Материал предоставил Сергей Лавров, Казахстан

Сергей Лавров: Экспедиция на Лхоцзе.

Этот рассказ был записан во время заседания комитета по альпинизму в МАЛ «Хан-Тенгри» 27 мая 2009.

- У нас было три первых выхода, у нашей группы (а группа планировала взойти на Эверест) была послабее задача, а вот первая группа, где были Максут с Васей, в третий выход ходила на Южное седло, оставила депозит, часть снаряжения они оставили в четвертом лагере на Лхоцзе, то есть за три выхода все правильно сделали, - говорит Сергей Лавров.

- А мы переночевали только на 7100. Вторая группа на Лхоцзе постоянно не дорабатывала, Тема заболел, его спустили, второй раз тоже спустили, и они выше, чем 7200, не поднялись и не доделали свою работу. Как только они сделали три выхода, у нас по плану был отдых в Дебоче, и тут всех под одну гребенку - вторую группу тоже отпустили. Вот это было неправильно. Им надо было сделать или четвертый выход, или отдыхать недолго в базовом лагере.

- У него принцип: высотный альпинизм начинается после рассвета, - добавил Денис Урубко.

- По-нашему надо было выйти в час. Я мог выйти один, но вдруг там лед, а на самом деле там надо взять ледоруб, одну тридцатку на группу и идти. Мы потащили две по двести, развесили, Греков довесил последнюю веревку в 13:45 и говорит, я вниз. Я вижу, парни наверху, думаю, долезу сейчас, достал эту бухту, на конец перил бухнул, взял ледоруб и пошел. Иду, потом смотрю, пошли пуки старых перил, хватаешься при необходимости и все. Три часа – я лезу, 4 часа - лезу, а в пять часов наши ребята повернули, хотя у меня была идея – ведь казахстанские альпинисты ходят ночью на восхождения. Фонарик в порядке, термос полный, здоровье есть, думаю, пойду на вершину, но смотрю, Шутов валит, ему плохо, и в 7:30 мы были у палатки.
А Сане Рудакову дурно, надо было валить вниз, а он остался на сутки и еще раз остался ночевать на 7900. Мы ночевали в шерпаковской палатке, она трехместная, впятером можно залезть, но там трое уже сидят три часа, и Саня там, и я, пока горячий, взял спальник и повалил по перилам на 7100 – это уже не 7900 - не сдохнешь. Я таскал свою рацию, сообщил, я там-то, чтобы не потеряли.
В семь часов встали и вниз. На 8400 я встретил Шутова, он сказал, что у него колени подгибаются. Ну пошли вместе. Первая группа была в штурмовом лагере, под утро они со всем скарбом пошли в сторону вершины и в последнюю секунду они должны были сами решить - или идти на траверс с рюкзаками, или найти какое-то другое решение, я не в курсе их тактического плана.
Мы три дня спускались, ребята начали болеть. У Софрыгина что-то с легкими, пневмония, он за день спустился в Луклу, в Катманду я его встретил и не узнал – пол-Софрыгина, только глаза и скулы. Он шел первым и куда-то взошел, а было 5 часов и ребята сказали – мы не полезем. А когда он рассказывал это в базе, все заинтересовались – ну- ка поподробнее!

- Под кулуары и первый пупырь слева - это считается вершина, - сказал Денис. - Там скальная стенка, старые перила, вылазишь на огромный снежный карниз метров 12 в высоту, с перемычки там метров 40.

- Шерпаки сказали ему - ты залез, - добавил Сергей.

Но этот факт еще нужно попытаться доказать.

Записала Галина Муленкова

www.mount.kz

НОВОСТИ, 28 мая 2009:
Экспедиция национальной сборной Казахстана на вершины Лхоцзе-Эверест.

В офисе МАЛ «Хан-Тенгри» в Алмате собрались альпинисты Казбек Валиев, Александр Тимофеев, Денис Урубко, Сергей Лавров и Борис Дедешко. Они обсуждали ситуацию на слонах Лхоцзе, Казбек дозвонился Ильинскому и тот сообщил, что тело Сергея нашли не на перилах, а лежащим рядом со спальным мешком на леднике примерно на высоте 6800.
На следующий день, 29 мая нанятые шерпы должны перенести его из правой части ледника, куда могут сходить очень большие лавины, в левую часть, в район второго лагеря, где осенью без труда можно будет найти временное захоронение и транспортировать тело на родину.
По словам Д. Урубко, тело погибшего альпиниста на родину пока не будет доставлено. “Там очень сложная ситуация, очень много снега. И поэтому транспортировать с такой высоты человека – это гигантская задача. Может быть, он будет захоронен на месте, возможно, до следующей весны или до осени, когда наша команда сможет поехать туда, чтобы доставить тело.

Сергей был очень опытным и надежным альпинистом. Казбек пожимал плечами и говорил, что не может себе представить, чтобы Серега куда-то не дошел. У него были серьезнейшие зимние восхождения. Так в 1986 году он был зимой на пике Коммунизма и участвовал в спасательной операции.

Денис ходил с ним Северную стену Хан-Тенгри.
- Это мега-маршрут, - говорит Денис, - но мы ходили с Сергеем и много технически-сложных маршрутов в наших горах, в Ала-Арче, мы сходили на Броуд-пик в Гималаях и это был сложнейший маршрут в моей жизни. За прохождение нового маршрута на Манаслу двойка Урубко-Самойлов получила Золотой Ледоруб Азии.

- Серега был таким напарником, в котором я был до конца уверен. Казахстан потерял одного из лучших своих альпинистов. Он тренировал секцию в ЦСКА, я ему помогал и сейчас я не знаю, как без него решать дела по работе с молодежью.
- Сергей был одним из сильнейших альпинистов нашей страны с профессиональной точки зрения, и это был один из лучших людей, которых я знал в жизни”, – сказал он.

Группа казахстанских альпинистов шла по склону. По предварительной информации, Сергей Самойлов находился между третьим и четвертым лагерем. Его видели последний раз живым на высоте приблизительно 7500 метров. После этого его тело было обнаружено на высоте 6800 метров возле второго лагеря. Там крутой склон между лагерями.
"Предположительно, Сергей погиб в лавине”, – сообщил Денис Урубко.

Сергей Самойлов родился 04 января 1958 года, у него осталось трое детей. Сергей работал в службе спасения города Алматы и тренером в ЦСКА по альпинизму.
В урочище Туюксу на Мемориале «Погибшим в горах» теперь прибавится еще одна табличка. На ней будет выгравировано имя Сергея Самойлова.