Автор: Дмитрий Павленко, Бишкек

Ну вот и темнеет

Читайте другие публикации автора на Mountain.RU:

Краткий антикурс раздолбайства.
Жанну. Фронтовые воспоминания.
К черту амбиции, главное - удовольствие!
Обращение к труженикам высоты
Про цинизм и реализЬм
Прикосновение
Самоучитель альпинизма
Больше, больше гламура
Крылья, ноги, а главное что?
ПлатФОРМЕННОЕ удовольствие
Корона 5-я башня - 5А Егорова
Байчечекей 5А Шваб
Симагина 4Б

Пожалуй, стоит обратить внимание на один весьма важный аспект в бивуачной жизни на маршруте- психологический.

Может я конечно отношусь к той, слабой духом, малой части нашего альпсообщества, но на первых порах, ночевки на маршруте всегда вызывали у меня морально- волевое напряжение, да и сейчас, я стараюсь сократить до возможного минимума их число.

Шхельда на восходе солнца
Фото Владимир Копылов, Москва
Как то кошки слегка поскребываются на душе, когда начинает темнеть, а под тобой уже часть маршрута, а над тобой еще часть маршрута и организм начинает мучительно свыкаться с мыслью о затекающих конечностях, о капитошке за шиворот, о бодрящем конденсате на физиономию и еще о куче не самых приятных мелочей, сопутствующих ночевке на маршруте, особенно, если встреваешь где нибудь на крутизне.

И здесь опять таки огромную роль играет уровень технической подготовки, ибо большая часть кошек на душе происходит на самом деле от того, что подкорка понимает, что ночевка на Горе- весьме небезопасное мероприятие. И, конечно, коню понятно, что в такой ситуации гораздо увереннее себя будет чувствовать клаймбер , который уверен в своих технических навыках, которые позволят ему обеспечить себе надлежащую надежность при организации бивуака и во время ночевки.

Все просто, на маршруте всегда основной напряг это подкорочная мысль, как бы не улететь. Это основной стимуло-якорь у большинства восходителей и во время вечерних сумерек на маршруте его влияние сильно возрастает и очень часто давит не по деццки.

И тут уже только настоящая уверенность в своих навыках может реально помочь, ибо одно дело ложить показательные промежуточные точки, на которых не собираешься срываться или делать показательные станции, которые не собираешься нагружать и совсем другое, организовать себе надежню страховку на определенном прострастве, чтобы и свобода действий была и безопасность и чтобы это все за ночь не развалилось и чтобы могло форсмажерные ситуевины выдержать. Сложно в такой ситуации проскочить на халяву и это действительно сильно напрягающий фактор.

Во всем остальном, ночевка на Горе- абсолютно нормальное мероприятие и со щемящим сердцем смотреть на наступающую темноту не стоит, ибо работать при свете фонарика гораздо комфортнее, потому что не видишь окружающих высот и глубин. Не даром же одни из сильнейших нынче альпинистов Серега Дашкевич и Миша Борич просто таки любят лазать с фонарями.

Так что не надо бояться наступающей темноты. У группы всегда достаточно снаряги для организации надежного бивуака.

Если место неудобное, не надо забывать о маневре, который опять же предоставляет снаряжение и умение им пользоваться. Перед наступлением сумерек всегда неплохо просмотреть окрестности маршрута на предмет подходящих мест, а уж организовать дюльфер или маятник в чем проблема? Гораздо выгоднее хоть пару дюльферов бросить до нормального места и утром по свежачку подняться, нормально отдохнув, чем пытаться сохранить набранную высоту, теряя силы.

Про организацию страховки на месте ночевки, могу сказать одно, я всегда делаю столько точек, сколько помещается, в разумных пределах конечно, то есть три- четыре. Чем больше точек, тем больше свободы действий с минимизированной опасностью большого пролета при случайном падении, ибо при устройстве бивуака на маршруте часто приходится много двигаться, причем всей группе и очень желательно, чтобы под рукой всегда была не виртуальная страховка, с которой можно упорхнуть на десяток метров, а реальная, с максимальным пролетом до двух метров, хотя, сами понимаете, чем меньше, тем лучше.

По сути, Вам надо организовать хорошую станцию, с большими плечами между точками, вот и все, делов то! Просто надо уметь ее организовывать. То есть опять возвращаемся к истокам.

Не вижу особого смысла устраивать специальные тренировки по обустройству бивуака, ибо опять же, как узнать заранее, какая ситуация сложится на маршруте. Умея грамотно работать со снаряжением и читать рельеф, Вы без труда, ну или с трудом, зато надежно, всегда сможете организовать себе хороший бивуак на маршруте с минимальными душевными перегрузками и по мере нарастания опыта это будет требовать от Вас все меньших душевных усилий.

Блин, была мысль, поделиться опытом холодных ночевок, но, покопавшись в памяти, с радостным ужасом обнаружил, что у меня их не было. Такая вот ботва. Сидячие, стоячие, висячие и прочие были, а холодных, пока нет, чего и Вам и себе в дальнейшем желаю.

Есть еще одно наблюдение. В качестве облегчения, я пробовал различные варианты ночевок. То есть либо палатка без спальника, либо спальник без палатки и могу сказать, что во время висячей ночевки на Стене Короны в непогоду в спальнике без палатки я себя чувствовал гораздо комфортнее, чем несколькими годами позже, на этом же маршруте в нормальную погоду на хорошей полке в палатке без спальника.

Я начал вспоминать и действительно, практически во всех случаях, нормальных и ракообразных ночевок, спальник всегда позволял гораздо лучше отдохнуть даже в непогоду без палатки.

Единственный вариант более менее теплого бивуака в палатке без спальников, это вахта с горелкой. В среднем на ночь уйдет пара маленьких баллончиков. Это 600 грамм, при весе хорошего спальника от 1,5 кг. То есть, если планируется небольшое количество ночевок, не самый худший вариант разгрузки, хотя конечно ночная вахта штука непростая.

Вообще, учитывая вес газового оборудования, не понимаю, что мешает брать его с собой на всякий пожарный даже на однодневные восхождения, при малейшем сомнении и тогда Вам тоже не о чем будет вспомнить при упоминании о холодных ночевках. Хотя, парочка бы не помешала, чтобы не оказаться лохом в компании бывалых любителей встреваний, но это уже по желанию.

Вот, пожалуй и все, что хотелось поведать о морально- волевых аспектах ночевки на Горе. Особо мохать нет причин, та же работа со снаряжением, тоже чтения рельефа, выбор грамотной тактики и т.д.

www.singleclimb.com

ночевка

на Короне встряли как-то раз, на 1 башне, заночевали в 1 веревке от верха, на наклонной полке в пуховках и ботинках под металлезированной пленкой, на ковриках, было достаточно тепло, правда, пленку утром пришлось выбросить, а на Корее доводилось ночевать на красноярской палатке-платформе, замечательное изобретение, больше не видел, разборная плтформа из титановых труб, продетых в основание односкатной палатки, размеры позволяют лежать двоим, но мы сидели впятером, примус вывешивали наружу, было тепло, пуховками накрывались, интересно, что волевые качества заставили всех облегчиться на леднике под стеной, а следующее облегчение наступило только перед вершиной, на гребне на 3-й день к вечеру, опять-таки у всех сразу, хотя еды хватало, но жопка была в пятачок!