Автор: Владимир Белоус, Иркутск
Фото: Владимир Белоус, Иркутск

Манаслу-2009: дневник.

Смотрите на Mountain.RU

Манаслу-2009. Информация и хроника экспедиции.

Манаслу-2009: русские парни.

Фотоальбом Сергея Богомолова Манаслу-2006.

Все беды от коммерческих экспедиций.

Восхождение Месснера на Манаслу по Южной стене.

Часть 1

Автор
Сегодня второй день отдыха после первого выхода, у меня нашлось время написать подробное письмо с надеждой отправить его через мембера из черноголовки-Александра Лутохина.
Мы собрались в Катманду тремя группами. Всего нас получилось 16 восходителей, и до последней деревни с нами шла группа треккинга 4 человека, то есть целая толпа.

Первого апреля нас довезли до деревушки Аручат -Базар на автобусе, в которой кончилась дорога, это была долина реки Гандаки на высоте 500 метров над уровнем моря. Потом начался поход в течении шести дней мы шли по долине реки вверх до высоты 3500,ночевали в мелких деревушках из 2-3 домов. Каждый день был абсолютно новый по окружающей природе, впечатлений конечно масса. Это район Непала еще не исхожен туристами и остался примерно таким, как и был, до открытия его для посещения иностранцами. По пути были все виды леса – незнакомые тропические деревья, потом южные сосны, елки, лиственницы, огромные реликтовые березы, опять кусочки тропиков, потом кряжистые деревья рододендроны, потом опять сосны, целый калейдоскоп. Во время перехода до Самагаона (3500 м. последняя деревушка перед поворотом в наше ущелье к б.л.) до обеда по деревьям прыгали обезьяны, а после обеда нас накрыло снегом пол метра.

Пуджа, свадьба с горой
В Самагаоне первый день мы пересиживали снег, потом пошли с портерами наверх и на подходах к баз лагу они бросили груз ( типа дальше идти было слишком опасно из за большого снега) ,после чего нам пришлось тоже свалить вниз. На третий день после прибытия в Самагаон, (то есть со второй попытки) нам удалось добраться до баз лага высота 4800,это было 10 апреля. Потом один день мы обустраивались, приходили в себя. Лагерь стоит на морене, но камней практически нет, все завалено снегом. Быт обустроен неплохо, живем в палатках по одному, кроме палатки столовой, поставили большую кают компанию (полу шар hard wear). Дима Москалев привез с собой небольшой проектор, который работает от ipod-а, и по вечерам мы смотрим кино (на натянутой белой простыне). Фильмотека абсолютно разных направлений, то про историю становления компаний apple и Microsoft , то какую то китайскую историю времен войны с японцами, то темного рыцаря.

Мы разбились на 5 отделений- свердловчане Болотов +3,Дима Фроленко, Илья Рожков, Аркадий, двойка Саша Лутохин и Дима Синев из Черноголовки, москвичи Дима Москалев, Юра Сойфер ,Саша Чесноков и Бензина Гуджабидзе из Тбилиси, и четвертое я, Дуганов Серега , и Эдик из Великого Новгорода ( как выяснилось я с ним пересекался на Победе в 2001 году, когда спасали сломанного питерца с Важи) и пятое заслуженные мастера Виноградский Евгений с Глебом Соколовыми взяли под опеку единственную девушку Ольгу Быстрову. Позднее к звену заслуженных мастеров с отставанием в один выход присоединился еще один участник из Москвы - Владимир Задохин, таким образом, нас стало уже 17.

После дня отдыха в баз лагере 13 апреля мы дошли до первого лагеря -5800 (переход занял от трех до пяти с половиной часов у разных участников). На второй день первого выхода мы и свердловчане поднялись и установили второй лагерь 6400,остальные наши подразделения ограничились первым лагерем и свалили вниз. На третий день мы сбросились из второго лагеря в баз лагерь, где нас накрыла непогода. 15 апреля начался небольшой снег, а начиная с утра 16 весь день идет снег, есть время почитать книжки и написать письма. Следующий выход ,мы планируем рвануть выше семи тысяч в третий лагерь. Второй лагерь находится на ледопаде ниже гребня метров на триста- четыреста, дальнейший путь на другой стороне гребня, которую мы не видим и по описанию наиболее крутая. Так что все интересное впереди…

17 апреля утро встретило огромным снегом, завалившим нас за ночь. Речи о выходе нет, со склонов едут лавины, от тропы к первому лагерю не осталось ничего, кроме расставленных нами бамбуковых вешек. Погода не устойчивая, снег продолжается и днем.

Часть 2

Баз лагерь 4800
18 апреля отделения Болотова, Заслуженных мастеров, Москалева ушли наверх в первый лагерь. Наше отделение по какой то внутреннему голосу решило – надо отдыхать еще один день, а после этого идти наверх сразу во второй лагерь 6400.По каким том тем же неведомым причинам с нами остались Черноголовка - Синев и Лутохин…

На следующий день 19 апреля, это была Пасха мы взяли по яйцу у повара, взяли купленный мной в Катманду кекс ,который был очень похож на кулич, тем самым выполнив традиции ,православного христианства, мы двинули на верх. Движение до первого лагеря у меня заняло 2,5 часа при наборе 1000 метров ( из бл 4800 до 5800) неплохой показатель. Следует учитывать, конечно, что до первого лагеря мы шли по тропе ,которую пробили за сутки до нас , предыдущие группы.

Уже непосредственно перед последним крутым взлетом первого лагеря, я увидел следы спущенной лавины. Как оказалось потом ,наши ребята за день до этого , решили срезать путь и пошли напрямик по очень крутому склону. В результате подрезали доску ,которая и сошла. Верхние участники успели отскочить, но нижние Дима Москалев, Дима Фроленко, Юра Сойфер и персональный шерп Ольги Быстровой- Пурбо уехали в лавине.
Поскольку линия отрыва и прокат были не большие, все участники остались невредимыми, потерями были палочки и очки Сойфера, шапка и очки Пурбы. Тем самым уже на подходах к первому лагерю гора ощетинилась. Вообще район Манаслу создает впечатление гнилого угла- с завидной постоянностью здесь валит снег, когда за пару дней может вывалить метр-два. Все эти подробности мы узнали по приходу в первый лагерь, как оказалась после этих приключений ,никто не решился двигаться во второй лагерь. Наше отделение, придя на Пасху 19 апреля, осталась в первом лагере ждать утра 20.Нетронутые снега между 5800 и 6400 заставляли ждать холодного утра 20 числа, когда надежда на безопасное, прохождение этого участка было максимально благоприятное.

Утром 20 , всякие суки типа итальянцев ,корейцев и других мелких прихлебателей, стали ждать что будет ,мы поползли тропить и испытывать судьбу. Сначала был бешеный траверс под нависающими сераками, падают они редко, поэтому было ни так страшно….Потом мы подползи под большую снежную стенку с перепадом метров 250,и большой, с трещиной в начале подъема. Все участники скрылись под большой серак, для нашей страховки и собственной безопасности , а меня Вождь ( так начали звать Леху Болотова, с первых дней экспедиции) забрал в связку и мы полезли вспарывать целину…Описывать ощущения –поедет лавина или нет, дело бесполезное, лезли мы около часа, поставили при этом одну промежуточную станцию, которая была не в виде снежного крюка или якоря, а в виде мешка, который мы зарыли в большую снежную яму... В конце стены мы долезли до снежного козырька, и когда Леха начал на него вылазить, вдруг заорал, трещит, летим… В этот момент, я лихорадочно отвинчивал от себя привязанную 250 метровую веревку, от себя, мне почему то казалось ,что с короткой связочной веревкой спастись шансов больше чем, с огромным хвостом пристегнутым ко мне. К радости козырек устоял, и мы совместными усилиями с Болотовым перелезли через него осторожно как могли, и навесили 250 метров перил. Далее были более простые участки, которые требовали просто пахоты. Напрягало только то что, другие команды ждали, пока мы не отработаем. Попадались открытые снежные участки, где с меня снимали рюкзак и как наиболее резкого отправляли вперед на тропежку, это придавало большую скорость,практически туристская техника. Таким образом, через толщу свежего снега мы добрались до 2 лагеря 6400.Утром 21 мы двинулись в лагерь 3, не представляя, в каком месте он будет. Опять было несколько часов тропежки, пока не долезли до крутого обледеневшего склона. Отсюда мы, группа Болотова и Черноголовки полезли в сторону гребня ( примерно 7400 ) остальные свернули на перемычку 6800. В итоге мы подлезли под огромный ледовый откол ( серак ) где поставили две палатки . По GPS высота под сераком была 7100.

Вид из 1 лагеря в сторону 2
Мы с Серегой Дугановым и черноголовцы решили ночью пытаться выходить на штурм вершины.
Я встал в 2-45. Всю ночь до этого не давал спать бесконечный ураганный ветер. Было ощущение, что мы находимся в аэродинамической трубе, палатка хлопала так, что каждый раз, казалось, что она взорвется как воздушный шарик. Тем не менее, мы полностью одетые вылезли в 4 утра. С вечера я ползал в небольшую разведку и наметил путь наверх - к гребню. То, что встретило нас в это время, не представляло возможности двигаться в принципе-видимости не было, и ветер в порывах достигал метров 20 -40 в секунду. Мы залезли назад и решили выйти еще раз на час позже. Вылезли в пять , опять шквальный ветер и снег, отсутствие видимости, 15 минут колебаний и решаем отменить попытку на сегодня.
Дожидаемся 7 утра и начинаем спуск в полном тумане, к обеду возвращаемся в базовый лагерь.
В баз лагере решаем уйти в нижнюю деревню на 3000 метров на релаксацию. Таким образом, за 2 дня скидываем 4 км по высоте. В итоге мы путешествуем между тремя нижними деревням, ночуем в полусараях, но главное наслаждаемся кислородом и весенним лесом. На обратном пути 24 апреля в лесу у ручья даже устроили лесной пикник и легли на дневной сон, на траве. Вообщем, всеми силами отдыхаем и готовимся в третьему выходу.

Часть 3

Вид из 1 на вершину
После второго выхода вниз на релаксацию убежали наша группа, Черноголовка и москвичи. Москвичи встали в Самагаоне это на 3500, а мы с черноголовкой пошли гулять еще ниже в деревню Ло, ту, что на высоте 3000 м, об этом я писал выше, но сейчас появилась возможность написать подробнее.
В деревнях этих главное достоинство- высота, попросту говоря кислород. Деревья лиственные начали распускаться, елки и сосны местные встречали нас настоящим ароматом хвойного леса, после соскока с 3 лагеря на 7100, полное ощущение попадания в рай.
Это из плюсов. Довольно значительные перебеги вверх, вниз во время отдыха я лично отношу больше к плюсам, хотя тупо лежать, читать и отъедаться тоже наверное хорошо.

К минусам можно точно отнести то, что за 3 дня внизу нам не удалось совершенно отъесться. Как выяснилось, в долине в это время, мяса нет совершенно никакого, кроме сушеного яка, которого мясом назвать нельзя. И все три дня внизу, набивая желудок рисом, с чем нибудь, через короткое время опять хотелось есть.
К мелким минусам можно отнести отсутствие сервиса в Ло, после первой ночи, пришлось срочно возвращаться в Самагон.

В Ло, мы ночевали в натуральном сарае, который лоджией (это маленькая непальская гостиница) язык назвать не поворачивается. На нарах расположенных напротив наших ночевали пару монахов. Мы серьезно опасались подцепить каких нибудь блох, поэтому погружались в свои спальники со всеми предосторожностями, чтобы никакие враги не проникли в ложе.

Потом было еще 2 ночи в Самагоне , после которых мы с рекордной скоростью в 2,5 часа взлетели в базовый лагерь. Исключение составил Эдик – он похож на Паганеля, который живет своей жизнью, чего-то наблюдает все время. Скорость перемещения для него неважна, как и многие другие факторы, поэтому его графики с нашими не имеют ничего общего. Поскольку на маршруте везде можно действовать одному, вызывает опасение только штурмовой день на вершину, там надо быть расторопным точно.

Поднялись мы 26 апреля. Москвичи ушли на день раньше нас, поэтому придя в лагерь мы не застали никого - все ушли рано утром наверх.
По словам домочадцев (китченов) свердловчане ушли в 6 утра (с планом в camp 2), остальные в 7 в лагерь 1. Погода стоит совершенно непонятная, холодный ветер, и после обеда даже снег. Слухи по экспедициям ходили, что с 27 будет стоять погода и даже стихнет ветер. Как все будет реально, покажет жизнь. Все молчат, но понятно, что сейчас большинство попытается сходить на гору. Весь лагерь пуст. Мы сохраняем спокойствие, поскольку рассчитываем идти резко, т.е. сразу во второй лагерь, а потом возможно перетащимся сразу в четвертый на 7400.Все будет зависеть от того, даст нам это окошко погода или нет. В любом случае завтра 27 мы и черноголовка стартуем наверх следом за нашей ордой.

Часть 4 (художественное отступление)

Дуганов 7100
Народ у нас в экспедиции подобрался творческий и оригинальный, периодически сыпет афоризмами и анекдотами. Серега Дуганов начал кое-что записывать за народом, и я решил продублировать.
Вот что получилось :
- Глеб Соколов, когда мы только собрались в Катманду вчетвером «Компания у нас была маленькая, но чопорная –Я, Вася и две бля..и»
- Глеб в процессе дезинфикации алкоголем в Катманду «Чем больше выпьет комсомолец, тем меньше выпьет хулиган»
- Аркаша, к тому же «Село у нас большое …. Четыре вытрезвителя»
- Глеб (уже в горах) «Все альпинисты попадут в рай ..Почему? ... Корысти нет.»
- Дима Москалев притча «Три камнетеса обрабатывают камни к ним вопрос – Что вы делаете? - первый отвечает, обтесываю колонну, второй, зарабатываю деньги, третий строю храм..»
- Дима Синев «Если вы не хотите выполнить свой гражданский долг перед Родиной, то она выполнит перед вами супружеский»
- Дима Синев «На приеме у доктора. – Давайте с сегодняшнего дня называть писю членом, а с завтрашнего лечить сифилис»
- Глеб Соколов «человек всю жизнь стремится выполнить свое предназначение и как только он приближается к его выполнению, его начинает прессовать мироздание. И вот наконец он его выполняет и умирает. Почему? Мироздание не наебе..ь»
- Глеб «Мы свое возьмем, чьим бы оно ни было»
- Глеб «При таком обильном сне, вас замучает эрекция»
- Эдик, в продолжение темы «я сегодня еле успел проснуться ….»
- Москалев, надпись у писсуара – Не льстите себе, подходите ближе.
- Москалев, «Вам никогда не хотелось развестись с женой? Нет, убить часто»

Мы не сдаемся!

Дуганов, Виноградский
Вот и состоялся наш третий выход на гору. Без исключения всем хотелось, чтобы он был финальный, но оказалось не судьба. Гора продолжает нас ждать, но обо всем по порядку. Как я писал выше, мы пришли с отдыха с опозданием на один день и подгоняемые нетерпением и азартом 27 числа рано утром побежали наверх.

Третий забег показал еще более серьезные спортивные результаты – до 1 лагеря 2 часа 15 минут, от первого до второго 2 часа 25 минут (с небольшим отдыхом в первом лагере). Два наши отделения (мы и Черноголовка) пришли с небольшим отставанием между друг другом, исключение составлял наш Паганель-Эдик. Он как обычно прителепал через 4 часа после меня. По ходу мы обогнали наших однополчан москвичей и заслуженных мастеров, которые вышли на день раньше и ночевали в первом лагере. Москвичи затем поднялись в лагерь подскока 6800, а мастера остались с нами во втором на 6400. Свердловчане с Болотовым в этот день переместились в лагерь 3 на 7100 и по всем данным собрались с ночи на вершину. У нас складывалось все по плану за исключением того , что похоже мы слишком резко поднимались - начиная с самагона 3500 и до лагеря 2 6400, мы поднялись за 2 дня. Сна не было ни в базовом лагере, ни во втором штурмовом.

Зуб манаслу
На утро 28 апреля в 6 утра по связи мы узнали, что группа Болотова в 2:30 ночи пошла на вершину. Погода благоприятствовала, ветра сильного не было, все должно было быть хорошо. Мы в свою очередь двинулись в третий на 7100, москвичи туда же, но из лагеря подскока 6800, Заслуженные мастера с 6400 в лагерь 6800.
На следующей связи в 8 утра я узнаю, что они только к половине восьмого утра вышли на гребень, то есть около 5 часов. Когда я разглядывал этот путь, то прикидывал его часа на два. Как потом оказалось с их рассказов участки перил были очень крутые и из серьезного льда, плюс некоторое количество итальянцев, корейцев и иранцев создали суету вокруг перил. На самом деле я думаю, сыграло совокупность нескольких причин, очень резкий подъем (через лагерь) после отдыха, слабая акклиматизация и недостаток физухи (не имею ввиду Болотова ))). Проходя этот путь по их графику, я тоже чувствовал перегруз - третий день подряд мы круто набирали, всего около 4 км по высоте за три дня. В итоге на восьмичасовой связи Дима Фроленко мне сообщил, что Аркадий повернул назад в самом начале из за сломаной кошки. А он сам и Илья Рожков вышли на гребень к 8 утра, увидели там некое подобие площадки на 7400 (про нее нам рассказывали). Там были несколько останков от старых палаток, лежал истлевший труп, и все это было на чистом льду. Ставить палатку там было возможно только на ледобурах, далее шел не слишком крутой подъем изо льда, с которого прошуршал итальянец на их глазах, но успел задержаться за останки палатки. По гребню перил нигде не было и расстояние до вершины было огромно. В итоге Илья и Дима повернули назад, сообщив Болотову об этом. Алексей решил двигаться к вершине, но рацию у Фроленко не забрал. Вместе с ним двигались около 10 человек, итальянцы, иранцы, корейцы.

Зуб над лагерем 6800
Мы подошли к лагерю 3 около 12 часов практически одновременно с Фроленко и Рожковым, Аркадий находился там еще раньше. Мы начали потихоньку кашеварить в палатке и разговаривать о том, о сем. Скоро подошли москвичи и поставили палатку недалеко от нас. Примерно к 6 вечера мы начали беспокоиться, истекал 15 час Лехиного восхождения, для его данных это было долго. В голове прикидывали, сколько же уйдет времени у нас. К 8 вечера стало понятно, что это уже не нормально, в голове были всякие картины, в основном с описанным парнями жестким льдом и возможностью улететь с него. Все это время мы переговаривались между палатками по рациям. Не было рации только у Виноградского, которые остановились на 6800 и у самого Болотова, как я уже говорил.
В 11 вечера мы отменили все свои планы на восхождение и решили с Дугановым двигаться на легке на верх, до куда сможем дойти с целью обнаружить следы или самого Болотова. Надежды у нас ,что на такой высоте можно пережить холодную, были минимальны. С нами вызвались лезть Черноголовцы. Москвичи должны были сидеть на связи и в случае чего выйти нам на помощь.

Встали мы в 5 утра, за ночь никто не объявился, и настроение у нас было крайне паршивое. Черноголовцы чего то тормозили, в итоге посовещавшись решили, что я сбегаю сначала к итальянцам, узнаю все ли вернулись у них. Стояли они немного ниже нас с небольшим траверсом метров 250. Когда я добрел до них то выяснил что все их участники вернулись не дойдя о вершины, русского видели, но про него ничего не знают. С этим я вернулся к нашим палаткам, после чего с Серегой мы полезли по перилам в строну гребня. Примерно после 40-60 минут нашего продвижения вверх, внизу на склоне я увидел человека похожего на Глеба Соколова махавшего мне палками. Я ничего не понял, но включил рацию. Отозвались наши из третьего лагеря, сказав мне, что тоже пока ничего не понимают. Я остался на приеме и продолжил двжение вверх по льду. Примерно через минут десять меня начали вызывать о рации и голос Димы Фроленко мне прокричал «Леха Болотов жив, Леха Болотов жив, он в лагере у Виноградского ты понял меня?!». Оказалось, что Дима начал спуск вниз и встретил человека который махал мне палочками со склона-это был Леха Болотов. Мы с Дугановым развернулись вниз в строну лагеря 3, черноголовцы в очередной раз удачно все прочувствовали – они так и не успели пойти за нами.

Лагерь 3, 7100
Болотов в третьем лагере рассказал нам следующее, что он, где-то в районе часа дня повернул назад, т.к. до вершины было еще далеко и, по его мнению, время на возвращение становилось критическим. Позднее он сказал мне, что основной причиной было возвращение его членов команды и соответственно будущая возможность пойти вместе с ними на вторую попытку штурма. Итальянцы идущие следом за ним, решили продолжить движение вперед (как потом оказалось, прошли они около часа еще, не дойдя по высоте метров двести, т.е. где то 7900), впереди также было пару иранцев, португалец, которые вышли раньше, где то около часу ночи.

На отдыхе в Самагоне
Примерно к 5 вечера Алексей дошел до месторасположения нашего третьего лагеря. Надо уточнить, что 3 лагерь представляет небольшую снежно-ледовую полочку под нависающей ледовой стеной или большим сераком, на которой расположены наши три палатки. На месте лагеря был огромный ледовый обвал. У Алексея был шок, потому что в это время в верхнем лагере должно было быть примерно половина нашей команды. Уставший от большой физической нагрузки, от кислородного голодания на высоте и в шоке от увиденного, он пошел в лагерь подскока на 6800 к Виноградскому. И уже практически придя к ним, снизу он увидел истинное место нашего лагеря, и верхушки наших палаток торчащих из за края ледовой полочки, понял что просто ошибся в месторасположении 3 лагеря, т.к. стена над лагерем была сильно разорвана и полна похожими сераками и полочками. Сообщить о том, что он вернулся, не было возможности, кроме того, что он с раннего утра двинулся сам в наш лагерь, когда его заметил и я (перепутав с Глебом Соколовым) и уходящий вниз Дима Фроленко.
Таким образом из за нелепой случайности, планы наши на штурм были разрушены. В этот день по небу пошли цируса, и мы понимали, что к вечеру погода уже испортится, да и нервное перенапряжение сказывалось серьезно, ведь мы были уже почти уверены, что Алексей погиб. В итоге мы всем составом в этот же день сбросились в базовый лагерь, за исключением группы Виноградского, которые переместились в лагерь 3-7100, переночевали там ночь под ураганным ветром, и на утро тоже спустились в базовый лагерь. Спускаясь вниз, некоторые наши участники помогали итальянцам спускать их товарища из лагеря 3 до второго. У него был синдром пляшущего человечка, это когда нарушена координация и человек самостоятельно идти не может. Это был один из участником штурма 28 апреля, те что шли за Болотовым и повернули на час позже. Москалев померил спец прибором кислород в его крови, зафиксировал уровень около 60% и сказал что в районе 56% обычно полностью отказывает мозжечок. Но что-либо сделать для него Москалеву не дали, мотивировав тем, что внизу ждал опытный доктор. В баз лаге мы узнали, что днем ранее пытались эвакуировать другого итальянца из 3 лагеря, но к сожалению он умер от гипоксии. Итогом штурма 28 апреля был успех португальца (это его 12 восьмерка), иранца то ли двух (там все мутно, как обычно у иранцев) и вроде двух корейцев.

В лагере мы отметили чудесное воскрешение большой части состава экспедиции и за одно и праздник весны - 1 мая. Трое свердловчан Аркадий, Дима и Илья объявили, что им хватило и на этом они заканчивают свое альпинистское мероприятие. Они удачно договорились с вертолетом на 2 мая (чтобы не идти опять 6 дней трека) и сегодня (1 мая) ушли вниз в Самагаон, откуда стартуют вертолеты. Также об окончании своих попыток объявил Задохин, присоединившийся к нам итак на 2 недели позже. Он сходил только до второго лагеря и его мотивация участия в таких экспедициях для меня загадка, похож просто на тусовщика.
Шерпы между лагерей поговаривают о погодном окне в 5 дней, начиная с 1 мая. Вероятней всего мы уйдем завтра в 1 лагерь. Мы пробуем изменить тактику, попытаемся подниматься медленнее, чтобы к штурму сохранить максимум сил. Очень надеемся попасть на штурм на конец окна. К нам присоединяется Болотов. Большие вопросы у нас с Эдиком, он идет гораздо медленнее нас, в штурмовой день это может очень здорово помешать. Мы решили не ставить дополнительный лагерь на 7400 и идти с 7100, но по раньше, где-то в час ночи, при этом, взяв с собой аварийную палатку, которую бросим на 7400. Москвичи опять ушли на релакс в Самагаон. Заслуженные мастера и компания собираются отдыхать еще 2-3 дня. Черноголовцы опять думают, кроят. Началась тактика, попыток осталось немного, как и времени. Пот статистике вроде как после 15 мая никто ни ходил на вершину, приходит муссон.
Такие вот новости в нашем маленьком городке.

Часть 6

Переход из 2 лагеря в 3
Очень хотелось начать эту часть фразой, что на 9 мая мы сходили на вершину Манаслу, но к сожалению в ночь с 8 на 9 мая наша попытка прорваться сквозь ветер к вершине не удалась, но обо всем по порядку…
Угол в Гималаях где находится Манаслу, Аннапурна и Дхаулагири (западная часть Непала) наверное можно смело назвать гнилым – на этот район оказывает сильное влияние Индийский океан и вываливает большое количество осадков.
Картину с регулярным послеобеденным и ночным снегопадом мы наблюдаем уже второй месяц. Майские праздники были не исключением. В четвертый выход нам удалось выйти только 5 мая, после 6 дневной отсидки в базовом лагере, когда практически ежедневно нас заваливало снегом. Прогноз, который удалось выудить из различных экспедиций говорил что в ближайшие дни погода будет не очень (сильный ветер и возможно снег), но на 9 и до обеда 10 мая давали так называемый summit day, то есть погоду более менее спокойную, дающую возможность на восхождение. Исходя из этого, большинство экспедиций оставшихся в базлаге и стартовали наверх.

Мы двинулись всем оставшимся составом 5 мая в 1 лагерь. Решили постепенно подниматься и не рвать сразу во второй. К вечеру 5 мая и в течение всей ночи, над нами бушевала настоящая гроза с молниями, раскатами грома, сильными снежными зарядами. С утра 6 мая мы увидели девственную белизну и кучу свежего снега между 1 и 2 лагерем. Уже в третий раз (из четырех возможных) нам предстояло тропить этот участок, с точки зрения лавиноопастности и трудоемкости самый сложный. Как обычно первым собрался и убежал Леха Болотов. За ним кинулся его догонять я и Серега Дуганов, остальные кто специально, кто нет, задерживались. Первая крутой взлет, который доставил нам с Болотовым страху во втором выходе, прошел на удивление легко, снег лежал на нем плотно, не давая поводов опасаться лавины. Потом была череда небольших взлетов, среди ледяных развалов и трещин, которые прошли спокойно. Все это время впереди мы шли втроем я, Болотов и Дуганов, другие наши участники и члены других экспедиций нас не догоняли. Когда мы подошли к предпоследнему взлету перед 2 лагерем, я почувствовал опасность этого участка, но небольшая терраса под ним, давала надежду что если,что поедет то остановимся как раз на ней и не должны улететь дальше в трещины ледопада.

В этот момент мы как раз сменились, я вышел в перед и наполовину пополз, наполовину
пошагал по крутому склону. Непосредственно за мной полз Леха, затем Серега. Мне удалось пролезть не больше 10 метров, как раздался хлопок и треск, Леха успел что то крикнуть и огромная доска, ломаясь на части, поехала на нас. Я успел интуитивно прыгнуть в бок и как то зарубиться палочками, но огромная сила как щепку подхватила меня, перевернула вниз головой и потащила вниз. Испугаться я не успел ,так как доска привезла нас вниз на террасу, которую я отметил перед началом взлета, это было метров 10-15 от места до куда я успел доползти. Лавина представляла собой доску толщиной см от 30 до 40 в виде очень тяжелых, неправильной формы наломанных многоугольников. Мы все оказались заваленными этими кусками , но на поверхности и в обратном порядке - ниже всех я, затем Леха, затем Серега. Доска была очень тяжелая, и нам повезло, что никому ничего не вывернуло и не сломало, все оказались целы. Когда выгребли и отползли под защиту серака, то увидели что доска отломилась над нами метров 25-30 и фронтом шириной метров 30. Потом долго искали мои палочки и Лехину шапку, последнюю так и не нашли. В это время постепенно подтягивались остальные участники. Над нами оставалась висеть оставшаяся часть доски на этом же участке. Ни обойти ее, не пройти со страховкой возможности у нас не было. Дуганов Серега с Болотовым попытались пройти вверх над линией отрыва, но раздался хлопок-это, верхняя доска просела и им пришлось ретироваться, все-таки давал знать страх и напряжение после первой лавины.

Лагерь 1 после четырех суток
непрерывного снегопада
Подошла Черноголовка, и я в сердцах высказался, что нехорошо кроить, тормозить и держать на дистанции первых, продвигаясь на всем готовом. Дима с Сашей на это поползли наудачу вперед на оставшийся кусок доски. Видимо просела она хорошо и через некоторое время траншея была готова. Наш караван двинулся дальше. На последнем небольшом взлете через трещину я опять полез первым, но в середине участка попросил все таки разрыть кусок перил засыпанных снегом, показалось страшно. Через 5 минут из под второго и третьего опять поехала доска, но веревка спасла участников от полета в трещину. Таким образом, с боями к обеду мы поднялись во 2 лагерь. К вечеру опять зарядил мощный снег.

Утром 7 мая мы опять разглядывали снежные поля между 2 и 3 лагерем и, памятуя вчерашние лавины, решили выжидать день во 2 лагере, в надежде, что снег осядет и слежится. По закону подлости и в этот день после обеда пошел снег.

Утром 8 мая нас подгонял не только приближающийся саммит дэй, но и отсутствие еды во 2 лагере (мы постарались весь запас продовольствия и газа сконцентрировать на 7100 в третьем), поэтому с раннего утра мы в прежнем составе я, Болотов и Дуганов уперли вперед. К этому времени Эдик перестал пытаться ходить вровень с нами и стартовал даже гораздо позже с другими отделениями.

В третьем лагере около двух часов мы раскапывали палатки – серегина Феррино было поломана, а полубочка (или ефимовка) оказалась целая. Постепенно начал подтягиваться остальной наш народ. Все кто скроил и оставлял пуховое снаряжение здесь, подходили в полу замерзшем состоянии, в этот день вместо дневного снега был серьезный ветер. Оля Быстрова выходя из 2 лагеря глядя на этот ветер решила повернуть назад в баз лагерь.

В итоге к вечеру 8-ого в 3 лагере собрались мы с Дугановым, Болотов, Черноголовка, Москва и Мастера уже без Оли. Эдик с вечера сказал, что наверх не пойдет, так как плохо себя чувствует. Москвичи тоже сказали, что пытаться не будут - ветер достал и их. Наша двойка, Болотов и Черноголовка решили выйти в 12 ночи. Соколов и Виноградский сказали, что пойдут чуть позже.

Наша образовавшаяся пятерка разместилась в полубочке, и мы с вечера поспали до 21:30 и начали собираться, топить воду для восхождения, натягивать одежду и снаряжение. Незадолго до 12-ти ночи, мы двинулись. Было полнолуние, но наш маршрут проходил по теневой части стены, и приходилось активно пользоваться фонарями. Ветер налетал то сильными порывами, то стихал до среднего. Надежды на тихую ночь во время полнолуния не оправдались. Сначала был траверс по крутому снежному склону. Во время предыдущего выхода в этом месте был жесткий фирн, сейчас была доска толщиной см 30-40, которая проваливалась. Страх после недавней лавины не давал мне покоя, с трудом заставлял себя двигаться за Болотовым. Наконец, преодолев траверс, дошли до куска веревки, который означал начало вертикальных перил к гребню, она, правда, уходила под снежную доску. Гребень над нами смотрелся величественно – подсвеченный полной луной с той стороны, с него развивались огромные снежные флаги. Если бы не реальная угроза замерзнуть в эту ночь на ветру, или уехать со снежной доской (экзотичный случай наверное был бы), то именно эту ночь можно назвать очень романтичной и красивой.

Первый кусок веревки мы попробовали изо всех сил выдернуть из под снега, но это не удавалось. Я сказал Лехе, что над нами два участка крутого снежного поля, которые были провешены, и что сейчас мы можем сорвать доску, вырывая эти перила, на что он мне сказал, что это ерунда просто мандраж после лавины. Тем не менее, ветер все сильнее прижимал нас к склону и двое из наших участников начали замерзать. Посовещавшись все вместе на склоне мы приняли решение, что в такой ветер не реально пробиваться на гребень, ведь там он во много крат сильнее, и повернули назад к палатке.

Примерно в 3 ночи к нам подошел Соколов и спросил про выход, на что мы ему сказали, что уже сходили... естественно они не пошли одни без нас. Группа Мокалева и не пыталась. На утро погода еще ухудшилась, к ветру прибавился снег. Мы решили законсервировать лагерь, оставляя надежду на 5 выход, и начать спуск в базовый лагерь. К вечеру мы всем составом спустились в базлаг. Это было 9 мая. Прогноз по погоде полностью не подтвердился, как мы узнали позднее, была корректировка, но мы в это время уже двигались вверх.

Такой был 4 выход. Надежда у нас осталась, но небольшая. Сейчас 10 мая снег продолжает идти целый день. Нам нужно дня 3-4 погоды, точнее отсутствие ветра и снега. Лагерь снимать надо не позднее 18 мая, чтобы успеть выгрести в Катманду к самолету.
После четвертого выхода начала образовываться настоящая яма желудка, а на кухне начали заканчиваться продукты, а самое главное – мясо, без которого восстановится практически невозможно. Наш кук сказал, что послал гонца в деревню, но найдет там чего или нет неизвестно, в этой долине по каким то неведомым причинам скотину не бьют, пока сама не умрет. Преследуют одни сложности - ни погоды, ни жратвы и время заканчивается. Оля завтра уходит со своим шерпом в трек, поскольку решила, что это гораздо лучше, чем climbing, что для девушки, наверное, так и есть. Эдик решил больше не дергаться. Даст нам погода еще один шанс покажет ближайшее будущее...

Искали дугами от палатки,
а место там было ровное,
терраса перед началом ледопада.
Вот как это было до снегопада

18 мая 2009

Я в Москве. К сожалению, без горы. Подробности напишу немного позже. Коротко, на горе осталось трое - Болотов, Дуганов и Соколов. Я решил что в этом году гора эта не моя, слишком много на 4 выходах было "случайностей".

Вылетел молниесносно-бл-вертолет -Катманду-Москва,практически за 3 суток, 14 мая был в баз лаге, 17-ого уже в Москве.

Вчера они попытались рвануть из 3 лагеря на вершину - ветер опять смел... Сегодня ночью опять попытка ( уже 6-я), Связь с Виноградским (он сейчас в БЛ) по спутнику в обед по Москве, напишу когда будет инфа. Жесть там полная, в период с 9 по 13 мая выпало снега метра три, так трудно наверное поверить...

Жестокий снег Манаслу

Замечательное повествование. "Увидела" все сама. Да, с моими аммпутированными стопами и физ. формой на сегодняшний день на Манаслу делать нечего. Тем более, что я всегда любила скорость и тоже засекала время во время переходов между высотными лагерями. Ситуация очень напоминает Манаслу-93: восхождение Камчатки и Кати Ивановой. И фильм назвали "Жестокий снег Манаслу". Как Кате удалось без веревок подняться на вершину с 7300 и спуститься одной(ее напарник "улетел)? После прочитанного начинаешь многое еще глубже понимать... Спасибо Вам, ребята, за то, что Вы есть! С уважением Ирина Вяленкова