Автор: Григорий Богданов

Последняя осень.
Эверест трек. Сентябрь 2008г.

Читайте на Mountain.RU

Последняя осень. Эверест трек. Сентябрь 2008г (часть четвёртая)
Последняя осень. Эверест трек. Сентябрь 2008г (часть третья)
Последняя осень. Эверест трек. Сентябрь 2008г (часть вторая)
Последняя осень. Часть первая

День тринадцатый 27.09.08 Доле(4110) – Гокио (4750)

Спалось хорошо. И сны были светлые: тропа и сияющие вершины впереди.
Обычно когда хороший сон видишь, хочется его удержать, поспать ещё.
Потом проснёшься и жалеешь что всё было только во сне и всё кончилось.

А тут всё было наоборот - чуть начинало светать и я просыпался с радостным ожиданием что сегодня этот сон наяву продолжится.

Утром снова было ясно. Тхамсерку уже вовсю сиял.
До Доле солнце ещё не добралось , и было холодно. Высота всё-таки 4110 м.. Лена даже не хотела вставать.
Но в 6-45 мы всё-таки вышли.

В Лузе позавтракали. По мере набора высоты снова на глазах скудеет растительность.
После Мачермо редкие кустики и трава, всё более чахлая.

При входе в ущелье Гокио тропинка превращается в узкую каменную лестницу.
Очень шумно из за вырывающегося из ущелья потока.
Первое озеро Гокио совсем маленькое.
Скорее это речушка с необычайно синей водой, которая получилась из подпруженного ручейка. Второе озеро Гокио значительно больше.
Вдоль тропы и на берегу многочисленные столбики туров. Мы тоже тур сложили.
Очень красивое ущелье. Царство воды и камня.
Всего четыре цвета - синее небо, синяя вода, разных оттенков серые камни и ближайшие горы, немножко желтой травы и белый искрящийся восьмитысячнк Чо Ойю , замыкающий ущелье.

Далее открылось, ещё более красивое третье озеро и наконец само Гокио (4750).
Мы пришли туда к двум часам. Остановились в самой верхней лодже. Просторный номер на 2м этаже всего за 100нр!
Из окна открывался изумительный вид на озеро и горы .

Передохнули часок и пошли дальше. Поднявшись на гребень морены прямо за лоджей мы увидели огромный ледник Нгозумба.
По морене вилась тропинка и сначала по ней, а потом по основной тропе мы дошли до четвёртого озера.

Оно не произвело такого впечатления как предыдущие. Возможно из-за освещения.
Чо Ойю ещё сиял , но ущелье Гокио и озеро были уже в тени.
Вернулись в лоджу к 6 часам. Проверил записку на тропе перед входом в Гокио. Лежит.
Значит Саня с Ирой решили не торопиться и заночевали в одной из лоджей по пути.

В нашей лодже оказалась группа из Краснодара. Разговорились с Валерой - общительным мужчиной лет 50.
Их 7 человек: 3 женщины и 4 мужчины.
С ними русскоязычный проводник и три портера. Завтра сходят на Гокио Ри, а потом пойдут через перевал Чо Ла Пасс на Кала Паттар. Пришли сегодня. Искупались в озере и сходили до пятого озера.
Оказывается оттуда хорошо виден Эверест.
Если бы мы знали такое, то тоже сходили бы!

Вот что значит русскоязычный проводник - он давал им массу полезной информации:
названия всех вершин, рассказывал про местные обычаи, приводил в места с красивыми видами.

Оказывается озёра Гокио священные, и в октябре есть праздник, когда на третьем озере собирается множество шерпов, которые обойдя три раза вокруг озера и затем искупавшись в нём, очищаются от всех грехов.

Не спросил у Валеры какое турагенство всё им организовало, но стоимость их трека почти при той же продолжительности что и у нас, получалась всего на сто долларов больше.
Это при том, что был русскоязычный гид, портер на двоих и бронь во всех отелях и лоджах.

День четырнадцатый 28.09.08 Гокио Ри(5350) - Доле(4110)

Проснулись в 3-45. Через 15 минут мы были уже у начала подъёма на Гокио Ри.
Впереди, довольно высоко по склону были рассыпаны светящиеся точки - кто-то вышел значительно раньше нас.
Оказалось, что это были краснодарцы. Они вышли в 3, но шли медленно и вскоре мы оказались впереди.

Ночное небо на пятикилометровой высоте выглядит фантастически:
на аспидно чёрном фоне рассыпаны яркие крупные звёзды.
Светят как лампочки, и никакого мерцания.

Я попытался найти Полярную звезду, но не смог определить Большую медведицу.
Отличается карта южного неба от нашей, а времени на ориентацию было немного. Осталось впечатление что из-за горизонта торчала только часть ручки ковша.

На вершину вылезли в полшестого. Мы уже в третий раз за эту неделю встречали рассвет на вершине.
Нам не всегда везло с погодой, но тем не менее каждый раз это была неповторимая феерия и сплошной восторг.

Первая панорама, которую заснял, получилась чёрно- белой из-за сумерек.
Эвереста на ней не было. Всего парочка облаков висела, и в одном из них он прятался.
Но когда облако рассеялось, сомнений быть уже не могло: Эверест был на голову выше всех.
Вслед за нами поднялись красноярцы, потом канадцы, потом ещё кто-то.
Гид красноярцев затянул шерпскую песню.

Народ начал потихонечку уходить вниз. И тут подошли Саня с Ирой.
Оказывается они заночевали в Пхорце. Вчера пришли в Гокио в седьмом часу до предела уставшие, но тем не менее нашли в себе силы встать утром и залезть на гору. Молодцы!

Небо потихоньку затягивалось облаками. Эверест снова спрятался.
Мы стали ждать когда разрыв в облаках подойдёт к Эвересту. Но тут выглянуло солнце, и сразу же откуда-то снизу, от озера поднялся туман и вообще всё закрыл.
Ира, как синоптик с большим стажем, тут же нам объяснила что так и должно быть.
Тогда мы стали ждать когда пройдёт туман, и между делом соорудили большой тур.

Было грустно. Все понимали что это кульминация нашего путешествия.
Мы достигли крайней точки маршрута и теперь наша дорога пойдёт вниз, домой.
Наверняка нас ждёт ещё много всего интересного, но вряд ли уже будет лучше.

Когда туман рассеялся дыра в облаках уже прошла через Эверест. Видимо кто-то из нас плохо крутил барабаны.
Все замёрзли и захотели вниз. Я задержался на вершине ещё на полчаса, но Эверест так и не открылся.
На спуске видели стаю крупных куропаток, которые подпустили нас совсем близко.

Плотно пообедали, и немного отдохнув вышли на тропу.
Облака опустились совсем низко и клочьями тумана висели над озёрами.
Синие озёра Гокио и при такой погоде были красивы . Только Чо Ойю не хватало.

В Доле мы пришли в начале шестого.
Зашли в лоджу Yetty Inn. Номера не самые лучшие, туалет на улице, дайниинг рум полна народа.
А трекеры между тем всё подходили. Что-то нас с Саней дёрнуло сбегать в соседний домик.
Там тоже лоджа, причём совершенно пустая. Хозяйка была нам очень рада.
Что ещё надо усталому путнику. Кров над головой, тепло у печки и немножко внимания.
Всё было представлено в полной мере.

Лоджа еще не совсем достроена, внутренних туалетов не было и пришлось пользоваться уличным, вывешенным над высоким обрывом .

День пятнадцатый 29.09.2008 Доле (4110)- Намче Базар (3450 )

Утро было пасмурным. По кружке чая из термоса, и в в полседьмого мы уже вышли на тропу. Снова идём по очень красивому ущелью и опять точит мысль, что уходим.
Уходим от чего -то ,что уже никогда не повторится. Грустно.

В Пхорце Тенга, совсем маленьком селении из одной лоджи, завтракаем.
Мы с Леной обошлись чаем с печеньем и вчерашними варёными яйцами.
Саня с Ириной захотели свежесвареных и пришлось ждать почти час.
Мы ушли раньше.

От Пхорце Тенга тропа крутым серпантином уходит вверх.
На одном из поворотов повстречались с идущим сверху караваном яков.
Я отошёл в сторону и стал снимать яков на видеокамеру. Один из них уже почти пройдя мимо, вдруг сделал шаг в сторону и ударил рогом мне в живот.
Удар был не очень сильный , но совершенно неожиданный.
Не поранил , и с ног не сбил , но если бы я стоял с краю тропы, то улетел бы вне всяких сомнений.
А лететь пришлось бы долго...

Вспомнилось, как в первые дни на тропе, пропуская буйволов мы иногда останавливались с внешней стороны тропы, и шерпы - погонщики, всякий раз показывали, что пропуская животных нужно стоять со стороны склона.
Видимо были несчастные случаи. Спасибо что научили.
Як животное внешне симпатичное, но не раз слышал , что далеко не безобидное.

Фортуна вновь нам не благоволила - снова шли по красивейшим местам но, видели лишь малую часть окружающих красот.
Мы спешили, надеясь, что придя в Намче успеем сходить наверх, и полюбуемся напоследок Эверестом и Ама Даблам..
Силы, желание и время были, но от Санары и до Намче мы шли уже под дождём. Дождь кончился только ночью.

Остановились снова в лодже Holiday Inn. На этот раз кроме нас постояльцев не было.
Вечером за окном лил дождь , а мы смотрели отснятые фотографии и пили чилийское вино.

Чтобы улететь из Луклы , даже имея на руках билет на определённый день и рейс, необходимо не позднее 17 часов предшествующего вылету дня явиться или позвонить в аэропорт и подтвердить свой билет.
У нас были билеты с открытой датой. Мы также должны были явиться в аэропорт до 17 часов, и в порядке общей очереди улететь на следующий день на рейсе, имеющем свободные места.
С учётом дождливой погоды шансы заторчать в Лукле были очень велики.
Чтобы подстраховаться от возможных проблем с вылетом, мы попросили хозяина лоджи Нуру порекомендовать нам кого-нибудь в Лукле, кто мог бы помочь в случае необходимости.

День шестнадцатый. 30.09.2009 Намче Базар (3450) – Лукла (2860)
Встали по привычному рано. Погода замечательная. Ясно. Нет облаков, значит вокруг сплошные красоты.
Эх, вчера бы так.

Нуру в спортивном костюме только что вернулся с пробежки или разминки. В форме себя держит.
Раньше он в высотных экспедициях участвовал, наверное к новым готовится.
Он тут же по мобильнику позвонил в Луклу своему товарищу хозяину Namaste Lodge, тоже в прошлом участвовавшему в высотных экспедициях.
Нуру сказал что товарищ нам поможет, но в Луклу лучше прийти пораньше.
Вышли не завтракая.
Когда выходили из Намче стали свидетелями очень редкого явления:
лучи восходящего солнца отбрасывали тень горы (скорее всего Ама Даблам) на облака.
Мы сразу и не поняли что происходит:
совершенно невероятная картина – огромная сумрачная гора вознеслась на полнеба.

Чудеса продолжались - на спуске мы встретились со стадом диких козлов.
Десяток, если не больше животных спокойно паслись около тропы.
Всё как положено в дикой природе:
бородатый самец стоял выше и контролировал ситуацию.
Самки с детёнышами паслись ниже. Стоило мне достать камеру и направиться к ним, тотчас все как по команде рванули вверх.
Буддисты животных не обижают, но так спокойнее.

Позавтракали в Монжо в лодже, где провели первую ночь.
Попросил хозяйку поставить ту же музыку с мантрой.
«Ом мани падме хум» - кажется сто лет прошло с тех пор как впервые услышал.
Столько всего интересного произошло. Когда ещё так хорошо будет…

Трекеров на тропе стало намного больше. Встретили нескольких русских ,но долго не говорили.

В Лукле были уже в два часа. Отдали наши и Сани с Ирой паспорта и билеты хозяину лоджи, отдохнули, помылись, погуляли.
На главной, и похоже единственной улице Луклы было многолюдно.
Много малышни, подростки, мужчины играют у столов во что-то среднее между шашками и морским биллиардом.
Посмотрели как садятся и взлетают самолёты. Пассажирские рейсы летают в первой половине дня, а после полудня идут грузовые.
Интересно стоять над местом где кончается взлётно-посадочная полоса и наблюдать как букашка - самолётик появляется в глубоком ущелье и с ходу садится.
Полоса короткая, c большим уклоном, и самолёт летит прямо на зрителей.
Десять минут на разгрузку и взревев моторами после короткого разбега под горку, он уже тает на фоне гор.
Саня с Ирой пришли через три часа.

Namaste Lodge находится недалеко от аэропорта.
На первом этаже ресторан, на втором жилые комнаты. Есть даже небольшой внутренний дворик.
Вечером в ресторане хозяева с детьми смотрели сериал по телевизору.
Где-то неподалёку похоже была дискотека. Цивилизация потихоньку приближалась.
Мы скромно отметили завершение трека.
Хозяин сказал, чтобы к 6 утра мы были готовы идти в аэропорт.