Автор: Борис Кашевник, Евгений Буянов, СПб

Альпинизм, как «идея» и производительная сила!

Читайте другие публикации авторов на Mountain.RU:

Авторская страница Евгения Буянова

Снегопад!.. Та “четверка”. Спуск с Чанчахи.

Мастер спорта
Борис Лазаревич Кашевник (2008 г.)
Хотите иметь «крупные производственные успехи»?

Занимайтесь для этого альпинизмом!

В 1961 году я работал в Ленинакане и имел командировку в Ленинград на завод «Компрессор», - понадобился комплект чертежей сложной технологической оснастки

-  Что Вы, - мне говорят, - Вам никогда эти чертежи не дадут! Только с разрешения Главного Технолога. Это наш секрет производственный!

Пошел в кабинет к «Главному». А он вдруг встал «руки по швам» по стойке «смирно».

- Что это Вы так передо мной стоите», - спрашиваю.

-  Не могу, - говорит, - по другому. Перед человеком, который был на Ушбе, я должен стоять по стойке «смирно»!

А у меня действительно, значок на груди за траверс Ушбы и ее С-В.стену.

-  Постойте, постойте, - я отвечаю, - я, кажется, Вас знаю. Это Вы – тот самый Вольф Ионис из нашей довоенной альпсекции ленинградского «Политеха», по кличке «легендарный политрук»?

-  Так точно, - он отвечает, - я тот самый и есть!

-  Действительно, - говорю, - вижу, какой Вы «легендарный» и «несгибаемый» перед ликом Ушбы!..

Вопрос мой он решил моментально. Через 30 минут отпечатанный комплект чертежей нужной мне оснастки лежал на столе вместе с оформленным пропуском на вынос.

Другой случай был в Москве чуть ранее, в 1958. Все станкостроительные предприятия тогда входили в спортобщество «Салют». А у станкостроителей был свой альплагерь «Салют» в Цее. Двухэтажное здание лагеря выполнено по проекту харьковского альпиниста и архитектора Кирилла Барова и сейчас радует глаз своей оригинальностью. Баров же был тогда и Начучем «Салюта», а инструкторы и участники все были станкостроителями. В тот период мы долго пробивали в Главке и получили, наконец, новую модель станка с московского завода МСЗ. Но для освоения станка еще нужна была оснастка, абразивный инструмент, рекомендации по режимам шлифования и т.п. За всем этим я и поехал на завод-изготовитель. В Москве позвонил знакомому альпинисту, имевшему связи на МСЗ.

Он говорит: «Ты давай сразу к Петьке иди… К Петру Семеновичу Боброву, - к главному инженеру».

Вот тебе и «Петька»! Оказалось, Бобров еще до войны был альпинистом!

А туда приятель мой звонит: «Петька! Завтра у тебя будет человек. «Наш» человек, из альпинистов. Спусти пропуск и обеспечь всем!».

Несмотря на то, что Бобров улетал во Францию, он меня принял и кого нужно вызвал. В результате я увез и оснастку, и абразивы, и всю информацию для начала работы.

Такое «альпинистское взаимодействие» выручало практически всегда, неоднократно и даже за рубежом. Выручало и взаимодействие с коллегами-политехниками, которых удавалось обнаружить на предприятиях-смежниках.

А начальство удивлялось: «Откуда такие огромные заказы и закупки и по экспорту станков, и по импорту? И откуда все документы и образцы смог «откопать»!?..

Мы альпинисты! Нам сверху видно все!

Альпинизм – наша «идея» и наша сила! Он укрепляет людей физически, и объединяет их для совместной работы! Прямо по Марксу: «Идея становится общественной силой, когда она овладевает массами». 16.09.08 г.

Альпинизм, как «культурный отдых в «зоне»

Мастер спорта
Лариса Яковлевна Кашевник (2008 г.)
В разговоре с Ларисой Яковлевной я вдруг вспомнил коротенький рассказ начуча «Узункола» П.П.Захарова о том, как однажды в альплагере побили парня. Правильно побили, он на поверку оказался, - «барахло», а не альпинист. Его отлучить пришлось от альпинизма, пока и себя, и никого другого не «угробил».

В молодости Лариса Яковлевна (Шибалдина, а в замужестве она Кашевник) была альпинисткой классной, - она мастер спорта СССР по горным лыжам (а фактически и по альпинизму), входила в горнолыжную сборную Ленинграда! «Мастер спорта» - это звание, а не разряд, оно с годами не теряется. Остается и в виде «спортивного образа жизни» обладателя.

- А у Вас, Лариса Яковлевна, были случаи, когда в альплагере кого-то «побили»?

-  Нет, такого не помню. Но помню о другом случае. Году в 58-м, в цейском альплагере «Торпедо» я была руководителем отделения новичков. Явились к нам «на отдых по путевкам» двое мужчин «в летах», - один был начальником цеха на заводе, а второй – профоргом этого цеха. Они хотели в альплагере «культурно отдохнуть», о восхождениях не думали, и в первый же день крепко напились согласно своим представлениям об этом «культурном отдыхе». Начальником лагеря был Коломенский, - очень строгий товарищ. И, конечно, тогда в альплагерях «сухой закон» соблюдался неукоснительно, а любые «отступления» от него считались грубейшими нарушениями дисциплины. За них сразу отчисляли с крупными дисциплинарными наказаниями, с лишением восхождений, разрядов, званий и, конечно, с «грязным пятном» на спортивной «репутации». Охотников до таких «медалей» было немного. Меня, как инструктора, тоже могли сразу наказать за этот проступок моих «старичков-новичков», но все же учли, что я с ними практически не успела поработать. Их хотели отчислить, но со скидкой на их «седины» все же оставили в лагере «досидеть» смену и все следили, чтобы они не набедокурили и откуда-нибудь не «свалились» ни со скал, ни «в стакан». Когда же в лагере все уходили на восхождения, их сажали под «домашний арест» на замок от греха подальше, чтоб эти «экстремалы» не шлялась в окрестностях альплагеря. Вот так лагерь альпинистов временно становился лагерем для «заключенных», чтобы они сами не пострадали «от альпинизма» и от своих нездоровых привычек…

Из этого рассказа мне стало ясно, что если раньше кого-то и «поколачивали» за дело в альплагерях для того, чтобы отлучить от занятий альпинизмом, то проходили воспитательная «профилактика травматизма» вдали от женских глаз. Поскольку видела Лариса Яковлевна много всякого интересного, и многих людей интересных встречала. Знакома была со всеми известными тогда альпинистами, с Визбором каталась на лыжах в Цее...

- А какое восхождение запомнилось, как самое трудное, - задал я вопрос, вспомнив, что похожий вопрос ее мужу породил рассказ Снегопад!.. Та «четверка». Спуск с Чанчахи.

- Ушба! Мы тогда страшно мерзли, а в конце и голодали. Пуховок не было, мы с Людой Кораблиной одели на себя по 4 свитера и штормовки. Но я не помню момента, когда бы нам там было тепло. Холод и ветер! Непогода нас задержала, и мы вместо четырех дней проходили за шесть. В обе стороны от гребня зияли огромные пропасти, а шли мы впятером с тяжелыми рюкзаками, - у мужчин «на выходе» они по 32 кг , а у женщин по 27. В одном месте чуть не сорвалась с карниза, но заметила, что вбила ледоруб на самом краю и осторожно отступила в сторону. Веревки нам тогда давали всего по 30 м длиной. Поэтому для спуска на 300 м по отвесу Южной Ушбы пришлось навесить 10 дюльферов. Со стены мы там сняли кусок репшнура длиной метров 8, а уже внизу, у пастухов, смогли 2 м репшнура выменять на небольшое количество молока и хлеба. Ближе к перевалу Бечо встретили группу грузинских альпинистов. Вот эти ребята нам устроили настоящий праздник, - покорителей Ушбы тогда почитали, как «небожителей». Они нажарили шашлыки, и мы провели чудесный вечер с песнями…

Вот такой «культурный отдых» этот альпинизм. И в нем каждый отдыхает по-разному. Кто – в «лагерной зоне», а кто на исполинских «рогах» Ушбы, торчащих вверх на полкилометра над окружающими хребтами в «зоне» ветров и холода, на 4690 и 4710. Видали с Эльбруса и вблизи эту громадину?..

Еще заметила Лариса Яковлевна, что «не любили» альпинисты туристов потому, что среди тех встречались разгильдяи, которых приходилось «спасать». И из-за этого, случалось, срывались восхождения. На это я ответил, что ничего здесь не поделать, таков «закон природы». Туристов всегда было больше, чем альпинистов, - больше в несколько раз. А потому и разгильдяев-туристов всегда было больше. Что поделать? Надо же видеть разницу между «организованными» и «неорганизованными». Ну, а спасать приходится всех, - и туристов, и альпинистов, - это тоже «закон природы». «Культурный отдых» в «зоне» аварии. Где «соснешь», там и отдохнешь.

И еще я подумал о «разнице в представлениях. К примеру, для нее, Ларисы Яковлевны, для мастера спорта, не представлялись знакомые мастера альпинизма и горных лыж некими «экстремалами». А «экстремалами» представлялись скорее новички-альпинисты, которые в горах ничего не умеют, да нарушители дисциплины вроде любителей выпить. Люди, за которых «страшно», - это «экстремалы». Да, разные у людей представления… 16.09.2008 г.

Полная альпинистская «унификация»

В сборнике ветеранов альпинистов Ленинграда «Наши горы» от 2004 г . в статье о Б.Л.Кашевнике, в частности, говорится: «…Вырастил В.Н. Савина от новичка до чемпиона СССР…».

Они стали чемпионами СССР в 1960 году после восхождения на Северную Ушбу в группе Снесарева. Ходили сложные маршруты и в «родных» горах, и за границей. Ходили на Монблан, Пти-Дрю и другие вершины.

Савин в Шамони у памятника Соссюру и
Бальма. 70-е годы прошлого века

Василий Николаевич Савин после восхождения
на Северную Ушбу (1960)

Еще Борис Лазаревич Кашевник насчет Савина мне сказал: «С Савиным было ходить, - класс! У нас была «полная унификация», полная взаимозаменяемость! Один размер и «обуви» и всего остального! Одна техника, отработанная в деталях. Один уровень подготовки, - каждый в любой момент мог заменить другого. Полное понимание друг друга, позволявшее быстро находить согласие в вопросах техники и тактики. Мы понимали друг друга с полуслова, и знали, что и как каждый сделает. В общем, «стыковка» и предсказуемость действий по всем позициям. Вдобавок Савин (1929-1992) был слесарем с «золотыми руками». Починить часы, примус или кошки для него не составляло особого труда, - все «железо» проходившее через его руки, сразу же начинало «работать».

Понятно, коллеги, в каких «парах» и по каким причинам восхождение становятся намного легче и превращается в «сущее удовольствие».

Мы, альпинисты, рождены, чтоб нашу «связку сделать былью». Чтоб «сказкой» сделать связку…

26.11.2008 г.

Спасибо!

Большое спасибо за рассказы. Действительно, альпинистское братство и дружба остаются на всю жизнь. И меня много раз выручали друзья-альпинисты вдали от гор. Низкий всем поклон.