Скалолазание > Люди >

Девочки. Часть вторая

Девочки
Город climber'ов
Юлия Абрамчук. Интервью с Чемпионкой Мира в болдеринге (2009)
Серики
Ольга Бибик. Впечатления после Бирмингема

MR: Опиши свою неделю

Жужа: Дни недели делятся на
- Когда надо проводить тренировку у моих учеников.
- Когда не надо проводить тренировку.

Если надо, то я встаю очень рано, т.к. тренирую в утреннее время, пью кофе, смотрю новости, проверяю почту, начинаю опаздывать, бегу на работу. Провожу тренировку, радуюсь успехам воспитанников. Потом борюсь с желанием поехать домой спать или самой пойти тренироваться.

Валя Юрина

Женя Казбекова

Женя Маламид

Оля Бибик
Иногда бывает день отдыха, тогда бороться не надо.
Если не надо проводить тренировку, то я сплю, пока лучик солнца не начнет светить мне в лицо, потом встаю, не спеша пью кофе, не спеша смотрю новости, занимаюсь домашними делами, наслаждаюсь днём, а когда надоест наслаждаться, то еду на тренировку, лазаю почти всегда до вечера, а потом уставшая и довольная еду домой. Если надоедает ехать домой, еду не домой.

Яна: Понедельник: 2 тренировки (утренняя-фитнесс).
Вторник: тренируюсь.
Среда: 2 тренировки (утренняя-фитнесс).
Четверг: день отдыха.
Пятница: тренируюсь.
Суббота: 2 тренировки (утренняя-фитнесс).
Воскресение: день отдыха, но обычно всегда соревы

Женя М: 6 дней в неделю я тренирую детей по три часа вечером. До этого я тренируюсь. Раза два в неделю – тренировки нет. Если есть возможность, катаюсь на лыжах, хожу в бассейн. Университет я уже закончила, сейчас учусь на заочном в институте физкультуры, но туда редко надо ходить.

Женя К: Неделя у меня очень загруженная, кроме школы я ещё занимаюсь английским, музыкой и рисованием, хожу на дополнительные занятия по информатике, математике и русскому языку. Развлекаюсь я не очень много, не хватает на это времени, больше я гуляю с друзьями на каникулах. Но и с родителями провожу время тоже, мы можем вместе сходить куда-то.

Оля Б: У меня очень сложный график последнее время, пытаюсь совмещать свои тренировки с тренерской работой. Сначала сама тренируюсь, потом с детьми занимаюсь. Свои тренировки – чаще по утрам, не меньше трёх часов, пять раз в неделю, обычно больше двух дней подряд не тренируюсь. Практикую йогу регулярно. Стараюсь по выходным выбираться на природу.

Оля Ш. 5 дней в неделю тренировочные дни по две тренировки в день, иногда по одной (зависит от периода подготовки). Свободное время посвящаю обучению, отдыху, работе тренером.

MR: О чём думаешь, когда лазишь, когда едешь на соревнования, когда проигрываешь и когда выигрываешь?

Жужа: Когда лазаю, то думаю обо всем. Это иногда мешает.
Когда лезу тяжелый маршрут, концентрируюсь на движениях и думаю о каждом следующем перехвате.
Когда еду на соревнования, всегда радуюсь!
Если проигрываю, в душе наступает опустошение, ничего не хочется, и ничто не радует. Но это не страшно, потому что я уже знаю, что через день-два это пройдет, и снова появится интерес к жизни, окружающий мир снова начнет приносить радость, снова захочется лазать и, может быть, соревноваться.
Когда выигрываю, просто радуюсь от того, что у меня что-то получилось.

Яна: Когда лезу - ни о чём, просто чувствую. Когда еду на соревнования - ура! Интересно как получится на этот раз.
Когда проигрываю, о том, что нужно больше тренироваться и совершенствоваться. А когда выигрываю - чувство большой благодарности всем.

Женя М: Всегда по-разному. Это зависит от многих факторов.
Когда лезу, иногда думаю о совершенно отвлеченных вещах (например, о книге или о фильме). А иногда о сложном месте, которое меня ожидает на трассе, могу думать о шоколадке, которая меня ждет после трассы
Когда еду на любые соревнования, всегда волнуюсь в большей или меньшей степени. Всегда надеюсь на то, что все получиться.
Но лучший вариант – это вообще ни о чем таком не думать. Но так редко получается.

Когда выигрываю, всегда рада, кажется, что теперь-то уж всегда всё будет хорошо.
Когда проигрываю, пытаюсь понять, почему не получилось и что нужно теперь делать, чтобы в следующий раз получилось.

Оля Б: Когда лазишь, забываешь про все и ни о чем не думаешь, за что я люблю этот спорт. Думаешь разве что о том, как и куда сделать следующее движение.
Когда еду на соревнования, стараюсь от всего отключиться и копить внутреннюю энергию для старта, стараюсь быть в позитиве.
Когда проигрываешь и выигрываешь – мысли и ощущения могут быть всегда разными, всегда есть чувство облегчения и опустошения в обоих случаях.
Эйфория при победах, угрызения себя внутри за что-то не так сделанное при неудачах.

Оля Ш.: Думаю обо всем позитивно, мне все интересно.

MR: Опиши типичную поездку в Европу на соревнования

Жужа: Все начинается чуть раньше – с оформления визы. Это самый неприятный и страшный момент во всем путешествии.
Обычно за неделю до отъезда мы получаем приглашение. До этого я не могу спать, не могу есть, с ужасом смотрю на календарь, в котором день отъезда все ближе, а визу оформлять надо ЦЕЛУЮ неделю.
Каждый день звоню в Федерацию, куда должно придти благословенное приглашение. Перед глазами пробегают месяцы тренировок, одуванчиковые поля в Италии, скалы, итальянские макароны, соревнования, которых я могу лишиться из-за какой-то бумажки и нелепых оформлений документов.
И вот, наконец, в один самый прекрасный день на свете, ОНО ПРИХОДИТ!
И вот, все спортсмены, с толстой папкой всевозможных бумажек, документов бегут в консульство (туда еще не очень просто попасть, в связи с огромным количеством желающих выехать за границу)

2-3 дня борьбы с принимающим документы работником консульства:
- фотографии не такие
- эти бумажки розовые, а не зеленые, переделайте
- там ты не так расписался,
- почему вы так надолго едете во Францию, когда там нет соревнований?
- где вы берете деньги на поездку, если вы не работаете?
- не хватает печати из Олимпийского комитета приглашающей стороны
- но у нас не олимпийский вид спорта
- такие правила, я ничем не могу вам помочь.

Но если очень сильно захотеть, то все получится!
Итак, виза в паспорте, счастье переполняет измученное бессонницей и беготней с бумажками тельце, улыбка до ушей не сходит с лица.
Теперь можно и подумать, куда мы там едем, и какие планы, и сколько дней или часов на собирание чемоданов.
Ну а потом, 3000км за рулем, всего пара суток без сна, и мы на месте

Первые сутки еще можно ехать на ощущении счастья от получения визы, потом уже нужна помощь кофе, сигарет, нелепых разговоров, когда не хочется говорить, а хочется только на секундочку закрыть глаза.
Короткие минуты отдыха и разминания конечностей на заправках, глоток холодного ночного бодрящего воздуха. Постоянное желание вытянуть ноги, противная боль в затекшей ноге, нажимающей педаль газа в пол, ночью слепящий свет фар от едущей сзади машины, а еще ничего не видно спереди, страх от того, что водитель может уснуть, а ты случайно уснешь на секундочку раньше него.
Миллион фур, едущих нескончаемым потоком по однополосным польским дорогам. Бдение от гаишников, которые хотят содрать денег за превышение скорости 90км\ч на двухполосной дороге. Фуры, которые постоянно перестраиваются прямо перед носом.
Описать все сложно, это надо почувствовать.

Зато, когда приезжаешь на место, все, кто едет с тобой в машине, уже как родные

Первые минуты после приезда хочется уже на автомате ехать дальше.
Потом не хочется ничего, только бы лечь и забыться сном без снов.
За время пути обычно худеешь на пару килограмм, но сил, чтобы лазить и соревноваться совсем не остается. Нужны день-два на восстановление.

Женя М: Обычно, если я знаю, что меня ожидает в пути, например, двое суток в машине, то организм сам настраивается на это заранее и только после соревнований он даст понять, что он очень устал.
А вот если я думаю, что дорога будет простая, а получается какой-то сбой, то может случиться срыв и на соревнованиях собраться не получиться, ни физически, ни морально. Но обычно, мы стараемся планировать поездки так, чтобы непосредственно перед стартом длительных переездов не было.
Смена часовых поясов с Европой особо никогда не беспокоит. С Азией гораздо сложнее.

Оля Б: Переезды из Красноярска в Европу дело непростое, это сначала 5 часов полета до Москвы, потом еще 4 часа полета до Европы, потом 4-10 часов на машине или поездах, еще смена часового пояса на минус шесть часов.
Поэтому стараюсь ехать туда не на один старт, а на несколько, чтобы часто не травмировать хрупкий женский организм
Очень нравиться брать машинку напрокат в Европе, она часто и домом служит.
Но, несмотря на все дорожные сложности, в Европу, особенно на скалы, безумно радостно ездить, там я ощущаю свободу…

Оля Ш.: Чаще всего ездим на соревнования на своей машине.
Иногда приходиться стоять по 8-10 часов на украинско-польской границе.
Ночью стараемся останавливаться поспать в хостеле. Если не получается, спим в машине.

Приезжаем всегда на день-два пораньше, чтоб отдохнуть после долгой дороги и немного акклиматизироваться.
Если получается приезжать впритык, чуть ли не в ночь перед стартом, что тоже иногда бывает, тут уже многое зависит от настроя.

MR: Лазание на скалах – как часто это случается и что удалось пролезть?

Яна: Обычно в мае лазаю в Крыму, а летом в Европе. Я не особо люблю повторять трассы, поэтому онсайтов у меня намного больше. Onsight 8a+, afterwork 8b.

Женя М: К сожалению, не так часто, как хотелось бы. Последние годы получается выехать два раза в год: зимой и летом. Самое сложное, что удалось пролезть – 8c Geminis в Родеяре, в Испании, в прошлом году.

Женя К: Пока что я лазила только на скалах Крыма и Италии, потому не очень много пролезла. В Крыму я залезла три 8b и четыре 8а.

Валя: В основном, только летом - это Крым и Италия, в прошлом году Турция, категория трасс 7a -7b max.

Яна

Оля Шалагина

Женя Казбекова с папой

MR: Мотивация

Жужа: Всегда по-разному. Но чаще всего, осознание того, что твой результат важен кому-то еще, кроме меня. Чтобы был кто-то, кто порадуется моему успеху.
Иногда мне нравится кураж, атмосфера соревнований, аплодисменты зрителей, появляется желание залезть интересные трассы.

Яна: Возможность повысить свой уровень лазания, достижение поставленных целей.

Женя М: Мне очень нравится лазать, мне очень нравиться выступать на соревнованиях, мне очень нравится выигрывать и путешествовать

Женя К: Меня мотивируют соревнования, достижение результатов. И то, на кого я хочу быть похожей. И папа мотивирует очень сильно

Валя: Постоянное желание лазать!

Оля Б: К сожалению, соревнования уже больше стали как работа. А мотивирует предвкушение и ожидание скальных выездов, потрогать новые скальные породы и попробовать свои силы на новых восьмерках.

Оля Ш.: Мотивирует всегда интерес прохождения сложного болдеринга. Смогу ли пролезть или нет.
Интересно знать свой предел и постепенно повышать его.
Очень мотивируют соревнования, на них всегда чувствую много положительных эмоций, особенно если удачные и интересные трассы, суперская организация.

MR: Почему, по твоему мнению, в России и в Украине именно в болдеринге такие сильные спортсмены?

Жужа: Так сложилось.

Яна: Люди сильные духом. Для трудности нет условий.

Женя М: Я думаю, что организовать тренировки на болдеринг проще, чем на трудность. Болдеринговых залов в последнее время очень много появилось.
А вот для трудности в России нет ни одного тренировочного скалодрома европейского уровня. Именно поэтому мы стараемся выезжать в Европу не только на скалы, но и на тренажер.

Оля Б: Мне кажется, что все-таки пока наши больше в скорости блистают.
Но в последнее время стали лидировать и в болдеринге.
Мне кажется, что тренировочный процесс в болдеринге проще организовать технически, доступнее болдеринговый зал, никаких страховок, оттяжек и т.п., болдеринг интереснее и динамичнее.
Когда есть рядом сильные спортсмены, есть за кем тянуться и на кого равняться, и приходит ощущение, что все достижимо…

Для тренировки сложности у нас пока в России нет необходимых условий, нет хороших высоких скалодромов и не сформирована школа для подготовки сложников.

И мое еще личное убеждение, что сложник-профи должен знать, что такое скалы и уметь на них лазить. Для меня скалы, как и для многих, - это дорогое удовольствие…

Женя Казбекова.
3 года назад
MR: Несколько лет назад ты сделала акцент на выступлениях в трудности. Что стало причиной?

Яна: Это мой любимый вид лазания.

Женя М: Мне всегда трудность нравилась больше остальных видов, еще с детства.
Но несколько лет назад мне пришлось почти перестать выступать в болдеринге из-за постоянно преследующих меня травм.
Без болдеринга стало гораздо легче, т.к. это самый травматичный вид скалолазания.
Я, естественно, продолжаю тренировать болдеринг, но на тренировках есть возможность снизить травматичность.

MR: Почему наши в этом виде (в трудности) уступают западникам?

Яна: Нехватка тренировочной базы - высокого тренажёра, с качественными трассами на уровне

Женя М: Нет подходящих условий.

MR: В детстве ты выступала и в трудности и в болдеринге, что стало основной причиной, по которой ты выбрала скорость?

Валя: Скорость мне ближе по моему внутреннему состоянию души и тела.
Но это не значит, что я постоянно только бегаю, я так же лазаю трудность и болдеринг.
Хожу в бассейн, тренажёрный зал, люблю просто бегать кросс на улице и зимой и летом, также катаюсь на беговых лыжах, и катаюсь на сноуборде, но очень аккуратно.

MR: Расскажи про тот случай, когда ты упала, как и почему это случилось, что ты думала, какие получила травмы, что тобой двигало, когда ты решила – после всего этого – вернуться обратно в строй, кто и что помогли. В общем, подробно, как для протокола.

Валя: В 2002 году я уже входила в состав взрослой сборной России. И мы полетели на Кубок Мира в Сингапур. Это были хорошо организованные соревнования.
Если не считать случая, который произошёл со мной в зоне разминки.
В зоне разминки стоял маленький скалодром, я бегала отрезки на скорость, пробежала, подумала ещё третий раз и всё, можно отдыхать перед финальными раундами.

Я подошла, пробежала и спрыгнула, моя нога попала между матами (один мат был высокий, другой низкий) и что-то отчетливо хрустнуло - это была моя нога.
Мне заморозили ногу, чтобы было не больно, и я пролезла в финале, когда я попыталась встать, ничего не получилось!

Меня забрали на скорой в больницу. Там сделали сложную операцию, 5 часов, поставили железную пластину 6 шурупов и один большой длинный шуруп и закрепили второй пластиной.
С утра было много врачей, они улыбались во весь рот и показывали снимки моей ноги, я не могла поверить в это. И не могла смириться, что все это в моей ноге, и я не смогу тренироваться.
Врачи обещали минимум полгода, я не буду лазать.
Потом был трудный перелет до Банкока и Душанбе, а потом мы оказались дома.

Для меня это была катастрофа, никто даже не вспоминал про моё существование, я это понимала. В спорте незаменимых людей нет.
Только мой тренер Тамара Ивановна Самойлина заехала. Она ведь мой детский тренер.
В такие моменты понимаешь, ты нужен только детскому тренеру и родителям, больше никому. Результатов-то нет.
Девчонки были на сборах в Екатеринбурге, Аня Галлямова, Таня Тарасова и Ксюша Алексеева, заехали проведать. Все готовились к юношескому Чемпионату Мира в Париже.
А я лежала дома, родители и друзья родителей возили и носили меня на скалы - Чертово Городище и Семь Братьев. Так что мне много, где удалось побывать в этот период времени.

Гипс у меня снимался, поэтому я его снимала, одевала кроссовок и ходила по дому, когда никого не было, - очень хотелось. Постоянно подтягивалась на турнике и делала пресс.
Через 1,2 месяца гипс сняли, нога была не рабочая, мышца опала, надевать туфель было невыносимо, но я начала тренировки и восстановительные процедуры в диспансере.

Через 2,5 месяца участвовала в соревнованиях. Потом полностью восстановилась, но через полгода надо было делать вторую операцию, по снятию металла с ноги, её мне делали в Екатеринбурге.

Восстановительный период после второй операции прошёл очень быстро. Так все закончилось, а я стала сильнее! Друзей в спорте нет!

MR: Твои лучшие результаты

Яна: Кубок Мира на трудность (Шамони) - 3 место. Кубок Мира на болдеринг (Москва) - 4 место.

Женя М: Международные: 7 место этап кубка мира на трудность Имст 2008.
Российские: двукратная Чемпионка России, двукратная обладательница Кубка России.

Валя: Результатов много, в прошлом году выиграла X-Game Asia.

Женя Маламид
и Миша Черников

Оля Бибик
MR: Чем отличается западноевропейское и восточноевропейское скалолазание?

Жужа: Ничем.

Яна: Думаю, восточноевропейские скалолазы лазают быстрее, на трудность.

Женя М: Я думаю, что восточноевропейское скалолазание массово больше направлено на скорость, на втором месте – болдеринг и только потом – трудность.
А западноевропейское, наоборот, - трудность, болдеринг, а скорости практически нет.

Оля Б: Специализацией и наличием близко хороших скал.

Оля Ш. Хотя бы тем, что наличие скал на Западе больше и все гораздо ближе, чем на Востоке. Я думаю, наши спортсмены более закалены в стрессовых ситуациях, ведь у нас все чаще происходит за свой счет, а не за счет спонсоров, государства.

MR: Есть ли что-то, что тебе мешает прогрессировать и что помогает?

Жужа: Мешает лень, обстоятельства, усталость. Помогает установка к цели и желание залезть на скалах что-нибудь прекрасное.

Яна: Далеко скалы. Помогает поддержка и вера близких людей.

Женя М: Мне очень помогают прогрессировать тренировки на скалах и на европейских тренажерах.

Женя К: Наверное, я сама себе мешаю прогрессировать, моя лень с которой я борюсь, помогают очень сильно мои близкие.

Валя: Мешает только то, что в России нет эталонной стены, которая бы стояла в зале и была бы оригинальной.

Оля Б: Мешают травмы, вот уже три года мучаюсь с травмой связки на пальце. Помогает – вера в то, что 8С - это реально для девочек.

Оля Ш: Единственное, что тормозит прогрессирование, это недостаточное финансирование.

MR: Твои любимые старты

Жужа: Мне нравятся соревнования в Л’Аржентьере, Кубки мира в Италии, Франции.

Яна: Удачные!

Женя М: Очень люблю выступать в Имсте, в Кране, в Шамони.

Валя: Все старты в Италии - мои любимые, вообще Европу очень очень люблю, что не скажешь об Азии.

Оля Б: L’Argentier

Оля Ш: Чемпионаты Мира и Европы, почти все Кубки Мира. Болдеринговые соревнования в Аржентьере, Арко.

MR: Планы на этот сезон

Жужа: Хочу поучаствовать на Кубках Мира в болдеринге, Чемпионате Европы, полазить на скалах, что-нибудь залезть.

Яна: Все этапы кубка мира на трудность и два на болдеринг - в Москве и Мюнхене.

Женя М: Сезон начался с Испанских скал, хоть погода и не порадовала(
Соревновательный сезон начнется с Чемпионата России в мае, потом Кубок России. Международные старты начнутся с Шамони. В перерывах между соревнованиями – скалы.

Женя К: Хочу полазить на скалах в разных странах мира. Хочу залезть 8b+, а может и 8c. И сейчас я готовлюсь к детским Кубкам Мира в Имсте, Вене.
Ну, конечно же, готовлюсь к моему первому Чемпионату Мира.

Оля Б: Хотелось бы выступить на всех болдеринговых кубках и на трудность немного.
Но за свой счет вряд ли рискну в Америку слетать, поэтому поеду только на европейские кубки.
На скалы летом хотелось бы попасть. А осенью – на Калимнос.

Оля Ш: Хочу побывать на всех кубках Мира, много времени посвятить лазанию на скалах.

MR: Чем бы ты хотела заниматься, если бы не занималась скалолазанием?

Женя К: Я бы хотела стать фигуристкой или заняться прыжками в воду, в любом случае, это должно быть связано со спортом.
Хотя мама считает, что я талантливо играю на фортепьяно, и многие говорят, что неплохо рисую.

MR: Мечты

Жужа: Свой домик в деревне

Валя: Попасть на Олимпийские Игры и выиграть их!

Оля Б: Их много, все не расскажу. Тибет, Греция, Таиланд, много, где в Испании, свой скалолазный клуб, 8с.

MR: Что будет после спорта?

Жужа: Жизнь покажет.

Яна: Посмотрим, всё будет хорошо!

Женя М: Пока вижу себя только тренером.

Валя: Стараюсь об этом не думать. Спорт-это моя жизнь.

Оля Б: Скалолазание для меня это не просто спорт - это стиль жизни, так или иначе, я буду связана со скалолазанием и всегда предана этому спорту.
Мне нравится тренерская работа. Думаю, мне есть, что передать подрастающему олимпийскому поколению
Хотелось бы как можно больше путешествовать и узнавать что-то новое…

Оля Ш. Думаю, что всегда буду жить скалолазанием. Мне интересна профессия тренера. Хочу с братом открыть в будущем свою школу скалолазания.