Люди и горы > Е.В.Буянов >

Автор: Евгений Буянов, СПб

Доклад к 50-летию аварии группы Дятлова

Авторская страница Евгения Буянова

Коллеги! Год назад, излагая свои выводы, я с самого начала подчеркивал, что я представил описание событий аварии естественное, природное, лавинно-холодное, - в виде развития версии Моисея Абрамовича Аксельрода.

За прошедший год удалось существенно подкрепить и уточнить описание событий, побывать на месте аварии и проделать другую работу, о которой кратко расскажу.

Год назад было высказано возражение, будто «группа гляциологов», побывавшая на месте аварии, якобы, пришла к выводу, что сход лавины на Холатчахле не мог иметь место. Я нашел этих «гляциологов», связался с профессором-геоморфологом Назаровым из Пермского госуниверситета. К сожалению, директора заповедника «Вишера», руководителя экспедиции Попова И.Б. уже нет в живых. Назаров ознакомился с содержанием нашей книги «Тайна аварии Дятлова» и согласился с ее выводами, - прежде всего, с выводами насчет лавины, как первопричины аварии. Он согласился с мнением доцента Володичевой о том, что это была пластовая лавина небольшой мощности и, естественно, подтвердил свой же вывод о том, что одной из важнейших причин схода лавины была подрезка склона в месте установки палатки. На последнем снимке дятловцев видна и глубина подрезки, и примерная крутизна склона в месте аварии, и упор руки одного из дятловцев на край снежной доски.

(на фото видно, насколько глубоко был подрезан склон при установке палатки(1-2), и можно приблизительно определить крутизну склона (5), можно оценить глубину свежего снега под рюкзаком (3), наличие твердой снежной доски(1-2), ветер: 4)

Назаров прислал несколько фото экспедиции 2001 года. Вот эти фотографии:

Фото Шаравина от 26.04.01 того же места (мой снимок сделан от ближайшей пихты на фото Шаравина, - фото этой пихты даны ниже)

На этих фото видно, что палатка стояла выше останца на перевале

Демаков и Попов

Демаков указывает на повреждения коры пихты со стороны склона – след схода снежных масс на склоне Холатчахля

Экспедиция у вертолета

Профессор пермского ГУ
    Н.Н.Назаров

Директор заповедника «Вишера»
    Попов И.Б.

Экспедиция-2001 обнаружила следы схода небольших лавин на склоне горы Холатчахль вблизи места установки палатки дятловцев, которое было указано М.П.Шаравиным. Это место мы быстро нашли по двум турам, установленным в 2001 году. Вот снимок 2008 года:

Два тура и место палатки «по Шаравину» между ними с красным флажком на рюкзаке. На заднем плане – перевал с останцами

Мы также в ходе экспедиции-2008 обнаружили повреждения коры двух пихт вблизи места палатки из-за схода снежных масс:

Пихта с отсутствующими ветвями со стороны склона вблизи места установки палатки ( примерно в 25 м, она видна на фото Шаравина)

Обдир сухого ствола со стороны склона

Обдиры старых стволов
со стороны склона

Обдиры и сломы веток со стороны слона. Видна также разница в состоянии живого ствола пихты со стороны склона (справа) и с его обратной стороны

Обдиры стволов и хвои со стороны склона

Обдиры хвои верхних веток

Нами были произведены замеры крутизны склона, которые подтвердили результаты измерений Попова и Назарова: крутизна в разных точках колебалась в пределах от 15 до 30 градуов, преимущественно от 17 до 21 градуса (по результатам измерений Назарова горным компасом: 15 градусов ниже палатки и 23 градуса выше палатки).

Бечева растянута по склону для измерения крутизны. Крутизна 21º

По снимкам 1959 года я проанализировал, правильно ли было определено место установки палатки Шаравиным. И пришел к выводу, что место палатки им определено верно. Возможная ошибка лежала в пределах не более 40-50 м. А вот другие, как я увидел, ошибались более существенно, - на 200-300 м, причем при смещении палатки вниз, где крутизна склона меньше в 2-3 раза. При такой ошибке совершенно неверно оценивали лавиноопасность склона:

Место палатки мы определяли по следующему снимку 1959 г.:

На форуме турклуба «Романтик» Леонид Александров приводил снимок группы Корбута, сделанный, якобы, тоже на месте палатки дятловцев:

Но при внимательном взгляде на снимки становится ясно, что каменная гряда, расположенная на верхнем снимке далеко внизу, на нижнем снимке видна совсем рядом И лес тоже расположен существенно ближе.

На основании этого снимка Корбута Александров указал место палатки на панорамном снимке горы Холатчахль, - это место примерно соответствовало месту расположения лагеря Корбута (черный эллипс на снимке):

Александрову возразил Сергей Потапов (из под Новосибирска), который указал другое место расположения, отмеченное красным «кружком» и стрелкой на том же снимке.

На том же снимке указано и место расположения палатки, установленное мной по результатам экспедиции 2008 г. с ориентировкой на место, указанное Шаравиным в ходе экспедиции 2001 г. Палатка стояла примерно на том же уровне по высоте, что и у «Потапова» и выше места, указанного Александровым. С учетом возможной ошибки определения места палатка могла стоять чуть выше и немного левее указанного места, - ближе к месту, указанному Потаповым.

В фотоальбоме я обнаружил другие снимки Корбута, из которых становится ясно, что палатки Корбута стояли ниже уровня перевала и ниже уровня останца на перевале:

Лагерь Корбута: снимки в сторону перевала

В то же время на снимке Шаравина 2001 г. видно, что палатка стояла явно выше уровня останца на перевале. Поэтому место расположения, указанное Александровым, по уровню расположения палатки на склоне горы - неправильное. Крутизна склона в месте установки лагеря Корбута заметно меньше, чем в том месте, где поставили палатку дятловцы. Все представления о реальной крутизне склона при смещении места расположения палатки на (100-150) м вниз являются неверными. Уже в 100 м ниже палатки крутизна склона падает до 5-8 градусов, - на склоне такой крутизны и стоял лагерь Корбута. Тезис же о том, что от палатки должен быть виден Отортен, был неверен (по свидетельству Слобцова).

На основании приведенных выводов становится ясно, откуда возникали неверные оценки крутизны и лавинной опасности склона в месте установки палатки дятловцев. Место установки смещали на 150-200 м вниз, где крутизна склона заметно меньше. И это делали, несмотря на то, что такое расположение палатки никак не соответствовало описаниям этого места, данных поисковиками. Ведь по 4 описаниям крутизна склона в месте установки палатки составляла от 15, 20, 20 и 30 градусов. А по результатам измерений Попова и Назарова: 15 градусов вниз и 23 градуса вверх. По моим измерениям в четырех точках вблизи места установки палатки (по Шаравину) на разных скатах без снега крутизна составляла 15, 17, 21 и 30 градусов. Неверные оценки крутизны и характера склона приводили к неверным выводам о его лавинной опасности.

В качестве очень грубой «сборки снимков», явно неверной, можно привести монтаж «2-й версии Чупикина»:

На ней собраны три снимка , сделанные с совсем разных точек, расположенных на разных уровнях, со смещением и с «вырывом» участка панорамы. Сделано неверно, и представления о месте расположения палатки, перспективу и крутизну искажает сильно.

С учетом возможной ошибки я построил расположение зоны, в которой по всем признакам находилась палатка дятловцев. Вот, в пределах обрамления красными точками:

Зона расположения палатки дятловцев с учетом возможной ошибки (и по Шаравину: палатка стояла на полпути до выхода на северный отрог горы Холатчахль)

Место расположения палатки дятловцев ( * ) на склоне горы Холатчахль (2008) – как утверждал Шаравин «на полпути» от седла перевала до сев. отрога и примерно 70 м в сторону склона горы

Палатку дятловцы поставили под защитой северного отрога горы Холатчахль от ветра западного-северо-западного направления. Причем на участке склона с увеличенной толщиной снежного покрова. Дятлов понял, что при выходе на северный отрог горы группа попадет под более сильный ветер, переваливающий через понижение хребта южнее горы Отортен. С учетом малого остатка светового дня группа решила остановиться на склоне северного отрога горы. По всем признакам это решение было принято при выходе из долины Ауспии, - дятловцы решили потренироваться в условиях холодной ночевки. Иначе они бы не потащили с собой поленья для печки. Дятлов поставил палатку под защитой северного отрога горы и, как видимо ему казалось, вне лавиноопасной зоны под горой.

Панорамный снимок с горы Холатчахль: вид от горы Отортен до урочища Перевал Дятлова

Сейчас видно и другое решение: надо было все же пройти вперед и немного вправо к участку леса, невидимому за северным отрогом. Здесь можно было остановиться, найдя достаточно закрытую поляну в лесу. Там есть понижение перед следующим отрогом горы. Но чтобы его увидеть, надо было пройти еще примерно полкилометра. Неясно, проводила ли группа Дятлова разведку. Скорее всего нет, поскольку условия наблюдения по всем признакам были неважные…

Теперь о характере склона на спуске к кедру.

В фотоальбоме, посвященном дятловцам, нашлись сканы рисунков, выполненных поисковиками, на которых обозначены места обнаружения погибших дятловцев в привязке к элементам рельефа и границам леса. Эти рисунки дают представлеие о том, какими были границы леса тогда, в феврале 1959 г. и каким был путь дятловцев к кедру.

Крестиками примерно обозначены места расположения погибших: Дятлова, Слободина и Колмогоровой, - по мере удаления от кедра (у кедра два крестика: Дорошенко и Кривонищенко).

По рисункам видно, какая тогда была растительность. Сейчас там все заросло сильнее, особенно летом. Надо учитывать, что зимой вся низкорослая растительность: карликовые березки и кустарник находятся под снегом.

Треугольник – палатка, а крестики: Дятлов (ближайший), Слободин, Колмогорова (дальний)

Зимний снимок ложбины истока Лозьвы В сторону высоты 905 (ранее:880). Русло истока просматривается внизу в виде снежной «полоски» без растительности. Летом полоска, свободная от растительности, не видна среди зелени

При взгляде на этот снимок ложбины истока Лозьвы и путь дятловцев по ней можно задать простой вопрос: интересно, где здесь можно упасть с тяжелой поломкой ребер?.. Тем более в условиях, когда большая часть склона находится под слоем снега.

И далеко ли здесь «идти»? Вниз раза в полтора быстрее, чем по равнине. А вверх раза в два медленнее, чем по равнине… Примерно так… 1500 м… Технически несложный спуск, причем с быстрым выполаживанием склона на протяжении первых ста метров.

Путь отступления понятен: прямо вниз, вниз, - спасаясь от ветра. Вниз, - в лес, к топливу и костру… Углубление в лес было совсем небольшим, - метров на 100-150, причем от безлесного края ложбины, а по прямой – еще меньше.

На снимке 1959 г., да и на этом менее четко видно, что в самом низу свободная от леса зона вдается в него как бы «клином» («треугольником»), - прямой спуск ведет в этот «клин». Этот «клин» просматривается и на схеме Масленникова (по границе леса), - там есть неровное скругление в его вершине. Причем по левому берегу истока лес в верхней части на границе там более редкий, а по правому – более густой. Не исключено, что это обстоятельство повлияло на выбор дятловцев, куда уклониться внизу, - влево или вправо. Они уклонились немного вправо. Практически до первых двух крупных деревьев, - два близко стоящие кедра, которые могли немного выделяться («темнеть») на фоне невысокого смешанного леса, - достаточно прозрачного, судя по снимкам 1959 г. В темноте деревья были различимы на фоне снега, - вот на каком расстоянии, это зависело от погодных условий…

Дым костра поисковиков в ложбине выше истока Лозьвы выдает расположение кедра (он в 50 м правее и выше костра)

Схема поиска, нарисованная Масленниковым

Примечание. По схеме Масленникова от палатки до границы первой редкой полоски леса было 550 м (на схем это: три елочки, К – Колмогорова, С – Слободин, Д- Дятлов).

Продолжение следует....

Дмитрию Михайлову:

вот почему группа "в жуткой темени, при морозе и под ветром отступила вниз, не откопав вещи, - сейчас однозначно понятно. Ещё Аксельрод указал на то, что они спасали раненых товарищей. Которые в случае потери дееспособности (Дубининой и Золотарёвым) и замерзании при наличии травм быстро бы погибли от холода. То же самое случилось бы, если бы они задержались у палатки, - вся группа погибла бы очень быстро под таким ветром и в такой мороз. Ведь видно, как быстро погибли на открытом склоне горы те, кто отчаянно пытался вернуться к палатке (Дятлов, Колмогорова, Слободин). Быстро же откопать палатку голыми руками было невозможно: они быстро в этом убедились после извлечения нескольких наиболее доступных вещей и поняли, что группа может оказаться обречена, если с ранеными задержаться у палатки. Конечно, они постарались сделать всё для спасения в той ситуации. Но в таком ослабленном травмами трёх участников составе группы, когда палатка была придавлена тяжёлым снегом шансов и времени на спасение у них осталось очень мало... Вообще в таких тяжелейших ситуациях бывает очень трудно выбрать оптимальное решение. Тем более, что ведь многии вещи им были неизвестны (например, каковы внутренние травмы их товарищей и насколько они опасны для жизни, откуда и почему эта непогода и как и почему на них сошла эта "странная" лавина). Ранее написано: Вете Мурзиной: http://romantic-ustu.ru/TGGD/ - вот здесь наиболее свежая из выложенных редакций моей книги. В ней описано и то, как лежали Дятловцы в палатке, - это известно по воспоминаниям Аксельрода (автора и первопроходца лавинно-холодной версии Трагедии). Они лежали поперёк палатки ногами к склону, - такая укладка была наиболее тёплой и позволяла уместиться всем и с вещами. Сейчас чем дальше, - тем больше "следов лавины" обнаруживается по протоколам следствия, воспоминаниям участников поиска и по фотоматериалам. В частности, обнаружено и фото, на котором видна зона раскопа палатки и сильно заметённый след подвижки лавины-осова. http://www.alpklubspb.ru/ass/dyatlov.htm - книга "Тайна гибели группы Дятлова" (обо всем подробно). http://www.alpklubspb.ru/ass/a514.htm - доклад к 52 годовщине трагедии (кратко все причины изложены). http://pereval1959.forum24.ru/?1-9-0-00000053-000-0-0 - содержание тома 2 прекращенного дела. Ранее написано: Приведенная версия Галины Цыганковой о взрыве газа с фактами аварии группы Дятлова никак не согласована. На месте аварии не было обнаружено никаких следов "взрыва" (от "газа", от "ракеты" или чего-то еще). И травмы дятловцев не могли были быть следствием взрыва по заключениям судмедэкспертов. Исторические факты, связанные с аварией Дятлова (включая поиски группы и расследование) изложены здесь (это наиболее свежая редакция книги, выложенная в Интернете): http://www.alpklubspb.ru/ass/dyatlov.htm - книга "Тайна гибели группы Дятлова. Сейчас книга готовится к печати в "бумажном формате". К сожалению, сейчас продолжают появляться различные "версии" аварии группы Дятлова, которые пишут люди, очень слабо представляющие, что и как там произошло. Очень слабо изучившие события и факты, связанные с аварией. В результате появляются "версии" на уровне недостоверных предположений, которые с реальными событиями не имеют ничего общего. Большинство таких "версий" носит криминальный характер (хотя на месте аварии не было обнаружено никаких следов криминального преступления и никаких следов присутствия посторонних людей). Ранее в этом сообщение было написано: Это первая часть. Спасибо. Здесь не указали, что это - только первая часть, будет продолжение, ч. 2. Извините за задержку, материал выпущен к 50-летию, но имела место ошибка, задержавшая публикацию.

Лавина ""снежная доска"

1.Часто с козырьков балконов вершних этажей, расположенных даже под небольшим углом, срывается плоский пласт и рвёт ребром бельевые верёвки. Так что, сход "доски" и разрушения, свойственные твёрдым телам, а не рыхлому водяному порошку, не фантастичны. 2.Лёд и снег имеют различные свойства в разных диапазонах отрицательных температур и образование "снежной доски" в природе не является экзотичным явлением. 3.Получившие переломы ребер должны были стоять возле палатки, чтобы доска угодила ребром как раз по их рёбрам и пройдя над палаткой, обсыпалась на ту. Внутри народ испугался завалу и принялся кромсать брезент, чтобы вырваться, забыв про всё на свете. В дальнейшем ветер просто раздул остатки доски, поэтому её никто из "следователей" не увидел и естественно, не поверил и не проверил. 4.А вот почему в жуткой пурге, холоде и темени народ не попытался откопать шмотки, а тупо ринулся к лабазу в ложном напрвлении и то, что от страха агонизировал вокруг кедра - челочеческий фактор и не поддаётся никакому анализу, в чём, собственно и состоит тайна.

вопрос Е.В. Буянову

Уважаемый Евгений Вадимович, ознакомившись в Вашей версией, попыталась "уложить" спящих туристов в палатке так, чтобы наползшая лавина причинила им те повреждения, которые описывает СМЭ. Не получилось. Не могли Вы прояснить этот момент?