Горы мира > Каракорум >

Автор: Сергей Баранов, Москва

Пакистанский дневник. Лето 2007.

Интересные ссылки по теме:

Экспедиция на Броуд Пик
Экспедиция в Каракoрум. Пакистан
8047м – это Броуд пик
Треккинг – Каракорум - 2003

Все началось для меня как-то внезапно. Ходил я с клиентом на Эльбрус в очень интересную дату 06.06.06. Как это все было жестко – описывать не буду, только жестче восхождений на Эльбрус у меня еще не было. И вот спускаемся мы в пурге на Бочки, преодолев все преграды, а там – мои краснодарские друзья и наставники. Приехали на Гору сходить - для души. И вот отмечаем мы встречу и мое возвращение таки живым, общаемся, и Иван Ефимович так ненавязчиво заводит разговор о дальнейших планах. Мол, почему бы нам всем не сходить на К-2? Я всерьез не воспринял, молод еще – куда мне. Страшно.

Отель в Исламабаде
Уже в августе читаю почту (читаю в сентябре, так как на п. Ленина был) – там предложение уже вполне конкретное стать запасным участником экспедиции. А я только с Ленина спустился с новой бедой – острый бронхит. Мне бы в больничку, а тут снова приглашают достойно умереть. Отказался я, в общем. Бронхит, и правда, оказался тяжелым, лечился больше месяца. Крайнее письмо было в октябре. Тоже от одного из участников. Мол, тренировки идут, а тебя нет. Уже два выезда командой провели. А я неделю назад только на велосипед сел. Еще бегать не могу даже. И вот, ключевая точка. Декабрь. Звонит мне уже сам Иван Ефимович и приглашает меня поговорить. Через час я у него. Разговор был коротким. Я сломался. Настроение было подходящее – от Ленина и болезни уже совсем отошел. В пятницу уже пришел на тренировку. Заканчивался 2006 год…

Без комментариев
27.05.2007.

Москва, друзья, пиво, ночные гонки по трассе, переупаковка баулов… Звон колоколов наполнил утро на горнолыжной базе Л.Тягачева, где мы базировались. Легкий завтрак, душ, автобус, аэропорт... Понеслась.

28.05.2007.

Дубаи мы видели всего час. Ночью. Бесподобное зрелище. Едва успели назад в свой самолет, потому что выход – это совсем не всегда потом вход обратно. Двухчасовой перелет до Карачи (бывшая столица Пакистана на побережье Индийского океана) и пара часов снова в аэропорту. Авиакомпания предоставила бесплатного транзитного менеджера и отличный завтрак. Только спать не удается уже вторые сутки. Это, блин, не айс.. Жаль, по Карачи погулять не успели, город из самолета выглядит неповторимо. Утром, спустя ровно сутки после отъезда с подмосковной базы, мы вошли в нашу гостиницу в Исламабаде. Город по ощущениям вообще пустой. При этом строят многоуровневые дорожные развязки. Столицу сюда перенесли 30 лет назад, теперь отстраивают всю инфраструктуру.

29.05.2007.

Река Инд
Едем в Скарду. Место действия – Каракорумский хайвей (в прошлом часть шелкового пути). Вдоль всей дороги сделаны террасы, использующиеся для выращивания пшеницы, картофеля, создания заливных лугов. Основу дохода региона составляют абрикосы и картофель. Повсюду дети, дети, дети... Они учатся обычно раздельно. Везде, даже в самых глухих уголках стоят указатели на государственные школы, больницы, поликлиники. Женщины ходят в паранже только по своему желанию, но подбородок и лоб должны быть закрыты обязательно. Фотографировать их нельзя по этическим соображениям местного народа. Религия к этому отношения не имеет. В три часа дня подъезжаем к знаменитой реке Инд. Дорога узкая и извилистая – Крым и Сочи нервно курят в стороне. Часто попадаются бетонные молельные площадки около дороги. Любой склон крутизной до 45 градусов превращен в террасу, при этом дома строят на этих же террасах – хоть под вершиной, хоть у подножия. А перепад «угодий» не меньше 500м. Хайвей узкий, во многих местах видны следы свежих камнепадов и оползней. Через каждые 30-50км. – шлагбаум и военный блокпост. Видел несколько полицейских машин с полностью погашенными огнями. Стоят и ждут чего-то. Внутри минимум по двое.

Люди в этой стране ведут себя как зеркало – смотришь серьезно – и они бросают косые угрюмые взгляды в ответ. Улыбнешься – тебе в ответ улыбаются и машут руками.

Фотографировать можно в принципе все, кроме женщин, военных и мечетей изнутри. Но все же спрашивать разрешения обычно стоит. Это непохожий на наш мир. Тут все по-другому. Не покидала идея, что люди, пишущие справа налево, в корне отличаются по логике и восприятию мира вообще. Я неоднократно уже увидел этому подтверждение. Другая культура именно этим и интересна.

Крепость в Скарду
Я ехал в автобусе на переднем сидении, теплый пакистанский ветер трепал мои волосы, а в голове вертелись мысли... Думал о самых разных вещах. Именно в такие моменты человек вспоминает всю свою жизнь, а не тогда, когда жизнь вот-вот оборвется. Планы на будущее строить желания нет. Непонятно, чего я буду хотеть от жизни месяца через два-три. Пару раз сегодня наш лихой водитель чуть не окончил мои мысли и всю экспедицию в Инде, но утешаю себя, что кому суждено быть повешенным – не утонет. Горы ждут. Завтра увидим Нангапарбат. Не "должны увидеть", а непременно. Верю. Транс в плеере помогает настроиться. Компания подобралась хорошая, хотя есть уже некоторые трения. Говорят, через месяц будет хуже. Меня это мало волнует – команда все же дружная и цель великая. Я сегодня наконец-то стал представлять, что же мне предстоит. И в то же время начинаю понимать, что это, по сути, главный тест в жизни. Если я его пройду, то вернусь другим человеком. Я этого хочу. Уверенность в успехе растет.

Манго в треккинге
30.05.2007.

Вторая часть переезда в Скарду. Пять часов – 170 км . Как и вчера, средняя скорость около 30км/ч., несмотря на то, что водила гонит, как ненормальный. Вот это город, в котором я хотел бы жить. В полной мере ощущаю, что такое Азия. Безумный город. Мы с Андреем провели в нем в общей сложности часов семь. Есть много магазинчиков снаряжения и лавок антиквариата-сувениров. Иногда два в одном. В одной такой лавке я оставил почти сто баксов. Не смог пройти. В этот день мы, наконец, отвоевали наш кислород, докупили продуктов. Удивило то, что шоколадные батончики продавались только в аптеках. Остальные паковались и покупали бензин. Ночью Скарду очень красив. Все в огнях, хорошо виден аэропорт. Но этот второй вечер был ознаменован новыми для меня вещами, а именно – песчаной бурей. Не знаю, из какой пустыни нанесло столько песка, но полкоманды осталось ее пережидать в стенах отеля, пока я снова отправился гулять по городу. Очень легко влиться в этот стиль жизни...

31.05., 23.53.

Едим манго в номере. Через несколько минут наступит лето.

Иногда дорога реально узкая
1.06.

Семь часов езды по безумной дороге с подвесными мостами привели нас в палаточный лагерь в Осколи. Это всего лишь 150 км от Скарду. Но это было неповторимо. Русские джипперы никогда этого не испытают. Некоторые повороты машины проходят только в несколько приемов назад-вперед.

В Осколи нас встретил Алексей Болотов. Мы отстаем от их группы на два дня. У него проблемы с ногой. И как всегда – чем ярче и известнее альпинист, тем он скромнее. А наш доктор повел себя свиньей – просто послал и все, как и меня вчера с ангиной. Буду изучать психологию по пути. Пацаны говорят, что через два месяца ненавидеть будем друг друга. Пока вот через неделю после начала – минус два от количества людей, с которыми мне хочется общаться. Впрочем, и до экспедиции счет был именно таким.

Мне очень нравится Пакистан. Большая и густонаселенная страна внутри очень уютна. Но не дай Бог кому-то попытаться разворошить пакистанцев. Воевать здесь, как и в Афгане, практически бесполезно. Горы и пустыни – их дом. Местные люди, как зеркало. Смотришь на них – они с тебя не сводят глаз, если через несколько секунд не улыбнешься – удивленно вскидывают брови. Улыбкой отвечают на улыбку. В любом магазине принято здороваться за руку с хозяином. Половина людей говорит на английском. Везде можно торговаться. После более-менее крупной покупки предлагают угостить колой или фруктами. Если жить в этой стране, не нарушая хотя бы основных законов, то невозможно вызвать конфликт. По крайней мере, сложилось такое впечатление.

Очень хочу попасть на обратном пути в Пешевар, поближе к Афганистану. Хотя многие говорят, что опасно, но мне много всякого говорили в жизни, и мало что сбывалось. А еще по ночам тут снятся безумные сны...

Неизвестная вершина
4.06.

Сегодня день отдыха после двух дней треккинга. Вчера мы побили рекорд времени перехода. Паки в шоке. Местечко нашей стоянки называется Пайо. Кола тут уже не 300, а 500 рупий. Зеленый оазис посреди горной пустыни. Цветет шиповник и что-то еще. Туалеты и душевые + десяток выложенных террас для палаток. Только проклятые ослы начинают орать часа в четыре утра. Вчера вечером у портеров (их у нас 115) были танцы с песнями на полночи. Если завтра повторят – снимем на камеру. Наш гид сказал, что вчера на 15 минут должна была открыться Л-2, но облачность... Сейчас из лагеря видно краешек Muztag-Towers. Безумная "башенка". Завтра обещали вид на Trango Tower. Вчера перед ланчем один из портеров сломал ногу. Потом я видел два баула, привязанные к одному станку для переноски. Интересно, кто же принес 50кг по этой тропе. А еще я разобрался в территориальном делении Пакистана. Четыре провинции и огромный кусок спорных территорий. Мы как раз в этой пятой "провинции", части разрываемых войной штатов Джамму и Кашмир, хотя территория статус провинции не получила пока. Местность очень похожа на Афганскую из фильмов и фото, а все происходящее - на военный поход.

Ночью снилось много всего разного. И слишком ярко, чтобы сразу это забыть... Провинция Кандагар. 12й день войны.

Великая Транго...
5.06.

Транго... Она рушит сознание, перестраивая его полностью и наполняя только собой. Рядом стоит Nameless Tower – младшая сестра Trango. Я сидел и смотрел на всю эту красоту, пока Солнце не зашло за центральную башню, и пока последние краски не поблекли. Никогда ничего лучше я не видел. Да и вообще впервые созерцал свою мечту жизни так спокойно и умиротворенно. Я вернусь к ней сюда, чего бы это ни стоило. Но сначала надо окончить этот бой. Trango, Nameless Tower, Muztag Tower… как трудно сделать выбор...

6.06.

Ровно год с того момента, как мне предложили поучаствовать в этой экспедиции. Пришли в местечко Горо-2. предыдущая ночевка была в Урдукасе. Под нами уже не земля, а лед. Зелень же теперь увидим только месяца через два. Питание что-то не очень. Рис начинает нравиться, но мяса, мне лично, не заменяет никак. Пишем родным смс. Очень надеюсь на электронку через пару дней. Во время ланча видели шестерых амеров, в том числе две женщины, - шуток море. Сегодня несколько раз валил снег, с близлежащего склона бахнула нормальная такая лавина. В довершении всего на закате открылся красавец Машербрум. Мы живем практически под его склонами. Он может стать моей новой мечтой. Безумно круто и потрясающе. Вечер, на улице – жесткий минус. Если даже прошлой ночью лужи промерзли полностью, то этой ночью вообще... Команде в полной амуниции то ничего не страшно, а вот бедные носильщики уже поют песни. И, видимо, не от хорошей жизни. Их убежища представляют собой площадки посреди ледника 2*3 метра, огороженные стенкой из камней полметра высотой и накрытой сверху куском полиэтилена. В каждом таком "домике" живет человек по 10. Излишне говорить, что ни спальных мешков, ни чего-то теплого у них нет. А поют красиво...

PS: Еще видел сегодня Гашербрум 4. Потрясающие башни. Вот и думай – технический это альпинизм или высотный.

Muztag Towers
7.06.

Какой-то там день войны. Только что пришли в Конкордию. Переход занял всего три часа 11 минут. Высота 4600. Утром нам показался Muztag Tower во всей своей красе. Нет того изящества, с которым появляются Trango и Nameless Tower. Брутальная готическая башня Muztag не похожа ни на что. Постепенно начал появляться Броуд-пик. Виден наш маршрут – ничего, жить можно. А потом, почти уже из самой Конкордии стала видна Она – знаменитая К-2. Это жесть... С противоположной стороны видна Чоголиза. Вокруг нас полукольцо вершин, которое начинается с Метра пика. Затем стоят Чоголиза, Балторо-Кангри, Сеа-кангри, Гашербрум 6, Гашербрум 4, Броуд-пик и К-2. И ветер тут уже совсем не теплый. Горы начинают нас готовить к Испытанию. О, этот безумный мир. Я, наверное, только после экспедиции осознАю всю их сущность.

Наш гид - Джавет
9.06., 21.37.

Всего-то полдесятого по местному времени, полдевятого по Москве, а ощущение глубокой ночи. Темнеет тут около семи вечера, и жизнь почти сразу прекращается. Вчера разбили базовый лагерь. Сфотографировались со всеми флагами (а их у нас шесть), выложили площадки под палатки на леднике – жить нам тут два месяца. У каждого свой тряпочный домик, чтобы не слишком надоесть друг другу. Долго рассчитывались с носильщиками, улаживали мелкие проблемы. Вечером пошли в гости к российской сборной. Размах у них, конечно, покруче во всех отношениях. Вечер получился отличным – повидал старых друзей, увидел многих легенд российского альпинизма вживую. Поздно ночью, ломая ноги по заснеженной морене, вернулись домой. Кстати, наш БЛ стоит непосредственно под стеной К-2. Я поставил свою палатку входом к Горе, чтобы каждое утро на нее смотреть. Чехи уже обрабатывают маршрут Чесена, сборная России начинает носить грузы на противоположную сторону К-2, американцы все пытаются найти проход к Восточной стене, а мы завтра двинемся на Броуд-пик, где уже неделю работают немцы коммерческой группы. Больше тут нет никого. По ночам, естественно, традиционный мороз, постоянно лопается ледник, на котором мы живем, вечерами со стены К-2 стучат камнепады. Начинаю привыкать. Где-то там далеко, на границе с Индией стоит красавица Чоголиза. Тени ложатся на ее склоны часа в четыре дня и ничуть не меняют очертаний самого заката. Такой вот парадокс. А завтра... Дорогу осилит идущий. Снова камнепад. Жаль, не пошли сегодня снова в гости к парням – и за километр слышна гитара из их лагеря. Вчера появилась безумная мысль попытаться попасть в горы попроще с Колей Тотмяниным, Геной Кириевским, Глебом Соколовым, Валерой Шамало. Опыта поднабраться и взгляд на жизнь перенять. Если возьмут, конечно. Но впереди – главный в жизни экзамен. И мелочей в подготовке к нему нет. Поэтому пора спать. Утром я начну свой путь к дому. А путь этот лежит через два восьмитысячника. Блин. Нереальное что-то написал. Провинция Кандагар. 17й день войны.

Я зажег в церквях все свечи,
Но одну, одну оставил,
Чтобы друг в последний вечер,
Да по мне ее поставил,
Чтобы дальняя дорога,
Мне короче показалась,
Чтоб душа, вздремнув немного,
Снова к дому собиралась...

10.06.

Вышли к началу машрута на Броуд-пик. Как только подошли к лагерю немцев, они как раз спустились с обработки маршрута. Стоим через ручей друг от друга и думаем как перебираться – мы на ледник, они к лагерю своему. И тут один из них порхнул в ручей. Просто не смог перепрыгнуть. Если бы наши ребята не стояли на берегу, не доплыл бы он уже. Завтра идем в лагерь на 5800. Тащим кучу разного груза. Очень хочу в этот выход переночевать на 6400, но это уже как пойдет. А К-2 смотрит на нас свысока и улыбается снисходительно. Вот он какой этот путь домой – лед, снег и скалы. Утром старт.

Оставь хоть что-нибудь на память о себе...

Гашербрум
11.06., 15.38.

Лежу в палатке тех самых немцев в лагере 1. Высота 5680. Средний уклон всего подхода сюда от начала маршрута градусов 40-45. По прямой до места отдыха в середине маршрута отсюда всего 371 метр . При этом разница высот такая же. Жестко. Иногда – лед, иногда – снег. И чаще всего вообще без всякой страховки. Но тут и не поносишь много. Дотащился до лагеря на зубах. Еще и палатку у Ивана Ефимовича отнял на полдороги. Хотя сейчас, после сытного обеда (борщ, колбаса, сырки, сушеная рыба, самое разное питье – я выпил около 4 литров ) жизнь налаживается. А часа четыре назад я смотрел со склона на К-2, слышал стук собственного сердца и вдруг понял – еще никогда так четко не воспринимал мир. Чувства как-то сдвинулись и изменились до крайностей. Сейчас прямо передо мной К-2. Тучки вокруг нее растут. Завтра по плану выход на 6400. Все ночуют, наша четверка возвращается на 5700. Чувствую себя на все сто, только вот перила оказались слабым местом. Хотя и форма после апрельской пневмонии не лучшая. Говорил мне как-то давно Олег Афанасьев, что к восьмитысячнику надо быть готовым всегда, что когда позовут, готовиться будет поздно. Какой я был тогда дурак, думая, что нескоро мне так крупно повезет в жизни. Ценнее совета в альпинизме я не получал.

PS: А музыка в плеере, что на Хане в 2004, что сейчас у меня одинаковая. Откуда такое совпадение?

12.06.

Не смотреть вниз, не останавливаться, не думать о плохом. Не смотреть вниз, не останавливаться, не думать о плохом. Не смотреть вниз... Грань. Она где-то тут. В туалет не сходить не пристегнувшись. Шел тяжко, но не хуже других. Жить можно, особенно под музыку. Но останавливаться больше чем на 10-15 секунд нельзя – начинаешь "плыть". То же самое, если начинаешь смотреть по сторонам. А посмотреть есть на что. Иногда настолько круто, что приходится касаться снега, почти не нагибаясь. Снег кажется горячим. Притом это не случайное чувство или картинки страдающего мозга – уже второй день в жизни я это чувствую. Шаг. Еще шаг... Иду по десять шагов. Потом по 25. В итоге, получается настроиться и идти почти без перерывов. К лагерю пришел неожиданно. Вылепили из снега, вырубили буквально в камнях три площадки под палатки. Кое-как улеглись. Пить, пить, пить. Почти не ели в этот день. Вечером стрепал полпачки творога, мужики обошлись одним салом. Икра с сухарями пошла очень хорошо.

Броуд пик из Конкордии
13.06.

Сегодня спустились вниз из лагеря 2. Две другие четверки ночуют в лагере 3. Вчера парни из первой четверки выглядели очень уставшими. Только к вечеру немного ожили. А сегодня снова вся обработка маршрута досталась им. По рации сейчас сказали, что у них сильный ветер. Завтра пойду их встречать.

Вчера вечером в лагерь 2 пришел немец, по-моему, даже тот, которого мы выловили из реки, и сказал, что мы намочили их палатки, сделали их грязными и спалили два баллона их газа. Полные уроды – мы в их палатке даже не готовили, не говоря уже об использовании чужого газа. Немец не успокаивался, пока Иван Ефимович не высунулся из палатки и на русско-английском сленге не объяснил ему ситуацию еще раз, помахивая полным газовым баллончиком. Потом еще раз все то же самое нам высказал другой немец, но уже в лагере 1. сказал, типа спал в нашей палатке, так как мы намочили его палатку. Я посмотрел на его друзей, мирно выглядывающих из этой самой "непригодной к жизни мокрой тряпки" производства North Face. Просто стекает по камням именно в ту ледовую ямку, где они приткнули свое пристанище. Да, еще месяц она не высохнет... А живется немцам трудно – они рассекают просторы Броуд-пика уже почти две недели, а только вчера по нашим следам смогли поставить лагерь 2. И это притом, что у них один или два высотных носильщика. Тут пришли русские, посидели в БЛ два дня, а потом за три дня провесили полкилометра веревки и поставили первые три лагеря и занесли четвертый на высоту третьего, подготовив сразу все для штурма. Витает слух, что немцы очень хотели бы быть первыми на вершине. Но их темпами – один из них сегодня четвертый раз поднялся в лагерь 1 – много они не унесут.

Ночь. Звезды. Луны я тут вообще еще не видел. Профиль К-2 очень четко вырисовывается на фоне неба. Это же надо в голове уложить, что первый восьмитысячник – лишь разминка перед вторым. Завтра зайду на мемориал.

Ребята из сборной работают во всю. Их ABC находится на 5900. Застрелиться, блин. А я тут валяюсь в палатке на базе пока пацаны мерзнут на 7000. Очень бы хотелось принести больше пользы команде. Но.. Остается подчиниться общему плану и донести свое тело до вершины. Лучше до обеих. Путь к дому начат.

Эвакуация
14.06., 21.58

Встретил ребят. Почти все неважно выглядели. Лагерь 3 дался нелегко. Еще по пути к ним налазился с нашим офицером связи по леднику – искал новый проход в этом хаосе льда. А потом пошел снег. Немного выпало, но наступило ощущение зимы. Заметно похолодало. Еще в лагерь привели яка. Завтра они помолятся, попросят у него прощения и убьют его.Очень жаль животинку. Но людям нужно мясо. У Коли – день рождения. По этому поводу у нас был торт, пицца, салат, желе и два цыпленка. После этого были танцы и песни пакистанцев в виде подарка Коле. Впервые за все время удалось позвонить домой. Ночь, мороз, туман, моя обледеневшая палатка, и я в ней пишу эти строки. Четко между Броуд-пиком и К-2. Где-то на границе Китая и Пакистана...

эксплуатация рабочего
класса восходителями =)
16.06. 20.04.

Снова снег почти весь день. Несмотря на это, сходили в ABC К-2. Полтора часа туда, час обратно. В ABC уже стоят палатки американцев, собирающихся на восточную стену, и корейцы забросились туда за полчаса до нашего прихода. Завтра тоже пойдем ставить там лагерь.
Сегодня же раскинули свой базовый лагерь американцы. У нас есть общие знакомые. К сожалению, они идут Чесена. Только корейцы пока с нами на Абруццкого Амеры эти там уже были. Говорят, путь из штурмового лагеря до вершины очень крут и опасен. Вот тебе и раз. Корейцы вчера показали на рисунке, куда все прилетают оттуда. Это почти около нашего БЛ. Сегодня как раз проходили мимо одного. Рука, лохмотья, вдали высотный ботинок. Где-то здесь наши русские пацаны с прошлого года и Саша Губаев с 2004. ABC К-2 очень унылое место. На одной из площадок лежит каркас от Ефимовской палатки. Несомненно, наших. Около лагеря табличка полячке. Всего 33 года. Постояли, помолчали. Потом полезли назад в ледопад. Столбы высоченные. А потом был чай и шоколад, ветер нес снег, облепляющий все на свете. Под этим снегом я и перетаскал полтонны камней, обкладывая сначала генератор, а потом и свой домик. Палатка с каждым днем все выше над ледником – лед не тает под ней. Сегодня сделал пол в тамбуре толщиной сантиметров тридцать. Надеюсь, переделывать не придется. Настроение на троечку.

И этот дождь разбил твою улыбку,
Снег укрыл навсегда тебя от света,
Мы друг друга привели к убытку
Смерти, совести, души и тела..

Продолжение следует...

Ух, просто в захлеб читала!

Спасибо Вам! Очень интересно, так словно сам там находишься рядом с вами. Я ведь пока только мечтать о таком могу! Очень хочется продолжения!!!!! .....

Лучше гор могут быть только горы....

Спасибо, Сергей! С нетерпением хочу прочесть продолжение.