Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 3 к.с. по Внутреннему Тянь-Шаню летом 2007. Часть 3 из 3
Часть 1 здесь
1. Местонахождение Перевал находится в центральной части массива хребта Сары-Белес, который является, в свою очередь, отрогом западной оконечности Кок-Шаал-Тау. Ориентация склонов перевала - "северо-запад - юго-восток" Координаты перевальной седловины (WGS84): N 40° 39' 49.9" E 76° 21' 15.4" 2. Соединяемые долины Соединяет долину лога Итджолы на юге и правую камеру ледника в верховьях основного притока р.Б.Кульджабаши 3. История и этимология названия перевала Никаких специфических особенностей, могущих быть основой названия, у перевала нет. Перевал был пройден группой, состоявшей из туристов, профессионально - инженеров. 4. Сведения о первопрохождении Перевал впервые пройден в составе траверса со спуском на юго-восток 7 августа 2007 г. группой туристов из г. Алма-Ата и Подмосковья 5. Печатный или рукописный источник сведений По факту прохождения перевала составлено подробное описание в данном отчёте. 6. Количественные характеристики
7. Условия, при которых изменяется категория трудности 8. Описание прохождения Перевал изначально рассматривался, как запасной вариант спуска с вершины 4726 после подъёма на неё по северному гребню. При этом не существовало достоверной информации, с какой из седловин (фото 5.5.1) спуск на юг, к логу Итджолы, будет проще. Тем не менее, ожидалось, что максимальная сложность на спуск не превзойдёт 2А (тур.). Также, рассмотрев интересующее нас понижение гребня в 2006-м году с запада (фото 5.5.3), основной точкой перевала была выделена седловина-2. В итоге же оказалось, что наиболее прост спуск на юг со средней седловины. Итак, просматривая уже на месте, с западного склона вершины 4726, возможные пути спуска, мы отмечаем вариант, нанесённый на фото 5.5.4, как самый простой и безопасный. Для того, чтобы со склонов пика 4726 выйти на седловину перевала Инженерный, приходится преодолеть два жандарма - один небольшой, несколько метров высотой и второй - большую пологую башню, сверху покрытую осыпями и окаймлённую обрывами снизу. На фото 5.5.2 эта башня - справа от перевала. Тур складываем прямо на седловине - она узкая и с трудом вмещает двух человек. Вниз, на юго-восток уходит крупнокаменистая и очень подвижная осыпь. Кулуар, или, скорее, полка, на которой лежит эта осыпь, обрывается внизу слева серией скальных сбросов. Условия передвижения затруднительны - при каждом шаге из под ног уезжает приличная порция камней, при неосторожности можно улететь на сбросы вместе с ними. Движемся максимально плотной группой, подстраховывая друг друга одновременно. Через 500 метров полка поворачивает вправо, проходим, прижимаясь скал, в сторону широкого осыпного рукава, "стекающего" со стороны седловины-2. Здесь уже безопасно, в темпе добираемся до пологих "бараньих лбов" справа и снимаем снаряжение. Дальнейшее движение вниз незатруднительно: вначале среднего и мелкого размера осыпь (похоже, что моренный вал), ниже - каменистое русло ручья, крупнокаменистый завал (легко проходится справа от ручья). После "завала" выходим в зону альпийских лугов и ставим лагерь. 9. Рельеф по участкам пути Северо-западная сторона: - в подножии крутой, до 40 град, склон ледника, затем пояс осыпей, переходящих в слаборазрушенные скалы - у седловины - крутой скально-осыпной склон, с участками отвесных скал Юго-восточная сторона: - крутой (до 35 град.) осыпной кулуар-полка (ограничен скальной стеной с одной стороны). Внизу - скальные сбросы. На выходе из кулуара осыпи, моренный вал. 10. Протяженность, крутизна, время прохождения участков Осыпной кулуар-полка: 500 м, встречаются участки лёгких скал. Крутизна осыпей до 35 град., скальных участков - до 45 град. Время прохождения - 40 минут (вниз!) Поворот кулуара вправо, под скалы: 200 м, ~25 град. Время прохождения - 15 минут Осыпной склон в растворе кулуара: Осыпной вынос, "стекающий" со стороны седловины-2 (фото 5.5.1) - около 200м, уклон до 30 град. Время прохождения ступени - 20..25 минут Моренный вал: Около 200м, уклон до 30 град. (фото 5.5.7). Время прохождения ступени - 30..40 минут Каменистое русло ручья, крупнокаменистый завал, выход на "зелёнку": В совокупности - 1200 м. Максимальная крутизна до 25 град. Время прохождения - 80..90 минут 11. Требования к организации движения и страховки При прохождении перевала необходимо применение одновременной страховки. 12. Возможные опасности и меры безопасности Возможно сбрасывание осыпных камней при неосторожном движении и работе с верёвкой. Возможны камнепады, хотя естественная камнеопасность умеренна - постоянно существующих снежников или ледника над кулуаром нет. 13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу Групповое на 4-6 человек: - верёвка основная - 2х50 м - крючья скальные типа "лепесток" - 4 шт - молоток скальный/айсбайль - 2 шт - петли компенсационные 2 шт Индивидуальное: - страховочная система - каска - перчатки - ледоруб или айсбайль - карабины 14. Возможные и рекомендуемые места ночлега Южная сторона: - верховья левого притока ручья Итжолы 15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях не было 16. Фамилия, имя, отчество автора описания Дмитрий Супонников
5.6 Паспорт вершины 4726 м
1. Местонахождение Вершина находится в центральной части массива хребта Сары-Белес, который является, в свою очередь, отрогом западной оконечности Кок-Шаал-Тау. Вершина является высшей точкой хребта. Координаты вершины (WGS84): N 40° 40' 3.0" E 76° 21' 35.6" 2. Соседние долины Основной приток реки Кульджабаши, лог.Итджолы, оз. Кельсу 3. История и этимология названия Название вершины соответствует её высоте, по отметке на карте масштаба 50 000 : 1 4. Сведения о первопрохождении Нет данных 5. Печатный или рукописный источник сведений По факту прохождения вершины составлено подробное описание в данном отчёте. 6. Количественные характеристики:
7. Условия, при которых изменяется категория трудности нет 8. Описание прохождения Вершина была пройдена в составе траверса хребта Сарыбелес в направлении с севера на юг. Исходный бивуак был организован на плече вершины 4491 м ("Марима" - название дано алма-атинскими туристами в 2006 г.), немного восточнее перевала Водник. Высота лагеря составляла 4430 м. Сюда можно достаточно легко подняться двумя путями: - из долины левого притока реки Кельсу (осыпи, перемежаемые скальниками, затем шапка покровного ледника средней крутизны) - из долины верхнего правого притока реки Кульджабаши (Б.Кульджабаши) - по крутым, но безопасным осыпным склонам Выход был достаточно ранний. Снежный покров ледника, покрывающего хребет, весьма велик и его "раскисание" на солнце может сильно затруднить передвижение. Вначале идём по заснеженным осыпям, через час поднимаемся на пик Марима (4491 м). Здесь встёгиваемся в связки, т.к. дальнейший путь проходит по закрытому леднику вблизи гребня с карнизами, нависающими влево (на восток). После короткого спуска на седловину (высота 4450 м), идём по снежному склону траверсом справа от куполообразной вершины 5546 м. Спустя час после прохождения седловины 4450, спускаемся к ещё одной седловине (N 40° 40' 40.5", E 76° 21' 26.0", 4508 м), после которой начинается основной подъём к пику 4762. Вначале - 300 метров склона средней крутизны (до 35 град), после идёт плавное выполаживание. Тропим двумя связками по очереди. Перевалив через вершину 4629, выходим на "финишную прямую" (фото 5.6.6) . Держимся значительно правее гребня из-за карнизов. 40 минут хватает, чтобы выйти на пик 4726. На самой макушке карниза нет, но снежная шапка круто обрывается на восток. Просмотрев обрывистый гребень (практически, череда отвесов), уходящий на юго-восток (к вершине 4661), начинаем спускаться по куполу ледника в западном направлении. Далее нам надо будет спускаться на юг, в сторону лога Итджолы. Слева по ходу - глубокие скальные провалы, держимся немного правее гребешка. Через пол часа после начала спуска выходим на сужающийся заснеженный скальный гребень, упираясь в небольшой "жандарм". Погода значительно ухудшилась, гроза. Слышно жужжание электрических разрядов. Быстро траверсируем жандарм (с попеременной страховкой через скальный выступ) и выходим на маленькую седловину. На первый взгляд, отсюда возможен спуск на юг - вниз уходит средней крутизны, до 35 град., снежник. Но полностью путь вниз не просматривается и, судя по всему, снежник заканчивается скальными сбросами. Принимаем решение идти дальше по гребню, в сторону наклонного кулуара-полки, который просмотрели 30 минут назад. Этот кулуар находится за вторым по ходу нашего движения жандармом. Этот огромный скальный выступ имеет высоту около 80 метров и весьма обрывист с севера. С юга, напротив, верхняя часть довольно полога, закрыта подвижными осыпями, состоящими из острых обломков (беречь верёвку!). Обойдя траверсом с юга жандарм, мы спустились на выраженную узкую седловину, на юго-восток от которой уходил крутой (около 35 град.) кулуар. Погода к этому времени стала понемногу улучшаться и мы смогли рассмотреть северную сторону седловины, выводящую в правую камеру ледника верховий основного притока реки Кульджабаши. Обрывистые скалы, совокупная сложность перевала, по-видимому, 2Б. По пути нашего спуска путь проще, но очень большой для осыпей уклон, а также явное наличие ниже сбросов, заставляют нас идти плотной группой в связках, периодически даже подстраховывая друг друга. Всего на спуск до безопасных участков (пологие "бараньи лбы") ушло около часа. Здесь позволяем себе снять страховочные системы и отдохнуть. Далее, до "зелёнки", путь уже бесхитростен и несложен. 9. Рельеф по участкам пути Северный гребень: - широкий, местами переходящий в плато, снежно-ледовый гребень. На восток, к оз. Кельсу, нависают карнизы размером 2-7 м. Восточный гребень: - ближе к вершине широкий снежный гребень, ниже - узкий скальный с жандармами и глубокими сбросами на юг 10. Протяженность, крутизна, время прохождения участков (фото 5.6.1 - 5.6.3) 1: Участок "пик 4491 - седловина 4450" - заснеженный осыпной гребень, крутизна до 30 град., 600 метров, время прохождения - 20 минут 2: Участок "седловина 4450 - траверс пика 4546 - седловина 4508" - снежный склон, крутизна до 25 град, 1200 метров, время прохождения - 60 минут 3: Участок "седловина 4508 - пик 4629" - снежный склон, крутизна до 35 град, 1100 метров, время прохождения - 60 минут 4: Участок "пик 4629 - пик 4726" - снежный гребень с нависающими на восток карнизами, крутизна до 25 град, 700 метров, время прохождения - 50 минут 5: Участок "пик 726 - широкая часть западного гребня" - снежный гребень со скальными отвесами на юг, крутизна до 25 град, 400 метров, время прохождения - 15 минут 6: Участок "узкий скалистый гребень" - скальный гребень с жандармами, средняя крутизна до 20 град, 300 метров, время прохождения - 50 минут 7: Участок "перевал Инженерный - осыпной кулуар-полка" - крутой (до 35 град.) кулуар с очень подвижной осыпью и выходами на сбросы. 1100 метров. Время прохождения - 55 минут 11. Требования к организации движения и страховки При прохождении вершины необходимо применение одновременной страховки. Попеременная страховка может понадобиться в исключительных случаях 12. Возможные опасности и меры безопасности Немалую опасность в районе представляют грозы. О них писали и английские альпинисты, побывавшие на хр. Сарыбелес в 2003-м году. Большая часть северного гребня вершины увенчана карнизами 2-7 м, свисающими на восток. При спуске на юг необходимо остерегаться камнепадов и сбрасывания камней. 13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу Групповое на 4-6 человек: - верёвка основная - 2х50 м - петли компенсационные 2 шт - ледобуры - 3 шт Индивидуальное: - страховочная система - каска - перчатки - ледоруб или айсбайль - карабины 14. Возможные и рекомендуемые места ночлега Северная сторона: - западный гребень (плечо) пика 4491 (Марима) Южная сторона: - пологая часть вершинного гребня, уходящего на запад, на высоте около 4650 м - верховья левого притока ручья в логе Итджолы 15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях не было 16. Фамилия, имя, отчество автора описания Дмитрий Супонников
6. Итоги, выводы и рекомендации Итак, по результатам путешествия, можно сказать: всё задуманное получилось. Два хребта, две высшие их точки, набор интересных и красивых перевалов, каньон озера Кельсу, пещера на его северном берегу, минеральные источники на южном. Конечно, благоприятному завершению экспедиции способствовал большой объём подготовки: технической, организационной, материальной. Так, общие планы посещения района были объявлены ещё в декабре, а в феврале начата подготовка и сбор информации. Немалое внимание было уделено вопросам радиосвязи, взаимодействия между группами, согласованию дат выезда, возвращения и встреч. Благодаря пониманию и ответственности каждого человека, принявшего участие в мероприятии, всё удалось сделать вовремя и в полном объёме. Скрупулёзный подход потребовался при оформлении пропусков в пограничную зону (она начинается южнее хребтовой линии Атбаши). В 2003-м году, во время велосипедного похода по Аксайской долине, у нас был небольшой конфликт с проверяющими офицерами на погранзаставе. После того, каждый раз мы заранее ставили отметки на пропуска в Нарыне, сейчас же это можно сделать "удалённо", через представителя Сообщества, основанного на туризме (Кубат Абдылдаев - см. Контакт Лист). Для быстрого и безболезненного решения бюрократических вопросов мы запаслись формальной "бумагой" от ТССР (своего рода "охранная грамота"). В ней указывалась цель экспедиции, состав участников, сроки и район проведения. Визирующую организацию такой документ ни к чему не обязывает, путешествующим же, напротив, часто может очень помочь. Такие моменты были и в нашем случае - в аэропорту, на таможне. Район путешествия, несмотря на удалённость, можно рекомендовать не только для сложных, но и для простых походов. Также здесь можно совершать комбинированные путешествия с элементами велосипедного, водного, пешего и горного туризма. Существующая сеть грунтовых пограничных и чабанских дорог удобна для транспортной поддержки. Ещё в 2006-м году мы наткнулись на свежую геологическую дорогу (http://dsp.kz/tour/kokshaal2007/road_k/index.html), которая ведёт к золоторудному месторождению недалеко от ущелья Каратор (хребет Кёккыя). В этом году дорога была в несколько лучшем состоянии (со слов участников параллельной группы, шедшей по хр. Кёккыя), следовательно путешествующим в районе можно будет, с одной стороны, рассчитывать на поддержку геологов при аварии, с другой - появятся ограничения передвижения на местности. В заключение отметим, что хребет Атбаши продолжает оставаться практически неисследованным, а красивейшие пики восточной части Сарыбелеса ещё ждут своих первопроходцев. 7. Материальное оснащение группы Список общественного снаряжения
Список личного снаряжения
Смета похода, в рублях
АПТЕЧКА (Составила Натали Котомина) I. Инъекционные формы. Буторфанол 2 мг в 1 мл шприц-тюбике 5 шт. Кетопрофен 100 мг в 2 мл ампуле 10 амп. Дексаметазон 4 мг в 1 мл ампуле 6 амп. Фраксипарин 5700 МЕ в 0,6 мл готовом к употреблению шприце 2шт. II. Материалы и инструменты. Ножницы маникюрные остроконечные 1 шт. Воздуховод Гведела или носовой 1 шт. Шприцы одноразовые "Луер" 5 мл с иглами по числу ампул Салфетки спиртовые 20 шт. Лейкопластырь широкий 2 мотка Лейкопластырь бактерицидный 30 полосок Бинт стерильный 7 на 14 2 шт. Салфетки стерильные 2 пачки Вата медицинская хлопковая грамм 30... Термометр медицинский 1 штука Спички деревянные 1 коробка Английские булавки 10 штук III. Таблетки. Дексаметазон 0,5 мг 20 таб. Гастал 20 таб. Уголь активированный 0,25 40 таб. Диакарб 250 мг 20 таб. Регидрон 4 пакетика АЦЦ 600 мг, шипучие таблетки 10 таб. Диклофенак 100 мг 20 таб. Цитрамон 20 таб. Мезим-форте 10 таб. Лоперамид 2 мг (Имодиум) 20 таб. Сенаде 15 таб. Фарингосепт 20 таб. Супрастин 25 мг 20 таб. Но-шпа 40 мг 40 таб. Церукал 10 мг 20 таб. Нафтизин 2 флакона При заложенном носе, болях в ушах. Гипоксен 30 капсул Адаптоген IV. Разное. Перекись водорода 3% 50 мл Таблетки "Гидроперит" 6 шт. Бетадин 30 мл Универсальный антисептик. Пантенол 1 упаковка Спирт этиловый 96% 50 мл Мазь Левомеколь 1 тюбик, 40 г Капли "Софрадекс" 2 флакона Нафтизин 2 флакона Запасные тёмные очки 1 пара Противозагарный крем Крем "Детский" 1 тюбик Путевые точки похода Датум: WGS 84 Приёмник:Garmin Составлено: Наталья Соболева, Дмитрий Супонников, Анатолий Мотянко
Контакт-лист
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||