Автор: О.И.Мешков, г.Новосибирск

Отчет о горном походе 5 к.с. в районе Шахдаринского хребта (Ю-З Памир), летом 2009 г. Часть 1 из 2

СЕКЦИЯ ГОРНОГО ТУРИЗМА
НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ОТЧЕТ

о горном походе пятой категории сложности
в районе Шахдаринского хребта (Юго-Западный Памир),
совершенном с 28 июля по 24 августа 2009 г.

Маршрутная книжка № 0-100-09

Руководитель группы - Мешков О. И.
e-mail: O.I.Meshkov@inp.nsk.su

1. Справочные сведения:

1.1. Секция горного туризма Новосибирского Государственного Университета, Новосибирск, пр.Лаврентьева, 2, т. (383)-336-31-54.

1.2. Количественная характеристика пройденного маршрута:

Вид туризма Категория сложности Протяжённость активной части, км Продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
горный пятая 180 28 23 28.07-24.08.2009г.

1.3. Район похода:

Маршрут совершён по Шахдаринскому хребту Юго-Западного Памира.

1.4. Справочные сведения о районе.

Представляется излишним перегружать отчет подробной информацией об орографии, флоре и фауне района, которую при желании легко найти в Интернете. С точки зрения автора, основными особенностями Юго-Западного Памира являются:

- сравнительная компактность
- сочетание альпийской крутизны пиков с большими средними высотами (около 4500 м.)
- значительный (порядка километра) перепад высот на протяжении одного дня при прохождении перевалов
- жаркое лето с малым количество осадков (если повезет, конечно). Оптимальное время для походов - конец июля - август
- возможность в течение одного - двух дней выйти из практически любой точки маршрута в обжитые места
- "параллельно-перпендикулярная" орография хребтов,позволяющая легко осуществлять заброски в начале маршрута.
- наличие вершин высотой более 6000 м, восхождения на которые сравнительно просты с технической точки зрения.

Юго-Западный Памир, в состав которого включают Южно-Аличурский, Ишкашимскийи Шахдаринский хребты, (рис. 1.4.1) богат месторождениями драгоценных и полудрагоценных камней, в частности, здесь находится единственное в б.СССР месторождение лазурита.

Рис. 1.4.1. Шахдаринский хребет, входящий в состав
Юго-Западного Памира, находится на юге Таджикистана,
возле границы с Афганистаном.
Памирский тракт, по которому мы попали
к месту старта похода в кишлаке Шитхарв,
проходит через города

В некоторых ущельях морены сложены камнями с вкраплениями гранатов(рис.1.4.2). На многих реках встречаются источники минеральной воды, вущелье р.Ямчун, неподалеку от Памирского тракта, есть термальный радоновый источник, хорошо известен своими горячими природными ваннами курорт Гарм-Чашма.

Рис. 1.4.2. Гранаты, найденные под перевалом Элсберга

Освоение района горными туристами началось в конце 60-х годов прошлого века. Не смотря на относительную удаленность и статус пограничной области, Юго-Западный Памир к концу 20-го столетия был исхожен вдоль и поперек. К настоящему моменту район позволяет организовывать походы практически любой категории сложности, однако достаточное число сложных перевалов остаются непройденными и даже безымянными. Кроме гор, очень интересны жители этих мест: памирцы и македонцы. Последние гордятся своим происхождением от воинов Александра Великого. Действительно, здесь можно встретить рыжеволосых и блондинов, но насколько глубоко в веках лежит причина отличия цвета волос этих людей от радикального черного, судить трудно.

История района уходит корнями в глубины веков. Памятников времен походов Александра Македонского, конечно же, не осталось, но буддистская ступа 5-6 веков н.э. во Вранге стоит. Здесь же в конгломератном склоне нарыты пещеры, в которых в древности жили монахи. В 1987 возле кишлака Даршай мы наткнулись на три камня, лежавших рядом, на одном из которых были древние петроглифы (есть фотография в Google Earth), на другом - надпись арабской вязью, и на третьем - лозунг "Слава КПСС!".

В 90-е годы, по известным причинам, интенсивность посещения района горными туристами заметно упала. Судя по всему, большое значение для восстановления репутации Юго-Западного Памира имел поход 2003 г. команды МАИ под руководством П. Рыкалова. Очень подробный и информативный отчет об этом походе широко распространен в Интернете.

При подготовке к походу и написании отчета использовались материалы сайтов

В библиотеке МГЦТК полезная информация о перевалах взята из отчетов 80-хгодов с шифрами 3186, 4423, 4425, 4426, 4577, 5063, за что их авторам приношу свою искреннюю благодарность. Кроме того, считаю своим приятным долгом выразить благодарность Марине Таракановской, взявшей на себя труд фотографирования отчетов в библиотеке МГЦТК. Эта информация оказалась чрезвычайно полезной при планировании маршрута.

Остановлюсь кратко на личных впечатлениях, а также сведениях, имевшихся в моем распоряжении и повлиявших на выбор района похода и маршрута. Автор впервые побывал на Юго-Западном Памире в 1987 г. и с тех пор мечтал сюда вернуться. Не смотря на войну в Афганистане, в тот год туристские группы из различных городов СССР попадались навстречу как в кишлаках, так и на маршруте (на озере Зардив - сразу две). Предполагалось, что наша команда совершит нелегальное восхождение на п. Маркса (восхождения на вершины были разрешены правилами лишь в следующем году), но из-за нетипично плохих погодных условий того лета попытка не удалась. Двадцать два года спустя появилась возможность вернуть должок самому себе.

1.5. Подробная нитка пройденного маршрута:

Душанбе - кишлак Шитхарв  - р. Сарытшитхарв - пер. Остана (2А, 5284 м GPS)- пер. Ольги (2Б*, 5212 м GPS) - пер.Джарх (1Б, 5225 м) - пер. Казачий дозор (3А, 5248 м GPS) - пер. Рацека (3А, 5817 м) - оз. Зардив - пер. Ямчун (2А,5300 м) - пер. Джентив (2Б, 5145 м) - пер. Андиз (2Б, 5050м) - пер. Элсберга (3А, 5300 м, п/прох. с опр. стороны) - пер. Рига (3А, 5737 м) - пер. Овальный (2Б, 5802 м GPS) -пер. Нишгар Ц. (3А, 6450 м) - радиальное восхождение на п. Маркса(6723 м) - ледник Нишгар Восточный - р. Нишгар -кишлак Вранг - Душанбе.

На рис. 1.5.1.показан высотный график маршрута.

Рис. 1.5.1. Высоты ночевок (красные кружки)
и максимальные высоты, достигнутые в те же дни
(синие квадраты)

12 Панькова Ольга Владимировна 1989 Участник
13 Шперлих Альфред 1947 Видеооператор
14 Генаев Михаил Александрович 1986 3у 1р Фотограф

1.8. Адрес хранения отчёта, наличие кино- и видеоматериалов.

Отчёт хранится в библиотеке Новосибирского Отделения Туристско-Спортивного Союза России.

1.9. Выпускающая МКК.

Маршрут рассмотрен Западно-Сибирской зональной МКК № 154-00-66665553 Новосибирского Отделения Туристско-Спортивного Союза России.

2. Организация маршрута.

2.1. Общая смысловая идея похода.

При подготовке маршрута 2009 г. было принято решение ограничить его длительность ровно четырьмя неделями. Это связано, в частности, с тем, что авиакомпания S7 совершает рейсы из Новосибирска в Душанбе только раз в неделю. За четыре недели представлялось сложным побывать и в районе пика Маяковского (Ишкашимский хребет) и в окрестностях пика Маркса (Шахдарьинский хребет). Восхождение на пик Маркса с самого начала планирования маршрута рассматривалось как обязательный элемент. Большую роль в принятии такого решения сыграли отчеты групп под руководством П. Рыкалова и И.Овчинникова. Следует заметить, однако, что радиальные восхождения на пик Маркса с седловины перевала Нишгар Центральный совершили в конце 80-х годов прошлого века по крайней мере две группы туристов в рамках походов 5-ой категории сложности.

Для надежного восхождения на вершину высотой свыше 6500 м. требуется соответствующая высотная акклиматизация, а это значит, что нужна ночевка на высотео коло 6000 м. Кроме того, хотелось пройти "крепкий" в спортивном отношении маршрут, захватывающий наиболее красивые места района (правда, там всюду красиво). Вместе с этим, грешно было не использовать удачную орографию региона, позволяющую организовать достаточное число продуктовых забросок, чтобы разгрузить рюкзаки на маршруте. Все эти соображения вместе взятые привели к тому, что нитка маршрута была проложена вдоль Шахдаринского хребта.

Замечу, что нам очень повезло как с погодой, так и с состоянием снега на склонах. Практически в течение всего похода у нас над головой было то самое"памирское небо", о котором приходилось много слышать, но испытать эту прелесть на себе - впервые. Мы настолько привыкли к безоблачной погоде, что даже появление небольших тучек на горизонте поселяло в душе тревогу. Значительная часть ночевок, вплоть до высот около 5000 м., прошла без палаток, что давало возможность любоваться не только Млечным Путем, но и всеми известными созвездиями северного полушария (рис. 2.1.1).

Рис. 2.1.1. Звездное небо над Юго-Западным Памиром.
Ночуем без палаток

Местные жители жаловались на снежную зиму и дождливое лето, однако к нашему приезду установилась хорошая погода, и склоны гор были покрыты снегом ровно настолько, чтобы было удобно топтать ступени на спуске. На подъемах, как правило, мы шли по плотному фирну, в который хорошо втыкались кошки. Заметной лавинной опасности не было ни на одном из перевалов.

При сравнении походов 1987 и 2009 гг. бросается в глазах не только разница в погодных условиях, но и доступность необходимой информации. Кроме источников из Интернета (чего стоят хотя бы карты Генштаба с грифом "Секретно" с сайта университета Беркли), для знакомства с районом похода можно было применять программу Google Earth: окрестности Шахдаринского хребта представлены в ней с высоким разрешением. Эта программа использовалась также для расстановки по маршруту GPS-точек. Правда, во время похода GPS-навигатор применялся для ориентировки на местности от силы пару раз, однако исправно служил для измерения высоты. Очень полезной также оказалась программа Google maps, позволявшая достаточно точно определять высоты. Сочетание этой программы с орографическими картами-"ляпинками" позволяет надежно идентифицировать вершины перевалов. Координаты седловин перевалов, определенные из Google Earth, с точностью в 50-100 м совпали с истинными. "Ляпинки" были любезно предоставлены в наше распоряжение Мариной Таракановской. Наличие в группе спутникового телефона дало возможность регулярно посылать домой и получать оттуда SMS-сообщения, а также созвониться с Душанбе для уточнения сроков присылки машин на обратную дорогу. Кроме того, мы носили с собой две рации с радиусом действия около 6 км, но использовали их лишь 3-4 раза, хотя и с заметной пользой для дела.

2.2. Варианты подъезда и отъезда.

В Душанбе из Новосибирска мы долетели самолетом авиакомпании S7, предоставившей нашей группе значительные скидки на билеты, за что мы выражаем глубокую благодарность заместителю Генерального директора компании А.В.Еремину. Для покупки авиабилетов требуется загранпаспорт. В аэропорту Душанбе, куда мы прибыли 28 июля, около часа ночи по местному времени, нас встретила Елена Лоренц, глава туристической фирмы Asia Discovery (http://asiadiscovery.tj) и отвезла на квартиру к Юрию и Ирине Раевым, (д.т. в Душанбе 226-81-69, сот.992 93 404 63 28, e-mail komanda88@mail.ru), где мы за весьма умеренную плату в 3 доллара за ночь с человека остановились на ночлег в достаточно комфортабельных условиях.Радушие хозяев приятно вспоминать до сих пор!

Поиск машин для переезда в Ишкашим и далее проблемы не составил: достаточно было утром войти в ворота 13-й автобазы, как нас тут же подвели к водителям "УАЗиков", совершающим такие рейсы. Как выяснилось, водители в начале переговоров могут согласиться на очень умеренную цену, но, приехав забирать пассажиров, начнут договариваться заново, приводя весомые аргументы в пользу увеличения платы за проезд в 1.5 - 2 раза. В итоге, поездка обошлась намв 550$ за одну "Газель" в один конец (от Душанбе до Вранга). Оплата включала ожидание нас в течение двух с половиной суток, потраченных на разнос забросок.

Горно-Бадахшанская автономная область Таджикистана, где находится Юго-Западный Памир, является приграничным районом: граница с Афганистаном проходит по рекам Пяндж и Памир. Оформление пропусков, дающих право на посещение ГБАО, является обязательной формальностью, занимающей не менее одного рабочего дня.

Кроме этого,требуется оформление регистрации пребывания на территории Таджикистана. Это можно сделать заранее, по договоренности с туроператором, а вот для оформления пропуска в ГБАО нужны оригинала паспортов, в которых проставлена отметка о пересечении границы Таджикистана. Важным обстоятельством является освобождение туристов и альпинистов от экологического, "пермитного" и прочих сборов при посещении ГБАО, введенное указом президента Таджикистана в 2009 г.

Е. Лоренц вернула нам паспорта с пропусками к вечеру 28 июля, и мы успели покинуть Душанбе, прежде чем дороги вокруг столицы перекрыли в связи с визитом президента России.

По дороге до Вранга и в самом кишлаке у нас в общей сложности шесть раз проверяли документы. Эта процедура отнимает достаточно много времени, т.к. включает в себя переписывание в журнал паспортных данных всех членов группы. Заранее распечатанные списки с этими данными помогали не каждый раз, т.к. иногда проверяющий принимал этот документ с благодарностью и продолжал заполнять журнал уже с его помощью. Возможно, ксерокопии паспортов способны ускорить процесс, но иметь их требуется в изрядном количестве.

Рис. 2.2.1. Виды Памирского тракта

Маршрутную книжку пришлось предъявлять лишь однажды, в Ишкашиме, на обратном пути, при этом местный районный начальник милиции придрался к исправлениям в новосибирских номерах телефонов МКК, сделанных мною на последней странице маршрутки, и полчаса допытывался, с какой целью это было совершено. Дело дошло до сличения почерка! Так как в кабинете находился еще и его подчиненный в звании майора, занимавшийся проверкой наших паспортов, то обстановка не годилась для вымогания взятки, поэтому что нужно было начальнику - не ясно. Кончилось все угрозой позвонить областному начальнику, но была ли она осуществлена, осталось неизвестным.

Путь по Памирскому тракту от Душанбе до Пянджа очень живописен (рис. 2.2.1),хотя и утомителен. Хороший асфальт кончается примерно через 30 км после выездаиз Душанбе. Дальше на дороге попадаются только его остатки времен советской власти. Дорожные работы, однако же, ведутся и на "Газели"можно доехать до Ишкашима за сутки. Мы добрались в кишлак Вранг 30 августа, утром. Перед этим половина группы высадилась в кишлаке Зумудг, чтобы отнести заброску вверх по ущелью Медыр. Кишлак Вранг расположен на высоте 2800 м. над уровнем моря. Обратная дорога совпадает с маршрутом заезда.

2.3. Аварийные выходы с маршрута

Возможны выходы с маршрута вдоль любой из рек, текущих с Шахдаринского хребта как на север, так и на юг. Как правило,вдоль всех ущелий проходят набитые тропы. За 1-2 дня можно достигнуть населенной местности.

2.4. Изменения маршрута и их причины

Из-за недостатка продуктов, связанного с разграблением местными жителями забросок и накопившегося трехдневного отставания от запланированного графика движения, совершено радиальное восхождение на п. Маркса вместо траверса вершины. Однако этот вариант маршрута был нами заявлен.

3. Организация похода.

Район был выбран по причине, изложенной выше. Для сбора информации о маршруте использовался Интернет и фотокопии отчетов, полученных из МГТК благодаря М.Таракановской, причем по некоторым перевалам имелась возможность сравнения различных вариантов их прохождения.

Кое-какие сведения были почерпнуты из бесед с людьми, уже бывавшими в этих местах. В частности, ценные советы по прохождению перевала Казачий дозор (3А,5300 м) дал С. Нечаев. Мы имели с собой распечатки фотографий всех перевалов и вершин, которые предстояло пройти, что очень пригодилось на маршруте. Большая часть информации,собранной при подготовке к походу, оказалась достоверной во всех существенных деталях. Различия с описаниями возникли в способах преодоления некоторых перевалов: из-за благоприятных снежно-ледовых условий в ряде случаев нам удалось обойтись без навешивания веревок.

При подготовке группы проводились ледовые и скальные тренировки, а также регулярные тренировки по ОФП (зимой - беговые лыжи, летом - кроссы).

В итоге, опыта, технической и физической подготовленности участников оказалось вполне достаточно для успешного преодоления всех встреченных на пути препятствий. Кроме того, замечу, что в группе было в общей сложности 13 титулов чемпиона России на 14 человек.

3.1. Материальное обеспечение группы

3 4х местных
2 индивидуальных
3. Верёвка основная (10мм) 5 по 50м
4. Верёвка вспомогательная (6мм) 1 (60м)
5. Ледобуры 20
12. Верёвка расходная 10 м
13. Трёхголовый примус "Горыныч" 1
14.

Скороварка (8 л)+ кастрюля (10 л)+ поварёшка + защита от ветра из нержавеющей фольги + "шуба" для скороварки и кастрюли
15. Ремнабор 1

3.2. Продукты

Были взяты из расчёта 660 граммов на человека в день. Меню апробировано во многих походах. Не было случая, чтобы скороварку не вычищали до блеска. Из-за разграбления обеих продуктовых забросок рацион был существенно обеднен, особенно на последней части маршрута.

3.3. Аптечка

Наш врач - доктор медицинских наук, анестезиолог. Аптечка весила 4 кг. Витамины, лейкопластырь и лекарства от индивидуальных хронических болезней участники в потребном количестве брали самостоятельно. Попытка применения диакарба для акклиматизации не была доведена до конца из-за жалоб нескольких человек на странные покалывания в кончиках пальцев рук и ног. В течение похода врачом время от времени, в основном по просьбам участников, производились измерения кровяного давления, пульса и степени насыщения крови кислородом (рис. 3.3.1). Т.к. все эти показатели у всех пациентов неизменно находились в пределах нормы, то данные лечебные процедуры несомненно приносили пользу. Как говорится, "Айболит поставил им градусники и мартышкам сразу стало легче&hellip". К счастью, серьезных заболеваний и травм во время похода не случилось. Более того, ни разу не пришлось использовать знаменитый "бальзам Науменко" (насыщенный растворповаренной соли. Наш доктор любит лечить им все подряд).

Рис. 3.3.1. Врач за работой

3.4. Денежные расходы

Поход обошёлся примерно в 25 000 рублей на человека (1$ = 30 руб.). Большая часть денег была израсходована на оплату транспортных услуг.

Рис. 4.1. Нитка маршрута.
Старт - в левом нижнем углу карты.
Голубым цветом выделены маршруты заноса забросок.
Путь по реке Сарытшитхарв не показан.
Черные треугольники - места ночевок.
Разноцветные квадраты - перевалы

4. График движения и техническое описание маршрута (рис. 4.1)

Мы использовали новосибирское время, которое отличается от местного на +2 часа. Это было сделано для того, чтобы дежурным не приходилось вставать в 4 часа ночи.

День пути Дата Участок маршрута Время движения Характер пути Перепад высот Метеоусловия
1 30.07 1-я группа: Кишлак Вранг - до слияния с р. Чонджирав
2-я группа: Кишлак Зумудг -
до высоты ок. 3700 м вдоль р. Медыр
8-00 - 15-00 Тропа 2800 м - 3700 м Хорошие.
2 31.07 1-я группа: Слияние с р. Чонджирав - летовка на р. Внукут
2-я группа: вдоль р. Медыр от высоты 3700 м. до летовки на высоте 4200 м
8-00 - 12-30 Тропа 3700 м- 4200 м Хорошие.
3. 1.08 1-я группа: спуск с летовки в кишлак Вранг
2-я группа: спуск со стоянки на 3700 м в кишлак Зумудг
8-00 - 13-30 Тропа 4200 м - 2800 м Хорошие
4. 2.08 Кишлак Шитхарв - второй правый приток р. Сарытшитхарв до высоты 4070 м 8-07 - 19-00 Тропа, морена, травяной склон 2800 м - 4070 м Хорошие
5. 3.08 Место ночевки - перевальный цирк перевала Остана (М. Мусина) 9-00 - 18-15 Осыпь, морена 4070 м - 4755 м Хорошие
6 4. 08 перевальный цирк пер. Остана (М. Мусина) - пер. Остана - р. Баджандара, до 4100 м. 8-00 - 17-00 Фирн, лед, морена, травяной склон 4755 м - 5250 м - 4100 м Хорошие
7 5. 08 Место ночевки - связка перевалов Ольга (2Б*) - Джарх (1Б) - подход под пер. Казачий Дозор (3А) 8-00 - 18-00 Снег, скалы, морена 4100 м - 5300 м - 4900 м Хорошие
8 6. 08 Место ночевки - пер. Казачий дозор (3А) - стоянка под перевалом 8-35 - 19-00 Снег, лед, осыпь. морена 4900 м- 5300 м - 4950 м. Хорошие
9 7. 08 Место ночевки - летовка на р. Медыр 9-00 - 12-30 Снег, морена. 4950 м - 4200 м Хорошие
10 8.08 Летовка - стоянка под пер. Казачий дозор 10-00 - 19-00 Морена, снег 4200 м - 4950 м Хорошие
11 9.08 Место ночевки - седловина пер. Рацека (3А, 5750 м) 9-00 - 15-00 Фирн 4950 м - 5750 м. Хорошие
12 10.08 Место ночевки - оз. Зардив 8-40 - 18-00 Фирн. Лед, морена, травяной склон 5750 м - 3600 м. Хорошие
13 11.08 Оз. Зардив - вдоль по р. Зардив до высоты 4750 м. 10-00 - 18-00 Морена 3600 м - 4750 м Хорошие
14 12. 08 Место ночевки - пер.Ямчун (2А) - пер. Джентив (2Б) - стоянка под пер. Джентив на 4500 м. 8-00 - 16-30 Морена, снег, фирн, осыпь 4750 м - 5290 м - 4800 м - 5150 м - 4500 м Хорошие
15 13.08 Место ночевки - пер. Андиз (2Б) - стоянка под пер. Андиз 8-00 - 18-00 Осыпь, фирн, скалы, морена 4500 м - 5050 м - 4500 м Хорошие
16 14.08 Место ночевки - цирк пер. Элсберга. Обработка подъема на пер. Элсберга 8-00 - 11-00, обработка маршрута до 16-00 Осыпь, лед, скалы 4500 м - 5050 м Хорошие
17 15.08 Цирк пер. Элсберга - пер. Элсберга - летовка на р. Внукут 8-00 - 18-00 Скалы, осыпь, снег, травяной склон. 5050 м - 5350 м - 4200 м. Хорошие
18 16. 08 Дневка   Травка 4200 м Хорошие
19 17. 08 Место дневки - по р. Внукут и леднику до высоты 5200 м 8-00 - 17-00 Осыпь, морена, снег, лед 4200 м - 5200 м Хорошие
20 18. 08 Место ночевки - пер. Рига (3А) - подход под пер. Овальный 8-30 - 16-00 Фирн, лед, снег 5200 м - 5700 м - 5200 м Хорошие
21 19. 08 Место ночевки - пер. Овальный - до 5800 м по склону п. Маркса 8-00 - 17-00 Фирн, снег, осыпь 5200 м. - 5700 м. - 5200 м. - 5800 м. Хорошие
22 20. 08 Место ночевки -  п. Маркса - ледн. Нишгар В. до 5800 м. 8-30 - 19-00 Фирн, скалы, снег, лед 5800 м. - 6723 м. - 5800 м. Хорошие
23 21. 08 Место ночевки - р. Нишгар до 3900 м. 8-30 - 17-00 Фирн. лед, морена, конгломератный склон, травяной склон 5800 м - 3900 м Хорошие
24 22. 08 Место ночевки - кишлак Вранг 8-30 - 14-00 Тропа 3900 м - 2800 м Хорошие

Продолжение здесь

Молодцы

Пока шли по леднику от перевала Зардив, долго смотрел на перевал Козачий Дозор, на который мы уже не успевали. Смотрелся он классно. Но когда на джархе прочел что его собиралось идти (на тот момент наверняка прошли) 14 человек одной толпой - обалдел. Но поскольку в записке был Новосибирск, то знал наверняка что пройдут. :)) Вобщем ваши записки с Ольги и Джарха в Киеве (Глобус КПИ). Новосибирцам привет. Были за вами на этих перевалах с разницей в две недели.