Автор: Г.А.Стариков

Победивший судьбу
(Виталий Абалаков и его команда)

Авторскую страничку Геннадия Старикова

2 часть, 3 часть , 4 часть, 5 часть, 6 часть

ПРЕДИСЛОВИЕ

10 сентября 2002 г.
Стариков Г.А.

Сбылась заветная мечта Владимира Александровича Кизеля, заслуженного мастера спорта по альпинизму, и увидела свет его небольшая книжка "Победивший судьбу (Виталий Абалаков и его команда)" как раз к его замечательному дню рождения - ого! - (90-летию!), который наступит 16 сентября.

Спартаковцы, не забудьте поздравить патриарха нашего вида спорта со славным юбилеем!

Отзыв в интернете

Альпинисты - ветераны В.В. Барзыкин, О.Н. Ефимов, г.Черноголовка Московской области о книге В.А. Кизеля "Победивший судьбу. Виталий Абалаков и его команда". Москва, 2002.

По нашему мнению книга дает возможность познакомиться с историей становления и лучшими восхождениями одного из самых знаменитых альпинистских коллективов страны - командой Московского Спартака, а также позволяет проследить за судьбами альпинистов, входивших в нее в разное время, их взаимоотношениями, сменой поколений, моральным климатом и действиями в экстремальных обстоятельствах.

Нам довелось ходить в командах, которые создавались такими капитанами как И.В.Солодуев, А.А.Снесарев и Е.И.Тамм и на собственном опыте убедиться, что команда в спортивном альпинизме - основа основ. Отбор идет не только по спортивным, но по многим другим качествам. В хорошей команде дружба между ее членами - далеко не последний фактор успеха. А капитан - не только спортивный, но и "идейный" лидер. Как правило - это яркая личность, способная увлечь новыми спортивными задачами и умеющая поддерживать взаимоотношения в коллективе на должном уровне. И конечно же, узнать о внутренних пружинах легендарной команды, роли ее бессменного лидера - Виталия Михайловича Абалакова, методах его руководства коллективом - очень интересно и познавательно.

Хорошо известны трагические события, связанные с довоенным восхождением на Хан-Тенгри, которые завершились гибелью австрийца Ленца Саладина и ампутацией пальцев у Абалакова на руках и ногах, после чего ему грозила инвалидность. Только человек с железной волей мог победить судьбу и стать лидером альпинизма советского периода.

В.А Кизель сумел найти то главное, о чем следовало рассказать, не рискуя потерять интерес читателя. Он не перегружает текст излишними техническими подробностями многочисленных спортивных восхождений команды, даже если эти восхождения занимали призовые места на первенстве Союза, но самое существенное не упускает. Поэтому, на наш взгляд, книга должна иметь успех и у квалифицированных (они узнают много нового о хорошо знакомых людях и вершинах) и у молодых альпинистов (они познакомятся с яркими страницами истории любимого вида спорта).

Впечатляет эрудиция автора. В книге широко используются весьма нетривиальные эпиграфы и цитирования по тексту. И ведь автор не филолог, а физик, профессор МФТИ.

Владимир Александрович крайне скуп, рассказывая о себе. Но ветераны альпинизма знают, каким авторитетом и любовью он пользуется до сих пор. Не раз приходилось слышать о том, что В.А. высокопрофессионально и с поразительной доброжелательностью консультировал не только спартаковских, но и других альпинистов по пройденным, а иногда и по еще не пройденным маршрутам. И при этом щедро дарил уникальные фотографии маршрутов и даже заброски.

Спасибо автору за труд, принесший радость многим.

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ КИЗЕЛЬ

Победивший судьбу
(Виталий Абалаков и его команда)

Редактор и технический корректор, верстка Г.А.Стариков
Компьютерный набор В.А.Кизель
Корректор Н.М.Старикова
Обложка И.В.Балабанов
Обработка иллюстраций А.В.Женса
Фото: М.И.Ануфриков, В.А.Кизель

Книга посвящена выпускнику 1930 года механического факультета МХТИ им.Д.И.Менделеева Абалакову Виталию Михайловичу (1906-1986).

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Автор выражает сердечную благодарность и глубокую признательность за издание книги директору горного клуба “Маунтекс”, г.С.-Петербург АНДРЕЕВУ АНДРЕЮ ВИКТОРОВИЧУ , мастеру спорта России по альпинизму,
а также
кмс, инструктору 1 категории по альпинизму СТАРИКОВУ ГЕННАДИЮ АНАТОЛЬЕВИЧУ, спартаковцу, ученику моего друга Ануфрикова М.И. за проявленные настойчивость, доброжелательность, важные критические замечания при оформлении, редактировании и огромную работу по подготовке рукописи к печати.

1. ВЕРНЫЙ ДРУГ

Я, может, день там прожил,
А может, целый век
Я помню только утро
И белый-белый снег

Юлиан Тувим

В глубине глухого памирского ущелья, у бешеной серой реки мы встретили артель таджиков - золотоискателей. Кучка бронзовых людей в рваных и грязных, некогда пестрых халатах, с жадными глазами сгрудилась вокруг старшого - старика с черной кудрявой бородой.

В позе Будды, неторопливо и бесстрастно, полузакрыв глаза, словно священнодействуя, он отмывал песок в деревянном тазике, ловкими движениями сплескивая воду. Мы не сразу поняли, что же там, в тазике, тот же серый песок, что мчала река? Да, тусклый серый песок, но с каждым движением старика на сером фоне под лучами палящего солнца вспыхивали жаркие искорки - золото! И отражением золота вспыхивали глаза людей. Серый песок уходил, а золота оставалось все больше и больше, крупинки его блестели...

Вот так же и время мерно, как тот старик, отмывает от серого песка мелочей и забот воспоминания, оставляя только встающие в памяти золотые крупинки, уносящие тебя к картинам прошлого. И они волнуют, как строки Александра Блока:

Случайно, на ноже карманном,
Найди пылинку дальних стран,
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман.

Подобно этим крупинкам выступают из тусклых горных туманов воспоминания о знаменитом альпинисте Виталии Абалакове - человеке, с именем которого связана целая эпоха в истории отечественного альпинизма, теплом и верном друге, сплотившем нас больше, чем в спортивную команду - в друзей жизни. Виталий Абалаков, закончив большой спорт, до конца дней оставался авторитетным деятелем и учителем альпинизма. Его приглашали руководить крупными мероприятиями, приглашали на тренерскую работу, к нему порой приходили молодые альпинисты спросить совета, похвалиться достижениями, поплакаться на неудачи. Но, главное, он был для всех примером несгибаемой человеческой воли, могущей побороть все!

Когда-то у храбрых викингов был девиз: «исход - дело судьбы, но доблесть - дело твое». Абалаков сумел победить судьбу!

ТОЛЬКО ВПЕРЕД!

НАЧАЛО

Нам надо было спешить на север,
Все дальше на север.
Фритьоф Нансен

Пришел первый послевоенный спокойный год 1946-й. Альпинизм начал «оттаивать» после войны. Альпинисты пересчитывали уцелевших, поминали погибших... Делались первые восхождения.

Осенью с Кавказа пришла удивительная весть: Виталий Абалаков, собрав небольшую группу альпинистов, совершил несколько интересных восхождений, лучшим из которых было первопрохождение северной стены вершины Накры в Приэльбрусье. Имя Абалакова известно и гремело еще с начала тридцатых годов, но удивительным было то, что он, капитан команды, шел на этих восхождениях всегда первым, ...имея в кармане удостоверение инвалида. До войны ему ампутировали половину одной ступни, первые фаланги пальцев рук. Так началась его послевоенная спортивная карьера, продлившаяся много лет.

Каково же было начало?

Осенью далекого 1931 года в альпинистские круги пришло взбудоражившее всех известие: два никому неизвестных сибиряка - братья Абалаковы Виталий и Женя, с женой одного из них - Валентиной Чередовой взошли на вторую по высоте пятитысячную вершину Кавказа - Дыхтау (5204м) она видна еще из степей города Нальчика, сверкая снегами. По тем временам это было техническое спортивное восхождение экстра-класса.

Альпинисты были тогда немногочисленны, практически все знали всех этот мирок был официально «горной секцией Общества пролетарского туризма и экскурсий». Оно состояло тогда под эгидой Н.В.Крыленко*. Слово «альпинизм» официально не существовало (зачем совет c кому человеку Альпы?), было «горовосхождение» поощрялись горные походы, познание своей страны или массовые восхождения, военные походы или решение географически - геологических задач, «просто восхождению» придавался оттенок буржуазных развлечений. Например, экспедиция 1933 г. на пик Сталина (Коммунизма), организованная Н.П.Горбуновым, имела официальной целью установку на вершине автоматической метеостанции.

* В то время Народный комиссар юстиции (прим. автора)

Альпинисты тех времен в большинстве своем начинали с горных походов, ходили через перевалы. Только постепенно они решались на первые простые восхождения, прочно были освоены лишь технически доступные восхождения на Эльбрус и Казбек, преимущественно массовые.

Эти энтузиасты были объединены страстью к горам. Разных людей она захватывала - рабочих парней Б.Симагина, М.Ануфрикова, Н.Гусака, ученого с мировым именем академика И.Е.Тамма, ходившего еще в горах Шотландии, журналиста и боксера-тяжеловеса А.Ф.Гетье, будущего известного математика Б.Н.Делоне, врача Н.Калиновского, инженера В.Сасорова.

Многих охватывала страсть к походной жизни и восхождениям, они жили и бредили этим. Наверное, видевшие раз горы, снова стремятся к ним - эти люди имели то, что Сарьян назвал величайшим даром природы, способность удивляться.

У далеких от альпинизма жителей Сенегала есть поговорка: «чтобы стать человеком, чтобы понять мир, надо хоть раз в жизни забраться на самое высокое дерево или самую высокую гору». В книге Корана Аллах говорит устами пророка: «я дал вам горы и звезды, дабы направить вас на путь правый» псалом Давида гласит: «прийдите, взойдите на гору, дом бога нашего».

Каждый выходной день эти люди отдавали пешим и лыжным походам, на которых лежал отсвет горных походов, у костров возникали рассказы о вершинах. Кто побывал в горах, твердо знает, что после всякой бури приходит солнце.

Это были не «строители альпинизма», это были ребята, голодные по свежему ветру и тяжелой работе, искатели приключений, а то и просто воли от табелей, проработок и т.п., наивные романтики, порой ставившие свою судьбу на снежную карту - горы ведь не шутят… Многие только и жили ожиданием очередного летнего сезона. Особо увлеченные ходили и по Москве в штормовых костюмах и триконях, к ужасу соседей по трамваю. Это они начали писать историю нашего альпинизма своими ледорубами.

В 1941 году они ушли на фронт, но после войны продолжили писать послевоенную историю... уцелевшими именами.

Поэтому восхождение Абалаковых и Чередовой на Дыхтау было некоторым стимулом к рекордно-спортивному стилю, повлекшему ряд последователей. Стали отваживаться уже многие и перед началом войны было сделано многое, появился ряд сильных альпинистов. К концу 1937 г. наши альпинисты взошли на все главные вершины Кавказа и многие менее крупные («Горы покорить нельзя – они лишь позволяют людям подниматься на их вершины» Э.Шиптон, альпинисты иной раз говорят «взять»), разведали далекие Памир и Тянь-Шань. В те годы, правда, еще не возник «альпинизм маршрутов» - изыскание более трудных путей на взятые вершины - и было еще далеко до «стенных маршрутов».

Как всегда в спорте, вокруг братьев Абалаковых образовалась стайка молодежи - учеников, в число которых вошел и автор. Были здесь три брата Малеиновы (средний, Алексей в 1933 г. прославился восхождением

на пятитысячную вершину Коштан на Кавказе), Ю.Шиянов - летчик- испытатель (впоследствии Герой Союза), Г.Харлампиев, Ю.Губанов и другие. Весенние походы, костры в ночи - насаждался культ смелости и выносливости, железное правило - просмеять любую беду, рассказ о грозной опасности мог подаваться только в юмористическом ключе. Лыжные походы со слаломом по лесу, с ночевками где-нибудь на веранде или сеновале. Не раз, проснувшись в спальных мешках, мы были окружены деревенскими мальчишками, шептавшимися:

- Глянь, живые еще, шевелятся малость!

Всем, кто бывал в горных походах, наверное, знакомо это чувство: дома, сидя на диване, странно представить, что ты ночевал, полувися на обледенелой стене... Да не мираж ли это? А вот когда собралась группа друзей, все обретает реальность, встают в памяти живые воспоминания. Были и разговоры о технике альпинизма. Книг тогда еще не было, обучались «со слов» одним из учителей был дипломат В.Л.Семеновский, ходивший раньше проводником в Альпах.

Братья Абалаковы, Виталий и Евгений, из семьи казака-хуторянина, родились под Енисейском, потом жили невдалеке от Красноярска. Вместе приехали в Москву учиться: Виталий - на инженера, Евгений - на художника. Оба брата были невысоки, кряжисты, разве что Женя чуть поплотнее, малость похожий на милого таежного медвежонка. Но характерами они были разные: Виталий - несколько суховатый, замкнутый, Женя - улыбчивый и общительный. Виталий был склонен к некоторому аскетизму, Женя - далеко не чужд радостям жизни. Они имели богатый опыт тяжелых походов по Алтаю и Саянам, суровой сибирской тайге, опасных плаваний по бурным рекам, а главное, лазания по знаменитым Красноярским Столбам - великолепной школе скалолазания.

Столбы и впрямь хороши! На невысокие холмы наброшен ковер густой зеленой тайги, а на вершинах - диковинные высокие скалы.

Красноярец художник В.И.Суриков: «видел я Альпы швейцарские и итальянские, но нигде не видал такой красоты, как эта наша сибирская». Еще в начале 19-го века говорил рудознатец Прохор Селезнев: «зело велики и пречудесно сотворены эти скалы... даже в других землях не увидишь такие... и залезть на сии скалы никто не сможет». Ко времени Абалаковых Столбы были уже «освоены» и там сложилась особая скальная техника и, что поважнеее, своя мораль, свой кодекс чести и крепкого товарищества. Братья, с детства любившие природу, прошли здесь великолепную школу техники, мужества и дружбы.

Для человека, любящего природу, пройти по любимой лесной дорожке, посмотреть мощные контуры вершин на восходе - то же, что для меломана прослушать любимую мелодию. Но так же, как музыка может быть лиричной и бравурной, так и природа говорит разное. Русский равнинный пейзаж беззовен - милая лесная полянка тянет к спокойному созерцанию, да и куда идти? Через четыреста километров найдешь такую же полянку а в горах всегда манит движение - за поворот ущелья, за бровку перевала, на вершину - узнать, что там, проявить себя в активном действии, напрягать все свои силы это и влекло Абалаковых в горы. Евгений, с его художественным чутьем, писал: «Нас покорила то сверкающая, радостная и зовущая, то мрачная, клубящаяся вихрями, то гневная и грозная, то таинственной, неуловимой завесой скрывающая себя и лишь на мгновение открывающаяся чудесными фантастическими видениями особого мира, суровая и прекрасная, вечно зовущая стихия горных вершин».

Успехи Абалаковых продолжились: в 1932 г. братья вместе с Алешей Гермогеновым (в то время председателем Московской горной секции) сделали траверс Безенгийской стены - снежно-ледовой стены протяженностью более восьми километров, половина которой выше пяти тысяч метров, замыкающей Безенгийское ущелье - район наивысших вершин Кавказского хребта прошли от Гестолы до Ш.Руставели под Шхару (Зап.) (дальше не пустила сильная непогода).

Однако, вскоре пришло и первое большое горе: зимой 1933г. умер на седловине Эльбруса Алеша Гермогенов - горы предупредили...

В 1933 г. - Евгений, единственный из большой экспедиции, взошел первым на пик Сталина (Коммунизма), высочайшую вершину всего Союза (7495м), стоящую в самой глубине Памира /это было 16-е по счету восхождение в Мире на вершины выше 7000м/. А Виталий с большой группой молодежи прошел траверс высшей вершины Алтая - Белухи и совершил довольно трудное первовосхождение на вершину Иик-ту, высшую точку в Южно-Чуйском хребте.

В 1934 г. братья отдали силы военному мероприятию. Их пригласили на Памир руководить восхождением группы командиров на пик Ленина (7134м), тогда считавшуюся второй по высоте в Союзе, высшую вершину Заалайского хребта, протянувшегося почти на двести километров с востока на запад. Виталий впервые увидел азиатские степные просторы, Алайскую долину - ковыльную равнину шириной до тридцати километров, лежащую между снежным Алайским хребтом - границей Ферганской равнины и Заалайским («Алайская долина поражает степным простором» - географ Н.Корженевский), увидел море гор Памира, узнал азиатские высоты. Виталий - первый русский покоритель вершины - взошел вместе с двумя командирами (Евгений, пожертвовав вершиной, повел вниз группу ослабевших).

Оба брата оказались не мелькающими падающими звездами на альпинистском небе, но прочными светилами.

Осенью 1934 г. к братьям обратились среднеазиатские геологи, так как в глубине Тамынгенского ущелья, в отрогах Памиро-Алая было найдено месторождение дефицитного в Союзе олова, но выходы рудного тела были на очень крутой и высокой (4500м) стене, для геологов недостижимой. Виталий провел разведку вместе с молодыми альпинистами Андреем Малеиновым и Владимиром Цейдлером дело выглядело серьезно. В 1935 г. братья, собрав группу (Валентина Чередова, Андрей Малеинов, Виктор Корзун, Михаил Дадиомов, Евгений Тимашев, Лоренц Саладин – швейцарский альпинист, коммунист, с которым подружились раньше на Кавказе), отправились в глухой край. Это были глубины азиатских гор: путь шел через кишлак Варух, где Абалаковы увидели еще сохранившиеся каноны старой Азии - пыльные кривоколенные улочки между глухих заборов, по которым стелились плети тыкв, со слепыми стенами домов - из-за заборов были видны только развесистые урюки. Женщины в мешках паранджи с грузом на головах сухие старики в чалмах, темно-коричневые, достойно важные, как библейские патриархи, восседали на коврах чайхан под карагачами в пятнышках солнца...

Стена была обработана - навешены перила, веревочные лестницы, повешены площадки, и геологи начали работы. Попутно были совершены несколько восхождений на близлежащие пятитысячные вершины, но главное, было продемонстрировано прикладное значение альпинизма, получившее определенный резонанс.

Виталий на этом не остановился. Окончив экспедицию, он по просьбе армейского командования провел воинскую часть на пик Трапеция (примерно 6500м) в восточной части Заалайского хребта.

На следующий год, конечно, хотелось сделать что-то крупное спортивное. Тот, кто побывал в горах, уже не выйдет из ритма смены нового новым.

АВАРИЯ

Кивач, Кивач, ответствуй, ты ли?
И выслал бурю он в ответ.
Федор Глинка

Подошел летний сезон 1936 г. Виталий начал его, проведя десять армейских командиров на Дыхтау, а потом братья организовали экспедицию ВЦСПС на Хан-Тенгри, пригласив М.Дадиомова, Л.Саладина и молодого альпиниста Леонида Гутмана. Из далеких сухих степей Казахстана за зелеными предгорьями видны уходящие в небо белые цепи Тянь-Шаня - «Небесные горы».

Над могучей горной стеной встает высоко изящная белая пирамида - без пяти метров семитысячник - пик Хан-Тенгри «повелитель духов» - боязливо говорят китайцы Кан-тоо - «гора крови» - задумчиво говорят киргизы. Тогда она считалась самой высокой вершиной Тянь-Шаня.

Вершина была взята благополучно. Но у альпинистов есть примета - поздравлять друг друга с победой лишь спустившись вниз. На спуске же налетела жестокая двухдневная снеговая буря, которыми славится этот район Тянь-Шаня: двое участников - Дадиомов и Гутман ослабели, Гутман сорвался и пролетел двести метров, ослабел и Саладин... Спасая их, жестоко обморозился Виталий. Он, несмотря на это, пошел вниз по леднику Инылчек за помощью, а Женя на следующий день начал спускать пострадавших вниз. Не будем описывать тяжелые подробности.

Ампутации, выход из больницы, удостоверение инвалида. Надо бы подумать, раскинуть умом - как жить дальше? Но это был Абалаков - он был зашорен: только вернуться в спорт, вернуться в горы, ведь ему только тридцать один год!

Громкая слава прошлого - ах, кому она нужна! («она не стоит одного ночлега под спальным, псиной пахнущим мешком» - написал Константин Симонов).

Еще в больнице, к ужасу врачей, в постели делается зарядка. С тро-гательной поддержкой жены Валентины заживляются раны под аккомпанемент тренировок. Вскоре он уже тренируется на лыжах, летом 1937 г. едет на Кавказ руководителем Всесоюзной школы инструкторов альпинизма в лагере «Адылсу» (где теперь расположен прежний «Джан-Туган») - надеется еще взять реванш (буддисты говорят - «движение к цели и есть сама цель...»).

Но беда не приходит одна - пришла осень 1937 года. Оказался “врагом народа” только что ретиво громивший каких-то “врагов народа” Крыленко, исчез учитель альпинистов дипломат Семеновский («исчез старый Евсеич, как будто его и не было на свете, исчез без остатка, как умеют исчезать только старатели русской земли» - (Салтыков-Щедрин). Артиллерия стала бить уже не по целям, а по квадратам исчез рубаха-парень Георгий Харлампиев и многие другие, «сел» и В.Абалаков, с такими мелочами, как инвалидность, чекисты не считались.

Какое же обвинение было предъявлено? Четко и ясно: «передал немецким шпионам местонахождение советской пограничной заставы на вершине Хан-Тенгри» (оцените умственный уровень гуманистов в штатском!). Его били по ампутированным местам..., но он происходил из старой кержацкой семьи и с кержацким упорством, с его железной волей, ничего не подписал, через два с лишним года его, еле живого, с проклятьями выпустили из тюрьмы.

ВЕРНУЛСЯ!

Я снова стал человеком,
одетым в железо и кожу.
Юрсенар. Воспоминания Адриана

Я опять иду по скалам, пью студеные струи.
Николай Гумилев

Нежная Пенелопа - Валентина Чередова выхаживала Виталия, а он взялся за тренировки. Их можно было сравнить только с изнурением плоти древними подвижниками: зарядки, лыжи и бег, первое время, порой падая от усталости, в 1940 г. поездка начучем в альпинистский лагерь «Молния» в ущелье Адырсу на Кавказе с теми же тренировками, Бакуриани...

Продолжались они всю войну (он был консультантом Закавказского фронта, большее пока не по силам и возможностям). Не один раз расходились швы, шла кровь... Иногда приходилось выливать ее из ботинка... (это случалось нередко и в последующие годы). Закалка продолжалась и дальше - не раз где-нибудь на подходе к вершине мы поеживались от холодного ветра в свитерах, а он расхаживал в ковбойке, приговаривая «теплынь»...

В детстве Виталий был не очень силен, все было создано беспрерывной тренировкой - self made man ! (человек создавший себя сам!).

Закончилась война, пришел 1946-й год. И вот, он стоит на первой, пусть небольшой, вершине, снова впереди только бьющий в лицо ветер, долины где-то внизу, и видны дальние горы, пройденные пути он вернулся! О чем думал он там? Радость достижения цели или воспоминания прошлых лет - пережитого за десять лет хватило бы на десятерых, но это был Абалаков! Ведь даже друзья думали, что с горами покончено, но нет!

Ему уже сорок лет. Знает ли он, что это только начало его блистательного будущего пути - еще пятнадцать лет будет Виталий капитаном собранной им жестким отбором команды альпинистов, десять раз чемпионом страны, победителем самого северного семитысячника мира - пика Победы? Верно, еще нет, сейчас он слишком переполнен сегодняшней победой над судьбой: годы тренировок сделали свое, «дорогу осилит идущий» говорят пуштуны, и он осилил!

Еще зимой 1946 г. он берется за большое дело и организует в спортобществе «Спартак», издавна славившимся своим футболом, секцию альпинизма, организует совместно с О.Д.Гринфельдом альпинистский лагерь «Спартака» - «Шхельду» в ущелье того же имени, в Приэльбрусье. Лагерь стоял в сосновом лесу, но чуть выйдя в сторону можно было видеть дразнящие зубья вершины Шхельды. В лагере шло обучение новичков, разрядников, проводилась школа инструкторов (из которой вышел впоследствии ряд классных альпинистов) и, наконец, была официально оформлена команда. В нее втягивали постепенно нескольких сильных альпинистов «довоенных времен», а потом и выращенную в лагере молодежь.

Абалаков Виталий

Чередова Валентина

Боровиков Александр

Ануфриков Михаил

В 1947 г. этой командой было сделано восхождение, в те далекие времена рекордное* - первопрохождение северо-западной стены пика Щуровского в верховьях Шхельдинского ущелья, долго служившее эталоном трудности для альпинистов - до сих пор классифицируемое пятой категорией сложности (Абалаков, Чередова, Александр Боровиков, Иван Леонов).

* жюри признало это восхождение в числе 3-х лучших в сезоне.

В том же году был пройден интересный маршрут - ребро 3-й Западной вершины Шхельды. Над выбранным маршрутом висел гигантский карниз, угрожавший падением. Наблюдая за вершиной, Виталий выждал падения карниза, сметавшего по пути непрочные камни - маршрут стал безопасным с тех пор он ввел принцип - перед восхождением день или даже более на просмотр предстоящего пути. (Это восхождение совершили Абалаков, Чередова, Леонов, Николай Гусак). Команда уже складывалась.

Так началась история «команды Спартака», которая долгое время оставалась одной из сильнейших команд в стране.

Когда старый спортсмен рассказывает о себе молодежи, он всегда чуть-чуть смешон: затаив дыхание слушают его рассказ об эпопее побития мирового рекорда в беге на 5000 м. Кто-то, дотошный, спрашивает время - и по аудитории пробегает легкий смешок - сейчас это время второго разряда... И в альпинизме сейчас, когда взяты все восьмитысячники, исхожен пик Победы, взята Лхоцзе Средняя (8414м), маршруты, пройденные командой, выглядят не очень сложными, но более полувека назад, по тому уровню альпинизма, они были первыми и рекордными - а делались они на бедном, плохом и тяжелом, порой самодельном снаряжении, не сравнимом с современным арсеналом.

У каждого времени есть свой предел в спорте, есть он и в альпинизме, но победа человеческой воли и дружбы не меркнет со временем и остается неизменной.

Судьба жестока к Виталию, в марте 1948 г. постигло новое большое горе - погиб нелепым образом брат, Женя... В первый и последний раз в жизни были у Виталия на глазах слезы.

Но что делать, он и теперь не согнулся, но незаживающий рубец в душе остался на всю жизнь.