Горы мира > Кавказ > Безенги >

Автор: Александр Гуков, Санкт-Петербург

Мижирги, Северо-Восточное ребро, январь 2009. Дополнение.

Ссылки по теме:
Мижирги. Северное ребро. Январь 2009.
Зима 2007. Безенги. Пик Пушкина.
Зимняя Гестола.
Проект "Пятитысячники Кавказа - зимой". Пройдены в 2001-2003 годах: Дыхтау, Коштан, пик Пушкина, Эльбрус.

Статьи Виктора Коваля на mountain.ru:
Первая «высота» (пик Коммунизма-2007)
Зима 2008. Безенги. Гестола.

Хотелось бы добавить пару слов в то «приключение", которое описал Витя Коваль.

На самом деле все было гораздо жестче.

- Сыкатно, как же сыкатно, ребята, - кричит Серега, выбираясь из лавины. И было действительно сыкатно. Только что была связь с Адельбий, я сказал, что все живы. Кто бы мог ожидать смерти по дороге с Джанги Коша. Серега бы попал в «книгу первых». Копать мы его стали в начале не там, где он был. Только то, что он смог высунуть палку из этого ада и Витя, шедший крайним, ее заметил, помогло его спасти. Это был бетон, реальный бетон из снега, я такого никогда не видел. И ведь он не подрезал склон. Там самая узкая его часть, да к тому же пологая, его шаги не могли ничего значить. Так нет, нате вам, хлебните под конец.

- Да отпусти же ты нас, Мижирги! – кричал я.

Горе явно не нравилось это восхождение с самого начала.

- Пальцы, аааааааа, они белые, я ничего не могу ими делать, - кричит Алик уже на спуске.

- Алик, хрен с ними, с пальцами, главное, что мы живы, - отвечаю ему криком.

Недавно смотрел фильм «The sharp end» о грани между реальностью и нереальностью альпинизма, Base и скалолазания.

Так вот, это восхождение, на мой взгляд, было вообще за гранью.

Меня часто спрашивают знакомые, на хрена мы туда ходим. Я и сам себя спрашиваю, зачем? Мне, например, нравится вся эта лабуда с перегрузками. Я реально ловлю себя на мысли, что мне нравится доводить себя до предела возможного и смотреть на свою реакцию. Часто она бывает не такая как в кино,  я хнычу, канючу и кричу на товарищей.

И мне нравится, что я вижу в себе Неходу. Есть над чем работать.

Самый интересный экземпляр из нашей компании это Серега Кондрашкин. Вот уж открытая душа, слова грубого не услышишь в городе. И когда он говорит, что, мат на мате, - Да мне пофиг, я улягусь и буду спать, - это придает задора.

Сказать о том, что погода была ужасной - не сказать ни о чем. Мы привыкли ходить, не смотря на погоду за бортом. В этот раз было так же. Все вставали и собирались, не высовываясь из палатки, не смотря на небо. Но с каждым днем становилось все хуже и хуже.

Самым сложным, на мой взгляд, был спуск. Да, в принципе, как и всегда. Организм уже отработал свое, ты на вершине, эмоциональная разгрузка, и он начинает давать течь. Гребень с Восточной на Западную вершину был рулеткой. Идя на одной веревке большую часть времени, мы не видели друг друга из-за ветра, который поднимал в воздух снежную крупу. Поэтому на какую сторону гребня прыгать в случае срыва товарища, было загадкой. Я часто видел только метр веревки до и после меня, и молился, чтобы она не пошла вниз.

Дюльфер в зимней ночи - вот что меня подорвало. Серега шел первым, не знаю, как и что чувствовал он. Но среди нас в порядке был только Алик. Вот уж человек-гора, который и в трудную минуту может рассказать тебе анекдот, пусть и в десятый раз. Несет больше всех, храпит, спустя минуту после залезания в спальник. Мне бы в его возрасте столько энергии. Есть у нас такая поговорка: «Алик нает, Алик пожил, Алик болт на все положил».

Во время этого дюльфера мне два раза снился сон. Первый раз мы нашли пещеру метеорологов на спуске, которые нас приютили. Второй раз, какая-та семья с маленьким ребенком жила в другой пещере. Девочка говорит, - Да мы здесь пешком ходим, зачем вы дюльферяете?

Прусики. Завязывать прусики для меня была самая большая проблема на этом спуске. Делать что-то в рукавицах невозможно. Приходилось их снимать и работать голыми руками.

Проблема рукавиц была номер один. У всех были разные варианты, от дешевых китайских до дорогих Marmot. В итоге руки «в маникюре» остались только у Сереги в китайских рукавицах. Как ему это удалось, остается загадкой.

Marmot вообще отдыхал. Не хочу писать плохого о конторе, но уже не раз сталкиваюсь с проблемой, что самое дорогое из high-end technology  не значит самое лучшее. Как можно делать высокогорные зимние рукавицы с кожей? Она же дубеет на морозе, как только становится мокрой. Ее не высушить в спальнике, и, в конце концов, руку в них нельзя засунуть в жумар, да и просто ледоруб не взять.

В итоге пришли к выводу, что лучшим вариантом для зимнего восхождения является наличие термоперчаток, поларовых перчаток и рукавиц из пуха или Primaloft, и все в трех экземплярах.

Как мы спустились без происшествий, остается загадкой, потому что мозг не работал на 90%. Думаю, нас спасла Луна, которая светила ярче всех уличных фонарей.

Проспав два часа на леднике, Витя стал всех будить. Вот она, вот она грань, вот он the sharp end. Я понял, что я побежден, побежден усталостью, которая накопилась за 8 дней. Через 30 мин усилий вывернуть и надеть один носок, я сказал:

- Нафиг, я никуда не пойду, - и улегся опять спать.

- Вставай, Саня, у тебя ноги отморожены. Тебе в лагерь надо, - говорит Витя.

- Да мне все равно, - отвечаю.

Тогда то я и почувствовал, что мой sharp end настал. Я ничего не мог сделать с собой, хоть и руководитель группы. Как-то принялось так,  что я руководитель. И хоть у нас демократия, с чем я не согласен, но я всегда чувствовал за собой ответственность за группу. А тут на тебе, я просто как пластилин. Не помню, что меня привело в чувство, но после чая, когда нас подбросило в палатке на несколько метров, первым моим криком было:

- Одевай ботинки!

Два рюкзака унесло, палатку порвало, я сижу на склоне и пытаюсь застегнуть кошки.

Смотря на все это безумие, которое происходит вокруг – жуткий ветер, летающие шмотки, люди в капюшонах, вспоминается книга Шатаева «Категория трудности» и сюжет о гибели женской экспедиции на пике Ленина. Происходит что-то подобное, только внизу.

«Не дай этому случиться», - говорит что-то внутри.

В итоге в лагерь возвращались живыми трупами. И это вниз по леднику, в снегоступах и без рюкзаков. Дай бог здоровья новгородцам.

И в заключении, ребята, не ходите в такую погоду в горы!

Мижирги с севера. Маршрут Пелевина - ребро слева, на фоне неба и перевала Крумкольский провал.
Ребро выводит на Мижирги Восточную, далее правее треугольная скальная башня - это Мижирги Западная.
Еще правее - пик Боровикова (Мижирги 2-я Зап).

И кто бы мог подумать,

что будет такая погода? Ведь 2го января, когда вы выходили, она была отличной!

Жесть

Впечатление подтверждается рассказами пресловутых нижегородцев

Юноше Алику :-)

Алик, снимаю шляпу перед тобой и ребятами!-)

гвозди бы делать из этих людей :)

еще раз "Браво!"

*****

Ребята, вы круты нереально! Горжусь знакомством. :)

Да уж!

Круто! В эти дни почти все группы в Безенгах только и делали, что сходили с маршрутов (и даже с подходов к ним) по погодным условиям. Когда вас увидели - 4 замученных мужика с остатками снаряжения, прорывающие тропу по грудь в снегу, ощутил отчетливый приступ зависти! :) Очень рад был познакомиться!

Фильмы ужасов отдыхают

Такое и в страшном сне не приснится. Это, наверное, примерно то же, как если забраться в бочку и спуститься с Ниагарского водопада. Ну, блин, в-а-аще!!!!

Новый год - новые победы!

Я в восторге от прочитанной статьи! Вы, ребята - настоящие ГЕРОИ! Зимнее восхождение - это подвиг настоящих МУЖЧИН! Наши горы стоят этого. Желаю новых побед! Удачи! P.S. Относительно упомянутых вами в статье Али Анаева и Адельби: они замечательные люди!