Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Картаев Ф., Москва

Отчет о горном туристском походе пятой категории сложности по Центральному Тянь-Шаню (Терскей)

Маршрутная книжка № 1/3-505
Руководитель группы: Картаев Филипп
Адрес: Москва, ул. Расковой 10-14
Контактный телефон: (495)612-73-39
e-mail: kartaev@gmail.com
Москва 2007

Справочные сведения
Общие сведения


1

Учреждение

Центр Внешкольной Работы «Митино», турклуб «Гадкий утенок»

2

Округ

Северо-западный

3

Район похода

Центральный Тянь-Шань (Терскей)

4

Вид туризма

Горный

5

Категория сложности

пятая

6

Маршрут

р. Чонкызылсу - пер. Колпаковского (2А, 4250) - пер. Ульяновцев (3А, 4500) - пер. СОАН (2А, 4000) - р. Байтор - р. Арчатор - пер. Новосибирцев (2Б, 4400) - р. Онтор. - пер. Джигит+пик Джигит (3А, 5112) - пер. Украина (3А, 4350) - р. Алтын -Арашан - пос. Аксу

7

Протяженность

162 км

8

Продолжительность

общая (от Москвы до Москвы): 24 дня

активной части: 17 дней

9

Сроки похода

12 августа - 4 сентября 2007 г.

10

Маршрутная книжка

№ 1/3-505


Состав группы

п/п

Фамилия, имя

Год рождения

Туристский опыт

Обязанность

1

Картаев Филипп

1983

5КСУ, 3А(У), Терскей,

4КСР, 2Б(Р), Алтай

Руководитель

2

Щербина Александр

1957

4КСУ, 2Б(У), Т.-Шань,

4КСР, 2Б(Р), Т.-Шань

Штурман

3

Федосов Борис

1980

5КСУ, 3А(У), Сев.Тянь-Шань,

Отв. за техн. описание

4

Гудкова Анна

1985

5КСУ, 3А(У), Сев. Тянь-Шань

Завпит

5

Литваковский Артем

1985

4КСУ, 2Б(У), Алтай

Завхоз

6

Матюнин Дмитрий

1985

3КСУ, 2А(У)

7

Вахтин Евгений

1985

4КСУ, 2Б(У), Сев. Тянь-Шань

8

Закатов Константин

1988

4КС(У), 2Б(У), Алтай


Место хранения отчета
библиотека МГЦТК

Поход рассмотрен МКК
ФСТ ОТМ


Определяющие препятствия маршрута

Дата

Вид

препятствия

Категория

трудности

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.)

Путь прохождения (для локальных преп.)

20.08

Пер. Ульяновцев

Высота 4500 м. Подъем по закрытому леднику в связках спуск по крутому (40-55°) снежно-ледовому склону разорванному бергшрундами, 800 м перил.

ледник Колпаковского - долина р. Айлама.

25.08

Пер. Новосибирцев

Высота 4400 м. Подъем по ледопаду: движение в связках, 100 м перил (около 45°). Движение по закрытому леднику в связках. Подъем на перевальный взлет по ледовому склону (около 45°, 50 м перил). Спуск по разрушенным скалам (75 м перил, до 55°)

лед.Арчалытор (р.Джетыогуз) - лед.Онтор (р.Каракол)

28.08

Пер. Джигит+ пик Джигит

(4А альп.)

Высота перевала 4800 м, высота пика 5112 м. Подъем по снежному гребню контрофорса, 15-35°, связки. Далее движение траверсом по разрушенным скалам в обход жандармов под перевальный взлет, 35-50°, 100 м перил. Далее подъем по крутому (до 50°) ледовому склону до седловины перевала, 600 м перил.

Подъем на вершину по фирновому склону (30°) в связках.

Спуск с перевала по ледовому кулуару (45°), 350 м перил.

лед.Онтор (р.Каракол) - лед.Караколтор З.

31.08

Пер. Украина

Высота 4350 м. Подъем по пологому закрытому леднику в связках. Спуск по крутому ледовому склону. Первая веревка с преодолением карниза, средняя крутизна 80-90°. Далее еще 6 веревок, 40-60°.

лед. Караколтор В. - лед.Чон-Узень З.


Содержание отчета
Общая смысловая идея похода

Целью похода было прохождение насыщенного линейного маршрута по хребту Терскей-Алатоо с восхождением на одну из высших точек района - пик Джигит.
В ходе маршрута было пройдено два перевала категории 2А, один перевал категории 2Б и три перевала категории 3А. В ходе похода был пройден редко посещаемый перевал Ульяновцев. Пройден перевал Новосибирцев, описание преодоления которого по варианту, соответствующему категории 2Б, отсутствовало в Москве и в Интернете. Было совершено восхождение на один из трех пятитысячников Терскея - пик Джигит по альпинистскому маршруту категории 4А.

Варианты подъезда и отъезда

От шоссе вокруг Иссык-Куля можно заехать в район на автомобиле по любому из ущелий северного склона хребта Терскей-Алатоо. В частности, по долине Чон-Кызыл-Суу можно доехать почти до ФГС по долине Джеты-Огуз - чуть выше санатория по долине Каракола - до а/л по долине Арашана - до курорта Алтын-Арашан. На южные склоны хребта можно заехать через рудник Кум-Тор (необходим пропуск!) или по долине р. Куйлю. Стоит, правда, оговориться, что все местные дороги проходимы только на полноприводных машинах. Центр района, где легче всего найти транспорт, - город Каракол. В Караколе существует несколько турфирм, которые могут организовать транспорт, пропуска, регистрацию, проживание. Мы пользовались услугами фирмы "Достук Треккинг".

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

При нахождении на северных склонах хребта Терскей-Алатоо в аварийной ситуации предусматривался спуск к Иссык-Кулю по любой из долин. На южных склонах - спуск к руднику Кумтор с Западной части маршрута и на дорогу вдоль р. Куйлю - с его восточной части.
Нами были разработаны следующие запасные варианты маршрута:
Пер. Загадка (2Б) вместо пер. Ульяновцев (3А)
Пер. Арчалытор (1А) вместо пер. СОАН (2А)
Пер. Онтор (1Б) - пер. Солнце (1Б) - пер. Бригантина (2Б) вместо пер. Джигит (3А)
Пер. Каракол (2А) и пер. Туристов Татарии (2А) вместо пер. Украина (3А)

Изменения маршрута и их причины.
Маршрут был пройден полностью, без изменений.

График движения

№ ходового дня

Дата

Участок пути

км

Ходовое время

Способ передвижения

14.08

Москва-Бишкек

самолет

15.08

Бишкек - р. Чон-Кызылсу

автобус

1

16.08

Р. Чон-Кзылсу - р. Ашутор - р. Кашкатор

15

6 часов

пешком

2

17.08

Р. Кашкатор - морена под пер. Колпаковского

4

1 час 30 мин

пешком

3

18.08

Морена на леднике под пер. Колпаковского - пер. Колпаковского (2А, 4250) - лед. Колпаковского

6

6 часов

пешком

4

19.08

Подъем на перевал Ульяновцев (3А, 4500) по леднику Колпаковского

12

5 часов 30 мин

пешком

5

20.08

Спуск с перевала Ульяновцев (3А, 4500) - верховья р. Айлама

6,5

11 часов

пешком

6

21.08

Радиальный выход к ФГС за заброской

20

(10 в одну стор.)

5 часов

пешком

7

22.08

Р. Айлама - пер. СОАН (2А) - озеро к востоку от пер. СОАН

7

4 часа 30 мин

пешком

8

23.08

Озеро к востоку от пер. СОАН - р. Байтор - р. Айланыш - р. Арчатор - под пер. Новосибирцев

13

4 часа 30 минут

пешком

9

24.08

Р. Арчатор - плато над ледопадом пер. Новосибирцев

5,5

4 часа 50 мин

пешком

10

25.08

Плато под пер. Новосибирцев (2Б, 4400 м) - р. Онтор

7,5

4 часа 50 мин

пешком

11

26.08

Р.Онтор - а/л "Каракол" (рад)

23

(11,5 в одну стор.)

6 часов

пешком

12

27.08

Лед. Онтор - плечо пер. Джигит

7

5 часов

пешком

13

28.08

Плечо пер. Джигит - пер. Джигит (3А*, 4800)

2

10 часов

пешком

14

29.08

Пер. Джигит - рад. подъем на пик Джигит (4А альп., 5062) - л. Караколтор З. - р. Караколтор

8,5

7 часов

пешком

15

30.08

Р. Караколтор З. - лед. Караколтор В. - пер. Украина

8,5

5 часов

пешком

16

31.08

Пер. Украина (3А, 4470) - р. З. Чон-Узень - р. Алтын-Арашан

14

5 часов 30 мин

пешком

17

01.09

Р. З. Чон-узень - р. Арашан - пос. Аксу

24

5 часов

пешком

01.09

Пос. Аксу - Каракол

автомобиль

03-04.09

Каракол - Бишкек - Москва

а/м, самолет


Общая протяженность маршрута -162 км
Суммарное ходовое время - 96 часов 10 мин


Техническое описание маршрута

В отчете всюду, где это специально не оговорено, направления левый и правый следует понимать в орографическом смысле, затраты времени на прохождение участков маршрута исчисляются чистым ходовым временем (без учета привалов и разведок). Продолжительность технических участков, на которых привалы совмещаются с ожиданием перед перилами, измеряется полным временем.

16.08
Р. Чон-Кзылсу - р. Ашутор - р. Кашкатор
Общая протяженность пути: 15 км
Ходовое время: 6 часов
Перепад высот: +840 м

Вчера Терскей встретил нас проливным дождем, превратившим и без того не слишком хорошую дорогу по долине Чонкызылсу в нечто совсем невразумительное. Поэтому машина завезла нас только немного выше курорта Джилису.
Сегодня мы продолжаем подъем по сильно размытой дороге вверх по долине вдоль реки Чонкызылсу. Через полтора часа дорога упирается в разрушенный автомобильный мост через реку и на этом заканчивается. Переправляемся по этому мосту с правого берега Чонкызылсу на левый берег и еще минут через 10 выходим к физико-географической станции (ФГС), расположенной на слиянии рек Карабаткак и Ашутор.
Здесь в домике у местного киргиза мы оставляем заброску и продолжаем движение вверх по левому берегу реки Ашутор. Поднимаемся по довольно хорошей тропе, которая иногда идет непосредственно вдоль реки, а иногда забирается выше, обходя прижимы.
За два часа поднимаемся от ФГС до места слияния рек Ашутор и Кельдыке. Еще в 20 минутах ходьбы выше слияния обнаруживаем мостки из бревен через оба рукава реки, позволяющие попасть на правый берег Ашутора.
Воспользовавшись этой переправой, продолжаем подъем вверх по тропе, теперь по правому берегу ручья Кашкатор. За два часа достигаем широких разливов в верховьях этого ручья. Ставим лагерь на ровной площадке над разливами, примерно в двух километрах от языка ледника, стекающего из-под перевала Колпаковского.

17.08
Р. Кашкатор - морена под пер. Колпаковского
Общая протяженность пути: 4 км
Ходовое время: 1 час 30 мин
Перепад высот: +560 м

Выходим с места стоянки на левом берегу р. Кашкатор и сразу переходим на более пологий правый берег. Ранним утром уровень воды низкий, и перейти речку очень просто. Через 10 минут выходим на морену и движемся по ней, чуть выше (30 минут хода от места нашей ночевки) есть отличные места для стоянки на 3-4 палатки. Через 65 минут движения вверх по морене выходим на пологий открытый язык ледника с небольшими трещинами.
Через 15 минут хода ледник становится круче (до 15º), отсюда хорошо просматривается практически весь перевальный взлет, изрезанный трещинами.
Решаем сегодня не проходить перевал из-за недостаточной акклиматизации, а поставить лагерь на серединной морене справа по ходу. Часть группы остается строить площадки под палатки, а часть уходит разведывать путь в ледопаде, поднимающемся на перевал Колпаковского.

18.08
Морена на леднике под пер. Колпаковского - пер. Колпаковского (2А, 4250) - лед. Колпаковского
Общая протяженность пути: 6 км
Ходовое время: 6 часов
Перепад высот: +520, -400 м

Выход в 6.30.
От серединной морены, где мы ночевали, по своим вчерашним следам начинаем подъем на перевал Колпаковского. Перед нами ледник, переходящий в ледопад. В левой по ходу движения части ледопада разломов и трещин значительно больше, чем в правой. Во время вчерашней разведки мы ходили по правой стороне и почти дошли до плато, которое лежит выше ледопада.
Идем в кошках. После выхода с морены на основной язык ледника начинаем забирать вправо. Крутизна ледника в этой части 10-15º. Глубина снега - 5-10 см. Так как сегодня у нас первый перевал, и большая часть группы еще не акклиматизировалась, движемся мы не очень быстро. Через 30 мин движения собираемся (рис. 1 - точка А), отдыхаем, треккинговые палки меняем на ледорубы и связываемся в связки, так как впереди начинается зона трещин и разломов (ФОТО 2). Крутизна возрастает до 20-30º. Трещины слегка прикрыты снегом, но в большинстве своем они широкие, и их видно. Приходится много траверсировать, обходя трещины и разломы, но путь находится легко.

Через 40 минут после того, как связались в связки, подходим к небольшому участку крутизной около 40º и протяженностью 25 м, на котором нет снега (точка В на рисунке 1 и ФОТО 3 в фотоматериалах). Вчера без рюкзаков мы прошли здесь на три такта, но сегодня для всеобщего душевного комфорта решили повесить веревку. Крепление на ледобурах. Веревку отработали за 30 мин. (Время - 8.30

Еще за 50 минут доходим до места, куда сумели подняться вчера. Здесь ледопад заканчивается и совсем недалеко до снежного плато, которое, по сути, и является седловиной перевала, но путь нам преграждает снежно-ледовый желоб глубиной около 7 метров (рис. 1 - точка С). Наш борт желоба практически отвесный и никакого пути обхода не видно. Противоположный борт выше, но не такой крутой, по нему можно подняться ногами. Принимаем решение не искать обход, а спуститься в желоб. Вешаем веревку - крепление на ледобур (ФОТО 4). За 10 (9,30)минут спускаемся в желоб, еще за 20 (9,50)выбираемся из него и оказываемся на самом краю широкого снежного плато, зажатого слева и справа скальными хребтами. Ходовое время с момента выхода - 3 часа. Время 10.00. Пока нельзя сказать, что мы достигли седловины, так как плато продолжает набирать высоту - крутизна около 10º. Видно, что дальше плато становится совершенно пологим. Здесь снега много, он полностью закрывает трещины, они совершенно не читаются. Вперед продвигаемся с большой осторожностью, в связках, первый с щупом - длинной треккинговой палкой без кольца. Минут через двадцать движения плато выполаживается почти до нуля. Крутизна 0-5º. Похоже, что здесь трещин нет, но ледник закрытый, мы продолжаем движение в связках. Снег подкис, но он не глубокий. Через 1 час от момента подъема на плато выходим на условную седловину перевала (рис. 2 - точка D) - снежное плато начинает плавный спуск. Время 11.00. Высота по GPS 4249 м. Метрах в 400 восточнее нас с севера на юг тянется небольшой хребет. Судя по описанию (Винокуров, 2002), где-то там есть тур, но мы его не искали. На седловине делаем часовой привал, топим на горелке снег, устраиваем перекус.
В 12.05 начинаем спуск. Движение по очень пологому леднику (0-5º). Под ногами снег, он подкис, но его немного (см 5-10). Вниз идется легко. Трещин нет. В качестве визуального ориентира используем южную оконечность скального хребта слева по ходу (рис. 2 - точка Е). От этой оконечности прямо перед нами в восточном направлении видим хребет, закрывающий от нас лед. Колпаковского. Движемся на юго-восток, чтобы обойти этот хребет. За 1 час доходим до оконечности хребта, разделяющего два ледника (рис. 2 - точка F). Здесь ледник заканчивается крутыми сбросами, а ниже находится крутой скальный пояс. Обойти этот пояс можно двумя путями. Первый путь: Немного не доходя до начала ледовых сбросов уйти налево по ходу движения на осыпь и спускаться по ручейку, который течет в месте соприкосновения ветви ледника, по которой мы двигались, и скального хребта. Второй путь (рис. 2 - обозначен зеленым): с самого начала держаться правого по ходу борта ледника и по языку ледника обойти скальный пояс справа. Второй путь значительно длиннее. Мы выбрали первый путь и за 1 час после выхода на осыпь спустились на ледник Колпаковского. Прямо по центру ледника метрах в 20 друг от друга тянутся две неширокие серединные морены. Картина навевает ассоциации с колеей какого-то гигантского транспортного средства. Время 14.15. Высота - 3850. Склоны хребтов и на север и на юг, между которыми лежит ледник, слишком крутые и приличных мест для стоянки нет. Поэтому мы выбираем места поровнее на серединной морене и строим из камней площадки под две палатки.

19.08
Подъем на перевал Ульяновцев(3А, 4500) по леднику Колпаковского

Общая протяженность пути: 12 км
Ходовое время: 5 часов 30 мин
Перепад высот: +700м

Выходим в 6:30. От места стоянки поднимаемся вверх по леднику Колпаковского. Идем по центру пологого (10°) открытого ледника.
За полтора часа выходим к зоне разломов в средней части ледника. Надеваем кошки. Продолжаем подъем, петляя между трещинами. Еще через 40 минут движения приходится прижаться к правому борту ледника, чтобы обойти ледопад в его центральной части. Снега по-прежнему очень мало, поэтому трещины хорошо просматриваются. За счет этого преодоление зоны разломов и ледопада оказывается достаточно простой задачей. Крутизна склона на всем протяжении подъема по этому участку не превышает 25°.
Через три с половиной часа ходового времени (6 км) после выхода из лагеря зона разломов с ледопадом остаются позади, и мы оказываемся на верхнем плато основной ветви ледника Колпаковского. Здесь уже лежит достаточно снега, поэтому дальше идем в связках. Ледник снова становится пологим, около 5°. Идем в северном направлении, обходя или перешагивая немногочисленные трещины. Вдали, на севере угадывается наш перевал (ФОТО 5 - самая дальняя из видимых седловин, практически без перевального взлета).
Еще за 2 часа пересекаем верхнее плато ледника и оказываемся на седловине перевала Ульяновцев. Седловина снежная, очень широкая. Перевального взлета с южной стороны нет, тура тоже нет. Ставим лагерь на леднике, примерно в 200 метрах к юго-западу от начала спуска (ФОТО 6). С седловины перевала открывается вид в долину реки Айлама, далеко на севере угадывается Иссык-Куль.

20.08
Спуск с перевала Ульяновцев (3А, 4500) - верховья р. Айлама

Общая протяженность пути: 6,5 км
Ходовое время: 11 часов
Перепад высот: -1200 м

Выходим в 6.00.
Непосредственно от седловины перевал обрывается на север крутой (до 60°) очень сильно разорванной ледовой стеной. Раньше здесь был карниз, за который, наверное, этот перевал и получил «звезду» в классификаторе. Сейчас карниз отсутствует. Но путь спуска практически не просматривается. Вешаем 100 м перил вертикально вниз. После этого разломов становится меньше, а склон выполаживается до 35-45° (ФОТО 7-7а). Снега на склоне очень мало, поэтому перильная страховка по-прежнему актуальна. Вешаем еще 190 м перил, прижимаясь к скалам справа по ходу, и оказываемся на снежной полке крутизной около 30°.
С этой полки гипотетически можно продолжать движение вертикально вниз. Однако путь спуска толком просматривается не более чем метров на 200, а дальше, судя по имеющейся у нас информации о перевале, склон должен стать заметно более крутым и сильно изрезанным трещинами. Поэтому от полки мы не спускаемся непосредственно вниз, а вешаем 60 метров перил траверса вправо по ходу (крутизна до 45°, ФОТО 8) и оказываемся над крутым ледовым склоном.
Отсюда, наконец, просматривается практически весь путь маршрут спуска на ледник Айлама. Видно, что хоть склон и довольно крутой (до 60° в верхней части), но при этом никаких разломов, кроме бергшрунда в нижней части спуска, его не пересекает. Вероятно, в более снежные годы этот склон является лавиноопасным. Однако, напомним, что снега в этот раз в районе было очень мало. Кроме того, с 15 августа осадков над ледником Колпаковского не наблюдалось. Учитывая все сказанное выше, решаем спускаться вниз по этому склону.
Вешаем 400 м перил вертикально вниз. Этот участок хорошо виден на ФОТО 9 (отрезок CD). Спускаемся практически по открытому льду: немного снега есть только в нижней части склона. Крутизна в верхней части спуска составляет около 60°, в нижней части - около 40°.
На пологую часть ледника Айлама спускаемся около 15.00. Таким образом, спуск с перевала занимает у нас 9 часов. Все перила крепились на ледобурах и снимались (кроме участка траверса) сдергиванием. Перила на участке траверса снимались последним участником, двигавшимся с групповой страховкой.
От перевала Ульяновцев еще за 2 часа сначала по пологому открытому леднику, а затем по морене вдоль ручья спускаемся до первых ровных зеленых площадок в верховьях ручья Айлама.

По итогам прохождения перевала можно сформулировать следующие выводы. Во-первых, перевал Ульяновцев является полноценной односторонней ледовой 3А. Однако так как большого карниза, который раньше присутствовал в верхней части перевального взлета, теперь нет, перевал вряд ли заслуживает «звезду» в классификаторе. Во-вторых, нам очень повезло с погодой: в августе этого года на Терскее в целом и на этом перевале в частности было крайне мало снега. В условиях бОльшего количества снега, перевал, по нашему мнению, является крайне лавиноопасным. Полностью безопасный вариант спуска с перевала нам неизвестен и, по всей видимости, его нет.
На основе сказанного выше можно дать следующие рекомендации по прохождению этого перевала. При прохождении перевала на спуск необходимо стремиться пройти его как можно раньше (желательно в первой половине дня). Для этого необходимо обязательно планировать ночевку на седловине перевала. При прохождении перевала на подъем лучше двигаться не по нашему пути спуска, так как его средняя крутизна довольно велика. На наш взгляд, лучше воспользоваться вариантом, описанном в отчете группы А. Зотова 2004 года (отчет доступен здесь: http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=298). В любом случае нужно иметь запасные варианты маршрута и быть морально готовым к тому, что придется отказаться от прохождения перевала из-за лавиноопасности.
21.08
Радиальный выход к ФГС за заброской
Общая протяженность пути: 20 км (10 в одну сторону)
Ходовое время: 5 часов
За 2 часа сначала по тропе вдоль р. Айлама, а затем по заросшей старой автомобильной дороге вдоль р. Карабаткак спускаемся к ФГС. Забираем заброску и за три часа поднимаемся обратно в лагерь.

22.08
Р. Айлама - пер. СОАН (2А) - озеро к востоку от пер. СОАН
Общая протяженность пути: 7 км
Ходовое время: 4 часа 30 мин
Перепад высот: +700, -550 м
Выходим в 8:00. Для того чтобы попасть в цирк перевала СОАН от лагеря на берегу р. Айлама, поднимаемся на крутую ступень правого борт долины. Поднимаемся по крутому (до 30°) травянистому склону, иногда трава сменяется выходами скал или крупной осыпью. После примерно 250 м набора высоты (50 минут) склон выполаживается и впереди становятся видны два ярко выраженных цирка перевалов, разделенных небольшим скальным гребнем. В левом из этих цирков видна седловина нашего СОАН (ФОТО 11).
Продолжаем подъем под перевальный взлет по средней и крупной осыпи. Через 2 часа после выхода из лагеря подходим к началу перевального взлета: крутому скальному поясу. В правой части перевального взлета этот пояс довольно низкий: высота скальной стенки около 10 метров. Здесь мы его и преодолеваем, повесив одну веревку не слишком сложного лазания (ФОТО 12). Крепление веревки - за расходную петлю вокруг выступа скал.
Выше скального пояса перевальный взлет представляет собой осыпной склон крутизной менее 30°. Через три часа после выхода из лагеря оказываемся на довольно широкой скальной седловине перевала. Тур в скалах слева по ходу. Снимаем записку группы новосибирских туристов клуба «Вертикаль» под руководством Нефедова В.С. от 22.08.07 (группа поднялась на перевал незадолго до нас).
Спуск с перевала начинаем в 12:00. Спустившись метров на 30 непосредственно вниз от седловины, обнаруживаем крючья и расходную петлю в скалах слева по ходу. Дальше этого места склон становится довольно крутым, поэтому, заменив старую расходную петлю на новую и проверив надежность крючьев, вешаем отсюда 50 м перил вниз по скалам. Крутизна спуска до 70°. Перила снимаем сдергиванием. Одной веревки как раз хватает, чтобы спуститься на пологий (до 25°) осыпной склон.
Возможен альтернативный вариант спуска с перевала. От седловины можно спускаться не непосредственно вниз, а забирая вправо по ходу. Там склон положе, поэтому в хорошую погоду (нужны сухие скалы!) при некоторой аккуратности можно спуститься, вообще не навешивая перил. Этот вариант, однако, показался нам камнеопасным. Кроме того, он занял бы у нас больше времени, поэтому мы от него отказались. Тем не менее, в сухую погоду можно рекомендовать данный вариант при подъеме на перевал со стороны р. Байтор.
Спустившись за полчаса с перевального взлета, продолжаем движение вниз в направлении р. Байтор. Спуск пролегает по некрутой средней и крупной осыпи. Еще примерно за один час спускаемся к живописному озеру, расположенному примерно в двух километрах к востоку от перевала. Ставим лагерь на ровных зеленых площадках на восточном берегу этого озера (ФОТО 16).

23.08
Озеро к востоку от пер. СОАН - р. Байтор - р. Айланыш - р. Арчатор - под пер. Новосибирцев

Ходовое время: 4 часа 30 мин
Общая протяженность пути: 13 км
Перепад высот: -650, +600 м

От места стоянки на озере спускаемся вниз в направлении восток-северо-восток в долину р. Байтор. Спуск проходит по травянистому склону крутизной до 25°. Через час (3 км) оказываемся рядом с водой на тропе на левом берегу р. Байтор.
Далее спускаемся по хорошей тропе вдоль Байтора. Еще примерно через час (3 км) оказываемся в зоне леса чуть выше места слияния рек Байтор и Айланыш.
Байтор здесь все еще не слишком глубок, поэтому переходим вброд на правый берег Байтора (ФОТО 18). Далее идем 30 (1 км) минут прямо через лес в восточном направлении пока не выходим к берегу р. Айланыш. Путь через лес идет по плохо читающейся тропке, траверсирующей северную оконечность отрога, разделяющего реки Байтор и Айланыш. Выйдя к берегу Айланыша, поднимаемся вверх по тропе вдоль его левого берега, пока метров через 300 не оказываемся напротив долины р. Арчалытор, стекающей из цирка перевалов Маречека, Новосибирцев и Арчалытор.
Брод Айланыша, распадающегося на несколько рукавов, здесь тоже не представляет сложности (глубина не превышает 50 см). Переходим на правый берег. Обедаем. После этого начинаем подъем по тропе вдоль р. Арчалытор. Примерно за 2 часа поднимаемся в верховья долины р. Арчатор до последней зеленой площадки перед началом протяженного участка морен, который тянется вплоть до ледника. Ставим лагерь на берегу ручья, не доходя метров 300 до начала морены.

24.08
Р. Арчатор - плато над ледопадом пер. Новосибирцев

Общая протяженность пути: 5,5 км
Ходовое время: 4 часа 50 мин
Перепад высот: +850 м

Выходим в 6.30. От места стоянки по моренным валам поднимаемся под ледник, стекающий из-под перевала Новосибирцев. Подъем по моренам занимает около 1 часа 20 минут. Оптимальный путь через это нагромождение камней - движение вдоль левого борта долины в обход особенно высоких моренныех холмов.
Надеваем кошки и продолжаем подъем по пологому открытому леднику. Трещин практически нет.
Нижняя пологая часть ледника упирается в огромный нунатак. Справа по ходу (то есть на западе) от этого нунатака - впечатляющий ледопад. Нунатак и западный ледопад хорошо видны на ФОТО 19 и 20. Однако если обойти нунатак не справа, а слева про ходу, то обнаружится другой ледопад (назовем его восточный), гораздо более простой и логичный.
Этот восточный ледопад и его прохождение нашей группой показаны на ФОТО 21-25. Общий вид перевала представлен на спутниковом снимке (рисунок 3).
За 40 минут подходим к началу восточного ледопада. Продолжаем подъем по ледопаду в связках. В нижней части склон довольно пологий, но сильно изрезанный трещинами. Петляя между трещинами, подходим к более крутой верхней части ледопада. Вешаем 2 веревки по 50 метров вертикально вверх (крутизна 30-50°) и оказываемся на верхнем плато перевала Новосибирцев. Преодоление ледопада занимает 2 часа.
Далее движемся в связках по широкому плоскому заснеженному плато перевала Новосибирцев в юго-восточном направлении. Ближе к ледопаду трещин довольно много, однако в центральной части плато их практически нет

Тем временем погода портится. Начинается сильный снегопад. Падает видимость. Поэтому решаем перевал сегодня не идти. Ставим лагерь в центральной части плато перевала Новосибирцев.

25.08
Плато под пер. Новосибирцев (2Б, 4400 м) - р. Онтор
Общая протяженность пути: 7,5 км
Ходовое время: 4 часа 50 мин
Перепад высот: +280 м - 1160 м

Выходим с места стоянки на плато под пер. Новосибирцев в 9.10, так как ледник в этой части закрыт, двигаемся в связках. За 10 минут подходим под перевальный взлет, здесь начинается крутой подъем 30-35º, поднимаемся с одновременной страховкой, делая ступени в глубоком снегу.
Еще через 15 минут нашего движения подходим под бергшрунд, над которым начинается еще более крутой участок открытого льда (50º). Надеваем кошки, и вешаем 50 м перил по льду до седловины (ФОТО 28). Первый участник двигается с нижней страховкой и двумя ледовыми инструментами. Крепление перил - на ледорубах в глубоком снегу на гребне. По перилам поднимаемся на седловину перевала Новосибирцев.
Подъем на перевал от места ночевки занял 1 час 20 мин.
Седловина перевала Новосибирцев довольно широкая, в правой части - снежно-ледовый карниз, в левой - скалы. Рядом со скалами можно поставить две палатки, но все же гораздо логичнее ночевать на плато под перевальным взлетом. С седловины открывается восхитительный вид на пики Джигит, Каракол и Слоненок. Отлично просматривается наш будущий путь подъем на перевал Джигит и пик Джигит (ФОТО 29).
Тур сложен в левой части седловины в скалах. Снимаем записку группы т/к Ирбис из Ярославля от 3 августа.
На скалах есть спусковая петля, за которую мы и крепим перила. Первые 20 м спуска - лед и снег крутизной около 45º. Далее склон чуть выполаживается и начинается мелкая и средняя осыпь. Снимаем кошки и движемся по ней пешком около 300 м до начала участка разрушенных скал. На скалах справа по ходу вбит крюк, на котором висит еще одна спусковая петля. Проверяем прочность крюка и вешаем на него еще 40 м перил. Далее спускаемся по мелкой и средней осыпи до полого ледника. Здесь останавливаемся, чтобы передохнуть и перекусить. Спуск с перевала занял 1,5 часа.
Далее спускаемся по открытому леднику в сторону р. Онтор. В верхней части ледник пологий и без существенных разломов, движение по нему не представляет трудности. В нижней части ледник крутой и сильно изрезанный трещинами. Обойти их можно по морене слева по ходу. Путь спуска по морене промаркирован турами, слабо читается идущая вниз тропа. Морена спускается к пологому языку ледника, стекающего с пика Каракол. По языку ледника выходим к ровным песчаным площадкам у разлива р. Онтор. Это прекрасное и неплохо оборудованное место для стоянки - слева течет чистый ручей, впадающий в р. Онтор, большие камни оборудованы под стол и стулья.
Спуск до этого места из-под перевала занял 2 часа.
По итогам прохождения перевала можно сформулировать следующие выводы.
Перевал Новосибирцев является очень интересной комбинированной «двойкой Б» включающей такие разнообразные элементы как ледопад, ледовый перевальный взлет с севера и скально-осыпной перевальный взлет с юга. Стоит рекомендовать его для включения в маршруты 4-6 категорий сложности.
В классификаторе указана категория трудности перевала 2Б*. Однако, на наш взгляд, при прохождении перевала по указанному нами пути, его сложность при любых условиях соответствует категории 2Б, а не категории 3А. Категории трудности 3А перевал соответствует только при его прохождении по альтернативному варианту с подъемом по западному (правому по ходу) ледопаду.

26.08
Р.Онтор -а/л "Каракол" (рад)

Общая протяженность пути: 23 км (11,5 в одну сторону)
Ходовое время: 6 часов

Выход в 10.00

Спуск к альплагерю Каракол осуществляем по левому берегу реки Каракол по хорошей конной тропе. Через все значительные притоки реки Каракол есть мостки из бревен.
Спуск занимает 2 часа 30 минут.
Забрав заброску, возвращаемся наверх. Подъем занимает 3 часа 30 минут.

27.08
Лед. Онтор - плечо пер. Джигит

Общая протяженность пути: 7 км
Ходовое время: 5 часов
Перепад высот: +1130 м

Выход в 7.00.

За 30 минут по тропе подходим под ледник Онтор. Ледник пологий (5-10°), практически без трещин везде, кроме верхней части, открытый. Хорошо видны все вершины и перевалы верховий ледника (ФОТО 34).

За 3 часа по леднику поднимаемся под перевал Онтор (под характерный скально-осыпной взлет). Отсюда начинается подъем на плечо перевала Джигит. Путь подъема сначала проходит по снежному гребню скального контрфорса, который упирается в собственно перевальный взлет.

Делая ступени в неглубоком плотном снегу, выходим на снежный гребень контрфорса (15-25°). Далее движемся по гребню. В верхней части гребень становится круче, а снега совсем не остается, поэтому вешаем одну веревку (50 м перил). После этого оказываемся на пологом широком участке гребня. Здесь есть удобные места для установки палаток. Ставим лагерь. Подъем по гребню занимает в общей сложности около 2 часов.
Примерно через 200 метров от места лагеря начинается скальный участок гребня: дорогу нам преграждают три жандарма, за которыми начинается снежно-ледовый кулуар, выводящий к перевальному взлету.
Поставив палатки, отправляемся провешивать скальный участок гребня. Вешаем 120 м траверсных перил непосредственно по гребню, не теряя высоты. Крутизна склона до 40°. Крепление перил за расходные петли (вокруг скальных выступов) или крючья.

28.08
Плечо пер. Джигит - пер.Джигит (3А*, 4800)

Общая протяженность пути: 2 км
Ходовое время: 10 часов
Перепад высот: +520 м

Пер.Джигит (3А*, 4800) расположен в главном хребте западнее пика Джигит.

Выход в 6.00.
По провешенным вчера перилам выходим к началу крутого снежно-ледового склона, который собственно и является перевальным взлетом. Перила на скальном траверсе снимались с командной страховкой.
Снега почти нет, на склоне видны большие участки открытого льда, поэтому провешиваем склон целиком. Крутизна склона в нижней части около 50°, в средней части - 35-40°, в верхней части - снова около 50°. От конца скального гребня, до перевальной седловины вешаем 12 веревок (600 м перил). Все станции были организованы на ледобурах.
На широкую снежную перевальную седловину выходим в 16.00. Здесь есть достаточно места для палаток. Тур находится в скалах в левой части седловины. Снимаем записку группы туристов ДДЮ «Кедр» города Томска, руководитель - Лезин В.В. от 28.09.07.

29.08
Пер. Джигит - радиальный подъем на пик Джигит (4А альп., 5062) - л. Караколтор З. - р. Караколтор

Общая протяженность пути: 8,5 км
Ходовое время: 7 часов
Перепад высот: +300, -1600 м

Подъем на пик Джигит от места стоянки на седловине перевала начинаем в 7.30.

От седловины на пик ведет примерно 30-градусный фирновый склон, не представляющий технической сложности (фото 64). Ступени хорошо формуются. Подъем в связках занимает 1 час, возвращение в лагерь - еще полчаса.
С вершины сняли записку той же группы туристов ДДЮ «Кедр» города Томска, руководитель - Лезин В.В. от 28.09.07.

Спуск с перевала начинаем в 10.30.
От седловины уходим влево вниз к скалам, ограничивающим слева ледовое плато ледника, стекающее с перевала. Отсюда начинается скально-ледовый кулуар - наиболее логичный путь спуска на ледник. Слева по ходу кулуар ограничен скалами, справа - ледопадом. В верхней и нижней частях кулуара довольно глубокий снег, однако в середине снега меньше, местами встречаются скальные выходы, залитые натечным льдом. Под кулуаром находится бергшрунд, забитый снегом. Крутизна кулуара 30-40°. Вешаем 5 веревок. Первая веревка крепится на ледорубах, вторая, третья, четвертая веревки - на ледобурах, пятая - снова на ледорубах. Веревки, закрепленные на ледорубах, снимаем с нижней страховкой. Остальные веревки сдергиваем.
Примерно с полудня по кулуару начинают довольно часто свистеть камни. Понимаем, что немного припозднились и скорее заканчиваем спуск. Лучше проходит этот кулуар рано утром.
К 13.30 заканчиваем спуск и оказываемся на пологом леднике. В верхней части ледник закрыт, идем в связках. Трещин мало и они легко прощупываются. В нижней части ледник открыт. Спуск по центру ледника занимает 2 часа. Далее еще 30 минут спускаемся по левому берегу р. Каракалтор до места впадения притока с ледника Караколтор Вост.
В 18.00 ставим лагерь на ровных оборудованных площадках на разливе р. Караколтор чуть выше слияния с притоком с лед. Караколтор В. Отсюда хорошо виден подъем на пер. Эпюра.

По итогам прохождения перевала и пика Джигит можно сформулировать следующие выводы и рекомендации. Перевал Джигит при сквозном прохождении является интересной двухсторонней комбинированной 3А. Это локальное препятствие имеет ряд преимуществ, позволяющих говорить о том, что Джигит станет украшением любого похода 5-6 категории сложности на Терскее. Во-первых, значительная часть подъема на перевал проходит по гребню, а на самом сложном северном склоне перевала не скапливается большого количества снега - все это делает перевал Джигит одной из наиболее безопасных «троек А» в районе. Некоторую лавинную опасность и камнеопасность представляет, пожалуй, только кулуар южного склона перевала Джигит. Однако если проходить кулуар рано утром, можно избежать и этой опасности. Во-вторых, в хорошую погоду с седловины перевала и с вершины пика открывается великолепный вид на окрестные хребты и озеро Иссык-Куль. В третьих, перевал довольно интересен и разнообразен в техническом плане.

30.08
Р. Караколтор З.- лед. Караколтор В. - пер. Украина

Общая протяженность пути: 8,5 км
Ходовое время: 5 часов
Перепад высот: +1010 м

Выход 7.00.
От места ночевки по правому берегу притока поднимаемся в верхнюю часть долины. Подъем проходит по 20-25-градусному осыпному (со скальными выходами) склону и занимает 45 минут. Дальше склон выполаживается, и мы еще за 15 мин подходим под язык ледника Караколтор В.
За час по пологому (5-10°) и в нижней части открытому леднику выходим к зоне разломов. Здесь ледник становится закрытым, а средняя крутизна склона увеличивается до 15°. За полтора часа в связках пересекаем зону разломов и оказываемся на верхнем плато перевала Украина.
Перевального взлета со стороны нашего подъема на Украине фактически нет. За 1 час 30 минут по пологому снежному склону выходим на седловину перевала. Седловина - снежно-ледовое плато. Тура нет. Здесь в 14.00 мы и ставим лагерь.

31.08
Пер. Украина (3А, 4470) - р. З. Чон-Узень - р. Алтын-Арашан

Общая протяженность пути: 14 км
Ходовое время: 5 часов 30 мин
Перепад высот: -2000 м

Спуск с перевала Украина представляет собой крутую ледовую стену шириной около 70-100 м. На протяжении всей седловины со стороны спуска нависает снежно-ледовый карниз. В этом году снега очень мало и карниз небольшой, его ширина составляет 0,5 до 3 м. В силу экспозиции склона и удачного расположения ближайших вершин стена и карниз остаются в тени весь день, что сильно способствует безопасности спуска, но приводит к образованию "зимнего" льда в верхней части стены.
Спуск начинаем в 6 часов.
Проламываем карниз в наиболее узком месте и вешаем 6 веревок прямо вниз. Первые 20 м крутизна склона составляет 90° , еще 80 м - 70-80° , оставшиеся 4 веревки - 50-60° . Все веревки крепятся на ледобурах и сдергиваются с применением ледосброса. Последнюю веревку вешаем через бергшрунд. После бергшрунда склон становится заметно положе - 30-40° . Здесь уже довольно много снега, что позволяет нам спускаться дальше без перил. Через 250 м выходим на пологий ледник.
Спуск с перевала занял у нас 2 часа.

За 1 час по открытому леднику спускаемся к моренам его левого борта, и по моренам - к уютным зеленым площадкам на левом берегу реки.
Далее движемся вниз по левому берегу реки. Идем по тропе. Примерно через час выходим широкому каменному завалу, перегораживающему весь левый берег реки. Преодолев его, продолжаем спуск по тропе вдоль реки по хорошей тропе. Еще через полтора часа ставим лагерь на левом берегу реки в 6 км выше по течению курорта Алтын-Арашан.

01.09
р. З. Чон-узень - р. Арашан - пос. Аксу

Общая протяженность пути: 24 км
Ходовое время: 5 часов
Перепад высот: -800 м

Продолжаем спуск по левому берегу реки Алтын-Арашан. Идем по хорошей тропе. Примерно через 6 километров выходим к курорту Алтын-Арашан, представляющему собой несколько домиков и несколько крытых ванн, в которые течет вода непосредственно из горячих радоновых и серо-водородных источников. По мосту переходим на правый берег.
Выясняем ситуацию с машинами. Осознаем, что раньше, чем сильно вечером, уехать отсюда на машине не удастся. Поэтому посещаем горячие источники, обедаем и продолжаем спуск к поселку Аксу. К вечеру по сильно раздолбанной автодороге спускаемся в поселок.
Отсюда ловим машину до Каракола.

Потенциально опасные участки маршрута

- Лавиноопасный при большом количестве снега северный склон перевала Ульяновцев,
- камнеопасный кулуар южного склона перевала Джигит,
- карниз северного склона пер. Украина.

Перечень наиболее интересных природных объектов на маршруте

- Ледник Колпаковского - один из самых мощных ледников Терскея,
- северные стены пиков Каракольский и Джигит, Аксуйская стена,
- лесистые долины рек Чон-Кызыл-Суу, Джеты-Огуз, Арашан,
- горячие источники в долине р. Арашан.

Стоимость проживания, питания, средств передвижения

Стоимость авиабилета Москва - Бишкек - Москва авиакомпании "Аэрофлот" - 14 000 рублей с человека.
При переезде от аэропорта Манас города Бишкека до старта маршрута (долина р. Чонкызылсу выше курорта Джилису) группа пользовалась услугами фирмы «Достук Треккинг». Стоимость переезда на микроавтобусе составила $335. Еще за $40 та же машина уже без нашего участия доставила нашу заброску в альплагерь «Каракол».
Такси от города Каракол до аэропорта Манас стоит около 800 сом (1 сом = 75 копеек) с человека.
Регистрация в Кыргызстане - 5$/чел. Нужна только тем, у кого нет с собой загранпаспорта, а есть только паспорт гражданина РФ.
Стоимость хранения заброски в альплагере «Каракол» составляет 10 сом за каждый мешок (или коробку) за каждый день. А хранение заброски на ФГС - 10 сом за каждый мешок (коробку) за весь срок хранения.


Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

В целом, поход оказался удачным. Был полностью пройденный заявленный маршрут. Поход получился достаточно интересным, как с познавательной точки зрения (удалось посмотреть практически весь главный хребет Терскей-Алатоо, включая такие уникальные природные объекты, как ледник Колпаковского, пики Джигит и Каракольский, Аксуйская стена), так и с технической (маршрут включал разнообразные ледовые, скальные и комбинированные скально-ледовые препятствия). При этом, по ощущениям самих участников, у группы оставался достаточный запас физических и психологических сил на протяжении всего маршрута, что сильно способствовало безопасности похода.
Все перевалы соответствовали заявленной категории сложности. Подробные выводы и рекомендации по итогам прохождения каждого из определяющих препятствий сформулированы в тексте технического описания маршрута в конце описания прохождения данного препятствия. Для удобства читателя эти выводы выделены курсивом.
К сожалению, двум участникам группы - Константину Закатову и Анне Гудковой - не удалось пройти маршрут полностью. Константин покинул группу после прохождения перевала Ульяновцев из-за проблем со здоровьем. Он спустился с группой в долину р. Чон-кызылсу (где мы забирали заброску) и выехал на попутной машине до поселка Чонкызылсу и далее рейсовым транспортом до Бишкека. Анна же покинула группу в альплагере «Каракол» (куда специально для нее было заказано такси), так как ей необходимо было по личным причинам раньше оказаться в Москве.
На характер маршрута наложили свой отпечаток климатические условия: в августе этого года на Терскее было заметно меньше снега, чем обычно. Во-первых, это сделало маршрут значительно более безопасным, так как возможность сходов лавин на маршруте группы была практически исключена (особенно это было важно при прохождении перевала Ульяновцев, который в более снежные годы, несомненно, является очень лавиноопасным). Во-вторых, это сделало маршрут более простым физически, так как отпала необходимость тропить в глубоком снегу в верховьях ледников. И наконец, в-третьих, это привело к повышению технической насыщенности маршрута, так как на склонах перевалов преобладал не снег, а открытый лед.
Хребет Теркей-Алатоо можно рекомендовать для совершения походов 1-6 категорий сложности. Наличие разнообразных, как скальных, так и снежно-ледовых препятствий разной сложности делает этот район интересным с технической точки зрения. Нельзя забывать и об удивительной красоте этого края, где высокие горы и внушительные ледники, соседствуют с прекрасными озерами и хвойными лесами. Также важны достаточно удобные подъезды и хорошие возможности для организации забросок.

Фотоматериалы


Фото 1. Долина реки Чонкызылсу

Фото 2. Прохождение ледопада
перевала Колпаковского (2А*, 4250)


Фото 3. Прохождение ледопада
перевала Колпаковского
(2А*, 4250)

Фото 4. Прохождение ледопада перевала Колпаковского (2А*, 4250)


Фото 5. Верховья ледника Колпаковского.
Вид в сторону седловины перевала Ульяновцев

Фото 6. Лагерь на седловине перевала Ульяновцев


Фото 7. Начало спуска с перевала Ульяновцев (3А*, 4500): разломы верхней части
перевального взлета

Фото 7а. Спуск с перевала
Ульяновцев: вид в сторону
долины р. Айлама


Фото 8. Спуск с перевала Ульяновцев:
траверс в средней части склона

Фото 9. Перевальный взлет перевала Ульяновцев.
Маршрут спуска


Фото 10. Пер. Ульяновцев со стороны р. Айлама

Фото 11. Седловина пер. СОАН 1 со стороны р. Айлама


Фото 13. Группа на седловине перевала СОАН 1 (2А)

Фото 14. Вид с седловины пер. СОАН 1 в долину р. Байтор


Фото 15. Седловина пер. СОАН 1 со стороны р. Байтор

Фото 16. Лагерь под перевалом СОАН 1 со стороны р. Байтор


Фото 17. Долина р. Байтор

Фото 18. Брод р. Байтор


Фото 19. Цирк перевалов Маречека (2А*) и Новосибирцев (2Б)

Фото 20. Перевал Новосибирцев (2Б)


Фото 21. Ледопад перевала Новосибирцев
слева от большого нунатака

Фото 22. Ледопад перевала Новосибирцев


Фото 23. Организация перил в верхней части
ледопада перевала Новосибирцев

Фото 24. Организация перил в верхней части
ледопада Новосибирцев


Фото 25. Прохождение перил
в верхней части ледопада
Новосибирцев

Фото 26. Перевал Новосибирцев: плато над ледопадом


Фото 27. Перевальный взлет перевала Новосибирцев с запада

Фото 28. Перевальный взлет перевала Новосибирцев


Фото 29. Вид на перевал Джигит с седловины перевала
Новосибирцев. Стрелками указаны места ночевок группы
при прохождении перевала (на ребре и на седловине)

Фото 30. На седловине перевала Новосибирцев
(фотографирует Аня Гудкова)


Фото 31. На седловине перевала Новосибирцев
(фотографирует Александр Щербина)

Фото 32. Перевальный взлет перевала Новосибирцев с востока


Фото 33. Спуск по леднику Западный Онтор

Фото 34. Подъем по леднику Восточный Онтор


Фото 35. Вид на перевальный взлет перевала Джигит
с ледника Восточный Онтор. На перевальном взлете
работает группа туристов города Томска

Фото 36. Перевал Джигит


Фото 37. Лагерь на гребне перевала Джигит

Фото 38. Группа на гребне перевала Джигит


Фото 39. Подъем на перевал Джигит:
накопительные перила в конце скального
участка, навеска первой
веревки по ледовому участку

Фото 40. Подъем на перевал Джигит: перила в нижней части перевального взлета


Фото 50. Вид с седловины перевала Джигит на ледник Онтор

Фото 51. Лагерь на седловине перевала Джигит,
на заднем плане – пик Джигит


Фото 52. На пике Джигит

Фото 53. Вид с вершины пика Джигит в стороны
долины р. Онтор


Фото 54. Вид с седловины пер. Джигит в сторону спуска

Фото 55. Спуск с перевала Джигит


Фото 56. Перевальный взлет пер. Джигит
со стороны спуска (со стороны
ледника Западный Каракалтор)

Фото 57. Ледник Восточный Каракалтор


Фото 58. Подъем по леднику Восточный Каракалтор

Фото 59. Лагерь на седловине перевала Украина (3А)


Фото 60. Группа на седловине перевала Украина

Фото 61. Начало спуска с пер. Украина


Фото 62. Спуск с пер. Украина

Фото 63. Бергршрунд в нижней части перевального взлета пер. Украина


Фото 64. Пер. Украина (3А)

Фото 65. Группа под перевалом Украина


Фото 66. Долина реки Алтын-Арашан

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru