Автор: Евгений Полтавец, Харьков

…Или Большие «малые» горы
Сорокалетию «Зенита» посвящается…
Как мы первопроход ходили
Описание маршрута "Ход конём"
Ироническая зарисовка о том, что так хорошо бывает, к сожалению, редко…
Чемпионат Украины по альпинизму в классе малых гор традиционно является наиболее популярным и массовым.
 Потрёпанные зимними ветрами, мы очень ждали майский чемпионат, по привычке надеясь на тёплые скалы и ровный загар. Но в этом году майское вторжение Крымские стены решительно отражали проливными дождями и туманами.

Лично я не помню, чтобы в это время здесь была такая плохая погода. Окно хорошей погоды было лишь 5-7 мая. Оно чудесным образом совпало с восходительской частью соревнований.
  Побороться в единственном очном чемпионате Украины приехали 16 команд, причём как минимум 10 из них были решительно настроены. Традиционно присутствовали все сборники и претенденты.
Схема восхождений по сравнению с прошлым годом осталась без изменений: три маршрута за четыре дня. Рейтинги маршрутов практически не менялись, но самих маршрутов, открытых для восхождений, было меньше.
Как наиболее захоженные в прошлые годы отсутствовали: «Мачомбо», «ДЛС», «Sky way» на Марчеке и «Центр» на Форосском Канте (на мой взгляд, это хорошее нововведение - каждый раз закрывать какие-либо особо популярные линии).
Как потенциально опасные были закрыты: Кастропольская стена и «Уголок» на Марчеке (наверное, правильно…).
Без уважительной причины отсутствовали Айя и Шаан-Кая.

Предшествовавшая восхождениям квалификация проводилась в два этапа: трасса свободного лазания и ИТО. На мой взгляд, это очень удачная схема.

С 1 по 4 мая на ЮБК шли бесконечные дожди. Всем уже начало казаться, что до конца чемпионата мы так и не увидим солнца. Однако имевшие доступ к мировой сети говорили, что 5-7 мая будут погожими. Прогноз оказался абсолютно точным, хотя наша команда до последнего верила, что 8 числа погода ещё продержится. Дело в том, что первым объектом мы выбрали новый для себя маршрут «Дружба» на Треугольнике, и, пройдя его лишь к 19.00, могли взять на следующий день только недорогой маршрут. Но мы приняли решение пропустить один день, и занять дорогую гору на послезавтра. Ну откуда этим синоптикам знать, думал я, что будет через три дня. Валентин так же был убеждён в бессилии науки. Одним словом мы рискнули перенести последнее восхождение на восьмое число. Пройдя к 15.00 «Сезон дождей» на Марчеке, мы заняли «Игрока» на 8 мая. Спускаясь с горы, мы наблюдали, как портится погода. С запада тянулись облака всех типоразмеров, но в нас ещё жила надежда. Согласно прогнозу дождь должен был начаться к ночи 7-го мая. Так оно и случилось: мы залезли в палатку, завели будильники на 4.00 и пытались заснуть с надеждой на то, что синоптики слабо знают своё дело, но видимо эти ребята не зря едят свой хлеб. В 22.00 по палатке зашелестело. Маршрут был нам знаком, и я прикидывал в уме, успеем ли мы пройти всё на ИТО, ведь лезть по мокрому, замшелому известняку - не лучшее занятие. По условию соревнований необходимо было закончить восхождение до 17.00, иначе гора не засчитывалась.
Будильник, овсянка, чай. Дождя нет. Подходим под стену. Начинаю лезть, начинается и дождь - я разбудил его звоном железок. Вслед за дождём проснулись и молнии с градом. «Давай…поливай» - храбрился я, ведь две первых верёвки всё равно ИТО. Долез до станции, жду Валентина. Только час на маршруте, а уже полностью мокрый. Но это пустяки, я хоть движением согреваюсь, а Валику совсем грустно. Две верёвки позади. Начались подлазы, вроде получается, хотя сложное лезть, конечно, не рискую.
Но ничто не бывает вечным - чем выше мы поднимались, тем слабее был дождь. Пару раз в разрывах облаков промелькнуло солнце. Мы люди адекватные, но в тот день общались со светилом как закоренелые язычники, прося его разогнать облака, очередной раз подтверждая истину о том что «Нет атеистов в окопах под огнём». В 13.00 нам оставалось пролезть всего две веревки, и мы поняли, что всё ок, надо только аккуратно долезть, что и сделали.

О пройденных маршрутах:
- Треугольник, м-т «Дружба»: длинный по местным меркам маршрут. Общая длинна - 12 верёвок, правда, 5 из них совсем простые. Первый бастион (4 верёвки) наиболее трудоёмкий, движение в основном на ИТО. Верхняя часть маршрута почти вся "лезется". Стена смотрится монолитно, но на самом деле живого хватает. Встречаются промежуточные шлямбура, в основном старые (В. Грищенко и В. Форостяна), но есть и новые. На первом бастионе имеется около 10 дырок под скай-хуки. В целом можно охарактеризовать маршрут как разнообразный.
- Марчека, м-т «Сезон дождей»: стандартная спортивная линия для Марчеки с характерным «якорным» рельефом. Первая половина м-та местами лезется, дальше в основном ИТО. Наиболее трудоёмкой является верхняя часть стены. Маршрут можно назвать монолитным, приятным.
-Марчека, м-т «Игрок»: очень интересный и разнообразный маршрут с натуральной страховкой. Промежуточные шлямбура отсутствуют. Линия на всём протяжении привязана к рельефу, на весь м-т приходится всего лишь одна искусственная дырка. Лазание очень разнообразно и интересно. На четвёртой верёвке есть пещера, пригодная для ночёвки. В конце этого же участка вы сможете лично познакомиться с соколом, оберегающим своё потомство, что, несомненно, добавит вам эмоций. Постарайтесь ему понравиться. Лично я очень старался.

Немного о второй харьковской команде. Саша Заколодний (мой напарник по прошлому Крымскому чемпионату) и Толик Оченаш, на мой взгляд, были наиболее сильной командой нынешнего чемпионата. Ребятам очень не хватало соревновательного опыта, не смотря на это, они уверенно заняли второе место. Парни неоднократно удивляли судей и участников. Вот один из случаев: ребята заявили вторым маршрутом «Крокодил» на в. Кильсе- Бурун. Судейская бригада подъезжает под гору к 10 утра. Смотрят - на стене никого нет. Начали волноваться, может случилось чего. Дозвонились до ребят и строго спрашивают - почему они не вышли на маршрут? Оказалось, что наши резвые парни уже скучают под вершинным бастионом.

Призовые места чемпионата распределились следующим образом:
1 место команда «Харьков-1» Е. Полтавец, В. Сипавин
2 место команда «Харьков-2» А. Заколодний, А. Оченаш
3 место Команда «Одесса-3» М. Перевалов, Д. Папшев

Сборная команда г. Харькова по альпинизму благодарит:
- Газету «Вечерний Харьков» за поддержку в осуществлении проектов.
- Экипировочный центр «EXTREME» за качественное снаряжение
«LA SPORTIVA», «BEAL», «KONG», «GRIVEL», «MILLET».

alpclub.com.ua

принимайте поздравления!

браво ))) всем четверым!

Браво Харьков!

Молодцы, Жека, Валик и ребята - вторая команда ! Вы - достойные продолжатели и преумножатели славной Харьковской школы ! Безопасных восхождений и новых успехов вам всем ! P.S. Хотелось бы в статье больше художественных подробностей и фоток. И еще впечатления Саши с Толиком услышать, як що можливо.