Как задумали, так и полезли...." />

Материал подготовила: Анна Пиунова, Mountain.RU
Фото:
Юрий Кошеленко, Ростов, Николай Тотмянин, СПб

Николай Тотмянин.

О Мелунгтзе

О Менлугтзе я впервые узнал, прочитав в интернете релиз о проекте Юры Кошеленко и Ильяса Тухватуллина. Прочитал и забыл. Это было в начале марта, когда вот-вот должна была стартовать экспедиция на Эверест, в которую я был приглашен, к которой всю осень и зиму готовился, и ни о каких стенах, кроме Северной стены Эвереста, не помышлял.

Юра позвонил мне 29 марта, сказал, что участие Ильяса в экспедиции под вопросом, и предложил мне поехать вместо него, если врачи убедят Ильяса отказаться от поездки. 1 апреля я узнал, что Ильяс не едет, и "прыгнул в уходящий поезд". Времени на раздумья не было, но решение участвовать в экспедиции было принято после взвешенного анализа ситуации. Я хотел поехать в Непал, и судьба предоставила мне такой шанс.

Я был готов физически, морально и организационно к восхождению на высокую гору по сложному маршруту. С участниками предстоящего восхождения никогда вместе в горах не был, но это не смущало, так как за 14 лет работы гидом понабрался опыта восхождений с иностранными альпинистами, а двум российским мастерам спорта найти общий язык – не такая уж сложная задача.

Дорога к базовому лагерю потребовала около двух недель. Этого времени хватило, чтобы познакомиться друг с другом поближе, найти общий язык (в прямом смысле, им оказался английский с ростовско-петербургско-монтанским акцентом) и выработать стиль взаимоотношений, который устраивал всех.

Это моя первая безалкогольная, вегетарианская экспедиция. Ну, не абсолютно вегетарианская и... безалкогольная.

План работы экспедиции был продуман заранее буквально по дням. Мы пришли под гору, поставили базовый лагерь и приступили к изучению района, горы, погодных условий и всего, что могло помочь или помешать нам взойти на вершину.

Базовый лагерь располагался на высоте 4700 м прямо напротив горы. Несмотря на огромные размеры Северной стены, мы определили всего два варианта пути восхождения, на которых мы не рисковали ежеминутно быть погребенными под обвалами льда с многочисленных висячих ледников.

Один из вариантов совпадал с линией, которую пытались пройти американцы в 1999 году. Это красивый ледовый маршрут и, наверное, самый короткий путь к главной вершине Мелунгтзе с севера.

Как ни велик был соблазн, от этого варианта решили отказаться, так как в верхней части маршрута, почти под вершиной, образовался огромный серак, который имел наклон в "нужную" сторону, мог рухнуть в любой момент и "прочистить" гору до самого основания.

Второй вариант - линия по правой части стены, более длинная и сложная в техническом плане, но безопасная и не менее красивая.

Начало маршрута - вертикальный ледовый каскад длиной метров 250. Сложный лед, особенно орган из сосулек в середине каскада. Аккуратно надо лезть, чтоб не уронить всю эту красоту, и страховаться приходилось за что-то хрупкое и ажурное. На выходе с каскада, справа на скальном выступе есть место для ночевки. Следующий участок - снежно-ледовый склон с несколькими вертикалями льда и микста и местом для ночевки под основной скальной стеной.

Вертикальная, с нависаниями и карнизами, скальная стена в средней части маршрута рассечена узкой, наклонной ледовой речкой - рампой. До рампы три веревки льда-снега и микста.

Выход на рампу - отличная снежная полка под карнизом, "отель Менлунгтзе". Лучше места для ночевки на стене трудно придумать.

Рампа представляет собой длинные участки отличного крепкого льда, чередующиеся с очень сложными микстовыми участками. На рампе и выше на ледовом склоне мест для лежачей ночевки нет. Переход с рампы на ледовый склон - ключевой участок - две веревки вертикальных скал и льда. Дальше 3 веревки до плеча на гребне. Гребень крутой, хороший лед на скалах: лезть приятно и страховаться просто, до вершины веревок 15.

Как задумали, так и полезли. Планировали уложиться в 10 дней. Взяли все что нужно и ничего лишнего.

Все прошли свободным лазанием, лидировали по очереди. Каждый поработал и на льду, и на скалах в свое удовольствие.

Лично мне в нашей компании было очень комфортно. И Юра и Карлос - надежные партнеры, грамотные альпинисты и просто хорошие люди.

Стену мы прошли, но на вершину не залезли.

"Железа", еды, газа хватало, одежда от "БАСК" - супер, высота не душила, погода была терпимой. На шестой день восхождения у Юры начались проблемы со здоровьем вследствие старой травмы позвоночника.

Консультации с врачами не дали обнадеживающих результатов, и мы приняли решение спускаться вниз по пути подъема.

Я чувствовал себя прекрасно как внизу, так и на горе, Карлос тоже был в норме, но вариант достижения вершины кем-либо из участников группы не рассматривался, так как от последней ночевки сходить наверх и спуститься обратно за день было нереально.

Начали спуск спокойно, потом заработали на автомате быстрее и быстрее, а с сосули, попав под холодный водопад, просто "спрыгнули".

Если бы мы дошли до вершины, то можно было бы говорить о новом маршруте 6-ой категории трудности, который сравним с маршрутами на Северную стену Хан-Тенгри.

Пока свежи воспоминания, возникает желание еще раз приехать в этот удивительный, непохожий на все остальное уголок Тибета и залезть - таки на гору, но как сложится на самом деле, я не знаю.

Как бы то ни было, самыми привлекательными сторонами альпинизма были и остаются восхождения на новые вершины и прохождение новых маршрутов.

После Жанну меня трудно чем-нибудь удивить. Я даже себе представить пока не могу гору, которая сможет вызвать подобные ощущения.

По поводу стилей в альпинизме: каждому замку нужна своя отмычка. Мне кажется, что сравнивание, сопоставление, противопоставление стилей сводит соревнование человека с природной стихией к состязанию между людьми, что противоречит сути альпинизма: если один стиль плох, а другой хорош, то тот, кто ходит хорошим стилем круче.

Я с гребня Мелунгтзе увидел Чо-Ойю и захотелось мне на большую высоту: туда и обратно, быстро и легко. Осенью собираюсь...