Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Алексей Распопов, г. Алматы, Казахстан

Талгар. Высшая точка Заилийского Алатау

Алексей Распопов: некоторые маршруты Заилийского Алатау
Каждый горный район наделен своим, только ему свойственным колоритом. Но в каждом горном районе, при всех непохожестях, а порой и противоречиях, есть одна связующая черта. В каждом есть вершина, олицетворяющая его.

Так, Заилийский Алатау, входящий в Северную группу хребтов «Небесных гор», ассоциируется с его высшей точкой – пиком Талгар, 5017м. Это отметка главной вершины Талгарского массива, замыкающего ущелье реки Средний Талгар, и имеет координаты: 43° с.ш. и 77°в.д., тем самым вершина является самым северным пятитысячником в Азии.

С южных склонов Талгарского массива сползает самый большой ледник в Заилийском Алатау – ледник Коржневского, длина его около 12 км. Снеговая граница на северных склонах проходит примерно на высоте 3700-3900м.

Климат сильно и выгодно отличается от резко-континентального, сухого климата равнин. В высокогорье (выше 3000м) зима устанавливается во второй половине октября. В ноябре, январе и феврале при низких температурах выпадает сухой снег, он легко сдувается с ветрами в долины. В это время снежный покров на ледниках и вершинах небольшой. В марте, апреле и мае картинка резко меняется – в это время снегопады происходят при более высоких температурах, и более влажный снег накапливается в высокогорье, покрывая ледники толстым слоем в 1.5-2 м, сохраняющимся до середины июня.

Хорошая, устойчивая погода обычно устанавливается во второй половине июля. Наиболее благоприятное для восхождений время – август, первая половина сентября.

Трехглавый массив пика Талгар заметно выделяется на фоне окружающих вершин, поэтому неудивительно, что гора была замечена учеными еще в середине XIXв. Известная путаница с орографией района, и идентификацией вершин при подходах к ним с севера или юга, мешала успешно закончить попытки штурма. Только в 1935 году группа Х.Рахимова приблизилась к пику Талгар, поднявшись с севера на плечо массива, и назвала достигнутое место Копр.

В том же году, в зимнее время 12 алматинских альпинистов под руководством В.Зимина поднялись на юго-западную вершину (4860м.). В 1938 году, в феврале, взошли на северную вершину (5000м) группа из Новосибирска под руководством Е.Алексеева.

Первое же восхождение на главную вершину пика Талгар (5017м), совершила группа из сибирского города Сталинска в 1938г., в составе Л.Кутухтина, Г.Макатрова, И. Кропотова. Группа поднялась через северную вершину. А в 1940 году был сделан траверс этого массива, с северо-востока на юго-восток, группой в составе Г.Маслова, В Пелевина и Г.Макатрова.

После того, как были пройдены пути к основным вершинам, начались поиски более сложных маршрутов. К числу таких маршрутов следует отнести интересный, очень красивый путь по западной стене на северную вершину, пройденный в 1953 году группой под руководством В.Пелевина. В 1955 году был совершен траверс Талгарской подковы, включивший 12 вершин. В единый узел были стянуты пики Караульчатау, Чекист, Актау, Талгар, Копр и Металлург.

В 1958 году группа под руководством Снесарева проходит один из сложнейших на сегодняшний день маршрутов, на пик Талгар по западной стене на южную вершину. Впоследствии по этой стене будут проложены еще два маршрута 5Б к.тр.: маршрут 1966 года М.Акименкова и группы И.Мешкова, пройденный в 1978 году. Район Талгара завоевал популярность среди альпинистов с самого начала его освоения, с 1939 года в ущелье реки Средний Талгар, в 9км. от устья, располагался альпинистский лагерь, изначально названный «Металлург», а позже переименованный в «Талгар». Лагерь просуществовал практически до 1990 года. За это время на вершину Талгар было проложено 11 маршрутов, не считая очень красивых и разнообразных по своему характеру путей на близлежащие вершины, такие как Металлург (4600м), Копр (4631м), Чекист (4550м), Актау (4686м), Спортивная (4117м), Караульчатау (4504м).

Наиболее доступный маршрут на главную вершину пика Талгар – маршрут с ледника Коржневского по юго-восточному склону, пройденный впервые группой под руководством полковника Горина в 1940 году. К началу этого маршрута можно подойти из ущелья реки Иссык, через перевал Кокбулак, либо из Среднего Талгара через перевал Суровый.

Также интересный и доступный маршрут – по ледовому контрфорсу, с ледника Южный Талгар.

В период с 1992 г. по 2003 г. район Талгара был малопосещаем альпинистами, возможно из-за трудностей с входом в Алматинского заповедник, созданный в 1993 году, возможно из-за относительной отдаленности от дороги. Сейчас интерес к этому красивому району стал проявляться с новой силой, тем более что формальности с пропусками в Алматинский заповедник были упрощены, а 9 км от конца дороги до поляны, где когда-то был альплагерь не такое уж большое расстояние, которое проходится за 5-6 часов.