Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поход 4 к.с. по Северо-Чуйскому хребту (Алтай)
"Правый"
и "левый" всегда означают "орографически правый" и "орографически
левый", если явно не указано обратное. Высоты
указаны по карте 1:50000, которая в большинстве случаев совпадала с
показаниями GPS. Километраж измерен по карте 1:50000 с
коэффициентом 1.1-1.2, в зависимости от характера рельефа. Время
на всех
участках указано чистое (без учета привалов), от общего старта до
финиша всех участников группы.
Техническая работа была распределена между всеми участниками группы. Поэтому ходовое время на технических участках следует воспринимать как весьма примерное, т.к. оно сильно зависило от технической и физической подготовки лидера. Кроме того, в некоторых местах для ускорения подъема или спуска параллельно вешались 2 перильные веревки. Группа использовала веревки длиной 50 м. 4.1. Подъезды и отъезды Заброска
в район Северо-Чуйского хребта из Бийска или Барнаула осуществляется по
Чуйскому тракту. Возможны два варианта: воспользоваться
общественным транспортом либо услугами коммерческих
перевозчиков. Единственное преимущество первого варианта - относительная дешевизна. Заезд возможен только в населенные пункты, расположеные вдоль Чуйского тракта, с пересадкой в Горно-Алтайске. Автобусы до Кош-Агача и Акташа выходят из Горно-Алтайска рано утром и приезжают в пункт назначения вечером. По дороге водитель обычно делает несколько долгих остановок, в том числе на обед. В последние годы рейсы Горно-Алтайск - Кош-Агач и Горно-Алтайск - Акташ осуществляются на микроавтобусах "Газель", так что нет никакой гарантии, что большая группа туристов вообще влезет в автобус. Информацию можно получить на автовокзалах в Бийске, тел. (3854) 24-48-50, 24-48-51, и Горно-Алтайске (222) 2-24-57. В 2008 году рынок коммерческих транспортных услуг для туристов был в значительной степени монополизирован фирмой "БиАлТур" (она же "БийскАлтайТур", орфография оригинала сохранена), что, конечно, отрицательно сказалось как на качестве услуг, так и на уровне цен. Контактная информация доступна на сайте www.bialtur.biysk.ru. Мы заранее связались по e-mail с директором фирмы Замчаловым Иваном Юрьевичем (ivan@mail.biysk.ru) и договорились о встрече в аэропорту Барнаула. Нам была обещана газель с прицепом до Акташа по поводу же заезда в а/л "Актру" было сказано, что в Акташе нас пересадят на другую машину, принадлежащую либо "БиАлТуру", либо одному из местных предпринимателей с которыми у "БиАлТура" "есть контакты". Последнее, как оказалось, означает, что вас снабдят телефоном человека из Акташа, по которому вы может быть сможете дозвониться и договориться о дальнейшей заброске. А если не сможете, то это будут ваши проблемы и помощи в их решении от "БиАлТура" ждать не следует. Прилетев в Барнаул рано утром, мы были несколько обескуражены отсутствием обещаной нам встречи с табличкой у здания аэропорта. После получасовых поисков и распросов, нам удалось-таки отыскать нашу машину с мирно дрыхнувшим в кабине водителем. Кое-как распихав его, уговариваем подъехать к выходу из аэропорта. Грузимся и уезжаем в Бийск, где обедаем и расплачиваемся с фирмой. После обеда довольно бодро доезжаем до Семинского перевала, на котором наша "Газель" благополучно ломается. К счастью, неподалеку от перевала оказывается другой микроавтобус "БиАлТура" и уже через час с небольшим мы перегружаемся и едем дальше. К вечеру подъезжаем к Чибиту. В течение всего дня пытаемся дозвониться до водителя, который по версии "БиАлТура" должен везти нас дальше, но его телефон не отвечает. Звонок в "БиАлТур" ничего не дает, они предлагают ночевать в Чибите и пытаться дозвониться до водителя на следующий день. После непродолжительных поисков находим гостиницу между Чибитом и Акташем, где и останавливаемся на ночь. Утром дозвониться до водителя так и не удается, но на наше счастье мы замечаем стоящую неподалеку вахтовку и договариваемся с ее водителем. В результате в час дня мы высаживаемся в а/л "Актру" на левом берегу р. Бол. Актру. Из Чибита в Барнаул мы выезжали на заранее заказанном микроавтобусе той же фирмы. Расценки на 2008 год: переезд Барнаул - Акташ (Чибит - Барнаул), газель с прицепом, - 14.000 р. переезд Акташ - а/л "Актру", вахтовка, ГАЗ-66 - 8.500 р.
4.2. Аклиматизационное кольцо Чистое ходовое время - 2:40. Километраж - 4 км. Суммарный набор/сброс высоты - +720 м. Алтай встречает нас необычно хорошей погодой, которая, за исключением нескольких дней, продержится весь поход. Оставив заброску в альплагере, выходим в 14:30. За 5 мин. доходим от места высадки до моста через Р. Бол. Актру. Отсюда по правому берегу начинается хорошая тропа, идущая вверх по течению мимо домиков альплагеря. Через некоторое время тропа отходит от реки, а затем выходит на моренный вал. В этом месте поворачиваем в первый кулуар слева по ходу. От моста до поворота в кулуар - 25 мин. Кулуар сначала широкий, в верхней части сильно сужается. Нижняя и средняя части кулуара покрыты среднего размера осыпью, верхняя - скально-осыпная. Средняя крутизна - 30-35°, перепад высот - около 600 м. Надев каски, начинаем подъем по хорошо заметной тропе, набитой многими поколениями туристов. Кулуар довольно камнеопасен, поэтому стараемся идти компактной группой. В верхней части кулуара тропа уходит на скалы слева по ходу и вскоре выводит на покрытую травой местами заболоченую поляну. Это - Зеленая гостиница, традиционное место стоянки туристов и альпинистов при совершении восхождений в верховьях лед. Мал. Актру. Высота - 2820 м. Без труда находим удобное сухое место и в 18:00 останавливаемся на ночлег.
День 2, 28 июля. Зеленая гостиница - траверс п. Купол (3556 м, 1Б) до пер. Кызылташ (3360 м) - в. Снежная (3716 м, 2А, рад.) Чистое ходовое время - 6:35. Километраж - 12 км (в зачет - 9 км). Суммарный набор/сброс высоты - +1090/-550 м. С утра ясно, выходим в 5:55. От лагеря тропа поднимается вверх вдоль ручья (Фото 1), стекающего на запад с пер. Тете - широкого плато на северном склоне п. Купол. Немного не доходя до перевала, тропа поворачивает вправо по ходу, поднимается по осыпи, и выводит на пологий северный склон п. Купол. В этом месте есть вода и неплохие места для стоянки. Время от места ночевки - 25 мин. Далее тропа идет на юг, пересекает несколько небольших моренных валов, и через 5 мин. подходит к языку ледника, стекающего с п. Купол. Язык довольно пологий, но идти проще по осыпному склону сплева по ходу. Еще через 45 мин. осыпь кончается и приходится выходить на ледник. Склон крутизной до 15-20° покрыт неглубоким снегом. Ранним утром снег еще жесткий, поэтому одеваем кошки. За 1 ч по леднику выходим на вершинное плато покрытое осыпью и причудливо стоящими каменными глыбами. Тур хорошо заметен, в нем - множество записок, некоторые из коротых авторы просят не снимать до определенного времени. Снимаем записку группы альпинистов учебно-тренировочных сборов МЧС РФ. С вершины открываются прекрасные виды на близлежащие хребты. Отдыхаем, фотографируемся, и начинаем спускаться на запад в сторону пер. Кызылташ. Спуск проходит по некрутым снежно-ледовым и осыпным склонам (фото 2) и занимает около 30 мин. Перевал представляет из себя небольшое плато, покрытое рыжей осыпью. Стоять можно почти в любом месте, вода есть у снежной стенки в западной части седловины. Ставим лагерь и обедаем. В 11:30 начинаем радиальный выход на в. Снежная. От стоянки доходим до
северо-западного края перевального плато, одеваем кошки и в связках по
снежно-ледовому склону крутизной 20-25° с закрытими
трещинами спускаемся в верхнюю камеру лед. Мал. Актру. Пересекаем ледник с востока на запад, по
направлению к северному ребру в. Снежная (фото 3). Ледник сначала открытый,
немногочисленные трещины легко обходятся. Но вскоре появляется снег и у
основания ребра ледник полностью закрывается. Ребро снежное (фото 3,5), в верхней части - глубокая тропежка. Крутизна от 10-15° в нижней части до 30° на предвершинном взлете. В верхней трети хорошо заметны несколько трещин, которые обходятся справа по ходу. Начинает сказываться высота и становится понятно, что подъем на вершину - тяжелый труд. Выход изначально задумывался как акклиматизационно-факультативный, поэтому трое участников решают отказаться от восхождения и возвращаются в лагерь. Остальная группа в связках с частой сменой лидера (тропежка) поднимается на вершину. Время подъема от лагеря - 2:20. Вершина - пологий снежный купол, тур отсутствует и сложить его не из
чего. Усилия затраченные на подъем отчасти компенсируются прекрасными
видами (впрочем, с п. Купол виды были немногим хуже). Фотографируемся на фоне п. Актру (фото 4) и
начинаем спуск по пути подъема. Время спуска с вершины - 1:20. К 16:30 группа собирается в лагере на
пер. Кызылташ.
По нашему
мнению, официальная категория сложности восхождения на в.
Снежная несколько завышена. Реальная сложность восхождения
с пер. Кызылташ (как
и от Зеленой гостиницы) - 1Б.
День 3, 29 июля. Пер. Кызылташ - спуск в долину р. Джело - подход под пер. Джело. Чистое ходовое время - 3:30. Километраж - 10 км. Суммарный набор/сброс высоты - +450/-610 м. Утром погода ясная, выходим в 6:00. Спуск с перевала на юг начинается осыпным кулуаром крутизной до 30-35° с перепадом высот около 200м. Умеренно камнеопасно, идем в касках. В нижней части кулуар выполаживается и превращается в скально осыпной каньон, обрывающийся красивым водопадом (фото 6). Водопад обходится по тропе справа по ходу. Спуск до этого места с перевала занимает около 30 мин. После водопада долина постепенно расширяется (фото 7). Тропа идет по правому берегу вдоль ручья, а вскоре после слияния с восточным истоком р. Тураоюк (50 мин. от водопада) уходит от реки вправо, обходя каньон в нижнем течении Тураоюка перед впадением в р. Джело. Спускаться вниз до р. Джело (т.е. примерно до высоты 2500 м), а потом снова подниматься наверх нам не очень хочется, поэтому мы решаем пересечь невысокий хребтик с пологими травянистыми склонами, отделяющий р. Тураоюк от верховьев р. Джело на высоте около 2750 м. Идея оказывается удачной и через 30 мин. мы выходим к левому истоку р. Джело, текущему в симпатичном каньончике. Пройдя вдоль него еще 10 мин., подходим к основанию крутого моренного вала, за которым просматривается выход на ледник Джело у левого борта долины. У основания моренного вала - прекрасные места для стоянки на каменистых и травяных площадках, защищенных мореной от холодного ветра с ледника. По плану мы должны сегодня подойти к взлету пер. Джело, до которого уже совсем близко. Поэтому решаем устроить большой привал и в течение 3 часов обедаем, сушимся и принимаем солнечные ванны. В 12:00 выходим. За 25 мин. в лоб поднимаемся по конгломератно-осыпному склону на моренный вал и подходим к леднику. Выход на ледник удобный и пологий. Отсюда уже виден пер. Джело, и вид этот нас совсем не радует (фото 8). Снега в кулуаре почти нет и выглядит он весьма неприветливо. За 1:05 по леднику подходим под перевальный взлет. Ледник открытый, трещины легко обходятся. В 13:40 встаем на ночевку на небольшом возвышении вне досягаемости камнепадов с окружающих нас стен. Высота - около 3240 м. До вечера наблюдаем за взлетом пер. Джело и соседними кулуарами. Несколько раз слышим звук камнепадов, но в нашем кулуаре вроде ничего не летит. Это немного обнадеживает. Завтра - трудный день, поэтому рано ложимся спать.
День 4, 30 июля. Пер. Джело (2Б, 3450) - р. Бол. Актру.
Чистое ходовое время - 8:20. Километраж - 15 км (в зачет - 10 км).. Суммарный набор/сброс высоты - +580/-1350 м.
Подъем на пер. Джело с юга проходит
по скально-осыпному кулуару крутизной от 20-25° в нижней до
35-40° в верхней части кулуара (короткие скальные участки в верхней
части имеют крутизну до 45°). Перепад высот - около 200 м. Дно
кулуара покрыто живой осыпью, лежащей на разрушенных скалах. При
прохождении необходима максимальняя осторожность. Однако из-за почти
полного отсутсвия снега и льда на стенах и в самом кулуаре вероятность
спонтанных камнепадов довольно мала: за весь вечер предыдущего дня
мы не наблюдали ни одного. Тем не менее, начинать подъем лучше по
более короткому и менее камнеопасному кулуару правее по ходу (фото 9),
который отделен от основного небольшой перемычкой и скальным останцем.
Утром погода ясная, выходим в 5:55. За 10 мин. подходим к началу кулуара и начинаем подъем. Из-за высокой камнеопаности подниматься приходится очень плотной группой, что для 11 человек непросто и сильно замедляет движение. За 55 мин. поднимаемся до скальной перемычки, отделяющей наш кулуар от основного. На перемычке - удобное и безопасное место для отдыха. От перемычки спускаемся в основной кулуар и траверсом небольшого снежника подходим под разрушенные скалы левого борта. В нескольких десятках метров выше подъем преграждает огромная каменная пробка, и путь непосредственно под ней кажется не слишком привлекательным. Поэтому решаем обойти этот участок по скалам справа по ходу (фото 10). Скальный участок имеет протяженность около 30 м и достаточно прост мы проходим его свободным лазанием, хотя для менее подготовленной группы может потребоваться провешивание перил. Обойдя пробку, возвращаемся в кулуар. Подъем отсюда до перевальной седловины не представляет сложности. Общее время подъема от перемычки - 40 мин. В 8:05 выходим на перевал. На перевальной седловине (фото 11) - небольшая мульда, отделенная от южного склона снежно-ледовой стенкой высотой 2-3 м. В случае необходимости здесь можно устроиться на ночевку. Тур находится на скалах в западной части седловины. Снимаем записку группы туристов из Северодвинска под руководством Я. Дьячкова от 19.06.2006. Перевальный взлет с северной стороны имеет высоту около 200 м, в нижней трети подрезан бергшрундом. Верхняя часть склона ледовая, крутизной до 50-55° после бергшрунда склон становится снежным и выполаживается. Спуск с перевала обычно рекомендуется начинать с гребня в 100-150 м к западу от седловины, что позволяет пересечь бергшрунд в наиболее удобном месте. Однако в наших условиях это небезопасно, т.к. на этом пути отчетливо видны следы камней, летящих со скал к западу от седловины. После непродолжительной разведки одеваем кошки и начинаем спуск. Первую веревку вешаем вертикально вниз прямо от западного края мульды. Вторую и третью веревки вешаем с небольшим уходом вправо по ходу, где бергшрунд кажется меньше. Четвертую веревку вешаем через бергшрунд, который сверху вниз переходится в наших условиях без особых проблем (фото 12, 13). От бергшрунда с ледорубами по лавинным выносам спускаемся в перевальный цирк, и наблюдаем как команда девушек бодро снимает веревки с помощью бура-самосброса. На 3-й веревке зрелище становится интересным: с первого раза бур не выкручивается и последнему приходится возвращаться наверх с нижней страховкой, однако дальше все проходит без эксцессов. Весь спуск до подножия взлета занимает 2:20. Отсюда начинается закрытый ледник, несколькими ступенями падающий в долину р. Б. Актру. Первую короткую зону трещин обходим в связках у правого борта. Затем пересекаем ледник и проходим следующую ступень слева с последующим выходом в центр ледника (возможен также обход справа под самой стеной, но в наших условиях он камнеопасен). Эта часть пути достаточно проста и легко распутывается сходу (фото 14). Однако нижняя часть нашей (правой) ветви ледника представляет собой достаточно сложный ледопад, поэтому традиционным является путь спуска по левой ветви севернее разделительной скальной в. 3042 м (фото 15). Здесь обычно спускаются вдоль правого борта ледника, а затем вдоль правого истока р. Бол. Актру. Мы же выбираем путь вдоль левого борта, пытаясь сократить путь до тропы на оз. Голубое, идущей по левому берегу левого истока р. Бол. Актру. Ледник открытый, трещины легко обходятся и мы вскоре выходим на вал левой морены, где можно, наконец, снять кошки. Спуск до этого места от перевального цирка занимает 1 ч. Еще через 10 мин. моренный вал приводит на небольшое плато, где мы устраиваем обед. Плато сильно изрезано ручьями и ограничено с востока небольшим холмом. Проведенная во время обеда разведка показывает, что справа от холма плато обрывается в сторону правого истока р. Бол. Актру высокими и крутыми конгломератными склонами. Слева же по пологому каменистому склону можно спуститься к левому истоку р. Бол. Актру. Здесь река прорезает бараньи лбы под языком лед. Бол. Актру красивым водопадом и затем разливается. Спуск к разливу занимает 15 мин. На травянистом правом берегу и гальке есть удобные места для стоянки, где мы и останавливаемся на ночлег в 15:00. Поставив палатки и отдохнув, в 16:30 выходим за заброской. Тропа, соединяющая альплагерь "Актру" с оз. Голубое идет по противоположному (левому) берегу реки. Брод через реку во второй половине дня невозможен, поэтому мы спускаемся чуть ниже, где река переходится по морене, лежащей на огромном ледовому мосту. От моста по простым конгломератно-осыпным склонам выходим на хорошо набитую тропу. До альплагеря отсюда около 4 км. Взяв заброску, возвращаемся назад в 20:15.
День 5, 31 июля. Полудневка, подъем на оз. Голубое. Чистое ходовое время - 1:40. Километраж - 3 км. Суммарный набор/сброс высоты - +430/-70 м.
Погода опять солнечная. Отдыхаем, гуляем по окрестностям,
делим продукты и играем в преферанс. Переждав жару, выходим в
16:20. Спускаемся к ледовому мосту через левый исток р. Бол. Актру по
вчерашнему пути, переходим реку и, поднявшись на вал левобережной
морены, выходим на тропу. Подъем по тропе до озера сложности не
представляет. Встаем на ночевку у озера в 18:30. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||