Автор: Николай Ширяев.

Прекрасная Швейцария'2007. Прелюдия
Продолжение.

"Прекрасная Швейцария'2007. Прелюдия". Начало статьи.
Сольо.
День 5. (31.07.2007).

Вид на деревню Сольо (Soglio).

Погода стояла чудесная, и мы – разнообразия ради – решили оставить на время Национальный парк и поехать на прогулку в Сольо (Soglio), небольшую деревушку в долине Брегалья почти на границе с Италией. Доехали до курорта миллионеров Санкт Моритца на поезде, а дальше продолжили путь на жёлтеньком почтовом автобусе.

Улочка в деревне Сольо.

Дорога вела нас через перевал Малойя, виды вокруг были замечательные – сначала «озёрная корона Энгадина», а затем спуск крутейшим серпантином в долину Брегалья, которая встретила нас деревушками с домиками в итальянском стиле (собственно, это уже итальянская часть Швейцарии). Я всегда изумляюсь мастерству водителей автобусов, которые ухитряются проезжать узенькими улочками на довольно приличной скорости, не задевая за стены домов.

Кладбище в Сольо.

По прибытии в Сольо мы сразу же накупили в местных лавках хорошего итальянского вина. А потом народ разбрёлся по деревне (сильное впечатление на многих произвело местное деревенское кладбище), и где-то только через час мы смогли выйти по панорамной тропе (Panorama Weg) траверсом склона долины в сторону селения Стампа (Stampa).

В долине Брегалья.
Вид с панорамной тропы.

Ящерец в этот раз было не очень много, но виды на долину открывались просто замечательные.

Порадовали нас и вымощённая камнем тропа, и небольшой водопад, и несколько полуразвалившихся «шпайхеров»-сарайчиков.

Спустившись в Стампу мы на таком же почтовом автобусе без приключений вернулись в Санкт Моритц и далее домой.

Вечером опять посетили сауну, предварительно уточнив, что сегодня она будет работать только для нас одних.

На панорамной тропе часто
можно встретить родителей
с несколькими
маленькими детьми.

Национальный парк. Озёрное плато Макун.
День 6. (01.08.2007)
1 августа – национальный праздник, День Швейцарской конфедерации. Отметить эту дату мы решили прогулкой на красивое озёрное плато Макун, совсем недавно включенное в состав Национального парка. Попасть на плато можно или непосредственно из Цернеца, или из деревушки Лавин (Lavin), лежащей ниже по течению реки Инн. Вариант подъёма на плато со стороны Лавина нравится мне больше (со стороны Цернеца долгое время приходится плестись вверх по осыпному склону г. Мунт Базельджиа (Munt Baselgia, 2945 м) по самой жаре).

Поэтому мы на поезде в 7:43 отправились Лавин, перешли по мосту на правый (орографически) берег р. Инн и начали подъём по лесной дороге в боковую долину Валь Цецнина (Val Zeznina).

Погода стояла чудесная, виды вокруг радовали глаз. Почти у самой верхней границы леса навстречу нам вырулило стадо телят (долина ещё не считается зоной Национального парка, и они пасутся здесь самостоятельно). Телят было много. И она напирали на нас, чуть ли не сталкивая с тропы. Но при этом они ещё и боялись нас. И мы опасались, как бы они не передавили друг друга (и нас заодно) с перепугу. Но в итоге нам удалось направить телят на боковую тропинку, и только Саша получил удовольствие от нежных ласок шершавого языка одного из них. -)

Телёнок в долине Валь Цецнина.

Выше границы леса, на правом (ор.) берегу реки Aua Da Zenzina располагается хижина Альп Цецнина-Дадаинт (Alp Zeznina-Dadaint, 1958 м). Выше хижины тропа идёт через заросли рододендронов (к сожалению, уже отцветших в это время года), и далее серпантином по травянисто-осыпному склону в сторону седловины, по которой и проходит граница Национального парка.

Поднявшись на плато, мы сделали небольшой привал у первого озерка. Ольга и Надя вспугнули здоровенного сурка.

Дальше мы сделали переход до места отдыха у одного из самых красивых озёр, пообедали и затем радиально погуляли по плато. Ольга и Надя остались разлагаться у озера, но зато и не увидели красивейших видов, открывавшихся с другого конца плата на окрестные горы.

На озёрном плато Макун.

Теперь у нас были два варианта направления дальнейшего движения: можно было вернуться по пути подъёма в Лавин, или пройти через перевал Фуорклетта да Баркли (Fourcletta da Barcli, 2850 м), вершину Мунт Базельджиа и спуститься в Цернец. Второй маршрут помечен в путеводителе красным маркером, что означает, что по нему могут гулять даже пенсионеры. Если честно, лично мне такая оценка сложности этого маршрута представляется несколько оптимистичной. Поэтому я провёл опрос общественного мнения, на тему «а не повернуть ли нам назад»? Но народ у нас в группе подобрался спортивный (не считая меня), поэтому большинством голосов было принято решение идти через перевал.

От места отдыха у озера тропа идёт по осыпным склонам, плавно набирая высоту до самого перевала. Только уже почти перед седловиной есть два не очень приятных места: сначала нужно пересечь участок заморененного льда, а потом подняться по крутой тропе по осыпи, едущей под ногами. Безусловно, оба эти участка не представляют сложности для подготовленных спортсменов, но бедных пенсионеров жалко…

Вид с перевала Фуорклетта да
Баркли на озёрное плато Макун.

На седловине нас сразу же охладило сильным ветром, так что рассиживаться на ней мы не стали. От перевала нужно подняться вправо по году по гребню на саму вершину Мунт Базельджиа, что мы и сделали. С вершины открывался прекрасный вид на долину р. Инн и р. Шпёль. А Цернец был виден вообще как на ладони – прямо под ногами. И всего-то до него чуть больше полутора километров по высоте. :-)

Вид с перевала на долину
р. Инн и г. Цернец.

Спуск с вершины идёт по скальному отрогу, сначала по средней осыпи, а потом по курумнику. Маркер уводит вправо по ходу на курумник и теряется. Но влево по ходу основную часть курумника также можно обойти по слабой тропке, что мы и сделали. Спускались мы довольно долго и трудно (привет пенсионерам!).

Особенно тяжело приходилось Ольге и Наде, не бывавшим до этого в горах. (Правда, и другим было не очень радостно. Как потом сказал Сергей, таких слов, какие звучали на спуске, он не слышал от Галины уже лет двадцать -) ).

На спуске с вершины Мунт Базельджиа.

Но всё закончилось хорошо, и мы без потерь вышли на тропу, ведущую серпантином по склону через противолавинные заграждения. Дальнейший спуск по лесной дороге можно было отнести к лёгкой прогулке, хотя и шли мы в хорошем темпе, стараясь не опоздать к ужину. В гостиницу вернулись только в 20:00 (итого, гуляли 12 часов).

За ужином гостеприимный хозяин гостиницы – видимо, в честь праздника, – подарил нам бутылку швейцарской водки Trojka.

После ужина, уже почти в полной темноте, мы пошли гулять по праздничному Цернецу. На улицах было полно народу. Ни до, ни после этого вечера мне не приходилось видеть такое количество людей в этом городке. Кажется, все местные жители приняли участие в празднике. Мы полюбовались на большой костёр и салют и отправились спать. Похоже, в этот день нагулялись все. :-)