наверняка крепкие ребята. Однако, думается, тут другое. Каждый участник заплатил деньги, и руководитель обязан их отработать. А в договоре - вершина, но никаких спасработ. И не дай Бог, случись что при спасах, и тогда уже конкретно руководитель отвечает за принятое решение. А так все сидят тихо, все ни при чем, кроме Сергея. Сам и виноват - оделся плохо, сам замерз, да молчал еще, что замерз. При всем уважении к некоторым высказавшимся здесь товарищам, все это не что иное, как попытка руководителя плавненько так отмазаться. А как, Юрий, вы теперь жить-то в Е-бурге будете? "Луна плыла..."

Триумф победы ?!?

Может я чего- то не понимаю... Юрий, о каком триумфе победы может идти речь, когда у вас в группе ЧЕЛОВЕК погиб?!? Совсем плохо ...

Отряд не заметил потери ...

Полный бред. Хотя уже давно привык к фразам в отчете типа, " альпинисты спустили тело товарища и продолжили восхождение". Пчелы отдельно, а мед отдельно. Вам бы промолчать , но видимо, не терпелось отчитаться нашим героям.

......

На моей памяти за последние годы всего второе описание НС в сети от руководителя .Стиль изложения кому то не нравится - Юра написал как смог , по крайней мере честно. Лучше было по тихому замять что ли ? а кислород на 4600 никто не таскает (и таскать не будет).

Ермачеку нельзя доверять комерческие группы

То что это было комерческое восхождение видно из состава группы. Больше трети человек "значки" и новички. Белуха 3Б, а значит такую группу нельзя было выпускать на маршрут. Правила ФАР существуют не для того чтобы их нарушать! Для спортивного восхождения группа не более 5-ти человек, минимум с 3-м разърядом. Такая группа могла бы быстро подняться и быстро спуститься = человек остался жив. В прошлом году я к своему стыду участвовал в таком же комерческом восхождении Ермачека на Белуху. Сказать что Ермачек нарушил все правила, предписания, советы горовосхождения это ничего не сказать. Было ощущение, что опыт предыдущих поколений альпинистов Ермачеком отвергается напрочь. То восхождение тоже было на грани, чудо что никто не погиб. Простите люди, что не написал это раньше: с Ермачеком ходить нельзя!

Больному нужен кислород

"Даем антибиотики и делаем уколы, но это не помогает"Больному нужен кислород. Состояние Сергея ухудшается, не помогают лекарства и уколы" .Какие "уколы" можно поинтересоваться,первая медицинская помощь была оказана в должном объеме?Люди,я все понимаю, но не могу понять одного,почему в вашей аптечке не оказалось кислорода?Почему наши экспедиции продолжают восхождения неподготовленными? И о каком триумфе победы может идти речь в данной ситуации?Если погиб человек.

Непонятно

По моему хорошая, честная статья. А обсуждать дак на форуме, да и обсуждать нечего, подобные случаи уже аскомину набили.

сама подача материала покоробила

то ли рекламный баннер, то ли статотчет, перемежаемый веселенькими картинками с восхождения " И он застыл среди снегов, и между лунных облаков Над ним гора плыла …" просто нелепость какая-то Ю.Ермачек не пишите, это для Вас

Что с названиями?

Ваш первый перевал - Кузуяк, а не Тузуяк, водопад Теккелю, а седло...не седло Берельского, а Берельское седло, речка там есть такая, Берель. Белуху сходили, а ни одного названия толком не знаете -:((((

bjanka (все отзывы), 18.06.2010
Увы,он не последний...

Остается лишь руками развести и посочувствовать всем,кто его знал и любил.Когда горы забирают навсегда первых твоих друзей,кажется,что это нелепая случайность,отсутствие опыта.Потом опыт появляется,но горы не унимаются.И когда снова что-нибудь происходит,не можешь взять в толк - почему?Как такое могло произойти? С ним?С кем угодно, но не с ним! А потом понимаешь-таковы правила игры.Никого это не остановит,такое будет происходить и впредь.До тех пор, пока люди не научатся не расслабляться в горах.Пока не поймут,что с горами-только на "ВЫ". И всё-таки жаль...