Автор: Дмитрий Павленко, Бишкек

Э,Ара

Читайте другие публикации автора на Mountain.RU:

Краткий антикурс раздолбайства.
Жанну. Фронтовые воспоминания.
К черту амбиции, главное - удовольствие!
Обращение к труженикам высоты
Про цинизм и реализЬм
Прикосновение
Самоучитель альпинизма
Больше, больше гламура
Крылья, ноги, а главное что?
ПлатФОРМЕННОЕ удовольствие
Корона 1-я, маршрут Смирнова-Кочетова 5Б
Текетор
Изыскатель
Где же ты, моя Дульсинея!

«Ну что же ты, Дима, мы стараемся учить, как надо ходить, а ты учишь, как не надо»- сказал мне как то Геннадий Петрович Стариков, после моей статьи «Краткий антикурс раздолбайства».

Высвечивать собственные ошибки, дело не самое приятное, но с моей точки зрения необходимое. Участники должны знать, что ошибаются все, вне зависимости от регалий и опыта. Главное, пытаться делать правильные выводы из этих ошибок и не пытаться делать богов из своих наставников.
Нет богов, есть люди со своими слабостями и заблуждениями и вся разница только в багаже реального опыта.

Посему продолжу разбирать свои альпинистские,  а теперь еще и инструкторские и гидовские ошибки. Не знаю, увы или как, но за отчетный период их накопилось не много. Видимо накладывает отпечаток повышенный уровень ответственности, но отдельные, классические перлы, все же имеют место быть.

Итак. Начало 2007го года, группа из Ижевска. Есть у меня такой закидон, когда я первый раз иду маршрут с группой, я стараюсь периодически забегать вперед и просматривать наиболее логичные варианты. И вот на  3А Первая Башня Короны, во время такого просмотра, я свалил на участника очень приличный бульник.  Участника и меня спас торчащий бур, от которого камень отрекошетил, а последствия могли быть самыми печальными.

Ошибки. Расслабился при лазании по несложному рельефу, а в кошках это особенно опасно на живяке и пролопушил, что участники сделали станцию прямо посередине ледового кулуара, а не сбоку под защитой скального мыска.

Мораль. Сбросить камень может не только инструктор, поэтому еще раз обращаю внимание на грамотный выбор мест под станции с просчетом наибольшего количества неблагоприятных вариантов.

Начало 2008го года. Плотников 4А. Во время спуска на самовывертах с участницей, для ускорения процесса много времени провел без самки на крутом ледовом склоне, за что был справедливо участницей вздрючен, за что конечно она получила на орешки, за что тебе, Жека большое спасибо. Люблю, когда участники по делу меня строят.

Ошибка. Классика торопливости. Сколько народу так поулетало, ух.
Мораль. Блин, все понимаю, но иногда не могу удержаться от подобной херни, хотя это абсолютное раздолбайство и далеко не всегда хорошее владение рельефом спасает от незапланированного проскальзывания кошки, помните об этом.

Конец 2007го. Восхождение с клиенткой по маршруту Барбера на Свободную Корею, ночной спуск. И конечно в самом интимном месте заклинило веревку. Девке повезло, что она не понимала по русски, но моя истерика произвела на нее не самое лучшее впечатление.

Ошибка. В напряженный момент восхождения, внес в ситуацию абсолютно ненужное дополнительное напряжение.

Мораль. Блин, надо держать себя в руках, особенно при работе с клиентами, ибо ровный психологический климат, всегда способствует получению большего удовольствия и большей безопасности на восхождении.

Саяны 2008. Абсолютная классика. На спуске с девчонками с Авиаторов, на сыпухе, в самом конце, решил таки проехать по фирнячку на жопе, без кайла. Понесло моментально, успел сообразить и зарулить в ближайшие камушки. Было больно. Самое смешное, что перед этим рассказывал как раз подобный случай с моими корешами, произошедший в Туюксу на заре моего клаймберства.

Ошибки. Опять же расслабление, на самом опасном участке восхождения, спуске! Любое скольжение без кайла всегда весьма опасно, ибо шансов стабилизировать ситуацию с помощью палок, очень немного.
Мораль. Да, очень трудно заставить себя блукать по камням, когда рядом манит снежная плоскость, но помните, без кошек или без ледоруба такой спуск может закончиться весьма плачевно, ибо снег , при своей кажущейся простоте- самый коварный вид рельефа, ибо никогда не знаешь, что под ним, плюс кондиции склона могут существенно меняться от места к месту и начав скользить по кислячку или пухляку, можно запросто выскочить на жесткач и тогда даже с кайлом будет очень непросто сохранить свою девственность.

Опять же в Саянах свалил камень на участничу в уже разобранной выше ситуации. Ну, сука просто, прости, Аннушка.

Сентябрь 2008. Восхождение с клиентом на Свободную Корею по питерскому желобу, нынче маршрут знаковый, там Сам Нефедов летал. После того, как на заявленном маршруте Андреева 5А на Пятую Башню, нас завалило камнями, перебив мне правую руку, принял решение обрабатывать питерский желоб, так как в плане камней он безопаснее и с неработающей кистью проще лезть с кайлами. Сразу из под Короны перешли под Корею и полезли, не приняв во внимание, что ледовой снаряги было минимум, так как собирались на практически скальный маршрут. Лезть крутой лед и микст с тремя бурами интересно, но весьма напряженно и неэффективно скажу я Вам.

Ошибка. Опять поторопился и не до конца осмыслил ситуацию со сменой маршрута, в результате чего не прочекал наличия достаточного количества буров.

Мораль. В живом альпинизме уйти от спонтанных решений невозможно. Поэтому, если ситуация диктует координальные перемены в тактике, технике, неважно в чем, очень полезно взять паузу для размышления. Потраченное время на обдумывание ситуации, как правило, с торицей окупается грамотной работой, а вот попасть в засаду скоропалительных решений можно ё-маё как.

Март  2009. Тоже одна из классических ошибок. Восхождение с участницей на Байчечекей по Кузьме 5А. перед прохождением сложного места вынул, положенную ниже точку, решив, что пролезу без проблем. По зиме проблемы все таки возникли, а 20 метров под собой без единой точки, привели к тому, что была потеряна куча времени на прохождение, в общем, то нормального участка.

Ошибка. Снял( ну или не поставил бы) промежуточную точку перед выходом на более сложный участок маршрута.

Мораль. Ошибка достаточно частая. Оценить трудность лазания на взгляд очень трудно даже с весьма близкого расстояния, поэтому, если есть опасения, страхуйтесь. Кроме всего прочего, положенная точка, если ей веришь, конечно, заметно повышает уверенность в себе, то есть уровень лазания.

Май 2009. Восхождение с клиентом на Двузубку 5Б в Дугобе. В условиях полной погодной жопы заблудились на спуске и поимели немало неприятных ощущений, при том, что под Горой остался сателлит с GPSом и компасом.
Ошибка. Слишком сосредоточился на прохождении маршрута и не прочекал наличие необходимых девайсов.

Мораль. Никуда не денешься, гид в ответе за все. Если инструкторя я намеренно порой не подсказываю участникам, что нужно взять, чтобы развивали свою думалку, то при работе с клиентом, конечно, гид обязан проверить все от А до Я, не смотря на то, какие бы ни были засадные условия на маршруте.

О, чуть не забыл. Январь 2009. Пошли на Учитель на транспортировку пострадавшего без кошек. Хотя перед этим была взята пауза на обдумывание ситуации, но не удалось учесть многоснежности сезона. По привычке, на Учителе внизу последние годы всегда была сыпуха, погнали без кошек, а на тропинке натоптали накат и в результате трудозатраты значительно возрасли.

Ошибка. Получается, не до конца продумал ситуацию и не учел изменение снежных условий.

Мораль. Не каждый год выпадает столько спасов, как в этом, навыки притупляются. Поэтому, при необходимости выхода на транспортировку, или не дай бог на маршрут, надо стремиться к стопроцентной скурпулезности рассмотрения ситуации и не лениться исправить ошибку, если отошли недалеко. В данном случае, мы послали свободную девочку за кошками, но когда она их принесла, все уже были затраханные и так они нам и не помогли.

Ну вот, в целом пока все. Сильно подозреваю, что через определенное время материал накопится снова ,и очень надеюсь, что мне удастся  сидя дома в добром здравии Вам обо всем поведать.
И еще раз хочу обратить внимание - ОШИБАЮТСЯ ВСЕ. Поэтому тренируйтесь и будьте бдительны!

www.singleclimb.com

С уважением!..

Хорошие слова, Дмитрий! Нашим бы всем, еще так научиться анализировать свои ошибки в горах!..

всё правильно

на собственных ошибках учиться надо, а на чужих ещё и лучше, один из первых моих инструкторов приучил брать с собой ледоруб ВСЕГДА И ВЕЗДЕ, пару раз этот условный рефлекс выручал прямо как в кино