Автор: Евгений Буянов, СПб

(поход, НЛО, спасработы)

Авторская страница Евгения Буянова

Доклад к 50-летию аварии группы Дятлова

15 августа 1962 года камень в юго-восточном кулуаре вершины Лацга (на спуске по маршруту 2А, Ц..Кавказ, Адырсу-Лекзыр) прервал жизнь туриста, альпиниста и спасателя Георгия Атманаки, - одного из героев поиска группы Дятлова. «Без алых роз и траурных лент, и не похож на монумент, тот камень, что покой ему подарил…»

Перевал Гарваш и вершина Лацга (справа вверху – белый зубчик) из ущелья Адыр-Су на Центральном Кавказе, снимок 1982 года.

На спуске с этой вершины к этому перевалу погиб Георгий Атманаки…

Атманаки оставил нам этот протокол, - это письмо нам. Этот протокол – его рассказ о лыжном походе по Северному Уралу, о наблюдении полета «огненного шара» и о поиске погибших товарищей из группы Дятлова. Он писал тогда, когда еще всех их не нашли, и когда еще были непонятны многие факты аварии. Когда спасатели увидели эти «огненные шары» в небе Урала, но еще не смогли понять и объяснить природу этого явления.

Это рассказ о том, как после тяжелого похода группа Карелина без раздумий бросилась на помощь группе Дятлова и на помощь своим товарищам, которые уже ушли в поиск по горам Урала… И рассказ о первых предположениях о причинах аварии, в которых были и верные, и неверные моменты понимания ситуации…

Листы из прекращенного уголовного дела №№ 209-220, переписанные с протокола дела без текстовых правок (отдельные слова и строчки, которые не удалось прочесть обозначены многоточием с вопросительным знаком: …?, а нечеткие слова отмечены вопросительным знаком).

Памяти Георгия Атманаки…

От товарища Атманаки по походам мастера спорта Владислава Карелина и мастера спорта Евгения Буянова (он же – редактор: ред. ).

Протокол

допроса свидетеля

7-8 апреля 1959 г . Город Свердловск прокурор следственного отдела Свердловской области мл. советник юстиции Иванов Облпрокуратура

допросил в качестве свидетеля, с соблюдением ст. ст. 162-168 УПК РСФСР

1. Фамилия, имя, отчество Атманаки Георгий Владимирович

2. Год рождения 26.05.1934 3. Место рождения Сталинская обл. г. Краматорск

4. Национальность русский.

5. Партийность член ВЛКСМ.

6. Образование высшее. Днепропетровский металлургический институт в 1957 г .

7. Занятие: а) в настоящее время – мастер ХПТ цеха № 3 Первоуральского новотрубного завода. б) в момент, к которому относится показание: то же.

8. Судимость не имею.

9. Постоянное местожительство: Свердловская обл., гор. Первоуральск, Ватутина 21, кв. 18. раб. 3-56 – II Зв.

10. Паспорт

11. В каких отношениях состоит с обвиняемым

Об ответственности по первой части си. 92 УК РСФСР и отказ отдачи показаний и по ст. 95 УК РСФСР за дачу заведомо ложных показаний предупрежден.

ГАтманаки (подпись)

Свидетель показал : 2 февраля, получив на заводе отпуск, приехал в Свердловск для подготовки к участию в походе высшей категории трудности по Северному Уралу в составе сборной команды области. 6 числа, закончив все подготовительные работы, группа в количестве восьми человек выехала поездом Свердловск – Североуральск. На следующий день прибыли в Серов, где осмотрев город, сделали пересадку на Ивдельский поезд и в 12 часов ночи прибыли в Ивдель. В городе пробыли полтора дня в связи с тем, что на следующий день не было автомашины до поселка Вижай – начальному пункту нашего похода. Все свободное время занимались подготовкой снаряжения и доукомплектованием.

В Вижай приехали около полудня, в лесничестве узнали подробности относительно нашего предстоящего маршрута и договорились в автохозяйстве, что попутной машиной нас довезут до поселка II Северный, откуда легче всего выйти на маршрут. Однако вечером машины не было и нам пришлось заночевать в школе с тем, чтобы на другой день начинать движение. На совете был окончательно выработан маршрут и график движения, после чего наш предстоящий путь выглядел так:

Пос. Вижай – устье Сев. Тошемки – 83 участок – далее на запад – северо-запад по реке Тошемке до устья р. Лоханьи оттуда восхождение на г. Чистоп из базового лагеря на р. Тошемке, далее по Тошемке с последующим переходом в верховье р. Вижай восхождением на вершины Ойко-Чакур и пика Молебного. Из бассейна р. Вижая намечалось перевалить в долину реки Вёлс и спускаться или по течению до левого притока Вёлса реки Чурола. По Чуролу предстоял подъем до перевала к реке Кутим и оттуда по кутимской тропе до пос. Сольва – первого населенного пункта на нашем маршруте.

Из Сольвы предстоял подъем на Денежкин Камень,по возвращении с него намечалось за два дневных перехода дойти до Покровск-Уральска, откуда поездом можно было добраться до Свердловска. Протяженность маршрута с радиальными выходами составляла порядка 300- 350 км .

Надо отметить, что за небольшими исключениями поход прошел по такой именно схеме. Вечером в Вижае из бесед с местными жителями узнали, что перед нами на север ушли две группы (группа Дятлова и ростовчан) и на днях вернулась группа пединститута Свердловска, причем в ней было несколько человек получивших обморожения рук и ног.

( эта группа – группа Шумкова, - в ночь 5-6 февраля наблюдала на горе Чистоп полет сигнальной ракеты, - от этого наблюдения позже тоже пойдет много разных ложных слухов об «огненных шарах», как и от наблюдений поисковиками полета аварийной ракеты с Байконура от 31.03.59… - Примечание ред.)

Группа вышла на маршрут в следующем составе:

•  Атманаки Георгий – г. Первоуральск,

•  Борисов Борис – горный институт,

•  Горячко Олег – горный институт ( Уралмаш по замечанию Карелина- прим. Ред. ),

•  Гранин Виктор – г. Гари,

•  Карелин Владислав – научно-исследовательский институт,

•  Сердитых Евгений – пединститут,

•  Скутин Владимир – пединститут,

•  Шавкунов Владимир – пединститут.

9-го февраля ( 10 февраля – по замечанию Карелина – прим. Ред. ) утром группа ушла к поселку 83-й участок, откуда продолжала путь по реке Тошемке. Через два дня пути подошли к устью …

( две строчки на переходе к обороту листа – неразборчиво – Примечание ред.)

… оставив Шавкунова и Гранина, жаловавшихся на плохое самочувствие, в лагере, ушли на восхождение на гору Чистоп. Погода была неблагоприятной, несло снег, по временам не было видимости. К 12-ти часам дня подошли к подножию холмов (…?), осмотрев с дерева местность (…?...) горный массив, по конфигурации очень напоминающий Чистоп, но лежащий от нас на северо-запад, хотя по нашим расчетам он должен быть на северо-востоке. Продолжили путь и неожиданно вышли на свеже-натоптанную охотничью лыжню, идущую в сев. направлении. Пошли по ней, затем лыжня разошлась и начала дробиться. Постепенно весь лес был испещрен ими, на деревьях стали попадаться родовые знаки манси т. наз. КАТПОС . Дальше мы продолжили путь по цельному снегу, т.к. направление лыжных следов нас не устраивало. Когда поднялись на предгорье погода резко ухудшилась: началась пурга, повалил снег, полностью пропала видимость и мы перестали ориентироваться. Благоразумия ради повернули назад. У подножия встретили манси (кого-то из рода Бахтияровых), разговор не получился, потому что он почти не говорил по русски, а из нас никто не был силен на их наречии. Удалось выяснить, что мы стоим на р. Лоханте (?), т.е. мы немного не дошли по Тошемке и потому массив Чистопа оказался от нас на западе. Юрта Бахтиярова была южнее нас в 20 км . Пошли назад и по дороге встретили семью Бахтияровых (Алексея Прокопьевича, его сына и дочь) здесь же был и его (дальний?) родственник. От них мы уже более членораздельно узнали о нашем местопребывании Бахтяров сказал, что от его зимовья в сторону Ойко-Чакура ведет тропа и что за два дня туда можно пройти при хорошем ходе. В 5 часов вечера вернулись в лагерь, решено было назавтра идти к юрте Бахтиярова и оттуда идти к вершинам Ойко-Чакура и Молебного.

Палатка группы Карелина (на Ауспии)

На следующий день (13 февраля) за несколько часов мы пришли к Бахтиярову и заночевали у него в юрте. Из разговоров узнали, что этой зимой через его стойбище прошли группы пединститута (Свердловск) на север к Тошемке, ростовчане на р. Вижай и шли какие-то туманные разговоры о какой-то группе, которая долго бродила и вернулась туда, откуда вышла. Провести нас к вершине Бахтияров отказался, мотивируя это тем, что предстоит длинный путь, глубокий снег и т.д., но показать начало тропы обещал. Приняли нас относительно гостеприимно. На другой день сын Бахтиярова вывел нас на тропу и вернулся назад. Собственно никакой тропы не было, были засечки на деревьях, указывающие путь и нетронутый снег до 2-х метров глубиной. Никаких следов человека не было. Два с половиной дня были сплошным ползанием по целинному снегу, после чего мы подошли к подножию хребта, в который входили указанные вершины. На другой день (16 февраля) группа из пяти человек (трое после тяжелого пути осталась в лагере отдохнуть ушла на … Перевалив небольшой отрог

(две строки нечетко на переходе к обороту листа)

… оставив в… Шавкунова Горячко и Гранина подошли под Ойко-Чакур. После двухчасового подъема взяли вершину, причем (сторона…?) Вижая и Тошемки (Азия) просматривались замечательно, а бассейн реки Мойвы и Вёлсс был затянут туманом. На седловине перед вершиной видели следы мансийских нарт, уходящих на перевал между р. Вижай и ручей Молебный. Сам перевал был в тумане. Спустились и вернулись в лагерь благополучно.

17 февраля я и Владимир Шавкунов встали в 6.00 утра, чтобы приготовить завтрак на группу. Распалив костер и сделав все необходимое стали ждать, когда пища будет готова. Небо было пасмурное, туч и облаков не было, но была легкая дымка, которая обычно с восходом солнца рассеивается. Сидя лицом к северу и случайно повернув голову на восток увидел, что на небе на высоте (…?) разлилось молочно-белое размытое пятно размером примерно 5-6 лунных диаметров и состоящее их ряда концентрических окружностей. По форме напоминало ореол бывающий вокруг луны в ясную морозную погоду. Я сделал замечание своему партнеру, что вот мол как разрисовало луну. Тот подумал и сказал, что во первых луны нет, а кроме того она должна быть в другой стороне. С того момента как мы заметили это явление прошло 1-2 минуты, сколько оно длилось до этого и как выглядело первоначально не знаю. В этот момент в самом центре этого пятна вспыхнула звездочка, которая несколько секунд оставалась прежних размеров, а затем начала резко увеличиваться в размерах и стремительно двигаться в западном направлении. В течение нескольких секунд она выросла до размеров луны, а затем разорвав дымовую завесу или облака предстал громадным огненным диском молочного цвета размером в 2-2,5 лунных диаметра, окруженным все теми же кольцами бледного цвета. Затем оставаясь тех же размеров шар начал блекнуть пока не слился с окружающим его ореолом который в свою очередь расползся по небу и потух. Начинался рассвет. На часах было 6.57, явление продолжалось не более полутора минут и произвело очень непростое впечатление. Первоначально мы не обратили на него внимания, но потом, когда появился сам светящийся диск, были поражены. Лично у меня создалось впечатление, что в нашу сторону падает какое-то небесное тело, потом, когда оно выросло до таких громадных размеров мелькнула мысль, то в соприкосновение с землей входит другая планета, что сейчас последует столкновение и от всего земного не останется ничего. Мы уже бодрствовали более часа, так что смогли отойти после сна и не верить галлюцинациям, но в продолжении всего стояли, как загипнотизированные и только лишь когда

( строка на переходе к обороту листа нечетко – Примечание ред. ))

Полет «огненного шара» (современный снимок)

Полет «огненного шара» прямого потомка Р-7 - ракеты «Союз-ТМ» 10.10.2007 г. - вид от места старта в светлое время суток (19.23)

Не знаю каким образом Карелин сумел молниеносно выскочить из спального мешка и выбежать в носках в нижнем белье на улицу. Он сумел увидеть теряющий очертания диск и расплывающееся по небу светлое пятно. Мне много потом пришлось разговаривать с очевидцами и большинство описывает этот случай примерно таким же образом и добавляет, что свет от него был такой сильный, что люди в домах пробуждались ото сна. В этот день мы пошли к перевалу в долине Велсс, разбили лагерь и на следующий день совершили восхождение на пик Молебный. Затем несколько дней мы шли по Велсу. Здесь начали попадаться следы людей, очевидно перед нами прошла одна или несколько туристских групп с оленьей упряжкой. Судить о количестве групп и людей было трудно, потому что вели они себя как-то странно: не шли как обычно вереницей, а брели по реке вразброд, часто останавливаясь и уходя в лес, хотя идти по реке гораздо удобнее. Существует мнение, что в то время как они проходили надо льдом проступала вода и они искали сухие места, а если их не было, обходили лесом. На Чуроле следы разошлись, часть ушла вниз по Велсу, часть пошла по Чуролу (две …?), затем один хороший след подошел справа и они слились в одну лыжню, правда почти полностью занесенную снегом.

Мы нашли стоянки группы, судя по всему она была сильно измотана, потому что мы делали за день по два или даже по три их дневных перехода. В Сольву дошли без происшествий, там встретили группу туристов из Казани, идущую на Конжаковский камень. От местных жителей узнали, что через поселок прошло много различных групп, настолько много, что даже не помнят кто откуда.

После восхождения на Денежкин камень добрались до Покровск-Уральска, оттуда поездом до Серова, где нам предстояло сделать пересадку на свердловский поезд. Во время ожидания зашли в столовую, где ко мне подошел какой-то товарищ, и, назвавшись членом Северной геологической партии сказал, что на севере ведутся энергичные поиски группы туристов города Свердловска вплоть до применения авиации. Спросил, кто мы такие и не нас ли это разыскивают. Я сказал, что у нас еще не вышел контрольный срок и поинтересовался откуда и что это за группа. Ничего определенного он сказать не мог, а потому мы побежали на вокзал и одновременно заказали разговор со Свердловском и Ивделем, где нам сказали находится штаб поисковой группы. Из Свердловска Орлова сообщила, что пропала группа Дятлова, что контрольный срок вышел 12 февраля (это было 25) и что пока ничего не ясно, сказано это было без заметного волнения, так что мы немного успокоились. С Ивделем в это время телефонной связи не было и мы связались только через посредство МВД. Не знаю, с кем вели разговор в Ивделе, но нам сообщили, что ведутся поиски, уже заброшено два десанта на их маршрут и чтобы мы приезжали, т.к. нам тоже будет работа. У всех кончались отпуска, а потому постарались заручиться обещанием, что нам дадут оправдательный документ для предоставления на место работы. Произвели перегруппировку, двое (Гранин и Горячко) уехали в Свердловск, т.к. сильно вымотались в походе, а остальные сели в поезд и ночью были в Ивделе. Утром в столовой встретили Согрина, Аксельрода и еще трех парней, прибывших на поиски. Прибыли на аэродром, где готовилась к отправке группа Чернышова и намечался план работ группы Аксельрода в районе Отортена. Первоначально нам предполагали дать для разведки район горного узла Сапаль-Чахль. Я и Скутин полетели на самолете в район Отортена с целью просмотреть долину Лозьвы и предгорья, а также наметить площадки для высадки десанта в этом районе. После возвращения вся группа отправилась на нашу общую квартиру готовиться к вылету. Вечером вернулся Карелин и сообщил, что получено известие о том, что нашли их базовый лагерь под Отортеном и в нем все снаряжение от лыж до рюкзаков.

Атманаки и Карелин в Вижае

Стало ясно, что группа погибла, в то время как до этого не верилось в возможность такого трагического исхода. Находила подтверждение первоначальная версия что группа разбила базовый лагерь и оставив там все лишнее пошла на восхождение приняв за вершину высоту 1079. В это время началась метель и их разбросало по склону либо просто сбросило в пропасть. В то время не было известно о том, что в палатке найдены теплые вещи и даже обувь. 26 февраля

(здесь неточность: 27-го февраля, - Примечание ред.)

в 12 дня нас погрузили в вертолет и высадили на седловине правее гребешка на перевале в Лозьвы и высотой 880. В составе группы было четверо туристов и двое проводников с собаками. Нашей задачей было: разбиться на две группы подыскать подходящее место для базового лагеря в бассейне Лозьвы в то время как другая группа с собаками начнет прочес участка от палатки и вниз к Лозьве. Оставив лыжи и снаряжение на перевале (втором) я, Борисов, проводники Моисеев и Мостовой пошли по склону в направлении высоты 1079, на перевале (первом) встретили несколько человек из группы Слобцова, которые приблизительно указали нам местоположение палатки группы Дятлова. Остальные люди группы Слобцова находились у гребешков на перевале, т.к. впоследствии выяснилось обнаружение

(строчки на переходе к обороту листа – нечетко. Но смысл фразы понятен: некоторые молодые ребята из самой юной группы Слобцова никак не ожидали такого тяжелого исхода и вначале растерялись, обнаружив первых погибших. Это обычная реакция начинающих спасателей, которых сам вид погибших, неопределенность ситуации и ощущение опасности вгоняют в сильный стресс, - Примечание ред.)

… повлияло на них, что они полностью деморализованы и потеряли всякую работоспособность. Вместе с двумя людьми из команды Слобцова и проводниками мы с Борисовым прочесали склон ниже и правее палатки (если смотреть вниз) встретив двух манси и товарища полувоенного типа, впоследствии оказавшимся начальником пожарной команды гор. Ивделя. Они указали нам, что километрах в двух ниже нашли два трупа и показали, где находится палатка. Поднимаясь вверх обнаружили следы идущие вниз и принадлежащие, как потом выяснилось, погибшей группе. Несколько пар других следов принадлежали участникам поисковых групп побывавших здесь накануне. Никаких других следов а также предметов на этом участке не обнаружено, кроме рулона кинопленки метрах в 15 ниже палатки, который выкатился оттуда во время предварительного осмотра палатки накануне.

Место раскопок палатки на скате отрога горы «1079»

(вдали видна гора «1023» в восточном отроге Отортена)

Ветровое уплотнение снега в «снежную доску» с застругами в виде снежных барханов выше места раскопки палатки дятловцев. Вещи и лыжи извлечены, полотно разорванной палатки сдвинуто со своей площадки в сторону. Внизу видна лощина истока Лозьвы, в которую отступила, спасаясь от ураганного ветра, и где трагически погибла группа Дятлова

Все оказалось нетронутым, кроме одного рюкзака, в который были сложены мелкие вещи разбросанные по палатке и собранные вместе во время осмотра. Детального осмотра палатки не производили, т.к. объясняли, что боялись увидеть в ней своих товарищей. Палатка стояла боком к склону входом на восток, вход был расстегнут но завален наполовину ведрами, легкой… ? рюкзаками, так что вначале появилась

(строчка на переходе к обороту листа – нечетко - Примечание ред.)

… забаррикадировать вход или придавить угол палатки грузом чтобы его не сорвало ветром. Палатка стояла на разложенных лыжах, растяжки привязаны к лыжным палкам, причем большинство из них не были повреждены. На скате палатки нашли фонарик, а немного ниже брошены ледоруб, здесь же стояла воткнутая в снег пара лыж, заветренная (северная сторона палатки была разорвана сплошь и оттуда выглядывало несколько одеял и ватник). Другой скат палатки был завален надутым снегом и лег на дно палатки, завалив все содержимое в ней. Прежде чем начать поиски решили проверить, не осталось ли кого в палатке. Для этого сместили снег и подняли полегшую боковину аккуратно подняли одеяла и ватники. Людей в палатке не было. Осмотрели содержимое. Дно палатки лежало на лыжах, поверх этого были уложены ватники, рюкзаки, гетры и прочее мелкое снаряжение. В головах – на южной стороне были уложены валенки и ботинки, в дальнем правом углу нашли полевую сумку с документами группы, коробку с пленками и деньгами

( в этой герметичной коробке по описи была также еще одна «кинопленка» - Примечание ред.)

фотоаппарат и несколько мелких предметов, все было уложено в рюкзак, кроме дневника и документов, отправленных в базовый лагерь.

У палатки поисковиков: Карелин, Типикин, Неволин (радист), Аксельрод, Атманаки

Продолжать дальнейшую разборку вещей не было смысла, а потому все уложили на свои места до прибытия следователя, предварительно приподняв палатку и вытащив оттуда три пары лыж, т.к. проводники собак шли в пешем строю, а остальные лыжи были использованы нами для отметки мест, где были обнаружены тела погибших. Никаких следов вокруг палатки не было, т.к. вырывая яму вокруг набросали много снега, который был впоследствии унесен ветром, уничтожив все следы. Брошенный фонарик и следы мочи у палатки наводили на мысль, что кто-то выходил ночью наружу, был сорван ветром и унесен вниз и что остальные, поспешив на помощь, тоже были …? под гору непогодой. Однако позднее поднимаясь к месту где стояла палатка убедились, что при любом ветре можно удержаться на склоне и вернуться назад. Метрах в 20-30 ниже палатки в долину Лозьвы вела вереница следов, хорошо сохранившихся до этого времени, вначале следы шли двумя группами, потом соединились вместе и видны были на протяжении 700 - 800 м , после чего, выйдя на свежий снег пропал. После осмотра палатки отправились вниз, указав людям Слобцова предполагаемое место для базового лагеря и дав команду им спускаться туда и переносить снаряжение. Пройдя несколько каменистых гряд, пересекающих склон поперек, спустились в долину продолжая идти по следам. Этот участок был накануне обследован группой манси и этот осмотр не дал никаких результатов. В ложбинке на совершенно ровном надутом снегу собака Моисеева проявила беспокойство. Копнув снег, мы обнаружили на глубине не более 10 см локоть человека.

Зондирование снега шеренгой спасателей в зоне редкого леса

Общая глубина залегания трупа порядка 50 см . Направлен головой строго в сторону палатки. Поза свойственна человеку идущему или пытающемуся ползти по склону. Товарищи опознали Колмогорову. Одета была она в лыжный костюм, капор и шерстяные носки. Никаких телесных повреждений за исключением ссадин на лице, полученных, очевидно, во время падений на каменистых грядах ниже палатки не было. В это время группа товарищей, в составе которой был манси Куриков обнаружила несколько ниже еще один труп, принадлежащий Дятлову. Человек лежал на спине, согнув руки перед грудью, в том же направлении, что и Колмогорова. На нем был лыжный костюм, поверх которого накинута меховая безрукавка и шерстяные носки. Создавалось впечатление, что человек также пытался идти вверх, судя по положению тела и также тому, что в головах у него была группа деревьев, в которые он, очевидно, уперся, но которые ему пришлось бы обходить при движении сверху вниз для того, чтобы попасть в то место, где было обнаружено его тело. И наконец примерно в полутора километрах от палатки под кедром были найдены (еще раньше) тела Кривонищенко и Дорошенко, лежащие рядом на тонком слое лапника. Один из них лежал уткнувшись лицом вниз подложив руки под голову.

Другой на спине подтянув руки и ноги. Оба почти не имели одежды за исключением ковбоек и пары кальсон которые у одного были порваны в клочья, у него же не было ничего на ногах. Метрах в двух от места их гибели за кедром сохранились следы костра, довольно большого, судя по тому, что сохранившиеся головешки диаметром до 80 мм , перегорели пополам, все было припорошено снегом, но под кедром была обнаружена чья-то ковбойка, носовой платок, несколько носков, манжет от куртки или свитера и еще несколько мелких вещей. Несколько ближе кедра были подобраны восемь рублей денег, достоинством в 3 и 5 рублей. Метров на двадцать вокруг кедра сохранились следы того, как кто-то из присутствующих у кедра срезал молодой ельник ножом, таких срезов сохранилось порядка двадцати, но самих стволов, за исключением одного, нами не было обнаружено. Предположить, что они были использованы для топки нельзя, т.к. они, во-первых они плохо горят, и кроме того вокруг было относительно много сухого материала. Кроме того не было необходимости резать или рубить, т.к. все эти молодые побеги легко ломались даже от небольшого усилия. Можно подумать, что делали это люди сильно ослабевшие, либо с затуманенным рассудком. На самом кедре сохранились следы свежих изломов. Было сломлено большинство сухих ветвей на высоту до 5 м . Кроме того сторона кедра обращенная в сторону склона, на котором стояла палатка была очищена от ветвей на высоте 4- 5 м . Эти сырые ветви не были использованы и частично валялись на земле, частично повисли на нижних ветках кедра. Было похоже, что люди сделали нечто наподобие окна, чтобы можно было с высоты осмотреть ту сторону кедра откуда они пришли и где находилась их палатка.

Объем проделанной около кедра работы, а также наличие многих вещей, которые заведомо не могли принадлежать двум найденным товарищам говорит о том, что у костра собралась большая часть, если не вся группа, которая сделав костер оставила часть людей у него, часть решила вернуться назад, чтобы откопать палатку и принести теплые вещи и снаряжение, а оставшиеся товарищи занялись изготовлением нечто наподобие норы, куда был использован заготовленный лапник, чтобы переждать непогоду и дождаться рассвета. Непонятным является вопрос о том, почему были раздеты Кривонищенко и Дорошенко, ибо в зимних походах, да еще в условии холодной ночевки не принято раздеваться до такой степени . Возможно, что несчастье произошло либо в момент переодевания (вечер или утро), либо они были раздеты позднее, т.к. версия о том, что они могли растерять одежду во время бега или ходьбы мало реальна.

Надо отметить, что все найденные в первый день товарищи лежали строго на одной линии, проведенной от кедра к палатке. В тот же день группами манси и прибывшими группами туристов методом свободного поиска были обследованы районы у кедра и даже в лесу за оврагом, русло четвертого потока Лозьвы на 0,5 км и все наиболее вероятные места гибели по ручью. Были осмотрены подходы к перевалу между выс. 880 и гребешками. Больше никаких признаков группы не обнаружено. Проводники Моисеев и Мостовой обошли весь этот район с собаками, но этот поиск тоже не имел успеха. В 5 часов вечера вышли к перевалу, где было сложено снаряжение, там узнали, что лагерь намечено разбить не в долине Лозьвы, а в верховьях Ауспии, в пользу этого варианта приводился целый ряд доводов, самый убедительный из которых сводился к желанию не наделать в Лозьве лишних следов и не помешать работать собакам Практика показала, что это мероприятие сильно увеличивало время необходимое для подходов и отходов от места работ, требовало значительно большей затраты усилий и особенно усложняло работы в период подтаивания, когда склоны перевала покрылись коркой льда.

Люди и грузы были спущены в долину уже затемно, общими усилиями были разбиты две палатки, однако в дальнейшем меньшая была свернута, т.к. другой было вполне достаточно, чтобы расположить отряд в 30-40 человек. Одновременно с этим к месту базового лагеря подошла группа капитана Чернышова, которая была высажена двумя днями раньше на р. Пурме.

К этому моменту общий ход спасательных работ выглядел так:

Штаб спасательных работ в Ивделе начал свою работу в двадцатых числах февраля, в это же время по маршруту группы была высажена группа Слобцова, которая пройдя пос. II Северный вышла на Лозьву

( здесь ошибка: группа Слобцова не проходила поселок, ее сразу высадили на гору 1023 в восточном отроге Отортена, - представления Атманаки о маршруте группы Слобцова неточны – Примечаниер ред. )

и не обнаружив там никаких следов вышла по третьему истоку Лозьвы на склон высоты 1079 обнаружила здесь палатку группы Дятлова, одновременно в долине Ауспии ими же были найдены следы группы, ведущие к перевалу. 26 февраля в 12 часов дня была заброшена на Пурму группа оперативных работников капитана Чернышова, одновременно в районе вершины Отортена высадилась группа альпинистов, задачей которых было прочесать склоны Отортена и обследовать кар на юго-западном отроге вершины.

Спасатели у вертолета на перевале

27 февраля в первой половине дня

( фраза на переходе страниц не читается, но ее смысл: группа Карелина, в том числе Атманаки переброшена к месту аварии – Примечание ред.)

группа туристов с проводниками служебных собак, которые сразу же включились в работу. Вечером того же дня три группы ( Слобцова, Карелина и Чернышова – Примечание ред.) , за исключением группы альпинистов, которая была снята днем позднее ( имеется в виду группа Аксельрода, в состав которой входили туристы-альпинисты Согрин и Типикинн, радист Ябуров и Чиглинцев – прим. Ред. ), собрались в верховьях Ауспии, где разбили базовый лагерь и централизовали свою деятельность.

28 февраля весь личный состав за исключением дежурных и нескольких человек, оставленных для заготовки дров и дооборудования лагеря ушли за перевал на поиски. Часть людей вместе с прокурором г. Ивделя отправилась к палатке для разборки вещей и составления акта. На это ушел целый день. Вторая меньшая часть группы обследовала овраг перед кедром, участок вокруг кедра, а также места, в которых накануне были найдены погибшие товарищи. Работала группа проводников с собаками. Никаких новых результатов эти поиски не дали. Группа из пяти человек вывезла на перевал три трупа для последующей транспортировки в Ивдель. Вещи принадлежавшие погибшей группе были вынесены на перевал и подготовлены к отправке. Вечером во время связи с Ивделем были заказаны щупы для зондирования, необходимые продукты и материалы. На следующий день в условиях очень плохой погоды (холод, ветер и отсутствия видимости) группа вышла на перевал, пришел вертолет и отправили вещи и снаряжение погибших. Часть легко одетых товарищей, которым грозило обморожение была отправлена вниз для хозяйственных работ, остальная со щупами и лыжными палками отправилась к палатке и развернутым фронтом обследовала участок от палатки вниз. Поиски были безрезультатными. Учитывая ненастную погоду и трудности возвращения в лагерь группа в три часа дня закончила работу в вернулась назад.

Спасатели около кедра

Схема зон поиска из дневника мастера спорта Масленникова – руководителя поискового отряд на месте аварии (схема предоставлена Карелиным)

Расположение ложбины и азимутальные направления на ориентиры (на вершину 1023, на ручей и на останец на перевале) от палатки дятловцев.

Рисунок из дневника Масленникова (предоставлен Карелиным В.Г.)

Вечером на совете было решено организовать планомерное прочесывание участка от палатки вниз шириной от 250 до 300 м в зависимости от обстоятельств. С этого дня, после того как были в достаточной мер оснащены щупами и прочим инструментом группа начала двигаться вниз прощупывая и в сомнительных местах перепахивая снег. Одновременно с этим группа из пяти человек развернула поиски внизу в районе кедра. Был прощупан участок в 50 м за кедром, обследован идущий там овраг не стали, т.к. имеющиеся в наличии щупы не позволяли проверить всю глубину снега, достигающую в этих местах 4- 5 метров . Был перекопан участок прилегающий непосредственно к костру вокруг костра был обнаружен слой хорошо утоптанного подтаявшего снега, что говорит о том что огонь

( строчка на переходе к обороту листа – нечетко – Примечание ред.)

костра собиралось много народа. Прибывшая накануне группа саперов провела аппаратами исследование этого района, но этот эксперимент не имел успеха. Убедившись в невозможности пользоваться в данных условиях миноискателями саперы были перевезены на работу со щупами. Закончив работу около кедра начали организованно продвигаться вверх обследуя намеченный первоначально район. На протяжение трех дней пять человек под руководством капитана Власова свободным поиском прошли район четвертого притока Лозьвы, протяженностью в 6 км , вышла на Лозьву и пересекла долину этой реки. Никаких следов не было обнаружено, глубина снега в этом районе не менее 1,5 ¸ 2-х метров, так что возможность ухода группы в этом направлении полностью отпадает, в последующие дни были пройдены участки по склону высоты 1079 и далее на север, а также совершен кольцевой обход по склона высоты 880 с последующим спуском к притоку Лозьвы следов нет, уйти без лыж на большое расстояние практически невозможно.

Зондирование вблизи границы леса

Между тем основная группа обнаружила труп Слободина примерно в 1000 м от палатки, одет был в лыжный костюм, шапочку, теплые носки и один валенок. Головой был направлен в сторону палатки,

( строчка на переходе к обороту листа – нечетко – Примечание ред.)

На руках имелись ссадины и разрезы кожи, полученные во время падений или ломки ветвей. На следующий день труп был доставлен на перевал и первым рейсом отправлен в Ивдель. На протяжении всех поисковых работ проводилась планомерная замена участников поисков новыми людьми, в основном из армейских подразделений.

Последующие два дня (7-8 марта) были посвящены заканчиванию работ в районе ручья, одновременно группа в пять человек, оснащенная лавинными зондами прошла овраг в 50 м за кедром, обследовав участок протяженностью в 300 м .

Никаких результатов это не дало, кроме того, что метрах в 100 ниже палатки был найден электрический фонарик во включенном состоянии с выгоревшей батарейкой, принадлежавший кому-то из участников погибшей группы.

8 марта руководитель поисковой группы Масленников вылетел в Ивдель для разработки дальнейших мероприятий по розыскам.

9 марта я был эвакуирован из лагеря в связи с необходимостью возвращения на завод по месту работы. В один из последних дней посланной на поиски группой в верховьях Ауспии метрах в 400 от базового лагеря нашей партии был обнаружен лабаз группы Дятлова, сделанный перед выходом на перевал и высоту 1079. Кроме продуктов питания там была обнаружена запасная пара лыж, утепленные ботинки, мандолина и несколько мелких вещей. Никаких иных признаков от пребывания в этом районе людей не было. О ходе дальнейших поисковых работ информирован очень слабо.

Протокол написан собственноручно

Г.Атманаки (подпись)

Допрашивал Л.Иванов (подпись)

Для знатоков УПК

В действительности, материалы уголовного дела, не содержащие секретную информацию, могут быть оглашены в объеме, определяемым следователем, прокурором или судом (в чьем производстве находится это дело в данный момент). В законе нет запрета на публикацию или оглашение таких сведений.

Где разрешение?

Документы уголовного дела, доступ к которым по УПК РФ возможен только участникам уголовного процесса и к которому не допустили брата погибший туристки Дубининой Л, содержат персональную информацию и информацию других лиц и к публикации запрещены. Буянов не имеет разрешения на публикацию сведенеий частного характера из уголовного дела. Куда смотрит прокуратура?