Вне трассMountain.RU

Горные лыжи

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ
Автор: Ваня «Mad» Малахов

O лавине и сезоне 2010

Осень Сезон 2010 для меня начался довольно поздно, много времени и сил отнял премьерный тур «Ажиотажа», кроме премьеры в Москве, я представлял фильм в Красноярске, Киеве и Смоленске. Таким образом, всего премьер было десять (еще Питер, Иркутск, Уфа, Ивано-Франковск, Одесса, Красная поляна, Гудаури), не думаю, что кто - то делал подобное до нас в лыжах. Надеюсь «Атмосфера» побьет и этот результат.
Основная проблема это недостаток единомышленников, фанатов фриски готовых помогать, почти все приходилось делать вдвоем с Колей Пиотровским, перед премьерой дикий стресс и бессонные ночи, но потом приятно было видеть полный зал Киномира в Москве, а теплее всего фильм приняли в Киеве, приятная публика (кстати, в основном сноубордисты). В декабре параллельно привезли в Россию фильм от Teton Gravity «Re: Session», все это сместило начало сезона на январь.
Зато теперь у «Ажиотажа» около 50.000 просмотров всех роликов и примерно 50.000 скачиваний самого фильма, именно благодаря этому теперь это по - настоящему выгодный проект для спонсоров, а самое главное больше людей узнает о фрирайде и ньюскуле. Спонсоры По результатам этой работы у меня прибавилось спонсоров, в октябре появились часы Suunto, в декабре Альпиндустрия: оптика и шлемы Giro, палки и защита Komperdell, носки Lorpen, лавинный рюкзак ABS, бипер и лавинное снаряжение Pieps, как мы позже узнаем, от всего этого непосредственно зависит ваша жизнь. Еще приятней продолжилось сотрудничество с Zag Skis, для съемок в Поляне мне привезли лыжи 2011 года Zag Slap RX в ростовке 195 талия 119, на них и снят мини эдит с хелметкам. Новые шмотки от Ripzone из линейки Trilogy, порадовали расцветкой.
Так же в спонсорах: мази Magic Potion, белье Pull In, велосипеды Kona и тапки Osiris. Красная поляна В этом году переменчивая Полянская погода не позволила нормально провести ни чемпионат мира, ни чемпионат России про фрирайду «Snowweek».
Что уж говорить о наших съемках, в этот раз они дались как никогда тяжело. Благодаря «Альпике-сервис» и гостинице «Олимпия», помимо постоянных членов команды (Женя Егоров, Аня Ханкевич) нам удалось привезти двух лучших ньюскуллеров Ваню Олейникова и Эмиля Абдуллина, а так же сноубордистку Аню Орлову. Для них это первое посещение Красной поляны, что из этого вышло и о всех приключениях можно будет посмотреть в фильме «Атмосфера».
Все это время в поселке так и не было снега, хотя наверху чудесным образом его оказалось немало. За все время было всего два солнечных дня, один мы потратили на Хмелевские озера с чудесным снегом, а второй…

Лавина

Огромная белая масса, практически бесшумно упав откуда-то сверху, стремительно метнулась ко мне, словно хищник, вытянувший в броске лапы. Лавина летела с огромной скоростью, километров сто в час, и неприятно пахла озоном. Запах был похож на тот, который чувствуешь, находясь рядом с работающей снежной пушкой.
Первая мысль:
черт, откуда она взялась?
Сердце сжалось в комочек, но тело действовало автоматически. Попытался развернуть лыжи по склону, но уже несся вниз по грудь в этой снежной массе.
Какое-то время, может, метров 50, сохранял контроль над лыжами, но быстро отлетели мои Zag Slap, закрученные на 14, и дальше ничего сделать уже не мог, отдался на волю стихии. Это продолжалось долго, слишком долго…
В голове мелькнуло:
лишь бы не зацепило моих друзей, нашу команду…
Умирать не хотелось, но я успел смириться и подумать, что именно так умирают люди, о которых читаешь в интернете "погиб в лавине". И тут вся эта бурлящая масса снега начала меня придавливать…
Вспомнил, чему учили:
если попал в лавину, надо пытаться делать плавательные движения и оставаться на ее поверхности.
Начал бороться – пытался выгребать, но чувствовал, как плохо это удается.
Только успевал сделать несколько движений, как тут же с силой накатывала новая снежная волна. Несколько раз готовился к самому поганому – тебя придавливает, снег останавливается и мгновенно цементируется, и, когда мне казалось, что движение замедляется, барахтался что есть мочи, пытаясь создать хоть какой-то воздушный карман перед собой.
На самом деле я летел вниз с приличной скоростью, в полной темноте, вокруг все кипело и бурлило, было ощущение, будто оказался в гигантской стиралке!
Тут вспомнил:
кулуар, по которому меня несла лавина, не открытый, он заканчивается и дальше 200-метровая пропасть, она угадывалась сверху.
Словно в подтверждение своих мыслей, почувствовал невесомость, а может, я подумал о пропасти уже в полете.

Край пропасти находился метрах в 400 ниже от места моего падения, и там уже росли деревья. Я сжался, и напряг все мышцы. Летел в полной темноте, но в момент падения показалось, что просветлело.
Дальше последовали жесткие удары о склон и деревья, началось хаотичное кувыркание, которое я попытался превратить в контролируемое.
Какое-то время мне удавалось оставаться сгруппированным, но в основном меня мотало, как тряпичную куклу:
голова – ноги, голова – ноги, контроль нулевой.
И снова невесомость… Пока кувыркался, несколько раз меня сильно ударило по ботинкам. Еще я пытался затормозить, упершись ботинками в склон, удалось даже развернуться ногами вниз, но в итоге меня еще сильней закрутило. Опять начало придавливать, и появилась новая напасть – я начал задыхаться.
Подумал:
это же охренеть, я еще не остановился, но уже задыхаюсь! Пытался вздохнуть, но рот был набит снегом, от этого стало страшно. Ощущение, будто тонешь. Тем не менее продолжал бороться, выгребать на поверхность, и готовился к "цементированию".
Все это длилось очень долго и закончилось совсем не тем, к чему я готовился, – меня вдруг выкинуло на поверхность…
Солнце, голубое небо, вокруг ни движения, ни намека на сыпуху – будто ничего не было. Я сижу на снегу ближе к краю кулуара, ошалевший, выплевываю изо рта снег с кровью и пытаюсь дышать, на носу маска, набитая снегом. Вроде целый…
Пытаюсь понять, где я, и оценить повреждения. Впереди, в прямой видимости, замечаю подъемник – посадку на высоте 960 метров.
В лавину я попал метров на 400 ниже верхней станции (2200 метров), а значит, чертовски далеко укатился. Примерно полтора километра падения, которое по моим оценкам длилось не более 90 секунд…Обе лыжи и палки остались под снегом.
Через пару минут начинает болеть левая нога, правый локоть почему-то мокрый…

Как это случилось

На Горной карусели в этот день (27 января) открылась верхняя очередь канатной дороги выводящая на 2200 метров, естественно весь народ рванул туда. Неизведанные просторы целины манили, невиданный доселе рельеф удивлял. После пары тестовых спусков в овраге мы решили отвлечься от съемок на другой стороне горы и скатиться прямо с вершины, до этого я вполне удачно прокатился по верхней части этого кулуара один.
Но теперь нас много, для кого - то спрыгнуть с 3 метрового карниза оказалось непростой задачей, после первого цикла ко мне подъехали вроде бы все ребята и я поехал первым дальше, намереваясь из кулуара свернуть на трассу чуть ниже. Как оказалось в этот момент на карнизе топтались Аня Ханкевич и местный спасатель без лыж и когда я беззаботно вспарывал нетронутую целину, карниз конечно же обвалился, спасатель покатился вниз, вызвав небольшую струю снега.
Склон казался полностью стабильным, но когда эта струя дошла до пушистого снега в 200 метрах ниже, она мгновенно превратилась в мощную и бесшумную лавину.
Когда ты уже 6 лет профессиональный лыжник ты не можешь не думать о печальных последствиях. Вокруг получают травмы и гибнут твои друзья.
Остался в горах Андрей Железнов, сдетонировали сразу несколько лавин. Небольшая лавина сбросила через весь кулуар «Погремушка» Андрея Дёминова, погиб от травм. Остался под снегом Валера Соловьёв - в месте, где никогда не было лавин склон сошел до земли. Не уберегся и свалился в пропасть, возможно лучший лыжник в мире Даг Кумс. Совсем еще молодой С.Р.Джонсон разбился об скалы в Скво Вэлли. В марте лавина сбросила в пропасть Мишу Кирилина. Мучительно восстанавливаются от перелома бедра Леша Водолазкин и Кирилл Поваринцев…

Находясь так долго в экстремальном спорте, ты не можешь рассчитывать на снисхождение, невезение и цепочка случайностей сделает свое дело рано или поздно. Две секунды. Я поворачиваю налево, из - за гребня вылетает и падает на меня река снега. Две секунды вперед и я успеваю проехать перед ней, две секунды назад и лавину можно увидеть и свернуть.

Как меня спасали

Через пару минут я сам позвонил Коле, сразу сказал, замерзаю и сломана нога. Сразу мелькнула мысль, ну вот теперь будут час тащить вниз, это оказалось не так.
В это время Коля уже проехал с бипером Pieps почти все поле до пропасти, и названивал спасателям. Еще минут 20 они продирались через кусты и облазили вокруг пропасть. В итоге ко мне пробились Коля, Женя и Максим Поливко. Начали спуск на сноуборде, обернув вокруг рюкзак, лезли по пояс в снегу. В это момент спасатели с Эльбруса Леша Водолазкин и Саня Байдаев были на связи с Колей и стояли наверху уговаривая местных спасателей дать им возможность спустить акью, но те не согласились. Пробивались буквально по сантиметрам, идти пешком очень сложно, примерно через час подъехал местный спасатель, уколол обезболивающие и поехал пробивать тропу ниже.
Сноуборд с нацепленным рюкзаком ехал не особо, а кроме того я все время с него сваливался. Ребята буквально измучились.
Через два часа снизу наконец пробились спасатели с Альпики-сервис, которым то же позвонил Коля. У них оказалось все необходимое, надувная шина и «надувная акья». Состоялось что то вроде «встречи на Эльбе» все рады, что все обошлось. Виталий Ингевечтомов улыбается морщинками у глаз и говорит: «спасем по - семейному».
Еще два часа 10-15 человек пробиваюся через несколько оврагов и ручьев протаскивая меня буквально на руках через все кусты и пеньки.
Все этот время ужасно холодно, меня колотит. Я прошу горячий чай. Вытаскивают на трассу. И тут расталкивая всех, пробивается женщина в нелепой шапке и проволочной шиной «так, я врач, не давайте ему чай, он плевался кровью», я говорю уберите ее нахрен и дайте наконец чай! Виновато наклоняется ко мне укутанному и смотрит Ханкевич, тогда я еще не знаю почему…

Больница

Меня везут в раскрытой кабинке подьемника. Наконец - то дают сесть и горячий чай.
Внизу ждет скорая, попав в лавину в 14.00 до скорой мы добираемся в 18.00. Несмотря на мой протест снимают ботинки (ноги потом конечно же замерзают) и раздевают, вся машина скоро оказывается заляпанной кровью, как оказалось локоть разбит, вся куртка внутри в крови. Заматывают.
Дальше 60 км или час езды в травмпункт в Хосте, ведь на горнолыжном курорте Красная поляна пока нет оборудованного рентгеном трампункта. В 19 часов тетенька на рентгене говорит «все - таки сломал ты ножку, парень».
Доктор попадается хороший (подумал почему то, наверно он из Абхазии), девочки делают гипс (перед этим он обкалывает лодыжку и вправляет смещение прямо руками) и сшивает размозженный локоть, всего 7 швов. Назад едем уже на такси за тысячу.

Кто виноват

Никто конечно не виноват, или виноват я сам. Вспоминается один из лучших фильмов об экстриме «На гребне волны», один из героев говорит: «это не проблема умереть за то, что ты любишь».
Смерть в горах это почетная участь, я на самом деле так думаю. Но когда это едва не случилось, спустя 15 лет катания без травм…
Надеюсь она хотя бы будет не такой нелепой…

Реабилитация

Максим Валерьевич, заведующий травмпунктом в Смоленске, ставит диагноз «крупнооскольчатый перелом большой и малой берцовой». Дальше 8 недель в гипсе, новый пластиковый гипс, контрольные снимки, причем нога атрофируется уже через две недели!
Обработка раны, снимают швы, никаких эмоций. После травмы приходят какие то письма с пожеланиями, скоро конечно все прекращается.
Ты просто ждешь, когда все закончится, становясь подлинным буддистом.
Гипс снимают, но как оказывается, с этого все только начинается. Левая нога меньше правой в два раза, голень опухшая как будто ее сломали вчера, нужно ходить на гимнастику и физио, безжалостный Максим Валерьевич вещает «кататься ты сможешь не раньше июня», (ну что же – встретимся в Les2Alpes в июле!) Хожу, хромаю, а сейчас разрабатываю ногу прыжками на дерте на своем Kona Kowan, может восстановиться быстрей поможет сплав по горной реке?

Спасибо моим спонсорам:
Suunto
Kona
Action Brothers.

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!