Горы мира > Кавказ > Безенги >

Автор: Дмитрий Павленко, Бишкек

А Сеня все вешал и вешал

Читайте другие публикации автора на Mountain.RU:

Краткий антикурс раздолбайства.
Жанну. Фронтовые воспоминания.
К черту амбиции, главное - удовольствие!
Обращение к труженикам высоты
Про цинизм и реализЬм
Прикосновение
Самоучитель альпинизма
Больше, больше гламура
Крылья, ноги, а главное что?
ПлатФОРМЕННОЕ удовольствие
Корона 1-я, маршрут Смирнова-Кочетова 5Б
Текетор
Изыскатель
Где же ты, моя Дульсинея!
Э,Ара

Закат на гребне Укю

Голос из рации требовал веревок и железа. Голос души требовал остановиться и не торопясь насладиться всем великолепием безенгийского заката. Гребень стремительно накрывался темнотой. А что может быть приятней, чем встретить ночь на гребне в Безенгах в хорошей компании, да еще и в хорошую погоду.

Заселение тёплого

Работа первого не внушала никаких опасений, и можно было предаваться неторопливым беседам с инструктором демченок Геной на замыкающей станции, потихонечку подталкивая наш паровоз в сторону непроглядывающейся уже вершины.

Небесный зоопарк

Паровоз образовался на одном из полустанков Западной Стены Укю, там, где сошлись троечные контрфорсы, на которых параллельно оттачивали свое альпинистское мастерство наши участники.

Тонкая заточка - процесс нескорый, поэтому зачастую переходящий в темное время суток, особенно при длине маршрута за 15 веревок.

Консилиум

На закатном горизонте вырастали причудливые облачные фигуры. Ежик, нет медвежонок, а может жирафик? Сеня, ну какие веревки, какое железо? Такая благодать вокруг.

Грязное дело

В обуянном красотой мозге головы родилось весьма приличествующее моменту предложение- не посылать больше вперед веревок и железа. Ну, сколько можно отвлекаться на техмелочи посредь окружающего величия!

Да и не пора ли перейти на пешую ходьбу? Не настрогали ли мы лишку на этой самой тонкой заточке потемну? Намертво зашкерив в рюкзак очередную веревку, пошел поглядеть на наших машинистов…

О чем задумался боец

Такие приятные воспоминания о самой длинной в жизни 3Б дорогого стоят. Не могу поручиться за идентичность ощущений у насмерть упаханных участников, но альпинизм это, же типа школа мужества и судя по работе демченковских девчонок, не только для мужиков.

По ущелью не видно ни зги
Солнце в прятки играет с рассветом
Вот и встретились мы, Безенги
Ах, как хочется быть здесь поэтом.

Это четверостишие преследовало меня с первого моего классически туманного безенгийского утра. Поскольку поэтом мне стать не пришлось, продолжения не последовало, но горячее желание вновь посетить настоящую цитадель нашего альпинизма, до сих пор обжигает.

Мочить

До сих пор не осела пена эмоций, поэтому очень не просто собрать в кучу табуны скакунов- мыслей и заставить их четко печатать шаг по клавиатуре.

Уезжая в прошлый раз с Кавказа, десять лет назад, с обветренной физиономией и обожженными руками я и представить не мог, что вернусь сюда уже не ходить, а работать.

И еще раз мочить

Спасибо Артему Чумакову и законам рынка. Нынче группе из средней России дешевле привезти меня на Кавказ, чем ехать ко мне в Арчу.

Смена района - штука полезная, не дает расслабляться. Прежде всего, напрягает поиск подходящих мест для занятий. А там и неизвестность на подходах и взаимоотношения с местными божками от альпинизма и прочее и прочее. В общем, не в родной Арче, где каждый камень уже давно отложился в памяти.

Безенги, Безенги. По нынешним ценам и не надеялся уже побывать в обители кавказской грандиозности. Посему конечно хотелось куда-нибудь повыше и подальше. Ах, да, я же на работе. Увы, спичка горит дольше, чем длится нынешняя среднестатистическая учебная смена, а для Безенгов две недели, это даже не горение спички, это вспышка молнии за дальним хребтом.

Лезем однако

Посему остановили окончательный выбор на Теплом Углу, и мне было мучительно жаль дней, которые были потрачены на выход под прекрасный массив Мижирги на ледовые занятия. Очень жаль, потому что с гораздо большей пользой можно было провести их и в районе Урала, но никто не подсказал. Мы стали очередными жертвами стереотипов и отрабатывали связки на жутко камнеопасном ледовом склоне, где мне два дня пришлось постоянно бегать по верхам и чистить, чистить, чистить.

Тяжко конечно приносить красоту в жертву учебному процессу, но уж коли приехал учиться, то приходится.

В начале Укю

Стоянки 3500 порадовали уютом и шикарным рельефом для скальных занятий.

Неразбериха с занятостью маршрутов и напряженная заброска, привели к мысли, что первой Горой станет Урал 4А. Отработав Гору, пришли к выводу, что выбор был правильный. Особенно укрепились в этом мнении после следующей 3Б на Укю.

На вершине Восточного Урала

Для весьма потрепанного воинства самой разумной следующей целью смотрелась несложная 3Б на тот же Урал. Аншлаг на стоянках нарастал, но маршрут позволял идти его как минимум четыремя группами параллельно, что и сказалось на окончательном выборе.

Отработал

Здесь в расклад вмешался человеческий фактор и Гору мы шли в гордом одиночестве. Пешкарить по гребню понятно не хотелось, и Катерина жестко и бескомпромиссно отработала первой по льду напрямую почти под самую финишную скальную башню.

Затем Артем полез исправлять свои укюшные ошибки и неплохо в этом деле преуспел.

Отдыхай

Сходили душевно, смена заканчивалась, а душа требовала пятерки.

Самая ближняя понятно Урал. Стена короткая, рельеф монолитный, чего еще хотеть.

Однако, под стеной меня крайне смутило непривычно большое количество свежих камней и как на зло погода начала интенсивно портиться. Дюльферять по этому склону мне совсем не хотелось и пришлось с горечью отказаться от восхождения.

В начале славных дел

На спуске в лагерь, вылезшее из за облаков солнце, не стесняясь подтрунивало надо мной. Блин, неужели перестраховался, как обидно! Однако, зарядивший к приходу в лагерь дождик, охладил жар самонегодования, а его пролонгация до вечера, не оставила сомнений в правильности отказа от такого желанного восхождения.

Вершина Малого Урала

Можно было расслабившись знакомиться с самым известным местом Безенгов- Баром. Да, я понял, почему практически все участники, приезжающие ко мне после Безенгов, из альпинистической науки помнят только безенгийский бар!

Все в порядке, облака

Ах, как приятно устроить бивуак на седловине, между двумя полуторалитровыми сиськами «5642», сладко укрывшись от непогоды здоровенным хичином!

А с утра освежить, тяжелые после высотной ночевки мысли, доброй кружкой парного молока!

Теперь я понимаю, что поток благодарностей в адрес Алий Анаева, это не упражнения в славословии, а констатация факта. Сохранен великолепный уголок нашей альпинистской культуры, а громадье планов можно только поддерживать всеми возможными частями тела.

Подстольный альпинизм

А чего стоит лагерный ПАЗик, на котором мы отправились в Нальчик! Дождливое утро, кисло-сладкие лица возмужавших вчерашних новичков с лагерной смены… Если бы не игравшее на кочках, утреннее молоко, я бы просто напрочь расклеился от накатившей ностальгии.