Автор: Олег Ткачев, Москва

Треккинг к Аннапурне

Для начала немного общей информации о регионе...
Аннапурна — горный массив длиной 55 км в Главном Гималайском хребте, в западной части Непала, высочайшая точка которого — Аннапурна I (8091 м) — первый «восьмитысячник», покорившийся человеку. Массив расположен в южном отроге Главного Гималайского хребта, в междуречье Кали-Гандаки и Марсенгди.

Аннапурна I (8091 м) была первым восьмитысячником, на которую поднялся человек (в 1950г.), но при этом по состоянию на 2008 г. она остаётся самым "пустынным" из них - со 154 восхождениями на вершину, и самой опасной из всех восьмитысячников - с 58 погибшими на ней альпинистами (38% смертности). Кроме того, исследователями ставится под сомнение сам факт успешного восхождения на Аннапурну I в 1950 г.

После трека к Лангтангу, мы решили "прогуляться" к базовому лагерю Аннапурны 1. Мы начали наш трек 23 ноября 2009г.
В этот трек мы решили взять портера(носильщика), это был мой первый опыт трека с портером, и признаюсь весьма приятный! В результате все довольны-нам легче идти, а местные получают так необходимые для них деньги.
Все треки в районе Аннапурны начинаются из г. Покхара.
Из Катманду сюда можно добраться на автобусе приблизительно за 8 часов. Отправившись рано утром, уже к 3м часам дня можно наслаждаться замечательным видом озера Фева, на берегу которого расположена Покхара.
По приезду мы остановились в одном из местных гестхаусов,цена за номер тут около 6 $.
Перед треком у нас был один день и мы провели его в расслабленной атмосфере,катаясь на лодочке по озеру.

Покхара очень туристическое место, все отели расположены преимущественно на берегу озера-лейксайде. Здесь полно ресторанов и магазинов с сувенирами и туристическими принадлежностями. Наш с Юлей любимый ресторан ДБ МоМо, здесь весьма недорого можно отведать блюда корейской кухни.
Мы решили проверить колени поднявшись на Шанти ступу- буддийскую ступу построенную японцами на холме, откуда открывается отличный вид.

Шанти Ступа

Вид на озеро Фева и Покхару

В Покхаре настолько расслабляющая атмосфера,что мы напрочь забыли о всяческой организации. Поэтому за "пермитом"(разрешением на треккинг в регионе) пошли уже с утра в день выхода, в результате мы вышли на тропу чуть ли не в 12 часов дня. Пермит стоил около 2000 NRs. Нашему портеру мы платили 10$ в день + 200 NRs на еду, что немного удорожало трек. Из Покхары на такси мы добрались до деревни Ная Пул 1070м( далее рядом с названием места я буду указывать его высоту относительно уровня моря), откуда начинался наш трек.
Погодка была пасмурной, зато идти было очень приятно. Не торопясь прошли деревню Биретани, отметили наши разрешения на чек посту. Дальше тропа проходила через несколько маленьких деревушек, люди живут тут очень просто-собирают урожай,разводят скот.

Местные жители д. Биретани

Местные жители

гадкий утенок

Местные жители за работой

Через 4часа после выхода пришли на место первой ночевки в лоджию new bridge (новый мост) 1340 м. Здесь 3 гест хауса,мы остановились во втором (по ходу) Химчули Лодж, она показалась нам самой удобной. Зато персонал был не очень приятный, здесь нас надурили на несколько сот рупий.
Утром нас ждала отличная погодка,показались горы.

Первый вид на горы из Нью Бридж.

Местный житель совершает маникюр на фоне Аннапурны Юг, обратите внимание на мешок накидку за спиной-это национальный элемент одежды встречающийся в этом регионе.

Интересная деталь- оберег на двери нашего номера.
Подобные рисунки можно встретить повсеместно в данном регионе.

Вышли около 8 утра. Тропа виляла то вниз, то вверх без крутых подъемов, пока мы не вышли к мосту, дальше пришлось карабкаться только вверх.

Непальские портеры-эталон выносливости

Где-то через час мы добрались до селенья Джину Данда 1780 м(общий подъем 500 м/час), недалеко отсюда находятся горячие источники, исследовать которые мы незамедлительно отправились. Источники представляют собой несколько ванн расположенных прямо на берегу реки, вода поступает в ванны откуда-то из недр горы. Температура воды средняя, очень комфортная!

Хорошенько отмокнув в ванной поднялись назад в Джину. Дорога вниз к источникам занимает 15 мин а наверх придется топать в 2-3 раза дольше,после хорошего расслабления в источнике подниматься было особенно тяжело. Горячие источники в Джину обязательно стоит посетить, многие люди идут сюда только ради этого места, в Джину есть комфортные гест хаусы, в этом месте можно отлично отдохнуть и набраться сил! После купания идем дальше до деревни Чомронг 2170м. Подъем из Джину очень крутой и занял у нас около часа. Чомронг самое большое поселение на всем треке. Решаем остановиться здесь на ночь. Общее время в пути всего 2 часа не считая крюк к горячим источникам. В принципе совсем мало для одного дня,но мы не пожалели тк Чомронг очень красивая деревушка с отличным видом, которого нет в ближайших селениях дальше по пути. Мы остановились в Фиш Тэйл гх. Комната стоила 200 рупий, общий бюджет на 2х с едой около 20$.

Верхний Чомронг

Во второй половине дня мы прогулялись по окрестностям. Находясь в таких местах очень успокаиваешься, вся суета остается внизу. Вечером нас ждал вкусный ужин в отапливаемой столовой нашего гест хауса. Топят здесь газом, под обеденный стол ставится горелка которая быстро разогревает помещение.
Утром я как всегда встал на рассвете в поисках хорошего света.

Рассвет из нашего гест хауса

Южная Аннапурна высота 7219м
гора Мачапучаре 6993м так же называется "Рыбий хвост" с этого ракурса она оправдывает свое название.
Это гора считается священной в Непале и восхождение на нее запрещено

Слегка перекусив двигаемся дальше. Чомронг как бы разделен на 2 части: верхнюю, где находятся большинство отелей, и нижнюю где живут местные. Чтобы спуститься вниз по склону до конца деревни у нас ушло 40 мин.

Чомронг

Местные жители
Спустившись к руслу реки мы перешли ее по подвесному мосту и начали подъем наверх. Практически весь день мы наблюдали гору Мачупучаре. Именно с этой точки раскрывается смысл названия горы-рыбий хвост. Мачупучаре считается священной в Непале, на данный момент восхождения на нее запрещены. Погодка отличная,постепенно набираем высоту.

За 1.25 в общей сложности дошли до Сунивы,высота здесь 2125 м.
Тут 3 лоджии, в целом вчера мы могли легко дойти сюда и даже дальше, но тогда бы мы не увидели того потрясающего вида который удалось наблюдать с утра из Чомронга.
Еще 30 минут по тропе, и мы доходим до селения Реал Сунива(настоящая Сунива) высота 2340 м. Здесь три лоджии, открывается отличный вид на Мачупучаре. Идти легко, организм постепенно привыкает к нагрузкам.Наш портер весьма облегчает нам трек, у меня только рюкзак с фото аппаратурой и личными вещами, не более 5-7 кг, у Юли и того легче.

Возле лодж можно встретить нарисованные карты района с привязкой к маршруту и времени пути. Сегодня мы опережаем график, на полчаса минимум, идем быстро.

Карта маршрута.
Непальская леди явно недовольна игривым настроением джентельмена

приятная заводь на маршруте
Еще полтора часа пути и мы в Бамбу лодж (2357м). Здесь нас ждал легкий обед в компании туристов. Перед Бамбу лодж на маршруте очень резкий спуск, прыгая по ступенькам я представлял как нам предстоит карабкаться вверх на обратном пути! Общее время от Чомронга 3-30. Выходим из Бамбу по направлению к нашей сегодняшней цели - лоджии Дован(2550м). Еще полтора часа в пути и мы на месте. На часах 14-30, чистое время ходьбы за день 4-30. Не смотря на ранее время уже темнеет, все вокруг накрыли облака, достаточно прохладно. Мой термометр показал +8, предвкушаем прохладную ночку.

Поклажа портеров

Наш гестхаус в Доване
Весь вечер мы проболтали с новым знакомым Саймоном. Саймону 70 лет, более 30 лет назад он покинул СССР и обосновался в США. Не смотря на преклонный возраст он уже более месяца в горах, бродил в районе Эвереста, даже совершил восхождение на Айланд Пик(вершина около 6200м в долине Кхумбу), а сейчас прошел круг вокруг Аннапурны и свернул в базовый лагерь. Удивительно откуда силы, выходит на тропу раньше нас и и дет в 2 раза быстрее! Молодец одним словом.
Просыпаемся около 7, заправляемся мюсли и теплым чаем и выходим на маршрут.
По дороге догоняем большую китайскую группу школьников человек 30 не меньше, как повезло ребятам, настоящее приключение в столь юном возрасте. Эх мне бы так, а не с пивом по московским музеям шастать... Чуть больше чем за час дошли до следующей точке на маршруте-лоджии Хималая.

Лоджия Хималая

Тут несколько отелей,высота 2900м, но вида на вершины отсюда нет. Наша цель на сегодня МБС(Мачапучаре Бэйс Кэмп) базовый лагерь г. Мачапучаре.
Продолжаем наш путь...
Пейзаж становится более альпийским, Мачапучаре видно уже с другой стороны, "рыбий хвост" остался позади.

За час, вместо обещанных путеводителем 2х, дошли до с. Диурали(3200м), перед Диурали местная достопримечательность- пещера Хикку. На самом деле это просто огромный камень, как плита накрывающий тропу,когда то здесь был чайный домик, но его убрали из за опасности схода оползня.

"Пещера" Хикку
До Диурали мы дошли за 2.15 и в общем поднялись на 650 м. Впереди нас ждал примерно такой де участок пути. Оглядываясь назад можно сказать что 3й день трека был самый сложный.
От Диурали до МБС путь долгий и утомительный, здесь нет никаких лоджий или чайных домиков. Этот участок пути считается самым опасным, тк часть его проходит прямо под отвесной скалой. Здесь наибольшая вероятность схода оползней. Но опасность возникает в основном весной, когда с гор сходит вода, тем не менее путеводитель рекомендует побыстрее проходить этот участок и не шуметь. Существует 2 тропы, та которой шли мы проходит прямо под скалой и вторая по противоположной стороне ущелья-на случай обвалов.
Всю дорогу идем вдоль реки, становиться хорошо видно заснеженные горы, это место называют воротами в долину.
До МБС дошли в 14 00, достаточно уставшие.Здесь 4 лоджии, высота 3900, виды потрясающие!
Заселились в Мачупучаре г.х., комнаты по 200Rs, как собственно и везде на маршруте, а вот цены на еду уже выше, для каждого участка трека существует свое меню, одинаковое для любой лоджии. В лоджии познакомились с Даниелем из Нидерландов и испанцем Гуччи. Друг Даниеля плохо себя чувствует, у него все признаки АМС(горной болезни) позже вечером с горы мы увидели как он пошел вниз, не дойдя до АБС совсем чуть чуть- решил не рисковать здоровьем. Высота абсолютно по разному влияет на людей, кто-то и на 5500 чувствует себя отлично(как Юля) а кого-то выворачивает уже на 3500. Первые признаки горной болезни - тошнота, головокружение, потеря аппетита, если появляется рвота и потеря координации, пора бить тревогу. Если вовремя не спуститься можно умереть, Саймон рассказывал нам, как при нем одного парня спустили с перевала Турунг Ла 5420(на большом круге Аннапурны) уже мертвым. Чтобы избежать горной болезни необходима правильная акклиматизация, постепенный набор высоты, надо пить больше воды. На крайний случай полезно обзавестись таблетками Диамокс. Нас на этом треке горняшка не беспокоила совсем, тк мы прошли хорошую акклиматизацию на Лангтанге.

Вечер мы проводим наслаждаясь видами на южную Аннапурну и Мачапучаре.

Вид на Аннапурну Юг

Юлька

Мачапучаре на закате

Свет в горах меняется каждую минуту

Температура ночью приближается к нулевой отметке, туалет был расположен на улице и прогуливаясь до него посреди ночи я был удивлен необычным светящимся облаком. К сожалению фото не передает реального вида.

Встаем в 7 утра, в комнате +3, на улице явный минус. Солнце поднимается из за Мачапучаре, и освещает Аннапурну юг. Очень не хочется вылезать из спальника. Но мы и не торопимся, до АБС идти всего пару часов расслабленной походкой. Гуччи и Даниель ушли еше в 4 утра, они хотят увидеть рассвет из АБС и в этот же день пойти вниз. Нас время не поджимает и мы хотим переночевать на АБС и пойти вниз на следующий день. Выходим около 9 утра, по дороге наверх встречаем Саймона и Гуччи с Даниелем, они, довольные, уже бегут вниз, в тепло, всем очень надоело мерзнуть!

За ночь все ручейки замерзают и с восходом солнца постепенно оттаивают

На подходе к АБС
До АБС дошли за 2 часа, тропа неторопливо ползет вверх. Высота тут 4130 м виды потрясающие, панорама из заснеженных вершин на 360 градусов. В АБС 4 или 5 лоджий, в каждой по меньшей мере 10 номеров. Сейчас тут уже не сезон и много свободных комнат, говорят что в октябре-ноябре, все номера заняты, люди спят даже в столовой. Вообще АБС очень популярный трек, народу здесь в разы больше чем на Лангтанге . Везде присутствует некий туристический наплыв, который с лихвой окупается потрясающими видами. Наверху нещадно шпарит солнце, выйти на улицу без солнечных очков невозможно. Мне приходится щуриться в моих рыболовных поляриках, у Юли специальные горные с защитным фактором 4, в них можно спокойно смотреть по сторонам!

Местные используют солнце для подогрева воды

Перекусив решаю прогуляться, после 3х часов солнце уже заходит за Аннапурну юг и АБС погружается в тень, становиться холоднее.

На АБС постепенно находит тень,
хотя всего около 14 часов

Местные играют в волейбол на
фоне восьмитысячника
Мы решам прогуляться наверх до вью поинта на высоте около 5000м прямо у подножия ледника. К нам присоединяется кореец Кук и шерпа Мингма. Тропа идет прямо вдоль обрыва, идти действительно страшно, из под ног осыпается земля, но раз уж решили надо идти...
Поднялись наверх за 30-40 минут, до ледника рукой подать, снег здесь уже не тает, я чувствую головокружение, разница по высоте с МБС здесь более 1000м что безусловно много для подъема за 1 день.Делаем несколько фото на память и спускаемся.

Южная Аннапурна и ее ледник

Ледник

Мингма решил попозировать

Аннапурна 1 и сползающая с
нее ледяная река

Долина АБС уже все в тени, холодает.
На закате солнце освещает Мачапучаре,
все туристы вылезают сделать фото.

Аннапурна 1(8091м) на закате

Мачапучаре 6993м на закате
Вечер проводим в уютной столовой, вместе с туристами и гидами. Кормят тут отменно! На лицо прелести треккинга в Непале, заползаешь куда нибудь на 4200 а тут тебе и пицца с пивом, и даже горячий душ от солнечных батарей!
Ночью сделал усилие, выбрался из теплого спальника и сделал несколько кадров!
Ночью температура опустилась ниже нуля, но наши спальники ни разу не подвели нас на треке. Для такого трека можно посоветовать спальник с комфортом 0. Да и вообще чтобы сделать трек максимально комфортным желательно позаботиться о снаряжении, хотя я встречал людей передвигающихся налегке с одной холщевой сумкой, правда на этой сумке было написано йога-треккинг, и ее хозяин сильно напоминал Шиву!

Утро в горах-самое долгожданное время для фотографа, будильник неизменно на 6 утра. В 6-15 солнце начинает озарять горы. Заставить себя вылезти из нагретого спальника очень тяжело, но усилия окупаются отличными кадрами!

Восход озаряет Аннапурны 1(8091м справа) и Южную (7219м слева)

кто-то смеялся кто то рыдал,
а я просто нажимал на кнопку)
Возле АБС есть несколько памятников альпинистам чьи жизни забрала Аннапурна 1, среди них наш соотечественник(СССР) казахский альпинист Анатолий Николаевич Букреев .
За свою Жизнь он Успел покорить 11 восьмитысячников из 14 существующих, а всего имеет 18 восхождений на пики выше 8000 метров – рекорд для СНГ. Ему принадлежал официальный мировой рекорд восхождений на восьмитысячники за 12 месяцев. С 17 мая 1995 по 17 мая 1996 им были пройдены пять вершин: Эверест-Дхаулагири-Манаслу-снова Эверест и Лхоцзе! А свои последние 6 пиков он прошёл вообще за 10 месяцев! Анатолий Букреев погиб 25 декабря 1997 года под лавиной вместе с казахстанским кинооператором Дмитрием Соболевым при зимнем восхождении на свой уже 12-й восьмитысячник Аннапурну, сопровождая известного альпиниста из Италии Симоне Моро.

Итак побывав в короне снежных шапок мы начали обратный путь. Вышли из АБС около 8, когда солнце только показалось из за Мачапучаре. По дороге к МБС встретили группу альпинистов, то-ли корейцев то-ли китайцев в сопровождении непальских портеров. Команда шла на восхождение Аннапурны 1.

Мачапучаре подмигивает на прощание
До МБС спустились за час, воздух свеж, идти легко. Вниз решили идти за 3 дня. Идти вниз уже не так интересно, меньше смотришь по сторонам, концентрируясь на тропе. Очень в тему оказался плеер с записями В.Цоя и Б. Гребенщикова. Стараешься идти быстрее но в то же аккуратнее чтобы не споткнуться.Ходьба наверх намного безопаснее.

Непальские портеры неутомимы
За 1.5 часа дошли до Диурали, дорога большую часть идет в тени холма, мы ощущали холодок, но как только выходили на солнце начинало нещадно печь. На такую погоду лучше иметь не 1 теплую куртку, а несколько слоев тонкой одежды, которую можно снимать и одевать снова. Дошли до Добана за 4 часа. На этот же участок пути по пути наверх мы затратили около 7 часов. Высота уже 2600, и природа вокруг стремительно меняется. Это особенно заметно когда идешь быстро. Наблюдать это просто удивительно.
Молочный водопадик. В таких местах всегда вспоминаю как индуисты поливают молоком лингам во время пуджи.
Становиться сразу понятно что символизирует этот ритуал!

Тропические леса всего в нескольких
часах ходьбы от высокогорья
Еще недавно вокруг были только камни и пожухлая трава, а теперь густые тропические леса. Здесь каждый сантиметр поверхности, покрыт растительностью! Вокруг нас кипит жизнь, множество птиц, дикие обезьяны, где то в чаще водятся уникальные красные панды.
На ночь мы остановились в Бамбу, общее время в пути от АБС 5 часов.
Остановились в лождии "Зеленый Сад" кроме нас всего несколько человек. В лоджии "Зеленый Сад" я ощутил на себе все прелести горячего душа от солнечных батарей(к слову бесплатного). Удивительный сервис здесь. Есть все необходимое для жизни, в то же время ничего лишнего. Недаром Непал считается первым местом в мире по услугам в сфере высокогорного трекинга! Ганджубас здесь тоже отменный. В Бамбу были очень рады встретить Наташу. Русскую девушку с которой мы познакомились на треке Лангтанг . Наташа очень воодушевлена горами!

Юля в Бамбу
На следующее утро никуда не торопимся, утренний будильник уже отключен. Выходим в 8-30, наша цель на сегодня Джину Данда и горячие источники. В принципе идти можно и дальше, но Джину слишком приятное место чтобы не остановиться там вновь! Идти уже совсем легко, тело за 5 дней пришло в полный тонус! Проходим Суниву и Чомрон.

Прощальный взгляд на "Рыбий Хвост"

Домики в Чомронге
Перед Чомронгом резкий и долгий подъем, зато потом резкий спуск до Джину. По дороге встречаем местных, все очень приветливы, зазывают к себе на чай.

В Гималаях много детей,
ведь тут нет кризиса так же как и денег.

гигиены тоже не всегда хватает
детишки с юных лет учатся собирать урожай, наши леденцы отличный повод для знакомства!
Дойдя до Джину, кинули вещи в Намасте гест хаус. Это очень приятное место с небольшим садиком и светлыми комнатами. Пожалуй, это самое шикарное место для нас на треке. Здесь мы отлично провели время в компании Леши из Питера. В общем на этот момент трек уже превратился из борьбы с усталостью и холодом в сплошное наслаждение. Горячие источники только добавили кайфа!
Утром встаю пораньше(но уже недостаточно рано) чтобы еще раз взглянуть на заснеженные горы.
Говорю им досвидания.
Завершительный день трека был тоже очень приятный, организм полностью привык к нагрузкам, идти легко погода чудесная. На самом деле с погодой очень повезло, но это и не удивительно, сейчас, в начале декабря, здесь минимальное количество осадков. По дороге назад я ощутил неимоверный покой проходя через небольшие деревушки. Я останавливался и подолгу смотрел как живут здесь люди. В те минуты диалог остановился. И снова пошел, все переменчиво, ум неспокоен.
удивительно спокойные здесь места, можно подолгу сидеть и просто смотреть

Местный парень в традиционном мешке-накидке

Ослы неизменный и единственно возможный
наземный транспорт в этом регионе

Местные шутя называют их "mountain bike"
Спускаемся все ниже и ниже, проходя последние деревеньки, тропа идет уже почти по прямой. После полудня выходим в Ная Пул-конечную точку нашего маршрута.

Мост перед шоссе возле Ная Пул

На самом деле трек который мы шли можно пройти по нескольким маршрутом, проходя разные деревни, это несколько удлинит его по времени. При желании и наличии времени, можно просто побродить по горам с месяцок живя то там, то тут забираясь в самые дальние уголки долин. Надеюсь однажды у меня хватит времени и мотивации на такое путешествие, где нибудь в районе Кхумбу.
К сожалению в данном рассказе я не смог описать и доли того, что мы ощутили и увидели в нашем треке к Аннапурне. Так же мало внимания я уделил описанию маршрута и технической части.Поэтому, если у вас возникнут вопросы не стесняйтесь написать мне, я с радостью поделюсь всей известной мне информацией!

Олегу Ткачеву

Прочитал ваш рассказ о путешествии в Гималаях, впечатление такое, словно сам там побывал. Спасибо огромное! В октябре хотим в моей девушкой поехать туда и увидеть все своими глазами. Несколько недель изучаю тему Аннапурны и трекинга и ваш отчет мне показался настолько близок по духу и коррелирует с моими чувствами, что не удержался выразить свое уважение. Еще раз благодарю и удачи вам!